Страница автора: Грабчак Евгений Петрович

Использование суперкомпьютерных технологий для управления работой сверхбольших организационных систем при реализации сложных специальных проектов (операций)

DOI: 10.33917/mic-1.114.2024.5-10

Рассматриваются проблемы исследования структурной и функциональной вариабельности работы цифрового «двойника» организационного агента в системах ресурсоснабжения с точки зрения показателей надежности и безопасности при реализации сложных специальных проектов. Предлагается интегрировать средства детекции и формирования сигналов, характеризующих техническое состояние инфраструктурных объектов суперсистемы ресурсоснабжения путем он-лайн обработки (анализа и интерпретации) технической, организационной и экономической информации с использованием суперкомпьютерных технологий с разработкой прикладных мер конфигурирования корректности работы элементов (агентов).

Источники: 

1. Агеев А.И., Аверьянов М.А., Евтушенко С.Н., Кочетова Е.Ю., Сиваков Р.Л. Цифровая трансформация национальной безопасности в контексте глобальных гибридных угроз // Экономические стратегии. 2021. Т. 23. № 4 (178). С. 60-69.

2. Агеев А.И., Бахтизин А.Р., Макаров В.Л., Логинов Е.Л., Хабриев Б.Р. Экономический фундамент победы: стратегический прогноз устойчивости экономики России в условиях санкционных атак // Экономические стратегии. 2023. Т. 25. № 3 (189). С. 6-15.

3. Агеев А.И., Грабчак Е.П., Логинов Е.Л. Использование искусственного интеллекта при реализации командования войсками и управления гражданскими объектами как единым гибридным полем боя // Нейрокомпьютеры и их применение. Тезисы докладов XX Всероссийской научной конференции. М.: МГППУ, 2022. С. 31-33.

4. Агеев А.И., Грабчак Е.П., Логинов Е.Л., Чиналиев В.У. Цифровая платформа управления научно-технологическим развитием в пространстве экономического сотрудничества // Экономические стратегии. 2023. Т. 25. № 1 (187). С. 56-69.

Моделирование последствий ядерного удара

DOI: 10.33917/es-4.184.2022.6-16

Риски нарастания международной напряженности резко обострили возможность ядерного конфликта. Основные геополитические игроки на международной арене фактически признали возможным и даже целесообразным применение ядерного оружия. В этих условиях крайне актуализировалась потребность моделирования последствий ядерного удара для подготовки к чрезвычайным ситуациям критического характера. В статье анализируется зарубежный опыт использования для этого цифровых симуляторов. Изложены российские взгляды на применение в этих целях агентных методов имитационного моделирования при анализе невоенных (гражданских) аспектов последствий ядерного удара.

Источники:

1. Грабчак Е.П., Логинов Е.Л. Подготовка системы государственного управления России к сверхкритическим ситуациям природного и техногенного характера // Проблемы управления безопасностью сложных систем: Материалы XXIX Международной научно-практической конференции. Москва, 15 декабря 2021 г. М.: Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН. С. 99–103.

2. Агеев А.И., Бочкарев О.И., Грабчак Е.П., Логинов Е.Л. Сетецентрическая система повышенной живучести управления энергетикой России в сложнопрогнозируемых критических условиях [Электронный ресурс] // Экономические стратегии. 2021. Т. 23. № 3 (177). С. 6–17. DOI: https://doi.org/10.33917/es-3.177.2021.6-17.

3. Моисеев Н.Н., Александров В.В., Тарко А.М. Человек и биосфера: Опыт системного анализа и эксперименты с моделями. М.: Наука, 1985. 271 с.

4. Ядерная зима и ее компьютерное моделирование в 80-х [Электронный ресурс] // Хабр. 2022. 28 мая. URL: https://habr.com/ru/company/ruvds/blog/668256/

5. Turco R.P., Toon O.B., Ackerman T.P., Pollack J.B., Sagan C. Nuclear winter: Global consequences of multiple nuclear explosions, 1984.

6. Кокошин А.А., Арбатов А.Г., Васильев А.А. Ядерное оружие и стратегическая стабильность (статья первая) // США: Экономика, политика, идеология. 1987. № 9. С. 3.

Россия в сверхкритической ситуации: управление восстановлением функций жизнеобеспечения для преодоления последствий природной макрокатастрофы

DOI: https://doi.org/10.33917/es-5.179.2021.28-35

Сверхкритическая жидкость — это такое состояние вещества, когда его температура и давление выше критической точки. Сверхкритическая ситуация — это такое состояние экономики в ее совокупных проявлениях и взаимовлиянии, при котором состояние ключевых профилей жизнеобеспечения ниже критической точки управляемости. Различные прогнозы все более актуализируют вероятность природной (и техногенной) макрокатастрофы (падение крупного метеорита, землетрясение силой в 10–12 баллов и иные, а также пандемия, аналогичная COVID-19, но с более тяжелыми последствиями). Как показала коронавирусная пандемия, к такого рода катастрофам  современная цивилизация становится все более уязвимой. Для преодоления дестабилизационных трендов природной (и техногенной) макрокатастрофы необходимо упреждающее принятие в России комплекса мер, резко повышающих эффективность госуправления в отношении перечня регулируемых ресурсных, экономических, технических, социальных и иных параметров с вписыванием механизмов и процедур госуправления в рыночные механизмы и структуру формирования бюджета с учетом внешних и внутренних факторов жизнедеятельности суперсистемы

Russia in Supercritical Situation: Managing Restoration of Life-Support Functions to Overcome the Consequences of a Natural Macro Catastrophe

Источники:

1. Агеев А.И., Логинов Е.Л. Coronavirus superstrategy: мировая проекция финансовой модели catastrophe just-in-time для выхода из кризиса на новую геоэкономическую нормальность [Электронный ресурс] // Экономические стратегии. 2020. № 4. С. 6–19. DOI: 10.33917/es-4.170.2020.6-19.

2. Агеев А.И., Логинов Е.Л. Россия в новой экономической реальности. М.: Институт экономических стратегий, Ассоциация «Аналитика», 2016. 460 с.

3. Грабчак Е.П., Логинов Е.Л. Актуализация элементов централизованного государственного управления в рыночной среде ТЭК России в условиях многофакторной нестабильности с расширенной компонентой неопределенности // Искусственные общества. 2020. № 2. С. 7.

Сетецентрическая система повышенной живучести управления энергетикой России в сложнопрогнозируемых критических условиях

DOI: https://doi.org/10.33917/es-3.177.2021.6-17

Энергетика, как и оборонный комплекс, является одной из ключевых отраслей, на которых базируются процессы жизнеобеспечения страны и вытекающая отсюда устойчивость конструкции государства. Мировая практика четко выявила ключевую зависимость внутриполитической и социальной стабильности от надежности и устойчивости энергоснабжения. Многофакторную живучесть энергетической суперсистемы в обычных и критических условиях природного и техногенного характера можно обеспечить за счет формирования сетецентрической системы повышенной устойчивости управления, опирающейся на распределенную сеть межкорпоративных катастрофоустойчивых дата-центров по обработке и хранению сверхбольших массивов данных. Предлагается использование дата-центров как базы для цифровых «двойников» энергетических объектов и процессов с целью итогового выхода на новое качество управления на основе цифровой топологии в рамках единой цифровой модели энергетической суперсистемы с возможностью защищенного сбора, хранения, обработки, обмена данными, необходимыми для управления энергетическими объектами различных отраслевых подсистем ТЭК России, а также для региональных и муниципальных властей. Использование цифровой топологии позволяет при локальных взаимодействиях осуществлять поиск и реализацию решений по продвижению к локальным и сете- и полицентрическим ресурсно-операционным оптимумам для минимизации затрат (ценовой нагрузки на потребителя) отдельных компаний и всей отрасли с целью поддержания надежности и устойчивости энергоснабжения, включая затраты на безопасность систем критической информационной  инфраструктуры

Цифровые императивы управления экономикой в рамках трансграничных экономических пространств международных интеграционных объединений (союзов) с участием России

DOI: 10.33917/mic-1.96.2021.5-10

Рассматриваются проблемы формирования единой цифровой информационной среды группы отраслевых и межотраслевых кластеров крупных и средних компаний в рамках международных интеграционных объединений (союзов) с участием России. Обоснована возможность и целесообразность вовлечения в контур управления распределенных по экономическим пространствам различных видов ресурсов. Предлагается сформировать ресурсно- и объектно- (агентно) структурированные матрицы платежеспособного спроса и кооперационного предложения продукции и услуг в России и за рубежом.

 

Источники:

1. Грабчак Е.П. Цифровая трансформация электроэнергетики. М.: Кнорус, 2018. 340 с.

2. Макаров В.Л., Бахтизин А.Р., Бекларян Г.Л., Акопов А.С. Имитационное моделирование системы «умный город»: концепция, методы и примеры // Экономический анализ: теория и практика. 2020. Т. 19. № 2 (497). С. 226-250.

3. Логинов Е.Л., Шкрабляк А.С. Тенденции развития электронных финансовых транзакций и методов их контроля в глобальных телекоммуникационных сетях // Инженерная физика. 2009. № 9. С. 47-53.

4. Макаров В.Л., Ву Ц., Ву З., Хабриев Б.Р., Бахтизин А.Р. Мировые торговые войны: сценарные расчеты последствий // Вестник Российской академии наук. 2020. Т. 90. № 2. С. 169-179.

5. Грабчак Е.П., Медведева Е.А., Васильевна И.Г. Как сделать цифровизацию успешной // Энергетическая политика. 2018. № 5. С. 25-29.

6. Грабчак Е.П., Медведева Е.А., Голованов К.П. Импортозамещение – драйвер развития или вынужденная мера // Энергетическая политика. 2016. № 3. С. 74-85.

7. Логинов Е.Л., Логинов А.Е. Интеллектуальная электроэнергетика: новый формат интегрированного управления в Единой энергетической системе России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. Т. 8. № 29 (170). С. 28-32.

Формирование в рамках ЕАЭС цифровой модели повышения прозрачности и успешности обеспечения контроля движения активов между участниками товарных, финансовых и имущественных сделок

DOI: 10.33917/mic-2.91.2020.5-12

В статье рассматриваются проблемы формирования цифровой модели повышения прозрачности и успешности обеспечения контроля движения активов между участниками товарных, финансовых и имущественных сделок в рамках финансовой системы ЕАЭС. Предлагается обеспечить повышение наблюдаемости любых сегментов финансовой системы, которую можно цифровым образом структурировать путем электронной цифровой идентификации каждой денежной единицы в доступных для мониторинга пространствах движения товарных, финансовых и имущественных активов. Получаемые результаты анализа могут быть использованы для оптимизации операционной динамики электронных транзакций явных альянсов и неформальных картелей финансовых агентов в наблюдаемом пространстве цифровых форматов финансовых коммуникаций с учетом движения финансовых средств в различной форме и номинированных в различных валютах.

Источники:

1. Агеев А.И., Радина В.А. Методика цифровой экономики в части управления и контрольной деятельности в реальном секторе экономики //Экономические стратегии. 2019. Т. 21. № 3 (161). С. 44-56. 

2. Агеев А.И., Ворожихин В.В., Кузык Б.Н., Махутов Н.А., Побываев С.А. Проблемы развития торговой, клиринговой, расчетной и платежной систем, обеспечивающих оптимизационное взаимодействие российских финансовых институтов и хозяйствующих субъектов //Стратегические тренды трансформации социально-экономических систем в рамках цифровой экономики/Материалы международной научно-практической конференции. М.: ИПР РАН, 2018. С. 7-9.

3. Агеев А.И., Логинов Е.Л., Махутов Н.А., Побываев С.А. Формирование системных механизмов защиты российских валютно-финансовых ресурсов в условиях спекулятивного манипулирования мировыми финансовыми рынками // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 7-2 (54). С. 8-11.

Пакетный отраслевой заказ как эффективный инструмент управления импортозамещением, созданием новых технологий и модернизацией энергетики

DOI: 10.33917/es-3.169.2020.6-17

Импортозамещение в энергетике требует формирования в России группы новых производств и модернизации имеющихся. Для этого необходима интеграция структур фундаментальной и прикладной науки, образования, энергомашиностроительного производства, энергогенерации и транспортировки электроэнергии в рамках полного инновационного цикла. Ключом к решению проблемы является формирование комплексного механизма планирования и управления научно-исследовательскими, а также энергомашиностроительными и электроэнергетическими сегментами как звеньями единой технологической цепочки работ и закупок — от фундаментальных исследований до утилизации оборудования. Результатом НИОКР должен быть пакетный отраслевой заказ по оборудованию и технологиям — новый инструмент планирования и координирования в рыночной среде российской энергетики и энергомашиностроения.

Предлагается выстраивание нового информационного контура управления в энергетике России для формирования основы пакетного заказа в рамках отрасли с целью налаживания средне- и долгосрочного научно-технического планирования для замещения выбывающего оборудования, сопровождения выполнения договоров и мониторинга результатов их исполнения.

Источники:

1. Импортозамещение уйдет в нацпроекты. Правительство определит цели по закупкам у российских поставщиков [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. 2020. 2 марта. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4275034.

2. Грабчак Е., Медведева Е., Голованов К. Импортозамещение как драйвер развития отрасли // Энергонадзор. 2016. № 8. С. 28–29.

3. Грабчак Е.П., Логинов Е.Л., Романова Ю.А. Проблемы замены изношенного оборудования в электроэнергетике России: приоритеты модернизации в контексте обеспечения надежности и безопасности // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. 2019. № 5. С. 38–43.

4. Положихина М.А. Санкции и импортозамещение: что стало с промышленностью? // Интеллектуальный капитал. 2017. № 1. С. 31–36.

5. Бушуев В.В. Когнитивный энерготехнологический форсайт // Энергетическая политика. 2015. № 4. С. 3–10.

6. Курбанов А.Х., Наружный В.Е. Импортозамещение в технологическом обеспечении производства продукции военного назначения: теоретические и прикладные аспекты // Вооружение и экономика. 2017. № 2. С. 69–77.

7. Стертюков К.Г., Стародубцева О.А. Проблемы внедрения новых технологий и технических средств с целью увеличения КПД в энергетической отрасли // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Электротехника, информационные технологии,
системы управления. 2018. № 25. С. 58–73.

8. Черезов А.В., Грабчак Е.П. Проблемы и перспективы развития производства газотурбинных установок высокой мощности в Российской Федерации // Надежность и безопасность энергетики. 2017. № 2. С. 92–97.

9. Агеев А.И., Логинов Е.Л. Трансформация механизмов управления ТЭК России для снижения рисков и угроз: Кремль-2018 в условиях сложной экономической реальности // Экономические стратегии. 2017. № 6. С. 30–39.

10. Госдума приняла поправки о смягчении норм закона о госзакупках в составе закона о мерах при ЧС // Интерфакс. Нефть. Ежедневный обзор. 2020, 1 апреля.

12. Агеев А.И., Логинов Е.Л. Формирование организационных и информационных механизмов управления построением в России цифровой экономики // Экономические стратегии. 2018. № 3. С. 56–67.

13. Агеев А.И., Смирнова В.А. Адаптивность высокотехнологичного комплекса к цифровым вызовам // Экономические стратегии. 2018. № 1. С. 164–166.

14. Агеев А.И., Радина В.А. Методология формирования плана на основе инструментария цифровой экономики // Экономические стратегии. 2019. № 4. С. 6–17. DOI: 10.33917/es-4.162.2019.6-17.

15. Логинов Е.Л., Райков А.Н. Оптимизация внедрения сквозных технологий в энергетическую критическую инфраструктуру на основе когнитивного моделирования: Материалы одиннадцатой международной конференции «Управление развитием крупномасштабных систем» (MLSD’2018). Москва, ИПУ РАН, 1–3 октября 2018 г.: В 2 т. М.: Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, 2018. С. 247–250.

16. Борталевич С.И., Грабчак Е.П., Логинов Е.Л., Шкута А.А. Адаптация стратегий развития компаний для работы на будущих мировых рынках, которые будут созданы при развитии ключевых научно-технических трендов в условиях цифровой революции // Образование. Наука. Научные кадры. 2018. № 4. С. 229–233.

17. Макаров В.Л., Агеев А.И., Зеленский В.А., Логинов Е.Л. Системные основы решения управленческих задач взаимодействия фундаментальной и прикладной науки с производственным сектором как основной фактор новой индустриализации России // Экономические стратегии. 2013. № 2. С. 108–117.

18. Научное обеспечение реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации: Научные сессии общего собрания членов РАН и общих собраний отделений РАН. 2019 г.: В 2 т. Т. 2. М.: Российская академия наук, 2019. 632 с.

19. КНТП ЭБМНП. М.: МЭИ, 2019. 57 с.

20. Комплексная научно-техническая программа «Энергетика больших мощностей нового поколения» (паспорт КНТП ЭБМНП). М., 2019. 112 с.

21. Агеев А.И., Логинов Е.Л., Ефремов Д.Н. Государственный комитет по научно-технической политике: центр сетевой концентрации научно-технических связей в ключевых областях знания для интегрированного управления в сфере науки и техники // Экономические стратегии. 2014. № 8. С. 12–21.

22. Агеев А.И., Логинов Е.Л. Госплан — основные подходы к планированию социально-экономического развития России // Экономические стратегии. 2013. № 8. С. 100–112.

23. Агеев А.И., Логинов Е.Л., Райков А.Н. Интеллектуальные технологии организации финансового мониторинга и контроля при реализации госзакупок // Экономические стратегии. 2016. № 1. С. 16–27

Глобальное Азиатское энергокольцо: контуры энергосистемы ХХI века

Номер 1. Смущение умов
Глобальное Азиатское энергокольцо: контуры энергосистемы ХХI века

Макроэкономические проблемы и политические игры наших западных «партнеров» актуализировали задачу диверсификации маршрутов и одновременно расширения объемов экспорта российской и транзитной электроэнергии за рубеж. С учетом постоянно растущего энергопотребления в странах Азии именно азиатский вектор экспорта российских ТЭР представляется наиболее перспективным, актуализируя развитие топливно-энергетической инфраструктуры для интеграции энергосистемы России и энергосистем группы ключевых стран Восточной, Южной и Западной Азии. Этот вектор с точки зрения рассмотрения топливно-энергетической инфраструктуры как метасистемы целесообразно реализовать путем формирования Глобального Азиатского энергетического кольца с учетом уникального опыта работы ЕЭС СССР и энергосистемы «Мир». Единая система энергопоставок и механизмы ресурсного и финансового координирования в рамах Глобального Азиатского энергокольца могут стать основой для обеспечения политической и экономической конкурентоспособности группы ключевых стран Восточной, Южной и Западной Азии с опорой на ключевого энергопартнера, он же основной гарант энергопоставок (коллективной энергобезопасности) в лице России.