Страница автора: Ерофеева Татьяна Анатольевна

Институциональные основы формирования стоимости современного бизнеса: категориальный аппарат исследования проблемного поля

DOI: 10.33917/mic-1.108.2023.29-35

В статье анализируются разные исследовательские алгоритмы изучения институциональных основ процесса формирования стоимости современного бизнеса. Автор акцентирует внимание на проблеме неупорядоченности категорий данного направления экономической мысли. В научной и нормативно-правовой литературе при описании экономических явлений и процессов, связанных с понятием «стоимость», используется ряд категорий (цена, стоимость, себестоимость, затраты, экономическая ценность), которые часто используются как синонимы. Неточность и неопределенность категориального аппарата в рамках изучаемого вопроса связаны с институциональными моментами.

1. Коуз Р. Фирма, рынок и право [пер. с англ.: Б. Пинскер]. Москва: Фонд Либеральная миссия: Новое изд-во, 2007. 221 с. ISBN 978-5-98379-087-2.

2.     Уильямсон О.И. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация: [пер. с англ.]; [Науч. ред. и вступ. ст. В. С. Катькало]. СПб.: Лениздат, 1996. 702 с. ISBN 5-289-01816-6.

3.     Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. перс. с англ. А.Н. Нестеренко; предисл. и научн. ред. Б.З. Мильнера. Москва: Фонд экономической книги «Начала», 1997. 180 с. ISBN 5-88581-006-0.

4.     Норт Д. Понимание процесса экономических изменений. пер. с англ. К. Мартынова, Н. Эдельмана. Москва: Изд. дом Гос. ун-та – Высш. шк. экономики, 2010. 253 с. ISBN 978-5-7598-0754-4.

5.     Словарь современной экономической теории Макмиллана / Общая ред. Д.У. Пирса; пер. с англ. Москва: ИНФРА-М, 1997. 608 с. ISBN 5-86225-453-6.

6.     Словарь финансово-экономических терминов / А.В. Шаркова, А.А. Килячков, Е.В. Маркина и др.; под общ. ред. М. А. Эскиндарова. – 3-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. 1168 с. ISBN 978-5-394-02995-0.

Сетевые взаимодействия как фактор формирования стоимости современного бизнеса

DOI: 10.33917/mic-6.107.2022.32-42

В статье анализируются сетевые взаимодействия как фактор формирования стоимости бизнеса в цифровой экономике. В ходе исследования автор анализирует преимущества и особенности сетевых взаимодействий в рамках платформенных бизнес-моделей и деловых экосистем. Автор приходит к следующим выводам. Сетевые взаимодействия между участниками платформы продуцируют сетевые эффекты. Использование преимуществ сетевых эффектов обусловливает изменение способов создания стоимости бизнеса. Данные становятся главным активом, обеспечивающим рост капитализации цифровых компаний. Звенья цепочки создания стоимости трансформируются в модули и встраиваются в сети. Под воздействием цифровых технологий стоимость бизнеса создается на всех уровнях экономической системы (включая наноуровень), компании превращаются из статичных иерархических структур в динамичные сети взаимосвязанных игроков, меняется роль руководства компаний в создании стоимости бизнеса.

Источники:

1. Ленин В.И. Империализм, как высшая стадия капитализма. Полн. собр. соч. Москва: Изд-во политической литературы, 1973. Т. 27. С. 299–426.

2. Гэлбрейт Дж.К. Новое индустриальное общество. Избранное. Москва: Эксмо, 2008. 1200 с.

3. Бест М. Новая конкуренция. Институты промышленного развития. Москва: ТЕИС, 2002. 356 с.

4. Портер М. Японская экономическая модель: может ли Япония конкурировать? / М. Портер, Х. Такеути, М. Сакакибара; Пер. с англ. Москва: Альбина Бизнес букс, 2005. 262 с.

5. Беляева И.Ю. Капитал финансово-промышленных корпоративных структур: теория и практика / И. Ю. Беляева, М. А. Эскиндаров. Москва: ИНФРА-М, 2001. 399 с.

6. Эскиндаров М.А. Развитие корпоративных отношений в современной российской экономике. Москва: Республика, 1999. 366 с.