Страница автора: Хаценко Егор Сергеевич

Коммуникативные взаимодействия поставщиков энергетических ресурсов на арктических территориях на основе цифровизации

DOI: 10.33917/mic-5.106.2022.87-99

В статье обоснована необходимость цифровизации коммуникативных взаимодействий поставщиков энергетических ресурсов с клиентурными рынками на примере крупной компании, осуществляющей свою деятельность на территории Арктической зоны Российской Федерации. В настоящее время основным видом коммуникативного взаимодействия между исследуемой компанией – поставщиком энергетических ресурсов и клиентурными рынками являются договорные отношения, своевременность и качество которых приобретают важное значение, особенно для предприятий крупного бизнеса. От качества заключенного договора на поставку ресурсов, условий и сроков поставок, зависят полнота объемов поставки ресурсов и своевременность выполнения условий, содержащихся в договоре, которые напрямую влияют на результаты финансово-экономической деятельности компании и, следовательно, ее конкурентную позицию на клиентурных рынках.  Независимо от количества и объема договоров в год, которые могут быть различными – от нескольких крупных заказов для хозяйствующих субъектов (предприятий) на отраслевых клиентурных рынках до десятков тысяч для потребительского рынка – физических лиц и домашних хозяйств, договор как основной вид коммуникативного взаимодействия является важнейшим правовым инструментом.

Источники:

1. Babkin N., Bespalova S., Senetskaya L., Skotarenko O. Tools for digitalization of economic processes for supporting management decision-making in the Arctic region. 4th International Scientific Conference on Arctic: History and Modernity; Saint Petersburg, Russian Federation 17-18 April 2019.

2. Бабкина Л.Н., Скотаренко О.В. Особенности квалиметрического подхода в региональных исследованиях // Научно-технический вестник Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2013. №5 (180). С. 161-165.

Цифровизация процесса потребления электроэнергии в жилых домах Арктической зоны

DOI: 10.33917/mic-2.103.2022.75-84

В статье выявлены причины, негативно влияющие на экономическое состояние и развитие электроэнергетики в городах Мурманской области, и обоснована необходимость создания интеллектуальных систем управления потреблением электрической энергии населением на основе цифровизации процесса учета.  В частности, большие объемы требуемых энергетических ресурсов на территории Арктической зоны, их ограниченность и нерациональное потребление обусловили необходимость реализации проекта «Умный дом» в рамках национальных проектов «Жилье и городская среда» и «Цифровая экономика».  К основным результатам этого проекта относятся: сокращение уровня дебиторской задолженности населения за поставляемую электроэнергию, снижение затрат на снятие, прием и обработку показаний приборов индивидуального учета, повышение эффективности ввода ограничений для режимов потребления, повышение экономической эффективность деятельности отрасли; обеспечение безопасности проживания населения в жилых домах.

Источники:

1. О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии, Постановление Правительства РФ от 4 мая 2012 г. №442 (ред. от 29.12.2020), Собрание законодательства РФ. 07.01.2013. №1. ст. 45.

2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации, Федеральный закон №522-ФЗ от 27 декабря 2018 г., Собрание законодательства РФ. 31.12.2018. №53 (часть I). ст. 8448

3. Паспорт национального проекта «Жилье и городская среда», утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 №16. Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://base.garant.ru/72190282/

Методологические подходы к целям развития экономики России в условиях внедрения цифровизации

DOI: 10.33917/mic-1.102.2022.30-39

В статье приводится исследование совокупности национальных программ и федеральных проектов, оказывающих как непосредственное, так и косвенное влияние на формирование кадрового обеспечения национальной программы по созданию цифровой экономики Российской Федерации. Изучаются критерии реализации программ и проектов и динамика изменения их количественных значений. Особое внимание уделено степени применения основных методологических подходов – программно-целевого, комплексного, процессного, системного и ситуационного, как основы построения иерархии совокупности программ и проектов.

Источники:

1. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 (ред. от 19.07.2018). Собрание законодательства РФ, 14.05.2018. № 20. ст. 2817.

2. О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации: Указ Президента РФ от 01.12.2016 № 642. Собрание законодательства РФ, 05.12.2016. № 49. ст. 6887.

3. О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов: Федеральный закон от 02.12.2019 № 380-ФЗ. Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. 03.12.2019. Начало действия документа – 01.01.2020.

4. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»: Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 30.11.2019). Собрание законодательства РФ, 01.01.2018. № 1 (часть II). ст. 375.

5. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»: Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 316 (ред. от 30.11.2019). Собрание законодательства РФ, 05.05.2014. № 18 (часть II). ст. 2162.

Проблемы развития Северного морского пути и его инфраструктуры в условиях спада экономической активности

DOI: 10.33917/mic-6.101.2021.69-77

В статье отмечается, что развитие Северного морского пути и прилегающих к нему территорий Арктической зоны Российской Федерации является необходимым условием повышения конкурентоспосбности национальной экономики в долгосрочной перспективе, позволяя использовать природные ресурсы, не вовлеченные в хозяйственный оборот. Выявляются негативные экономические тренды, ставшие следствием спада экономической активности, вследствие эпидемии коронавирусной инфекции, которые существенным образом влияют на результативность реализуемых инвестиционных проектов в сфере добычи полезных ископаемых в Арктической зоне. Предлагается уточнить и скорректировать существующие прогнозы перевозки грузов по Северному морскому пути, обеспечить максимально эффективное использование ресурсов федерального бюджета на развитие его инфраструктуры. Используя методы сравнительного анализа и системного подхода, авторы делают выводы о том, что в условиях спада экономической активности объем перевозки грузов частными компаниями по Северному морскому пути к 2024 г. будет находиться в диапазоне 47-50 млн тонн, а ряд намеченных проектов в сфере добычи полезных ископаемых реализованы не будут. Даются рекомендации по корректировке существующих планов по развитию инфраструктуры Северного морского пути (включая строительство атомных ледоколов) с целью более эффективного использования средств федерального бюджета.

Источники:

1. Abramov A., Zagorodnikov M., Smirnov A. Management of Innovative Projects In The Arctic Zone. Modern Tools for Sustainable Development of Territories. Special Topic. Project Management in the Regions of Russia Retrieved from. 2019. URL: https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.12.05.125

2. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989. 519 с.