Страница автора: Будзинская Ольга Владимировна

Управление компетенциями кадрового резерва нефтегазовой компании на основе применения форсайт технологий

DOI: 10.33917/mic-6.119.2024.40-49

Лавинообразный поток инноваций, нестабильность на мировой политической арене, санкционная политика, дефицит квалифицированных кадров усложняют выработку стратегических отраслевых решений по кадровому обеспечению на российском рынке труда. Система кадрового обеспечения как сложная система, образована совокупностью взаимосвязанных и взаимодействующих, но структурно относительно автономных подсистем.  На корпоративном уровне система непрерывного обучения и развития человеческих ресурсов нацелена на удовлетворение стратегической потребности компании в квалифицированных кадрах по ее приоритетным направлениям. Формирование программ обучения кадрового резерва с применением форсайт технологий позволяет сфокусировать ресурсы компании и достичь так называемого «динамического равновесия» по А.А. Богданову [1]. Переход от стратегического прогнозирования требуемых квалификаций в отрасли к планированию востребованных компетенций на корпоративном уровне с применением форсайт технологий позволяет повысить конкурентоспособность компании.


Источники:
 

1. Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука: в 2-х книгах. М.: Экономика, 1989. 304 с.

2. Будзинская О.В. Система кадрового обеспечения как механизм расширенного воспроизводства человеческих ресурсов: дис. д-р экон. наук: 08.00.05. М., 2022. 321 с.

3. Коннор Д., Макдермотт И. Искусство системного мышления: необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем. М.: Альпина Паблишер, 2018. 256 с.

4. Мартынов В.Г., Будзинская О.В., Шейнбаум В.С. Проектирование системы расширенного воспроизводства кадров для ТЭК в контексте очередного реформирования инженерного образования. Уровень жизни населения регионов России. 2024. Том 20. № 2. С. 243–257.

Технологизация и масштабирование инновационного предпринимательства на основе экосистемного подхода

DOI: 10.33917/mic-6.107.2022.66-75

В статье рассмотрены проблемы типологии и масштабирования    инновационного предпринимательства, его место в развитии мировой и отечественной экономики. Исследована эволюция инженерного мышления и обособление технологического предпринимательства на основе генерации и внедрения инноваций.  Показано, как развитие экосистемного подхода создает новые возможности для выпуска инновационных продуктов за счет формирования особенных инновационных экосистем. Авторы подчеркивают значение инженерного образования в   массовом развитии отечественного инновационного предпринимательства.

Источники:

1. Щедровицкий П.Г. Вызовы III промышленной революции к инженерному ВУЗу. М.: РГУ нефти и газа, 2016. URL: www.gubkin.ru/departaments/educational_activities/advanced_training/retaining_effective_teachers/Shablon/Shchedrovitsky%20P.%20G.%20Lecture%2030.05.2016.pdf

2. Будзинская О.В. Методологический подход к управлению системой кадрового обеспечения отраслей экономики /Материалы международной научно-практической конференции «Современные проблемы экономики и менеджмента». М.: Издательство Истоки, 2021. С.45-54.

3. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов [пер. с англ. П.Н. Клюкина]. М.: Эксмо, 2016. 1056 с. (Серия: Великие экономисты).

4. Блауг М. 100 великих экономистов после Кейнса. СПб.: Экономикус, 2008. 352 с.

5.  Шейнбаум В.С. Методология инженерной деятельности. Изд-во: РГУ нефти и газа им.И.М. Губкина, 2007. 360 с.

6. Доклад о глобальной повестке будущего образования: если изменений нельзя избежать, их надо возглавить/ Лукша П.О., Песков Д.Н. URL: www.asi.ru/news/25293/

7. Вебер М. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. 445 с.

8. Будзинская О.В. Система кадрового обеспечения как механизм расширенного воспроизводства человеческих ресурсов. Диссертация … доктора экономических наук: 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (экономика труда). Москва: ВНИИ труда, 2022. 321 с.

Кадровое обеспечение стратегических проектов нефтегазовых компаний: элементы корпоративной среды и метод оценки

DOI: 10.33917/mic-3.98.2021.65-74

В нефтегазовой отрасли полным ходом идут процессы цифровой трансформации, требующие постоянного обновления компетенций персонала. Система подготовки кадров не справляется с задачей обеспечения опережающего образования. Высокотехнологичные отрасли испытывают кадровый голод. Корпоративные университеты более динамичны в своем развитии и способны быстро рефлексировать на внешние изменения. Цель исследования заключается в выявлении элементов корпоративной среды, наличие которых позволяет компаниям обеспечить кадрами стратегические проекты. В настоящее время к наиболее значимым элементам автор относит систему управления знаниями; HR-аналитику на основе предиктивной аналитики и анализа больших данных (Big Data); применение иммерсивных образовательных технологий; обучающее рабочее место и затраты на обучение персонала.  На основе балльно-факторного анализа автор разработал методику оценки роли корпоративного университета в кадровом обеспечении стратегических проектов компании. На основе полученных результатов удалось проранжировать зарубежные и российские нефтегазовые компании по их способности обеспечить стратегические проекты персоналом с требуемым набором компетенций.

Источники:

 

1. Национальная программа «Цифровая экономика РФ», принятая в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204. – Доступ из информационно-правового портала «Гарант».

2. «Энергетическая стратегия РФ на период до 2035 г.», утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 09.06.2020 № 1523-р. – Доступ из информационно-правового портала «Гарант».

3. Козлова Д.В., Пигарев Д.Ю. Интеллектуальная добыча. Почему России необходимо изменить подход к государственному стимулированию отрасли // Neftegaz.Ru. 2018. №7. С.32-39.

Образовательный аспект кадрового обеспечения ТЭК в Арктическом регионе

DOI: 10.33917/mic-6.89.2019.64-69

Количественный и качественный дисбаланс на рынке труда ставит под угрозу реализацию проектов топливо-энергетического комплекса в Арктической зоне. В проектах по освоению шельфовых месторождений остро ощущается нехватка специалистов, владеющих навыками управления современной компьютерной техникой, электроникой, роботизированными системами. Анализ системы подготовки кадров показал, что среди всех арктических государств в российской Арктике самая многочисленная и разветвленная сеть подготовки высококвалифицированных кадров. Однако, функционирующая система подготовки кадров не удовлетворяет потребность отрасли в полном объеме. Целью написания статьи явилось рассмотрение значимости образовательной составляющей при удовлетворении потребности арктической зоны в квалифицированных кадрах ТЭК.

Источники:

 

1. Атлас новых профессий. Альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15–20 лет [Электронный ресурс]. – Режим доступа:ru/upload/pdf_files/atlas.pdf (дата обращения: 15.11.2019).

2. Будзинская О.В. Актуальные проблемы перестройки системы инженерного образования //Микроэкономика. 2019. №3 (86). С.11-15.

3. Будзинская О.В., Мартынов В.Г. Смена технологического уклада рождает вызов системе образования // Научное обозрение Серия 1. Экономика и право. 2017. №4-5. С.81-92.

4. Будзинская О.В., Мартынов В.Г., Шейнбаум В.С. «Образовательный ландшафт» в эпоху технологической трансформации //Воронежский Государственный Университет. Серия: Экономика и управление». 2018. №3. С. 75-81.

5. Гуртов В.А., Серова Л.М., Степусь И.C. Прогнозирование потребности высокотехнологичных секторов экономики в кадрах с высшим профессиональным образованием // Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. М.: ФИРО. 2010. № 8. 80 с.

Актуальные проблемы перестройки системы инженерного образования

В статье сформулированы основные принципы подготовки кадров в условиях перехода к новому технологическому укладу. Успешная трансформация российской экономики в экономику знаний может быть осуществлена только при условии ориентации рынка труда на высококвалифицированный интеллектуальный труд. На фоне технологического прорыва и постоянно меняющихся внешних переменных вопрос о принципах, которые лягут в основу проектирования профессиональной подготовки технических специальностей, требует наискорейшего решения.

Источники:

1. Барбер М., Доннелли К., Ризви С. Накануне схода лавины. Высшее образование и грядущая революция//Вопросы образования. 2013. № 3. С. 152-231.

2. Будущее образования: глобальная повестка. Доклад, подготовленный Агентством стратегических инициатив, Московской школой управления «Сколково» и Сколтехом в рамках глобального форсайта образования до 2035 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: edu2035.org/pdf/GEF.Agenda_ru.pdf  (дата обращения: 05.06.2019).

3. Россия 2025: от кадров к талантам. The Boston Consulting Group. Октябрь 2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.bcg.com/ru-ru/perspectives/188095 (дата обращения: 05.06.2019).

4. Рейтинг университетов мира в 2019 г. [Электронный ресурс].  – Режим доступа: www.timeshighereducation.com/world-university rankings/2019/world-ranking#!/page/0/length/25/sort_by/rank/sort_order/asc/cols/scores (дата обращения: 05.06.2019).

5. Frey, C. and M. Osborne (2013), «The Future of Employment: How Susceptible are Jobs to Computerisation?» Oxford Martin School Working Paper.

6. Атлас новых профессий. Альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15–20 лет. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: atlas100.ru/upload/pdf_files/atlas.pdf  (дата обращения: 05.06.2019).

«Корпоративный университет 2.0»: функционально-содержательная структура

DOI: 10.33917/mic-3.92.2020.29-35

Цифровизация изменила среду деятельности и характер труда человека, предложив сетевой принцип взаимодействия. Но не смотря на явные изменения, корпоративные университеты продолжают оценивать обучение персонала через нормативные показатели: количество человек, прошедших обучение и часы очного обучения в корпоративных центрах. Возможно ли в современной конвергентной среде обеспечить трансляцию знаний в среду деятельности без изменения модели корпоративного университета? С точки зрения автора, нет. Корпоративные университеты точно так же, как производственные компании, проходят цифровую трансформацию, перемещаясь в цифровое пространство и внедряя новейшие технологии в образовательный процесс: виртуальная и дополнительная реальность, чат-боты в обучающем процессе, дистанционные мультимедийные курсы. В статье проанализирована трансформация корпоративного университета и представлена функционально-содержательная структура корпоративного университета 2.0.

Источники:

1. Воронин В.Б. Интеллектуальный капитал: как фактор повышения конкурентоспособности бизнеса и инвестиции в будущее // Молодой ученый. №4. Т.1. С.142-145.

2. Grant R. M. The development of knowledge management in the oil and gas industry // Universia Business Review. 2014. № 40. С. 92-125.

3. Drain B. (2001): Retaining Intellectual Capital in the Energy Industry. Sapient  

4. Комарова А. В. Управление знаниями как фактор повышения конкурентоспособности компаний на международном рынке: монография. М.: Издательство ВАВТ, 2016.

5. Безгинова Ю.А., Гаранина Т.А., Кудрявцев Д.В., Плешкова А.Ю. Практика управления знаниями в нефтяных компаниях //Открытое образование. 2018. Т.22. №6. С. 27-38.