Страница автора: Осипов Юрий Михайлович

Осипов Юрий Михайлович — президент Академии философии хозяйства, главный научный сотрудник экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, председатель научного совета «Центр общественных наук МГУ», доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН.

Все публикации Статьи



Цифровая платформа как институт эпохи технологического прорыва

Номер 5. Бессменное поколение
Цифровая платформа как институт эпохи технологического прорыва

В статье впервые в отечественной экономической литературе представлены результаты институционально-экономического анализа уникального феномена экономики нового технологического уклада — цифровых платформ (ЦП). Цифровая платформа позиционируется авторами как посреднический трансакционный институт (организационный аттрактор), функционирующий в условиях гибридной реальности. Учитывая инновационный характер присущих цифровым платформам уникальных особенностей и дефицит академических исследований по данной тематике, можно утверждать, что ЦП представляют особый интерес для экономической науки и хозяйственной практики.

Новая экономическая реальность: онтос и гнозис (философические реминисценции)

Номер 4. Памятник до неба
Новая экономическая реальность: онтос и гнозис (философические реминисценции)

Приводится оригинальная трактовка экономики вообще и новой, характерной для современности, экономической реальности, чреватой большими переменами вплоть до трансгрессии экономики в постэкономику, или техномику. Экономика рассматривается как стоимостный (оденеженный) феномен деятельного сознания, в сфере которого она и реализуется, принимая особую цифровую (денежную) выраженность. В основе экономической организации лежит творящий хаос, из которого постоянно рождается благодаря действию синергетического аттрактора — сознания — некий экономический порядок — хаосмос, преодолевающий изначальный хаос и не доходящий до устойчивого — космического образа — порядка. Экономика хронически переменчива как в сторону роста и развития, так и в сторону упадка и стагнации. Негэнтропия здесь сочетается с энтропией, в чем как раз и выражается апокалиптика экономики. Кризис — нормальная для экономики аномалия. Всеобщая экономическая самоорганизация, или самоуправление, непременно дополняется волевой селективной организацией, или управлением (разнообразным дирижизмом). В целом организация экономики не только многообразна, но и заметно масштабнее собственно экономики — она обязательно дополняется внешней относительно собственно экономики организацией, по сути и по преимуществу как раз неэкономической (институциональной, правовой, государственной, политической). Управленческая экология экономики предполагает учет дирижизмом важности экономического самоуправления: управлять экономикой можно, но на базе и в ходе ее самоуправления, непременно сочетающегося с экономической свободой. Тотальное внедрение технических счетно-аналитико-решающих устройств в экономические процессы создает возможность не только роста управленческой эффективности в экономике, но и замены собственно экономической организации (хомосоциально-стоимостной) неэкономической организацией — технотронной, а самой экономики — техномикой. Отсюда и вероятность трансгрессивной революции в экономике, а затем и в обществе. В настоящее же время экономика, переживающая всеобщий качественно-организационный кризис, готовится трансформироваться из моноцентроглобальной в полицентроинтеграционную с завершением доминирования в мировой экономике доллара, Уолл-стрит, США, Запада.

Экономика: реалии и иллюзии

Номер 5. Понять. Предотвратить. Преодолеть
Экономика: реалии и иллюзии

Экономическая наука, несущая в себе когнитивные иллюзии XIX–XX вв., не может дать адекватного представления о современной экономической реальности и требует решительного пересмотра. Экономика в реальности — другая, воспринимаемая и описываемая не так уже научно, модельно-математически, то есть физически, как постнаучно, запредельно, что то же самое — метафизически.

Человек и мир

Номер 2. Инерция либеральной лени
Человек и мир

Планетарный мир стремительно меняется, меняется и человек. Сегодня, во время глобального освоения мира и глобализации самого человека, остро встает вопрос о судьбе человека и будущем мира. Актуален вопрос и о судьбе локальных — этнонациональных — миров. Автор, будучи человеком русским, размышляет о судьбе Русского мира, никак не желая ни ему, ни другим этнонациональным мирам исчезновения.