Страница автора: Юрий Мишин

Мотивация и стимулирование персонала — важнейший организационный резерв повышения эффективности производства

DOI: 10.33917/es-3.195.2024.126-137

В современных условиях основным инструментом привлечения квалифицированных специалистов, минимизации текучести кадров и стабилизации трудового коллектива, поддержания и развития у персонала стремления к повышению профессиональных знаний и навыков является система мотивации и стимулирования его трудовой деятельности.

Именно поэтому настоящая работа, посвященная выбору наиболее подходящей подобной системы для предприятий и организаций ОПК, исходя из специфических отраслевых особенностей, представляется, несомненно, актуальной.

В работе: 1) проанализированы и обобщены литературные источники, посвященные вопросам стимулирования труда; 2) выполнено аналитическое исследование на реальных данных зависимости важнейшего показателя производственно-хозяйственной деятельности — выручки от реализации продукции — от качественных профессиональных и возрастных характеристик персонала субъектов хозяйствования; 3) дана сравнительная оценка используемых в развитых зарубежных странах систем мотивации и стимулирования труда персонала (информационная база, механизмы формирования размеров оплаты труда персонала, преимущества, недостатки, возможная область использования); 4) приведено обоснование целесообразности использования в российском оборонно-промышленном комплексе в качестве базовых основополагающих элементов японской системы пожизненного найма, старшинства и организации из работников предприятий групп по поиску и расшивке «узких мест»; 5) сформулированы предложения (комплекс организационно-экономических мероприятий) по привлечению кадров молодых специалистов в ОПК.

Источники:

1. Соколов А.В. Сравнительная оценка финансово-экономического положения предприятий оборонной промышленности РФ. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2010. 196 с.

Основные механизмы развития государственного стратегического планирования в Российской Федерации

DOI: https://doi.org/10.33917/es-6.180.2021.46-57

В современных условиях осуществление устойчивого  поступательного движения страны путем проведения масштабных структурных изменений может произойти только на базе централизованного определения направлений, целей, приоритетов социально-экономического развития, а также взаимоувязанных на всех уровнях управления народным хозяйством страны показателей (индикаторов) стратегий, программ и планов. Методологической основой работы является диалектический метод научного познания, а также системный и институциональный подходы. В качестве информационно-аналитической базы использовались научная периодика (монографии, научные статьи и др.) и официальные документы органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации по вопросам государственного стратегического и  перспективного планирования в России и СССР. В статье решены следующие вопросы: 1) в результате анализа отечественных и зарубежных литературных источников, а также нормативно-методического обеспечения в области государственного стратегического планирования были выявлены

его основные недостатки. По мнению авторов, к таковым можно отнести: распространение методов программно-целевого управления не только на все сферы социально-экономического развития, но и на направления бюджетных ассигнований, отсутствие достаточной информационной базы расчетов; 2) предложен методический подход (этапы, последовательность выполнения работ, методы и процедуры) к разработке государственных программ экономического развития страны, отраслей и регионов; 3) обосновано использование в качестве основных методов разработки государственных программ методов анализа иерархий (МАИ) и сетевого моделирования (СПУ); 4) даны предложения по составу и структуре информационной базы расчетов показателей (индикаторов) государственных программ.

Укрупненное обоснование объемов ресурсного обеспечения национальных проектов развития России

DOI: https://doi.org/10.33917/es-2.176.2021.88-97

Целью настоящей работы является конкретизация сформулированных Президентом Российской Федерации основных стратегических целей ускорения экономического развития страны в части создания новых производственных мощностей в приоритетных направлениях экономического и социального развития — национальных проектах, а также обоснование методического подхода к расчету требуемого объема их ресурсного обеспечения. В качестве информационной базы работы помимо литературных источников и официальной статистической отчетности использовались также нормативно-правовые документы (стратегии и государственные программы) в области стратегического планирования деятельности отраслей отечественного ОПК. В статье решены следующие вопросы: 1) проведено ранжирование по уровню эффективности использования капитальных вложений в различных секторах российской экономики; 2) предложен методический подход к формированию прогнозной оценки требуемых объемов капитальных вложений и трудовых ресурсов для обеспечения установленных темпов экономического развития страны; 3) разработан механизм определения объемов производства продукции в зависимости от размеров капитальных вложений

 

Источники:

1. Аганбегян А.Г. Семь шагов по возобновлению значимого

социально-экономического роста // Экономические стратегии. 2019. № 4. С. 42–50.

2. Акофф Р. Планирование в больших экономических системах. М.: Советское радио, 1972. 223 с.

3. Братухин А.Г., Дмитриев О.Н., Ковальков Ю.А. Потенциал конверсии. М.: Машиностроение, 1992. 453 с.

4. Глазьев С.Ю. О глубинных причинах нарастающего хао-

са и мерах по преодолению экономического кризиса: Доклад (подготовлен в рамках работ по государственному заданию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации по фундаментальной научно-исследовательской работе на тему «Цикличность развития мирохозяйственных укладов») [Электронный ресурс] // Караулов.Life. 2020. 14 апреля. URL: http://karaulovlife.ru/news/doklad-akademyka-glaizeva-oglubinnyx-pruchinax/10312.