DOI: 10.33917/es-8.174.2020.100-105
Историческое решение о возвращении Айя-Софии статуса мечети еще раз доказало, что цикл ее истории подошел к новому этапу: от византийского храма — к османской мечети — сквозь памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО — к большой мечети Айя-София. В случае изучения исторической динамики статуса, культурного значения и социальных функций Айя-Софии интегральная макросоциологическая теория П.А. Сорокина является наиболее релевантной и обладает достаточным эвристическим потенциалом. История Айя-Софии испытала и испытывает на себе влияние ритмической последовательности трех сверхсистем: идеациональной, идеалистической и чувственной. Это с одной стороны. С другой стороны, Айя-София — это не только архитектурное сооружение, в своей исторической динамике прошедшее сложный путь от христианского храма к мечети, но прежде всего одно из основных средств выражения комплекса ценностей идеациональной культурной суперсистемы
Источники:
1. Заявление Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в связи с ситуацией относительно Святой Софии [Электронный ресурс] // Официальный сайт Московского патриархата. 2020. 6 июля. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5659210.html.
2. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. СПб.: РХГИ, 2000. 1055 с.
3. Храм Св. Софии в Царьграде. Айя-София в Константинополе. [Альбом]. Пг.: Издание Акц. О-ва «Биохром», 1915. 11 с., 16 л. ил.
4. Смирнов В.Д. Турецкие легенды о Святой Софии и о других византийских древностях. СПб.: Тип. Акад. наук, 1898. 368–402 с.
5. Сорокин П.А. Кризис нашего времени. Россия и Соединенные Штаты. Сыктывкар: Анбур. 640 с.
Продолжить чтение