Страница автора: Скотаренко Оксана Вячеславовна

Цифровые технологии в управлении энергетическими ресурсами Арктической зоны

DOI: 10.33917/mic-6.119.2024.71-80

Обоснована необходимость внедрения цифровых технологий на базе искусственного интеллекта на территории Арктической зоны Российской Федерации. Показатели производства и потребления электроэнергии на душу населения, по методике Всемирного банка, являются важными характеристиками, отражающими не только динамику экономического развития регионов, но  качество жизни населения. В данном исследовании проведен анализ производства и потребления энергии в период с 1990 г. по 2023 г., в том числе в четырех регионах, территории которых полностью включены в Арктическую зону Российской Федерации. В статье затрагиваются вопросы влияния современных технологий на базе искусственного интеллекта на энергопотребление в будущем, использование системы предиктивной аналитики для устойчивой работы энергосистем в Арктике. Так же высказывается предположение о возможности повышения энергоэффективности работы дата-центров в Арктической зоне с учетом использования естественного охлаждения серверов.

 
Источники: 
1. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года: Указ Президента РФ в редакции от 12.11.2021 № 651. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45972   

2. Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года: Указ Президента РФ от 5 марта 2020 г. № 164. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45255

3. Арктический Совет. Председательство России. URL: https://as.arctic-russia.ru/useful/  

4. ЕМИСС. Государственная статистика. URL:  https://www.fedstat.ru/indicator/55089

5. Какой будет Арктика в 2035 году. URL: https://morvesti.ru/analitika/1692/87581/?ysclid=m38p5qacy4456766395  

6. Babkinа L., Skotarenko, O., Kuznetsova E., Khatsenko E. Digitalization of Electrici-ty Suppliers’ Activities in the Arctic Zone. 5th International Scientific Conference on Digital Economy and Finances. St. Petersburg, Russian Federation, 2022. pp. 439–450.

7. Регионы России. Социально-экономические показатели – 2023. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистикиURL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13204 

Подготовка пилотов для Гражданского воздушного флота Союза ССР в предвоенное время

DOI: 10.33917/mic-5.118.2024.87-97

Приводится содержание архивных документов, которые позволяют нам судить о своевременности формирования планов и конкретных мероприятий по подготовки пилотов гражданского воздушного флота в предвоенное время в начале 1941 г., определению их необходимого количества и соотнесения с авиашколами и учебными эскадрильями, а также рассмотрены основные требования к отбору и обучению молодежи в авиашколах и инструкторах-пилотах летного центра. Приведены документы по укомплектованию учебных эскадрилий и распределению курсантов по территориальным управлениям и городам Союза Советских Социалистических Республик.

Источники:

1. Акматова А.Т. Воздушный транспорт Кыргызстана / А.Т. Акматова, У.Бакиров. Известия вузов Кыргызстана. 2018. №12. С.84–87.

2.   Астраханцев О.Н. История становления и развития системы подготовки военных авиационных кадров в Сибири (1910–1991 гг.): диссертация … кандидата исторических наук: 07.00.02. Иркутский гос. ун-т, Иркутск, 2019. 638 с.

3.   Накануне. Сборник документов ЗапОВО (39–41гг.). Информационный портал – Milita. URL: https://milita.jofo.me/519813.html

4.   Нурпиисова Е.М. История становления и развития авиационно-спортивных клубов Восточной Сибири в XX в.: диссертация … кандидата исторических наук: 07.00.02. Иркутский гос. ун-т, Иркутск, 2010. 225 с.

5.   Пономарев Н.А. Система комплектования переменного летного состава аэроклубов осоавиахима в последние предвоенные годы (1939 – 22 июня 1941 г.). Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. №10-1(24). С.139–142.

6.   Приказы народного комиссара обороны СССР. 1941 год. Информационный портал «Военное право».  URL: http://www.voennoepravo.ru/node/2381

Подготовка кадров для развития инновационной деятельности в авиаотрасли РФ

DOI: 10.33917/mic-5.118.2024.52-64

Рассматриваются понятия новация и инновация, которые следует различать, адекватно рационально применять в высших учебных заведениях при подготовке специалистов для авиационной отрасли. Определяются необходимость и возможность взаимодействия трех процессов, определяющих необходимый уровень потребности и качества подготовки специалистов для инновационной деятельности – научные исследования, обучение и производство. Проводится анализ динамики и определение трендов, во-первых, развития и внедрения передовых технологий, новых и принципиально новых технологий, а во-вторых, уровня инновационной активности хозяйствующих субъектов, влияющих на подготовку кадров для отраслей народного хозяйства. Исследуются проблемы подготовки кадров для авиационных перевозок, исходя из прогнозов развития отрасли и потребности в авиаперевозках до 2025 и 2030 гг., и приводятся возможные направления и задачи подготовки кадров, ориентированных на формулирование новационных идей, разработку соответствующих проектов и их дальнейшее внедрение в производство и эксплуатацию воздушных судов. Формулируются принципы, которые необходимо соблюдать для повышения уровня инновационной активности.

Источники:

1. Паспорт национального проекта (программы) «Производительность труда и поддержка занятости»: утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16. URL: https://base.garant.ru/72185994/?ysclid=lykkqnxtci881108903

2.   Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1985.

3.   Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»: утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г. № 16. URL: https://base.garant.ru/72296050/?ysclid=lykkpit4uq663593874

Особенности финансового контроля в подразделениях Гражданского воздушного флота в период Великой Отечественной войны

DOI: 10.33917/mic-4.117.2024.83-90

Приводится перечень особенностей проведения финансового контроля расходования денежных средств из фонда заработной платы в подразделениях Гражданского воздушного флота, к которым относятся такие как: обеспечение рационального и своевременного расходования денежных средств, направляемых семьям погибших или без вести пропавших работников; предупреждение несоблюдения сроков оперативного учета и отчетности; необходимость улучшения процесса проведения оперативного учета; личная ответственность комиссаров особых подразделений за оформление и прохождение документации; точный учет всего личного состава: строгое штатное расписание, рациональное расходование денежных средств на подготовку кадров, содержание штатного персонала учебных заведений и стимулирование деятельности линейных инструкторов-пилотов; разработка мероприятий по стимулированию работы внештатных инструкторов-пилотов; полное описание назначения расходов и источников их финансирования при отборе и обучении пилотов. Также приводятся статьи экономии средств в процессе подготовки пилотов в учебных заведениях и обучающих эскадрильях в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Так, экономия средств достигалась за счет меньшего количества штатного персонала, уплотнения рабочего дня, неполной выплаты годовых премий и компенсаций за неиспользованный отпуск, сокращения срока пребывания курсантов в эскадрильях и досрочного завершения обучения части курсантов, экономного расходования на материальную часть. Основой для совершенствования финансового контроля является своевременный или оперативный учет, поэтому также были рассмотрены мероприятия по его внедрению.

Организация материально-технического обеспечения Гражданского воздушного флота в период 1941–1945 гг.

DOI: 10.33917/mic-3.116.2024.29-36

В хронологическом порядке приводится анализ содержания документов, созданных с целью обеспечить Гражданский воздушный флот требуемым парком воздушных судов, выполнить условие их эффективного использования, организовать все требуемое материально-техническое обеспечение для работы Красноярской воздушной трассы. А также рассматриваются документы, регулирующие снабжение детских учреждений продуктами питания.

Источники:

1. Деятельность Управления СВАГ по изучению достижений немецкой науки и техники в Советской зоне оккупации Германии. 1945–1949 гг.: Сборник документов / Отв. ред. и автор вступительной статьи В.В. Захаров. Сост.: В.В. Захаров, О.В. Лавинская, Д.Н. Нохотович. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2007. 704 с.

2. Мы трудной дорогой к Победе пришли … . Москва. 1941–1945: Архивные документы и материалы / Сост. В.А. Арцыбашев, С.С. Войтиков, С.Д. Гарнюк, Д.Г. Давиденко. М., 2015. 716 с.: ил. 

3. Шепелев В.Н. Директивные документы ГКО создании московской зоны обороны из фондов РГАСПИ. Ноябрь-декабрь 1941 г. Исторический архив. 2016. №1. С. 3–35.

4. Руководство оборонной промышленностью страны в годы войны. Веб-сайт «Обозник». URL: http://www.oboznik.ru/?p=41877/#2

5. Прямицын В.Н. Деятельность Отечественных государственных органов по развитию военной гидрометеорологии (1876–1945 гг.). Приложения к диссертации, 2019. 321 с.

6. 1945 год /Сб. статей. Государственный комитет обороны СССР. Постановления и деятельность. 1941–1945 гг. Аннотированный каталог. в 2-х томах. Сер. «Труды РГАСПИ» Том 2. Москва: Издательство «Политическая энциклопедия», 2015. С. 986–1220.

7. И производство мирной взрывчатки. Коммерсант. История. 26.08.2023. Веб-сайт «Коммерсант». URL: https://www.kommersant.ru/doc/6183690

Сохранение устойчивости окружающей среды: вызовы и решения

DOI: 10.33917/mic-1.114.2024.75-86

В настоящей статье авторами обосновываются понятия устойчивости, стабильности и риска сохранения и развития трех макросред — экономической, демографической и окружающей (природной), исходя из положений международных документов по созданию процессов устойчивого развития в странах. Исследуется уровень загрязнения и степень охраны таких компонентов окружающей среды как поверхностные водные объекты, почва, фауна, флора, земля как территория, и отходы на конкретных примерах их текущего состояния в Российской Федерации и выявляются текущие проблемы сохранения и улучшения экономической, демографической и компонентов окружающей среды. Проводится анализ предложений по охране окружающей среды в проектах Постановлений Правительства Российской Федерации.

Определяются для каждого конкретного примера на основе разработанной модели устойчивости ожидаемые в перспективе риски в экономической, демографической и окружающей средах.

Источники:

1. Концепция устойчивого развития территорий стран Конференция ООН по окружающей среде и развитию. Нью-Йорк, 1993. Т. 1–3.

2. Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата: принят 11 декабря 1997 г. Официальный текст на русском языке // Веб-сайт ООН. URL: https://www.un.org/ru/documents/declconv/conventions/kyoto.shtml

3. Киотский протокол 1997 // Большая российская энциклопедия: [в 35 т.] / гл. ред. Ю.С. Осипов. М.: Большая российская энциклопедия, 2004–2017.

4. Парижское соглашение // Веб-сайт ООН. URL: https://www.un.org/ru/climatechange/paris-agreement

5. Babkin A., Bespalova S., Senetskaya L., Skotarenko O. Tools for digitalization of economic processes for supporting management decision-making in the Arctic region. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2019. Volume 302, Issue 1.

6. Babkina L., Skotarenko O. Features of the qualimetric approach in regional studies. Scientific and Technical Bulletin of St. Petersburg State Polytechnic University. Economic sciences. 2013. № 5. pp. 161–165.

Развитие и перспективы рынков Европейско-Азиатского экономического союза

DOI: 10.33917/mic-6.113.2023.5-13

Основными исследуемыми рынками, которые продолжают активно развиваться на взаимовыгодных условиях, являются рынки стран Европейско-Азиатского экономического союза (ЕАЭС). Поэтому, в условиях отказа стран Европейского союза (ЕС) от работы европейских хозяйствующих субъектов на территории Российской Федерации, закупок природных ресурсов, необходимых для нужд энергетических компаний, актуальность формирования стратегических целей, критериев их достижения, реализация намеченных планов и конкретных текущих мероприятий в полном объеме, является важной задачей правительств в государственных системах управления всех пяти стран союза.

Для достижения главной стратегической цели деятельности ЕАЭС – повысить уровень жизни населения стран. Необходимо обеспечить совместное развитие трех единых рынков: рабочей силы, товаров и финансов. Дальнейшему успешному решению этой проблемы способствует деятельность Единого таможенного союза, направленная на практически беспрепятственное перемещение рабочей силы и товаров в границах стран союза. Такая интеграция торгово-экономической деятельности стран позволяет значительно увеличить товарооборот между странами, привлечь трудовые ресурсы, прежде всего, в Российскую Федерацию.

Однако есть еще и нерешенные проблемы. Например, с целью – усилить производственную и продовольственную интеграцию стран, необходимо внести дополнительные положения в механизмы регулирования экспортного передвижения товаров.  Для того, чтобы осуществлять взаимное привлечение финансов в виде инвестиций на территорию этих стран, создается единое нормативное пространство, в состав которого должна быть включена нормативная база для оценочной деятельности стоимости активов хозяйствующих субъектов экспертами из разных стран.

Среднесрочные перспективы развития угледобывающей промышленности в Российской Федерации

DOI: 10.33917/mic-5.112.2023.72-84

Рассмотрены основные положения международных соглашений, ограничивающих объемы использования такого энергетического ресурса как уголь. Авторы проанализировали реальную ситуацию с производством, импортом и потреблением других видов энергетических ресурсов, таких как нефть и газ, которая привела к тому, что объемы добычи и поставок угля в Российской Федерации внутренним и внешним (зарубежным) клиентурным рынкам практически не сокращаются. Согласно разработанной Правительством Российской Федерации программы развитие угледобычи и всей угольной промышленности будет проходить по трем этапам до 2035 г. Сейчас осуществляются задачи первого этапа. Кроме дальнейшей разработки старых месторождений, будут проводиться работы по нахождению и освоению новых месторождений по двум сценариям развития – консервативному и оптимистическому. Оба сценария предполагают увеличение объема экспортируемого угля в те страны, которые являются основными потребителями угля – Китайскую Народную Республику и Республику Индия. В 2023 г. к таким странам присоединилась и Турецкая Республика, импорт угля в которой всего на 10% меньше, чем в Республику Индия и на 45% меньше, чем в Китайскую Народную Республику. С целью увеличить поставки угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона планируется дальнейшее развитие Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, а также строительство железнодорожных и водного пути доставки грузов, в том числе и угля, по транспортному коридору «Север-Юг» до морского порта в Мумбае в Республике Индия. Кроме того, будет развиваться Северный морской путь из Мурманска в порты КНР. Следовательно, доходы федерального бюджета РФ от экспорта угля не будут уменьшаться, несмотря на продвижение зарубежными странами зеленой энергетики.

Состояние системы здравоохранения в регионах Арктической зоны Российской Федерации

DOI: 10.33917/mic-4.111.2023.82-93

Исследуется состояние системы здравоохранения в регионах Арктической зоны Российской Федерации на основе анализа уровня обеспеченности населения объектами и кадрами здравоохранения, судя по таким удельным показателям ежегодной государственной статистической отчетности как численность врачей всех специальностей и среднего медицинского персонала, нагрузка на работников сферы здравоохранения, численность среднего медицинского персонала на одного врача, численность населения на одну больничную койку, мощность амбулаторно-поликлинических учреждений, заболеваемость населения с диагнозом, установленным впервые в жизни. Также проведено ранжирование основных классов болезней по показателю, характеризующему численность заболевших. Приведена динамика изменения этих удельных показателей с 2005 по 2021 гг., которая позволила выявить тенденции к росту или снижению количественных значений рассматриваемых показателей.

Источники:

1. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 (ред. 21.07.2020) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL:  https://base.garant.ru/71937200/?ysclid=lh2cbnzrin605918553

2. Паспорт национального проекта «Здравоохранение» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. № 16). URL:  https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72085920/?ysclid=lh2ccn30aw778061929

3. Гасанова Ю.Н., Безденежных А.А. Качество жизни и здоровье человека в современном мире. Наука–2020. 2021. №7 (52). С.142-145.

4. Измайлова М. Секреты долголетия: почему в России увеличилась продолжительность жизни. Профиль. 18.04.2023. URL:  https://profile.ru/society/sekrety-dolgoletiya-pochemu-v-rossii-uvelichilas-prodolzhitelnost-zhizni-1298365/?ysclid=lh2c7o2uhh212037911

Развитие и экологическая безопасность территорий Арктической зоны

DOI: 10.33917/mic-3.110.2023.59-71

В статье рассмотрены основные направления создания новой и совершенствования существующей инфраструктуры на территориях Арктической зоны Российской Федерации, обеспечивающих круглогодичное функционирование Северного морского пути как перспективной международной морской магистрали. Проанализированы строящиеся на побережье морей Северного ледовитого океана заводы по производству сжиженного природного газа, порты, железные дороги, позволяющие увеличить объемы морских перевозок, суда ледокольного флота, обеспечивающие повышение скорости доставки грузов в страны Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского бассейна.   Кроме того, приведены факторы, позволяющие улучшить условия и качество жизни населения регионов исследуемой территории, к которым относятся объекты, улучшающие энергоснабжение. Проводится анализ основополагающих документов развития Арктической зоны, утвержденных Президентом и Правительством Российской Федерации. Представлена динамика основных показателей из ежегодной государственной статистической отчетности, которые характеризуют изменение уровня загрязнения атмосферы и поверхностных водных объектов и определяют уровень экологической безопасности исследуемых территорий Арктической зоны РФ.

Источники:

1. Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года: Указ Президента РФ от 5 марта 2020 г. № 164. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73606526/?ysclid=leipxu0360530940135

2. О стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности до 2035 года: Указ Президента РФ от 26 октября 2020 г. № 645. URL:  https://base.garant.ru/74810556/?ysclid=leiptmnf9732603907