Страница автора: Скотаренко Оксана Вячеславовна

Экономическая устойчивость процессов в арктических регионах России

DOI: 10.33917/mic-2.109.2023.82-92

В статье рассмотрены различные подходы к понятию «устойчивость», которые существуют в научной литературе и применяются на практике. Приводятся три методики – две известных и одна авторская, которые были использованы для определения количественной    оценки степени экономической и финансовой устойчивости территорий. К ним отнесены четыре регионы Арктической зоны РФ – субъекты Российской Федерации и три макрорегиона, в состав которых входят исследуемые регионы. Показатели, применяемые для проведения такой оценки, разделены на группы по признакам: принадлежность к национальным проектам, вид шкалы оценок, принадлежность к внешним или внутренним факторам экономической среды, принадлежность к доходам или расходам консолидированного бюджета региона. Исследуется и дифференцируется степень влияния внешних факторов – показателей состояния и развития демографической и природной сред на экономическую устойчивость территории. Проводится сравнительный анализ позиций трех макрорегионов Российской Федерации и четырех регионов ее Арктической зоны по степени экономической и финансовой устойчивости. Определены ранги позиции каждого региона и макрорегиона на основе полученных результатов проведенного сравнительного анализа по исследуемым показателям. Такое ранжирование позиций позволит определить возможные стратегические направления и очередность их реализации, а также критерии повышения степени экономической устойчивости развития арктических территорий РФ.

Источники:

1.       Babkin N., Bespalova S., Senetskaya L., Skotarenko O. Tools for digitalization of economic processes for supporting management decision-making in the Arctic region // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2019. Volume 302 Issue 1. 6 August. No 012147.

Предпосылки и цели развития мелкобуржуазного сектора экономики в России

DOI: 10.33917/mic-1.108.2023.36-45

В статье определяются предпосылки проведения нескольких буржуазных реформ в XIX в. на территории Российской империи, а также разделение буржуазии как класса собственников средств производства, то есть капитала, на три группы – мелкую, среднюю и крупную. Исходя из принятого 07 мая 2018 г. Указа президента РФ № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» делается вывод, что национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», и включающий соответствующие цели и критерии их достижения, ориентированы на возрождение мелкой буржуазии как собственников капитала.

Анализ пяти целей этого национального проекта и критериев их достижения показал ожидаемую (планируемую) ежегодную динамику развития этого сектора экономики до 2024 г. Сопоставление объемов финансирования соответствующих пяти федеральных проектов, входящих в состав исследуемого национального проекта, из трех источников финансирования – государственного федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов (регионов) РФ, внебюджетных фондов, позволило выделить наиболее приоритетные по объемам финансирования федеральные проекты.

Проанализировав структуры производства сельскохозяйственной продукции крестьянскими и индивидуальными хозяйствами населения авторы выявили достаточно четкое разделение секторов производства между этими двумя категориями хозяйств.

 
1. 2024 года: Указ Президента Российской Федерации № 204 от 7 мая 2018 г. (ред. от 21.07.2020). – Доступ из информационно-правовой системы «Гарант».

2.   Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (утв.  Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальны проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. №16). URL: http://static.government.ru/media/files/qH8voRLuhAVWSJhIS8XYbZBsAvcs8A5t.pdf

Современные условия развития рыночной экономики в Российской Федерации

DOI: 10.33917/mic-6.107.2022.43-48

В статье проведен краткий анализ состояния макроотраслей российской экономики, показано, что в рыночных условиях современного постпандемийного и жесткого санкционного периода, существует необходимость перестраивать производство на создание товаров-заменителей.

Особенно это касается малых и средних предприятий во всех отраслях экономики, где реализация национальной экономической политики, осуществляется в соответствии с Указом президента РФ №204 от 07.05.2018 г., срок реализации которого намечен на 31.12.2024 г., что способствует стабилизации и дальнейшему развитию всех отраслей экономики и видов экономической деятельности, и как следствие – повышению устойчивого социально-эколого-экономического развития, качества жизни и благополучия населения страны в целом и отдельных регионов, в частности.

Источники:

1. О национальных целях развития и стратегических задачах Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. (ред. от 19.07.2018), Собрание законодательства РФ, 20 (14.05.2018) ст. 2817.

2. Бабкина Л.Н., Скотаренко О.В. Особенности квалиметрического подхода в региональных исследованиях // Научно-технический вестник Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2013. №5 (180). С. 161-165.

3. Вукович Г.Г. Диалектика закономерностей эволюции природной системы и экономической цикличности развития социума // Экономика устойчивого развития. 2011. № 3 (7). С. 30-35.

4. Деружинский Г.В. Рынок труда инвестиционно-привлекательного региона: особенности его функционирования в современных посткризисных условиях / Г.В. Деружинский, Т.Г. Строителева // Экономика устойчивого развития. 2012. № 1 (9). С. 81-86.

Коммуникативные взаимодействия поставщиков энергетических ресурсов на арктических территориях на основе цифровизации

DOI: 10.33917/mic-5.106.2022.87-99

В статье обоснована необходимость цифровизации коммуникативных взаимодействий поставщиков энергетических ресурсов с клиентурными рынками на примере крупной компании, осуществляющей свою деятельность на территории Арктической зоны Российской Федерации. В настоящее время основным видом коммуникативного взаимодействия между исследуемой компанией – поставщиком энергетических ресурсов и клиентурными рынками являются договорные отношения, своевременность и качество которых приобретают важное значение, особенно для предприятий крупного бизнеса. От качества заключенного договора на поставку ресурсов, условий и сроков поставок, зависят полнота объемов поставки ресурсов и своевременность выполнения условий, содержащихся в договоре, которые напрямую влияют на результаты финансово-экономической деятельности компании и, следовательно, ее конкурентную позицию на клиентурных рынках.  Независимо от количества и объема договоров в год, которые могут быть различными – от нескольких крупных заказов для хозяйствующих субъектов (предприятий) на отраслевых клиентурных рынках до десятков тысяч для потребительского рынка – физических лиц и домашних хозяйств, договор как основной вид коммуникативного взаимодействия является важнейшим правовым инструментом.

Источники:

1. Babkin N., Bespalova S., Senetskaya L., Skotarenko O. Tools for digitalization of economic processes for supporting management decision-making in the Arctic region. 4th International Scientific Conference on Arctic: History and Modernity; Saint Petersburg, Russian Federation 17-18 April 2019.

2. Бабкина Л.Н., Скотаренко О.В. Особенности квалиметрического подхода в региональных исследованиях // Научно-технический вестник Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2013. №5 (180). С. 161-165.

Состояние и возможности социального развития регионов Арктической зоны Российской Федерации

DOI: 10.33917/mic-3.104.2022.63-74

В статье представлены результаты сравнительного анализа позиций регионов Арктической Зоны по состоянию социальной (демографической) среды. Такой анализ проводится с целью выявить достигнутые ранее количественные характеристики социальных (демографических) процессов и ранжирования позиций регионов в базисном году начала реализации на территории Российской Федерации национального проекта «Демография» и соответствующих пяти федеральных проектов. Изучение утвержденных критериев реализации национального проекта «Демография» как перечня показателей ежегодной государственной статистической отчетности, подлежащих мониторингу, позволило выявить проблему, суть которой заключается в том, что: утвержденный перечень показателей является   недостаточным; количественные результаты реализации федеральных проектов,  планируемые на 2022 г. и прогнозируемые на 2024 г.,  существуют лишь по некоторым  показателям из утвержденного  перечня; в федеральных проектах в качестве критериев предлагаются показатели, которые не содержатся в ежегодной государственной статистической отчетности, что не позволяет провести анализ состояния социальной (демографической) среды; содержащиеся в федеральных проектах критерии, которые являются показателями ежегодной государственной статистической отчетности,  официально не утверждены.

Источники:

1. Babkin N., Bespalova S., Senetskaya L., Skotarenko O. Tools for digitalization of economic processes for supporting management decision-making in the Arctic region. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science Volume 302 Issue 1. 6 August. No 012147 4th International Scientific Conference on Arctic: History and Modernity; Saint Petersburg; Russian Federation 17-18 April 2019. 151045

2. Бабкина Л., Скотаренко О. Особенности квалиметрического подхода в региональных исследованиях. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2013. №5. С. 161-165.

Цифровизация процесса потребления электроэнергии в жилых домах Арктической зоны

DOI: 10.33917/mic-2.103.2022.75-84

В статье выявлены причины, негативно влияющие на экономическое состояние и развитие электроэнергетики в городах Мурманской области, и обоснована необходимость создания интеллектуальных систем управления потреблением электрической энергии населением на основе цифровизации процесса учета.  В частности, большие объемы требуемых энергетических ресурсов на территории Арктической зоны, их ограниченность и нерациональное потребление обусловили необходимость реализации проекта «Умный дом» в рамках национальных проектов «Жилье и городская среда» и «Цифровая экономика».  К основным результатам этого проекта относятся: сокращение уровня дебиторской задолженности населения за поставляемую электроэнергию, снижение затрат на снятие, прием и обработку показаний приборов индивидуального учета, повышение эффективности ввода ограничений для режимов потребления, повышение экономической эффективность деятельности отрасли; обеспечение безопасности проживания населения в жилых домах.

Источники:

1. О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии, Постановление Правительства РФ от 4 мая 2012 г. №442 (ред. от 29.12.2020), Собрание законодательства РФ. 07.01.2013. №1. ст. 45.

2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации, Федеральный закон №522-ФЗ от 27 декабря 2018 г., Собрание законодательства РФ. 31.12.2018. №53 (часть I). ст. 8448

3. Паспорт национального проекта «Жилье и городская среда», утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 №16. Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://base.garant.ru/72190282/

Методологические подходы к целям развития экономики России в условиях внедрения цифровизации

DOI: 10.33917/mic-1.102.2022.30-39

В статье приводится исследование совокупности национальных программ и федеральных проектов, оказывающих как непосредственное, так и косвенное влияние на формирование кадрового обеспечения национальной программы по созданию цифровой экономики Российской Федерации. Изучаются критерии реализации программ и проектов и динамика изменения их количественных значений. Особое внимание уделено степени применения основных методологических подходов – программно-целевого, комплексного, процессного, системного и ситуационного, как основы построения иерархии совокупности программ и проектов.

Источники:

1. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 (ред. от 19.07.2018). Собрание законодательства РФ, 14.05.2018. № 20. ст. 2817.

2. О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации: Указ Президента РФ от 01.12.2016 № 642. Собрание законодательства РФ, 05.12.2016. № 49. ст. 6887.

3. О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов: Федеральный закон от 02.12.2019 № 380-ФЗ. Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. 03.12.2019. Начало действия документа – 01.01.2020.

4. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»: Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 30.11.2019). Собрание законодательства РФ, 01.01.2018. № 1 (часть II). ст. 375.

5. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»: Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 316 (ред. от 30.11.2019). Собрание законодательства РФ, 05.05.2014. № 18 (часть II). ст. 2162.

Проблемы развития Северного морского пути и его инфраструктуры в условиях спада экономической активности

DOI: 10.33917/mic-6.101.2021.69-77

В статье отмечается, что развитие Северного морского пути и прилегающих к нему территорий Арктической зоны Российской Федерации является необходимым условием повышения конкурентоспосбности национальной экономики в долгосрочной перспективе, позволяя использовать природные ресурсы, не вовлеченные в хозяйственный оборот. Выявляются негативные экономические тренды, ставшие следствием спада экономической активности, вследствие эпидемии коронавирусной инфекции, которые существенным образом влияют на результативность реализуемых инвестиционных проектов в сфере добычи полезных ископаемых в Арктической зоне. Предлагается уточнить и скорректировать существующие прогнозы перевозки грузов по Северному морскому пути, обеспечить максимально эффективное использование ресурсов федерального бюджета на развитие его инфраструктуры. Используя методы сравнительного анализа и системного подхода, авторы делают выводы о том, что в условиях спада экономической активности объем перевозки грузов частными компаниями по Северному морскому пути к 2024 г. будет находиться в диапазоне 47-50 млн тонн, а ряд намеченных проектов в сфере добычи полезных ископаемых реализованы не будут. Даются рекомендации по корректировке существующих планов по развитию инфраструктуры Северного морского пути (включая строительство атомных ледоколов) с целью более эффективного использования средств федерального бюджета.

Источники:

1. Abramov A., Zagorodnikov M., Smirnov A. Management of Innovative Projects In The Arctic Zone. Modern Tools for Sustainable Development of Territories. Special Topic. Project Management in the Regions of Russia Retrieved from. 2019. URL: https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.12.05.125

2. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989. 519 с.

Управление цепями поставок шельфовых проектов в Арктике на основе цифровой трансформации

DOI: 10.33917/mic-4.99.2021.76-87

В статье дана сравнительная оценка цифровой зрелости ведущих нефтегазовых компаний РФ, допущенных для работы на арктическом шельфе (ПАО «Газпром нефть» и ПАО «Роснефть»), в сегменте разведки и добычи по этапам цикла «вещь-цифра-вещь», а также проведено сопоставление с ведущими практиками в сфере проектной логистики на шельфе. Были выявлены примерные пределы снижения себестоимости за счет цифровой трансформации арктических проектов и факторы, ограничивающие рентабельность шельфовых проектов в Арктической зоне РФ. Исследование базируется на современных подходах к устойчивому управлению цепями поставок в нефтегазовой отрасли, рационализации взаимодействий в цепях поставок шельфовых проектов. В статье выявлена специфическая группа факторов ограничения рентабельности арктических проектов, характерных для Арктической зоны РФ.

Установлено, что ключевым фактором, ограничивающим перспективы цифровой трансформации шельфовых проектов в Арктической зоне РФ, является рост технологического отставания нефтесервисных компаний. Для повышения уровня цифровой зрелости цепи поставок шельфовых проектов необходимо концентрировать внимание на прорывных (дизруптивных) технологиях, использование которых позволит добиться существенного снижения себестоимости добычи нефти на территории Арктической зоны.

 

Источники:

1. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года: Утверждено Президентом РФ от 20 февраля 2015 г.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.government.ru (дата обращения: 26.05.2021).

2. Алексеев А. Цифровая стратегия блока разведки и добычи: скорость и эффективность //Сибирская нефть. 2019. № 2 (159). С.24-27.

Методические подходы к оценке состояния и уровня загрязнения компонентов окружающей среды в регионах

DOI: 10.33917/mic-3.98.2021.95-103

В статье рассматриваются международные и российские документы, определяющие стратегические направления, цели и планы природоохранной деятельности. Выяснено, что в основном все международные соглашения регулируют мероприятия по охране воздушного бассейна и сохранению лесных массивов планеты, сокращению выбросов вредных и загрязняющих веществ в атмосферу. В РФ эти мероприятия регламентируются национальными проектами, например, проектом «Экология».  Авторами предложены методики, позволяющие проводить анализ состояния компонентов окружающей среды, уровня их загрязнения и затрат на охрану окружающей среды на основе имеющихся данных ежегодной статистической отчетности Российской Федерации.

Источники:

 

1. Концепция устойчивого развития территорий стран Конференция ООН по окружающей среде и развитию. Нью-Йорк. 1993. Т.1-3.

2. Россия сообщила о своем первом определяемом на национальном уровне вкладе в реализацию Парижского соглашения. 2020. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/news/rossiya_soobshchila_o_svoem_pervom_opredelyaemom_na_nacionalnom_urovne_vklade_v_realizaciyu_parizhskogo_soglasheniya.html (дата обращения: 14.03.2021).

3. Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики. 2020. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://e-cis.info/upload/iblock/520/520a5eee087274f9007f341e5865b0b3.pdf (дата обращения: 14.03.2021).

4. О проведении в Российской Федерации Года экологии: Указ Президента Российской Федерации от 05.01.2016 г. № 7. – Доступ из информационно-правового портала «Гарант».

5. На пути к Глобальному пакту по от 10 мая 2018 г. окружающей среде: Резолюция A / 72 / L.51. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.un.org/ru/ga/72/docs/72res3.shtml (дата обращения: 18.03.2021).

6. Панасенко С. Зеленый Париж. 2015. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://green-city.su/zelyonyj-parizh/ (дата обращения: 18.03.2021).