Страница автора: Безпалов Валерий Васильевич

Энергетическая стратегия Российской Федерации в системе национальной экономики и безопасности: цели, перспективные направления и сценарии развития

DOI: 10.33917/mic-4.117.2024.91-102

Проведен аналитический обзор энергетической стратегии Российской Федерации в системе национальной экономики и безопасности. Рассмотрены ее цели, перспективные направления и сценарии развития в условиях экономических санкций. Установлено, что переход России на альтернативное топливо произойдет не ранее чем через десять лет. В предстоящее десятилетие отечественный энергосектор не будет торопиться с мерами в борьбе с глобальным потеплением, а начнет думать над постепенным смещением баланса от угля и нефти к солнечным, водородным и другим безопасным для природы станциям. В настоящее время, не только Россия, но и другие страны пока не готовы полностью отказаться от топлива с высоким углеродным следом в атмосфере. Нефть и газ в мировой энергетической отрасли составляют порядка 54%.

На долгосрочную перспективу 10–20 лет энергобаланс сохранится при разных прогнозах развития возобновляемых источников энергии. В то же время энергопереход начался, и это можно увидеть по возросшим инвестициям в данный перспективный сектор. Резко растут вложения в альтернативную энергетику, включая солнечную, ветровую, водородную. В частности, планируется вовлекать достижения прошлых лет в области атомной энергетики. Россия начала готовиться к переходу на чистое топливо, над процессом трудятся не только чиновники, но и представители науки и промышленности.

Источники:

1. Алексеев А.Е., Новицкий И.Ю., Женжебир В.Н., Пшава Т.С., Шестов А.В. Международная глобализация и трансформация понятия энергетической безопасности. Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 6 (31). С. 2.        

2. Алексеев А.Е., Новицкий И.Ю., Женжебир В.Н., Пшава Т.С., Дадугин М.В. Энергетическая безопасность в Европейском союзе: проблемы «зависимости» и развития. Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 6 (31). С. 3.

Имидж–консалтинг в различных отраслях экономики и сферах деятельности

DOI: 10.33917/mic-3.116.2024.15-28

Рассмотрен имидж-консалтинг в различных отраслях экономики и сферах деятельности в современных социально-экономических условиях.  Показано, что объем российского рынка управленческого консалтинга, по разным экспертным оценкам, в 2021 г. составлял порядка 50–60 млрд руб., к концу 2022 г. он сократился практически вдвое. Одна из главных проблем российского рынка управленческого консалтинга на конец 2023 г. – потеря квалифицированных кадров и практически полное разрушение системы их воспроизводства. Российский рынок управленческого консалтинга на конец 2023 г. претерпел значительные структурные трансформации: изменились имена и количество ключевых игроков, ценовая политика и приоритеты клиентов.

Проанализированы состояние и перспективы развития разных субъектов консалтинговых услуг в России на примере трех успешных отраслевых кейсов имидж-консалтинга из различных отраслей и сфер деятельности: ПАО «Сбербанк», сотового оператора связи «Билайн» и предприятия из сферы общепита – кофейни «Зернышко». Показано что, главной проблемой для рассмотренных организаций является выбор имидж-консультанта, даны рекомендации по решению этой проблемы.

Источники:

1. Абрамова П.В., Ищенко И.Г. Консалтинг как инструмент повышения инвестиционной привлекательности франчайзинговых проектов. В сборнике: Актуальные вопросы управления. Под редакцией С.В. Тактаровой, Г.Н. Тугускиной, 2020. С. 26-30.

2. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. Прогресс, 2018.

3. Алешникова В.И. Использование услуг профессиональных консультантов. ИНФРА-М, 2020.

4. Алешникова В.И. Новые реалии международного и российского рынка управленческого консалтинга. В книге: Маркетинг и инфраструктурные проекты. Монография. Москва, 2023. С. 190-199.

Анализ системы корпоративного управления российской государственной холдинговой компании атомной промышленности

DOI: 10.33917/mic-4.111.2023.56-68

На основе транзактного анализа рассмотрена модель взаимообусловленности трех основных категорий корпоративного управления ГК «Росатом».  Проанализировав структур управления акционерным обществом и учитывая стремление ГК «Росатом» к максимизации прибыли акционеров, определено, что ГК «Росатом» создана в соответствии с англосаксонской моделью корпоративного управления. Одной из проблем корпоративного управления является то, что в принципах компании, закрепленных в Кодексе делового поведения и деловой этики ГК «Росатом», отсутствует элемент инноваций, а миссия компании слабо его отражает, несмотря на «программу инновационного развития». Проблема несовпадения принципов в такой крупной корпорации, как ГК «Росатом», естественно, в какой-то момент может оказать негативное влияние на внутреннюю среду. Предлагается, в целях оптимизации процессов корпоративного управления и ускорения принятия управленческих решений осуществить воспроизводство комплексной автоматизированной базы данных по структуре корпоративной собственности организаций ГК «Росатом» в атомной отрасли.

Источники:

1. Астахов В.В. Ключевые факторы увеличения конкурентоспособности наукоемкого предприятия атомной отрасли. Проблемы теории и практики управления. 2019. № 5. С. 59-67.

2. Безпалов В.В., Сизова Д.А. Обеспечение экономической безопасности энергетической сферы в условиях ограничений. Промышленность: экономика, управление, технологии. 2022. Т. 1. № 3-4 (3). С. 45-58.

3. Бойко А.А. Влияние пандемии Covid-19 на глобальное состояние атомной отрасли в долгосрочной перспективе и перспективы ГК «Росатом». Геоэкономика энергетики. 2021. Т. 13. № 1. С. 88-99.

Государственные программы и проекты стимулирования ведущих компаний ЕС по использованию возобновляемых источников энергии, водорода и рециклингу твердых бытовых отходов

DOI: 10.33917/mic-1.108.2023.52-60

В данной статье проведен аналитический обзор государственных программ и проектов стимулирования ведущих компаний ЕС по использованию возобновляемых источников энергии (ВИЭ), водорода и рециклингу твердых бытовых отходов (ТБО) в условиях экономических санкций. Установлено, что федеральное правительство Германии, как ведущей страны ЕС, в рамках стимулирования использования ВИЭ запустило серию государственных и государственно-частных (с привлечением крупных инвесторов) проектов и программ финансирования, которые нацелены на частные домохозяйства, а также муниципалитеты и компании.  Проанализированы 7 крупнейших проектов и программ по использованию возобновляемых источников энергии и водорода, также проанализированы 6 крупнейших проектов и программ по рециклингу ТБО.  Установлено, что возобновляемые источники энергии стали играть важную роль в структуре энергобаланса всего Европейского союза, никак не уступая ископаемым видам топлива.

1.              Алексеев А.Е., Новицкий И.Ю., Женжебир В.Н., Пшава Т.С., Шестов А.В. Международная глобализация и трансформация понятия энергетической безопасности. Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 6 (31). С. 2.           

2.              Алексеев А.Е., Новицкий И.Ю., Женжебир В.Н., Пшава Т.С., Дадугин М.В. Энергетическая безопасность в Европейском Союзе: проблемы «зависимости» и развития. Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 6 (31). С. 3.

3.              Вукович Н.А., Полянская О.А. Биоэнергетика как драйвер развития зеленой экономики в России. Beneficium. 2020. № 4 (37). С. 4-10.

4.              Новицкий И.Ю., Алексеев А.Е., Пшава Т.С., Женжебир В.Н., Шестов А.В. Энергетическая безопасность как фактор международного развития. Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 6 (31). С. 69.

Оценка финансового потенциала и политики управления корпоративными активами ПАО «Северсталь»

DOI: 10.33917/mic-6.107.2022.49-59

В данной статье проведена оценка финансового потенциала и политики управления корпоративными активами ПАО «Северсталь». Дана рекомендация сменить политику управления текущими пассивами с агрессивной на умеренную, что приведет к повышению финансовой устойчивости предприятия, снижению эффекта финансового рычага, а также росту средневзвешенной стоимости капитала в целом. Исследование, проведенное авторами, показало, что ПАО «Северсталь» практически по всем составляющим финансового потенциала корпорации имеет средние оценки, следовательно, ему можно присвоить интегральный средний уровень финансового потенциала.

Источники:

1. Еропутова О.А. Анализ и оценка денежных потоков от инвестиционных операций ПАО «Северсталь». The Scientific Heritage. 2022. № 86-3(86). С. 17-20.

2. Иззука Т.Б., Ткаченко И.Д. Влияние COVID-19 на финансовое состояние металлургических предприятий: проблемы и перспективы. Экономические науки. 2021. № 195. С. 67-77.

3. Исаева С.С. Оценка вероятности банкротства различными методами на примере ПАО «Северсталь» (зарубежная практика). Мировая экономика: проблемы безопасности. 2017. № 3. С. 25-29.

4. Карканица А.С., Струнникова Я.Д., Родионова Д.В., Савинкина А.Д., Кирдянова Д.И., Хаяк А.А., Струнникова А.Д. Рыночная модель акций компании ПАО «Северсталь». Экономика и предпринимательство. 2020. № 1 (114). С. 767-769.

5. Николаева Е.В., Плетнев Д.А., Мирвахеди С. Практика оценки трансакционных издержек: кейс ПАО «Северсталь». Вестник Челябинского государственного университета. 2020. № 6 (440). С. 204-211.

6. Рыканин Н.В. Обзор металлургической отрасли России и положения ПАО «Северсталь» в ней. Финансовая экономика. 2021. № 4. С. 194-197.           

7. Рыканин Н.В. Перспективный анализ денежных потоков ПАО «Северсталь». Естественно-гуманитарные исследования. 2021. № 35 (3). С. 278-284.    

Оценка финансового потенциала и политики управления корпоративными активами АО «РУСАЛ УРАЛ»

DOI: 10.33917/mic-4.105.2022.24-33

В данной статье проведена оценка финансового потенциала и политики управления корпоративными активами АО «РУСАЛ УРАЛ» в условиях экономических санкций. Установлено, что на АО «РУСАЛ УРАЛ» сочетаются агрессивная политика управления текущими активами и агрессивный тип политики управления текущими пассивами. Таким образом, комплексную политику оперативного управления можно также охарактеризовать как агрессивную. АО «РУСАЛ УРАЛ» практически по всем составляющим финансового потенциала корпорации (ФПК) имеет низкие оценки, следовательно, ему можно присвоить низкий уровень ФПК. Таким образом, корпорация не является финансово стабильной. Для того, чтобы улучшить финансовое положение корпорации, увеличить его устойчивость и платежеспособность можно сменить политику управления текущими пассивами с агрессивной на умеренную, т.е. снизить долю краткосрочных кредитов в общей сумме пассивов.

Источники:

1. Безпалов В.В. Механизм реструктуризации системы управления промышленным предприятием. Издательство: КноРус. Москва, 2013. 169 с.

2. Ксенофонтова Х.З., Филатов В.В., Мишаков В.Ю., Нечаев Б.П., Осинская Т.В., Панов С.А. Трансформация структуры знаний руководителей промышленной компании – источник развития их новых компетенций: региональный аспект. Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности. 2020. № 4 (388). С. 157-164.

3. Филатов В.В., Дорофеев А.Ю., Деева В.А., Князев В.В., Кобулов Б.А., Кобиашвили Н.А., Мухина Т.Н., Паластина И.П., Руденко О.Е., Осинская Т.В. Теоретические основы проектирования систем менеджмента производственных предприятий в условиях экономической нестабильности. Москва, 2008.

4. Филатов В.В., Алексеев А.Е., Шленов Ю.В., Воробьёв Д.И., Дорофеев А.Ю., Долгова В.Н., Женжебир В.Н., Пшава Т.С., Фадеев А.С., Фёдоров Б.К., Шестов А.В. Машиностроительный комплекс РФ: отраслевые, региональные и стратегические аспекты развития. Курск, 2017.

Управление изменениями в Федеральном проекте «Региональная местная дорожная сеть» в составе Национального проекта «Безопасные качественные дороги» на основе моделей преобразований 4P «Ориентация на результаты», «трансформационный треугольник» и 4R Гуияра-Кейли

DOI: 10.33917/mic-4.99.2021.29-41

В данной статье рассмотрен вопрос управления изменениями в Федеральном проекте «Региональная и местная дорожная сеть» в составе Национального проекта «Безопасные качественные дороги» на основе моделей преобразований 4Р, «трансформационный треугольник» и 4R Гуияра-Кейли. Установлено, что инвестиционный потенциал Федерального проекта значительный и, используя смешанные инвестиции заинтересованного среднего и крупного бизнеса, а также государственные средства, транспортная отрасль на данном этапе в основном решила основную инвестиционную задачу на федеральном и региональном уровнях – восстановления и модернизации транспортного комплекса в 83 субъектах РФ и 104 городских агломерациях.

Источники:

1. Агеев А.И., Бондарик В.Н., Иванова О.Д., Кудрявцев А.В., Лощинин А.А. Технократическая концепция проектов цифровой экономики: синергия интеграции систем и данных //Микроэкономика. 2018. № 5. С.14-21.

2. Безпалов В.В. Особенности и проблемы диагностики при проведении мероприятий по реструктуризации региональной системы управления //Экономика и менеджмент систем управления. 2014. № 1-2 (11). С. 207-216.

3. Безпалов В.В. Методы исследования региональных промышленных рынков в сфере внешнеторговой деятельности в условиях импортозамещения //Экономика и предпринимательство. 2017. № 8-2 (85). С. 208-212.

4. Володина О.А., Крыгина И.Е., Неретин А.А. Структурные особенности логистических рисков российского транспортного рынка //Евразийское Научное Объединение. 2021. № 2-4 (72). С. 233-236.

5. Горин Д.С. Оценка отраслевой значимости машиностроительных предприятий на основе анализа основных производственных фондов //Экономика и предпринимательство. 2013. № 12-4 (41). С. 319-322.