Страница автора: Остапюк Сергей Федорович

О совершенствовании нормативно-правового обеспечения стратегического планирования и управления в сфере науки и технологий: проблемы и решения

DOI: 10.33917/mic-2.109.2023.5-18

В статье рассмотрены особенности различных национальных систем стратегического планирования и управления и подход к совершенствованию такой системы в условиях становления в России новой модели управления сферой науки и технологий; сформулированы проблемы реализации Закона № 172-ФЗ и предложения по совершенствованию нормативно-правового обеспечения стратегического планирования и управления в сфере науки и технологий.

Источники:

1. Глазьев С. Ю.  Теоретические основы стратегического планирования и управления // Инновации. 2020. №2 (256). С.14-23.

2. Комков Н.И. Развитие программно-целевого управления в СССР и России. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-programmno-tselevogo-upravleniya-v-sssr-i-rossii

3. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». – Доступ из информационно-правовой системы «Гарант».

4. Федеральный закон от 20.07.1995 № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально – экономического развития Российской Федерации (с изм. от 09.07.1999). – Доступ из информационно-правовой системы «Гарант».

5. Указ Президента РФ №144 от 15 февраля 2021 г. «О некоторых вопросах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию». – Доступ из информационно-правовой системы «Гарант».

6. Указ Президента РФ от 15 марта 2021 г. № 143 «О мерах по повышению эффективности государственной научно-технической политики». – Доступ из информационно-правовой системы «Гарант».

7. Указ Президента РФ от 1 декабря 2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации». – Доступ из информационно-правовой системы «Гарант».

8. Ленчук Е. Б., Филатов В. И. Стратегическое планирование – путь к устойчивому развитию экономики России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2018. № 11 (4). С. 35–47.

Подходы к выбору приоритетов в научно-технической сфере

DOI: 10.33917/mic-1.108.2023.5-22

В статье обобщен опыт решения задачи выбора приоритетных направлений развития науки, технологии и техники в СССР и России; обсуждаются подходы к выбору указанных приоритетов в условиях становления новой модели управления сферой науки и технологий; предложена процедура выбора приоритетов, ориентированная на согласование целей развития науки и технологий с национальными целями развития государства.

Источники:

1.     Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Правительством РФ). URL: consultant.ru›document/cons_doc_LAW_157978/

2.     Макаров В. Л., Львов Д.С. и др. Приоритетные направления научно-технического прогресса СССР и пути их реализации (Препринт). М.: ЦЭМИ АН СССР, 1991. 65 с.

3.     Голиченко О.Г., Оболенская Л.В., Зудина А.Б. Модель выбора приоритетов науки и техники и критических технологий // Наука в России: современное состояние и стратегия возрождения. М.: Логос, 2004. Сер.: Научные доклады. Вып. 2.

4.     Инновационные приоритеты государства / Под ред. А. А. Дынкина и Н. И. Ивановой. М.: Наука, 2005. 274 с.

5.     Миндели Л.Э., Остапюк С.Ф., Фетисов В.П. Прогноз и приоритеты фундаментальной науки России. М.: ИПРАН РАН, 2019. 312 с.

6.     Шепелев Г.В. О приоритетах научно технологического развития // Управление наукой: теория и практика. 2020. Т. 2 №3. С. 16-36.

7.     Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». – Доступ из информационно-правовой системы «Гарант».

8.     Указ Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации». – Доступ из информационно-правовой системы «Гарант».

О совершенствовании модели стратегического управления в сфере науки и технологий

DOI: 10.33917/mic-6.107.2022.5-18

В статье предложен комплекс организационных, методологических, правовых и управленческих мер по развитию таких структурных элементов модели стратегического управления в сфере науки и технологий как прогнозирование научных исследований и разработок, выбор тематических приоритетов развития научных исследований и разработок, мониторинг деятельности субъектов управления в сфере науки и технологий, экспертиза результатов научной и научно-технической деятельности. 

Источники:

1. Указ Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 884 (ред. от 23. 02. 2006 г.) «О доктрине развития российской науки». – Доступ из информационно-правовой системы «Гарант».

2. Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 «Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации».  – Доступ из информационно-правовой системы «Гарант».

3. Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации». – Доступ из информационно-правовой системы «Гарант».

4. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». – Доступ из информационно-правовой системы «Гарант».

5. Указ Президента РФ от 15 марта 2021 г. № 143 «О мерах по повышению эффективности государственной научно-технической политики». – Доступ из информационно-правовой системы «Гарант».

6. Указ Президента РФ от 15 марта 2021 г. № 144 «О некоторых вопросах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию». – Доступ из информационно-правовой системы «Гарант».

7.  Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». – Доступ из информационно-правовой системы «Гарант».

Модель разработки долгосрочного прогноза развития фундаментальных и поисковых научных исследований в контексте реализации документов стратегического планирования России

DOI: 10.33917/mic-1.102.2022.5-21

В статье рассмотрены нормативно-правовые основания и предмет разработки прогноза развития фундаментальных и поисковых научных исследований. Разработаны положения, факторы и условия, регламентирующие формирование данного прогноза. Сформулированы предложения по развитию информационного и экспертного сопровождения прогноза.

Источники:

1. Сценарные условия долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года / Минэкономразвития России. М., 2013. URL: https://institutiones.com/general/2373-klyuchevye-problemy-razrabotki-scenarnyx-uslovij.html

2. Миндели Л., Остапюк С., Черных С. Долгосрочное прогнозирование развития фундаментальной науки в России: методологические аспекты // Общество и экономика. 2017. № 10. С. 5–22.

3. Сидельников Ю.В., Минаев Э.С. Технология экспертного сценарного прогнозирования. М.: Изд-во МАИ, 2017.

4. Зубова Л.Г., Миндели Л.Э., Мотова М.А. и др. Методические аспекты разработки прогноза научно-технологического развития на долгосрочную перспективу / ЦИСН // Информационный бюллетень. 2004. № 6. C. 31–74.

5. Миндели Л.Э., Остапюк С.Ф., Фетисов В.П. Об организации долгосрочного прогнозирования фундаментальных и поисковых научных исследований // Экономика и математические методы. 2019. Т. 55. № 1. С. 56-67.

6. Остапюк С.Ф. Условия, этапы, особенности и информационное обеспечение процедуры прогнозирования развития фундаментальных и поисковых научных исследований. Сборник статей по итогам международной научно-практической конференции «Состояние и тенденции развития науки, технологий и инновационной деятельности» М.: ИПРАН РАН, 2021.

7. Макоско А.А., Абросимов В.К. О прогнозировании развития науки как задаче слабого искусственного интеллекта (концептуальный подход) // Инновации. 2018. № 9 (239). С. 13–19.

О совершенствовании модели государственного управления в сфере науки, технологий и инноваций

DOI: 10.33917/mic-4.99.2021.12-21

В статье рассмотрены основные изменения систем управления в сфере науки, технологий и инноваций, задачи, функции и полномочия субъектов управления в связи с принятием новой редакции Конституции Российской Федерации, Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», указов Президента Российской Федерации и ряда иных правовых актов. Предложено создать в структуре Правительства РФ вневедомственный федеральный орган исполнительной власти, основной задачей которого будет организация и координация внедрения достижений науки и технологий в реальный сектор производства. Сформулированы задачи, функции и полномочия такого органа управления.

Источники:

1. Конституция Российской Федерации (принята 4 июля 2020 г.) [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Федеральный конституционный закон от 6.11. 2020 г. № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Указ Президента РФ от 27.07. 2020 г. № 474 «О национальных целях развития России до 2030 года» [Электронный ресурс]. –  Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Указ Президента РФ от 15.02. 2021 г. № 144 «О некоторых вопросах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию» [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Указ Президента РФ от 15. 03.2021 г. 2021 № 143 «О мерах по повышению эффективности государственной научно-технической политики» [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Указ Президента РФ от 01.11.2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

О построении модели управления научно-технической деятельностью в контексте научно-технологического развития

DOI: 10.33917/mic-4.93.2020.12-24

В статье проанализированы возможные варианты научно-технологического развития: 1) импорт технологий и 2) лидерство по избранным направлениям развития науки и технологий. Внимание сосредоточено на решении задачи внедрения достижений науки и технологий. Предлагаемые решения базируются на анализе опыта СССР, опыта России и могут быть использованы для разработки современной модели управления научно-технической деятельностью в контексте научно-технологического развития.

Источники:

1. Указ Президента РФ от 01.122016 г. № 642 «О стратегии научно-технологического развития Российс4кой Федерации». – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Постановление Правительства РФ от 25.10.2013 г. № 959 (ред. от 03.06.2017 г.) «О Федеральном агентстве научных организаций» (вместе с «Положением о Федеральном агентстве научных организаций»). – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Постановление Правительства РФ от 08.04.2009 г. № 312 (ред. от 08.06.2019 г.) «Об оценке и о мониторинге результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения» (вместе с «Правилами оценки и мониторинга результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения»). – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Указ президента РФ от 07.05.2019 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».