Страница автора: Виктория Перская

Стратегии E SG и энергопереход бизнеса в современных условиях

DOI: https://doi.org/10.33917/es-6.186.2022.76-85

В статье рассмотрено содержание требований ES G как переходной фазы от нерегулируемой глобализации к достижению Целей устойчивого развития ООН до 2030 г. Пристальное внимание уделяется социальной составляющей, а также взаимосвязи достижения нулевого выброса в среду с реструктуризацией энергогенерирующих сегментов национальных хозяйств, в том числе в развивающихся странах. Подчеркивается, что развитые страны, провозглашая энергопереход на возобновляемые источники, используют в своих целях потенциал развивающихся экономик, что усиливает в развивающихся странах стремление ввести государственное регулирование экономики в целях реализации национальных задач развития. Констатируется, что безоговорочное внедрение принципов ESG обусловило сокращение долгосрочных инвестиций в геологоразведку и производство ископаемых источников энергии, что в свою очередь привело к резкому росту цен на мировых рынках. Делается вывод о том, что процесс энергоперехода должен быть плавным, поскольку радикальный отказ от фоссильного топлива неприемлем в современных условиях, учитывая санкционную стратегию англосаксонских стран по отношению к ряду государств при усилении социальной составляющей в инвестиционной нагрузке хозяйствующих субъектов, он на практике препятствует достижению целей экологической справедливости, содействия росту благосостояния населения и повышения социальной ответственности компаний перед обществом.

Источники:

1. 17 целей для преобразования нашего мира [Электронный ресурс] // ООН. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/

2. Широкомасштабное, быстрое и усиливающееся изменение климата — МГЭИК: Пресс-релиз МГЭИК [Электронный ресурс] // IPCC. 2021. URL: https://www.ipcc.ch/site/assets/uploads/2021/08/IPCC_WGI-AR6-Press-Release_ru.pdf.

Инструмент «мягкой силы» в содействии международному развитию

DOI: https://doi.org/10.33917/es-6.180.2021.104-117

В настоящей статье обосновывается следующий тезис: в условиях реального полицентризма и усиления противостояния со стороны государств либеральной системы ценностей и государств, отстаивающих реальный суверенитет и невмешательство во внутренние дела государств-реципиентов за счет разнообразного инструментария помощи развитию, исключительно «мягкая сила» может стать действенным механизмом создания условий для устойчивого развития мирового сообщества в целом. При написании исследования использовались методы историзма и сравнительного анализа подходов к политике реализации целей «мягкой силы».

Источники:

1. Абрамова А.В., Габарта А.А., Дегтерев Д.А., Дегтерева Е.А., Капица Л.М. Иностранная помощь: Монография / Под общ. ред. Л.М. Капицы; МГИМО (У) МИД России, каф. Мировой экономики. М.: МГИМО-Университет, 2013. С. 8.

2. Абрамова А.В., Завьялова Е.Б., Зайцев Ю.К., Капица Л.М, Козлова О.А. Содействие международному развитию. Курс лекций / Под ред. В.И. Бартенева и Е.Н. Глазуновой. М., 2012. 408 с.

3. Roger C. Riddel. Does Foreign Aid Really Work? Oxford University Press, 2008. P. 77.

4. Содействие международному развитию как инструмент внешней политики: зарубежный опыт / Под ред. В.Г. Барановского, Ю.Д. Квашнина, Н.В. Тогановой. М.: ИМЭМО РАН, 2018. С. 19.

5. Лигорио В. Внешняя теневая политика России: «мягкая власть» и международное образование // European science. 2019. № 5. C. 83–91.

6. Burlinova N. Russian soft power is just like Western soft power, but with a twist [Электронный ресурс] // Russia Direct. April 7, 2015. URL: https://russia-direct.org/opinion/russian-soft-power-justwestern-soft-power-twist.

7. Conley H., Gerber T., Moore L., David M. Russian Soft Power in the 21st Century: An Examination of Russian Compatriot Policy in Estonia [Электронный ресурс]. Washington, 2011, D.C, Centre for Strategic and International Studies. URL: http://csis.org/files/publication/110826_Conley_RussianSoftPower_Web.pdf.

Внешнеполитический курс Китая и навязывание США Китаю биполярного противостояния

DOI: https://doi.org/10.33917/es-3.177.2021.40-49

В статье анализируется политика США в части выстраивания биполярности в мировом сообществе, где в качестве основного врага прогрессивного человечества обозначается Компартия Китая, предпринимается попытка опять сформировать альянсы сторонников в противостоянии с Китаем и странами, которые стремятся проводить суверенную внешнюю и внутреннюю политику. Такое позиционирование отвечает традиции внешнеполитической деятельности США в мировом сообществе. Кроме того, оно основано на успешной политике противодействия лагерю социализма и СССР. Теперь предложено реализовать тот же курс в отношении КПК. В статье исследуются основные концептуальные положения,  определяющие содержание внешнеполитической стратегии КНР, доказывается, что Китай не стремится стать мировым гегемоном, но экономическое лидерство и свои экономические интересы будет стараться продвигать всеми возможными способами, исключая военные действия. Способом противодействия экономической экспансии КНР может быть исключительно обретение странами подлинного национального экономического суверенитета и наращивание национальной  конкурентоспособности, а также реализация внешнеполитической стратегии стран, основанной на отстаивании национальных интересов, и достижение консенсуса в чувствительных секторах хозяйственного взаимодействия.

 

Источники:

 

1. Сommunist China and the Free World’s Future. Speech. Michael R. Pompeo The Richard Nixon Presidential Library And Museum. 23 July 2020 [Электронный ресурс] // State.gov. URL: https://www.state.gov/communist-china-and-the-free-worlds-future//

2. Secretary Michael R. Pompeo at a Press Availability. Michael R. Pompeo, Press Briefing Room. Washington, Dc. 15 July 2020 [Электронный ресурс] // State.gov. URL: https://www.state.gov/secretarymichael-r-pompeo-at-a-press-availability-9/

Глобализация мировой экономики и пандемия-2020

DOI: 10.33917/es-1.175.2021.30-43

В статье проведен анализ воздействия пандемии-2020 как в краткосрочной перспективе, так и с учетом долгосрочного тренда в целях восстановления национального экономического суверенитета национальными экономиками; исследованы факторы продвижения экономической глобализации — деятельность транснациональных/мультинациональных  компаний, продвижение США политики односторонних санкций, экономической свободы, граничащей с предельным критерием утраты национального экономического суверенитета; финансиализация мировой экономики как фактор ее роста; зависимость мирового развития от уровня сформированных глобальных цепочек создания стоимости (далее — ГЦС) и сложившейся специализации экономик стран мира, обусловивших их неспособность к обеспечению суверенитета, безопасности и здоровья нации. Сделан вывод о том, что пандемия-2020 выступает в качестве катализатора перестройки мировой экономики в направлении полицентризма и обеспечения реального разумного суверенитета, не отрицая потенциала вертикальной и горизонтальной кооперации, а также экономического взаимодействия

Источники:

1. Перская В.В. Социальное неравенство — неизбежность преобладающей в мире модели социально-политического устройства // Социально-трудовые исследования. 2020. № 1 (38). С. 8–19.

2. Перская В.В., Эскиндаров М.А. Вхождение в многополярность. Очерки переходного этапа. М.: КУРС, 2019. С. 232.

3. The economic situation was stabilising before Covid-19 [Электронный ресурс] // OECD. URL: https://www.oecd.org/economicoutlook/

4. Yen Nee Lee. 6 charts show the coronavirus impact on the global economy and markets so far [Электронный ресурс] // CNBC. 2020. March, 12. URL: https://www.cnbc.com/2020/03/12/coronavirus-impact-on-global-economy-financial-markets-in-6-charts.html.

5. 2019 Index of Economic Freedom [Электронный ресурс] // Фонд Наследия. URL: https://www.heritage.org/index/visualize.

Пандемия COVID-2019 — катализатор возможной утраты демократических устоев жизни социума

DOI: 10.33917/es-4.170.2020.30-41

Пандемия-2020 наступила достаточно неожиданно для всех стран мирового сообщества, хотя ВОЗ неоднократно предупреждала о том, что она возможна. Скорость распространения инфекции во всех странах мира, как оказалось, зависит не столько от уровня урбанизации и плотности населения на 1 км2, сколько от способности эффективно мобилизовать национальную систему здравоохранения и от качества предоставления медицинских услуг, от их доступности всем слоям общества, от умения руководителей государств обеспечить соответствующее регулирование общественной жизни. Наиболее результативными инструментами в мире стали самоизоляция, дистанционная работа (удаленка) и введение карантинных режимов. Длительность применения подобных мер предполагает, с одной стороны, разработку технологий контроля и обеспечения социального контакта между гражданами, а с другой — ужесточение контроля за поведением граждан, в том числе в режиме дистанционной работы. В статье проведен сравнительный анализ этих систем контроля, включая социальный кредит в КНР, и сделан вывод о том, что работа на удаленном ресурсе и возможности, которые предоставляют современные технологии слежения и идентификации людей, могут быть использованы и после окончания пандемии-2020.

Источники:

1. Wright N. Coronavirus and the Future of Surveillance. Democracies Must Offer an Alternative to Authoritarian Solutions. 2020. April, 6.

2. Global influenza strategy 2019-2030. World Health Organization 2019 [Электронный ресурс] // WHO. URL: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/311184/9789241515320-eng.pdf?sequence=18&isAllowed=y.

3. Всероссийская прививочная кампания против гриппа — 2019 [Электронный ресурс] // Центр гигиенического образования населения. URL: http://cgon.rospotrebnadzor.ru/content/63/3663/

4. Patrick J. Buchanan. Kissinger’s call for a New World Order [Электронный ресурс] // The World. 2020, April, 8. URL: https://theworldlink.com/opinion/columnists/kissingerscall-for-a-new-world-order/article_3b552e0c-7948-11ea-ae88-8b26f4f21594.html.

Консолидация позиций стран БРИКС — фактор интенсификации развития мирового сообщества на основе международного права вопреки «глобальным правилам», отвечающим интересам США

DOI: 10.33917/es-6.164.2019.60-66

Формирование мировой системы после Второй мировой войны базировалось на международном праве, но впоследствии США стали работать над тем, чтобы подчинить развитие мировой системы правилам и нормам, разработанным ими. С распадом СССР и блока стран социализма гегемонизм США приобрел доминирующее значение, подкрепленное как трансформированием функций, так и заменой соответствующим образом подготовленных кадров ООН, МВФ, ВБ, ВТО и ряда международных организаций и НКО, созданных в разных странах. Доминирующее положение США может быть устранено именно на уровне международных организаций, без разрушения до основания сложившегося мирового сообщества. Консолидация позиций стран — членов БРИКС, в первую очередь на международных площадках, может обеспечить восстановление справедливости в развитии мирового сообщества, в том числе сохранение суверенитета, исторической, социокультурной и религиозной идентичности наций и народов в целях обеспечения неуклонного повышения благосостояния населения стран мира, независимости внешней и внутренней политики, наладить взаимовыгодное экономическое сотрудничество и политическое партнерство, отвечающее национальным интересам, а также исключить вмешательство во внутренние дела третьих стран, попытки смены в них политических режимов. В статье рассмотрены примеры давления на страны БРИКС, попытки оказания дестабилизирующего воздействия со стороны стран Запада, направленные на разобщение членов БРИКС; проанализирована роль «мягкой силы» во внешнеполитическом контуре государств БРИКС в регионах, где они играют роль локомотивов развития. По результатам анализа сделаны соответствующие выводы и внесены предложения.