Правильный прикус стратега
Те, кто напрягает силы, управляемы людьми; те, кто напрягает сердце, управляют людьми
Те, кто напрягает силы, управляемы людьми; те, кто напрягает сердце, управляют людьми
Традиции – это основа строительства в обществе отношений и связей; они, в свою очередь, создают тот самый каркас – скелет и сухожилия – общественного организма, без которого страна не сможет сделать и шагу…
Если мы хотим научиться находить опору для правильных решений в своем собственном языке, то должны восстанавливать функции фразеологизмов в полной мере. Осознавая эту благородную задачу, авторы обратили свой внимательный взор к словарю Даля. Там мы обнаружили ряд пословиц, имеющих достоверные исторические корни, которые вполне могли бы стать эдакими «русскими стратагемами»…
Мы договариваемся с теми, кто не может нас достать, против тех, кого и мы, и они достать могут. «С дальними дружи, на ближних нападай». Таким образом, появляется возможность использовать силу тех, кого мы не можем достать, против тех, кто может достать нас.
«Знание – не эрудиция, а эрудиция – не знание». В жизни мы часто встречаем людей, которые очень гладко излагают свои мысли, подкрепляя их множеством бесспорных доказательств… Мы доверяем им, а потом вдруг обнаруживаем, что нас жестоко обманули: результаты не достигнуты, работа провалена… Очевидно, что лучший стратег – это тот, кто не просто предвидит ситуацию, но и умеет воспользоваться этим предвидением, затратив минимум сил и времени на свой маневр.
Главной мыслью статьи является теория о том, что проигрыш может в конечном счете обернуться победой и наоборот. Авторы доказывают это на примере Кутузова, не выигравшего ни одного сражения в войне с Наполеоном и тем не менее одержавшего в ней победу, и, поскольку стратагемное мышление предполагает повторяемость ситуаций, настоятельно рекомендуют не забывать об этом историческом примере, разрабатывая стратегии и составляя планы.
Трудное искусство – властвовать, не превращаясь в тирана; преклоняться, не превращаясь в раба. Авторы утверждают, что можно успешно пользоваться властью, не обладая ею формально. При этом люди могут и не осознавать, что они находятся в вашей власти, – это вовсе не мешает вам проводить свои намерения через них.
В постоянной рубрике «Стратагемы» авторы разбирают первую из 36 стратагем – «Обманув Сына Неба, переплыть море». Ее суть в том, что лучшая ложь – это немного недосказанная правда. Важно создать у противника впечатление, что высказанная часть правды намного важнее, чем скрытая.
На этот раз авторы рубрики «Искусство мысли» рассматривают события новейшей истории Китая (события на площади Тяньаньмэнь и изменения в китайском руководстве в конце 1980-х годов) через призму одного из положений древнего трактата «36 стратагем»: «стремясь к Прибыли, нужно применять Убавление». Они считают, что для Китая конца 1980-х годов «убавление» в политической сфере ради «прибыли» в экономике и повседневной жизни народа было весьма актуальным решением.
На примере «Трактата Старца из Ущелья демонов» («Гуйгу Цзы»), в котором речь идет о методологии коммуникации, авторы рассматривают одну из краеугольных этических проблем китайских практик – допустимость (или недопустимость) обмана.
Продолжение знакомства с китайским стратегическим мышлением, начало в №4/2003
Продолжение знакомства с китайским стратегическим мышлением, начало в №4/2003.
Идея о том, что получить нечто можно, лишь отдав что-либо взамен, – одна из краеугольных для китайской традиции. Выигрывает всегда тот, кто умеет правильно соотнести размер жертвы и предполагаемого результата.