Страница автора: Зуенкова Юлия Александровна

Формирование императива клинического маркетинга в управлении устойчивым развитием инноваций в медицинской промышленности

DOI: 10.33917/mic-4.117.2024.39-48

Рассматривается концепция клинического маркетинга как один из видов маркетинга в здравоохранении. Определен императив клинического маркетинга. К предпосылкам развития клинического маркетинга относят – переход на принципы доказательной медицины, ужесточение регулирование, увеличение стоимости создания инновационных медицинских продуктов. Выделены ключевые факторы успеха медизделия, которые ускоряют проникновение на рынок медицинских инноваций. Описана программа и основные инструменты клинического маркетинга, область их применения. Определена область приложения клинического маркетинга в соответствии с классом медицинских изделий. Показано, что применение элементов клинического маркетинга может положительно влиять на коммерциализацию инноваций в условиях политики импортозамещения медицинской промышленности.

Источники:

1. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга: Пер. с англ. 2–е Европ. Изд. М.; СПб.; К.: Издат. Дом “Вильямс”, 2005. С. 502–512.

2. Шевченко Д. А. Основы современного маркетинга: Учебник для бакалавров / Д. А. Шевченко. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019. 604 с.

3.  Ямщиков А. С., Маева Е.И. Теоретические и методологические основы маркетинга медицинских учреждений. Менеджер здравоохранения. 2011. № 10. С. 28–35.

4. Ahmed R.R. Pharmaceutical marketing mix strategy and physician’s prescription behavior. The Pharma Innovation Journal. 2014. № 3. pp. 8–12.

5. Jambulingam Thani. The R&D Marketing Interface in Biopharma and MedTech. Journal of Commercial Biotechnology. 2019. № 24.

6. Eriksson Päivi & Rajamäki Heidi. Biotechnology marketing: Insider and outsider views. Journal of Commercial Biotechnology. 2010. № 16.

7. Stremersch Stefan & Dyck Walter. Marketing of the Life Sciences: A New Framework and Research Agenda for a Nascent Field. Journal of Marketing American Marketing Association. 2009. № 73. рp. 4–30.

Beyond the Pill – стратегия маркетинга отношений на фармацевтическом рынке

DOI: 10.33917/mic-5.112.2023.39-47

Целью исследования явилось описание одной из форм реализации стратегии маркетинга отношений, характерной для фармацевтической отрасли – стратегии Beyond the Pill. В статье описывается история возникновения стратегии, основные формы ее реализации, определена роль стратегии Beyond the pill в эпоху цифровизации и перехода здравоохранения на ценностно-ориентированный подход и приведен пример реализации стратегии на российском рынке. Выделены особенности и условия реализации стратегии маркетинга отношений на фармацевтическом рынке. Предложена система сбалансированных показателей для оценки результативности внедрения стратегии.

Источники:

 1. Fleck Leonardm. Controlling Healthcare Costs: Just Cost Effectiveness or «Just» Cost Effectiveness? Cambridge Quarterly of Healthcare Ethics. Cambridge University Press. 2018;27(2):271–83.
2. OECD (2023), Health spending (indicator). URL: https://www.oecd.org/els/health-systems/health-data.htm doi: 10.1787/8643de7e-en
3. Kovacs R., Powell-Jackson T, Kristensen S., Singh N, Borghi J. How are pay-for-performance schemes in healthcare designed in low- and middle-income countries? Typology and systematic literature review. BMC Health Serv Res. 2020:7;20(1):291. doi: 10.1186/s12913-020-05075-y
4. Ananthakrishnan A., Luz A.C.G., KC S. et al. How can health technology assessment support our response to public health emergencies? Health Res Policy Sys. 2022;20:124 (2022). https://doi.org/10.1186/s12961-022-00925-z
5. Wenzel, Meike & Henne, Nathalie & Zollner, Y. Beyond the pill: The move towards value-added services in the pharmaceutical industry. Journal of Medical Marketing: Device, Diagnostic and Pharmaceutical Marketing. 2014;14: 91-98.
6. Porter ME, Teisberg EO. Redefining Health Care: Creating Value-Based Competition on Results. Harvard Business School Press, 2006.
7. Marsh K., Caro J., Hamed A., Zaiser E. Amplifying Each Patient’s Voice: A Systematic Review of Multi-criteria Decision Analyses Involving Patients. Appl Health Econ Health Policy. 2017;15(2):155-162. doi: 10.1007/s40258-016-0299-1. PMID: 27928659.
8. Khurana, Atul & Rastogi, Rahul & Gamperl, Hans-Joachim. Patient Support Program in Pharmacovigilance: Foster Patient Confidence and Compliance. International Journal of Medical, Health, Biomedical, Bioengineering and Pharmaceutical Engineering. 2017;11:148-151.
9. Krishnamoorthy R. Environmental, social, and governance (ESG) investing: Doing good to do well. Open J Soc Sci. 2021;9:189–97.
10. Marcus A. Koch. Pharmaceutical Market Access: current state of affairs and key challenges – results of the Market Access Launch Excellence Inventory (MALEI). Journal of Market Access & Health Policy. 2015;3:C. 1-10. DOI: 10.3402/jmahp.v3.29679
11. Ersoy Yusuf & Tehci Ali. Relationship marketing orientation in healthcare organisations with the AHP method: Internal and external customer perspective, 2023.
12. Shillington, Alicia & Ganjuli, Arijit & Clewell, Jerry. The impact of patient support programs on adherence, clinical, humanistic, and economic patient outcomes: A targeted systematic review. Patient Preference and Adherence, 2016.
13. Brixner, D.I., Rubin, D.T., Mease, P.J., Mittal, M., Liu, H.H., Davis, M., Ganguli, A.X., & Fendrick, A.M. Patient Support Program Increased Medication Adherence with Lower Total Health Care Costs Despite Increased Drug Spending. Journal of managed care & specialty pharmacy. 2019;25(7):770-779.
14. Landwehr Konstantin. Digital Transformation in the Pharmaceutical Industry – From Products to Services «Beyond the Pill», 2015.