Рейтинги
Рейтинги как инструмент анализа, прогноза и поддержки принятия управленческих решений являются сравнительно новым феноменом, имеющим всего лишь столетнюю родословную, хотя сравнение стран друг с другом всегда лежало в основе и сотрудничества, и соперничества, и войн, и мира.
Усложнение всех аспектов жизни современного общества, лавинообразное увеличение информационных потоков и интенсивности коммуникаций создали мощный спрос на рейтинги фирм, продуктов и услуг, финансовых инструментов, регионов, стран и т.п.
Как и в других сферах жизни, рынок рейтингов сегодня весьма дифференцирован. На нем есть и ходовые субъективные ранжировки, рэнкинги, свою исключительную роль играют биржевые котировки, развивается и инструментарий региональных и страновых рейтингов.
Примерами таких рейтингов могут служить индекс человеческого развития Программы развития ООН, рейтинг 100 лучших стран для жизни журнала «Newsweek», рейтинг уровня жизни от «Legatum Institute», оценки Всемирного банка и Международного валютного фонда, ведущих инвестиционных корпораций. В последние годы большую популярность приобрел Глобальный рейтинг конкурентоспособности, составляемый ежегодно экспертами Всемирного экономического форума (ВЭФ). Так или иначе, эти и другие рейтинги учитываются в формулах инвестиционных решений игроками глобального рынка, влияют на репутации стран, регионов и отраслей, сказываются на самоидентификации стран.
Достижение относительно благоприятной позиции страны или корпорации в мировой «табели о рангах» все чаще становится важной задачей государственной политики и корпоративного стратегирования.
Однако корректное рейтингование остается сложной методологической, технологической и информационной проблемой.