Журнал «Микроэкономика»





Использование метода анализа иерархий в государственном стратегическом планировании

DOI: 10.33917/mic-5.106.2022.5-25

Целью настоящей работы является подготовка предложений по дальнейшему развитию и практическому использованию в Российской Федерации методологии и инструментов программно-целевого управления. В  статье  решены следующие вопросы: 1) в результате проведенного  анализа  отечественных и зарубежных научных  источников, а также нормативных  документов РФ в области стратегического планирования, выявлены основные его  недостатки и сформулированы основные направления  дальнейшего  развития; 2) предложен  методический подход по разработке государственных программ экономического и социального развития страны на базе метода анализа иерархий; 3) приведен пример практического использования данного метода для решения задачи обоснования оптимальных размеров импортозамещения зарубежных комплектующих изделий для производства ближнемагистрального узкофюзеляжного пассажирского самолета Super Jet 100.

Источники:

1. Индикативное планирование и проведение региональной политики /под ред. А.Б. Левинталя. М.: Финансы и статистика, 2007. 326 с.

2. Демидова Л.Г., Климов С.М., Щербаковский Г.З., Антонов А.Г. Индикативное планирование: теория и пути совершенствования. СПб.: Знание, 2000. 230 с.

3. Афонина И.А., Иванова О.Д., Панасевич О.Е. О конференции «Стратегическое планирование в условиях нарастания внешних угроз: необходимость мобилизации внутренних ресурсов для развития России» // Микроэкономика. 2014. № 6. С. 138-144.

4. Бузгалин А.В., Колганов А.И. Возрождение планирования, уроки (политико-экономический дискурс // Проблемы теории практики управления. 2016. № 1. С. 8-18.

5. Бухвальд Е.М. Стратегический долгострой; виден ли итог? // ЭТАП. Экономическая теория, анализ, практика. 2017. № 6. С. 33-47.

Анализ потребительского восприятия в пространстве имиджеобразующих факторов. Часть 2. Позиции в сравнении с конкурентами

DOI: 10.33917/mic-5.106.2022.26-49

Рассмотрены принципы анализа потребительского восприятия рыночных объектов (товаров, торговых марок, фирм) в имиджеобразующем пространстве с акцентом на корректность применения методов и интерпретации результатов (в части сравнения воспринимаемых позиций с позициями конкурентов на фоне потребительских идеалов). Предложен подход к анализу, основанный на выявлении факторов, которые определяют рыночные процессы, и построении образов реальных товаров/ торговых марок/ фирм в восприятии представителей целевой группы. Обсуждаются вопросы продвижения товара/ торговой марки/ фирмы на основе анализа потребительского восприятия. Приведены примеры решения с использованием представленного подхода практических задач выявления факторов восприятия товаров/ торговых марок/ фирм, построения их образов в пространстве потребительского отношения, анализа конфигурации образов в сравнении с конкурентами и идеалом, разработки стратегии и существенных деталей продвижения.

Источники:

1. Айвазян С.А., Бухштабер В.М., Енюков И.С., Мешалкин Л.Д. Прикладная статистика: Классификация и снижение размерности. М.: Финансы и статистика, 1989. 607 с.

2. Закускин С.В. Анализ потребительского восприятия в пространстве имиджеобразующих факторов. Часть 1. Позиции в сравнении с идеалом // Микроэкономика. 2022. №4. С. 5-24.

3. Закускин С.В. Анализ рациональных предпочтений в имиджеобразующем пространстве. Микроэкономика. 2022. №1. С.40-54.

4. Закускин С.В. Анализ рационального выбора в имиджеобразующем пространстве. Микроэкономика. 2021. №5. С.14-29.

5. Закускин С.В. Формирование интегральных показателей в маркетинговых исследованиях по результатам квантификации // Креативная экономика. 2021. Том 15. № 5. С.2091-2114.

Бенчмаркинг как непрерывный процесс управления качеством и инвестиционно-инновационной деятельностью корпорации ПАО «Северсталь»

DOI: 10.33917/mic-5.106.2022.50-61

В данной статье рассмотрен бенчмаркинг как непрерывный процесс управления качеством и инвестиционно-инновационной деятельностью на примере корпорации ПАО «Северсталь».

Дано определение понятия «бенчмаркинг», показаны его цель, задачи, этапы проведения. Представлено сравнение российского и зарубежного подходов в проведении бенчмаркинга.

Показаны результаты бенчмаркинга, который определил недостатки и дал направления для повышения эффективности работы ПАО «Северсталь». Компании требуется делать большую ставку на НИОКР и получение от них более эффективного результата. В последние годы ПАО «Северсталь» на фоне пандемии и экономических санкций столкнулось с нехваткой средств для проведения модернизации и реконструкции производственных мощностей, с несоответствием со структурой спроса и предложения. 

Авторы предлагают сокращать затраты, развивать рынок металлопродукции и внедрять инновационные технологии.

1. Аль-Явар А.А., Жариков Р.В., Безпалов В.В. Повышение качества продукции (услуг) коммерческих организаций. Modern Economy Success. 2020. № 6. С. 120-126.

2. Гарипов А.Ш. Генезис бенчмаркинга во временном континууме. Вестник Казанского государственного финансово-экономического института. 2007. № 4 (9). С. 70-74.

3. Девлет-Гельды Г.К. Бенчмаркинг как инструмент конкурентоспособного развития современных предприятий. Проблемы экономики. 2016. № 1 (71). С. 42-46.

4. Еропутова О.А. Анализ и оценка денежных потоков от инвестиционных операций ПАО «Северсталь». The Scientific Heritage. 2022. № 86-3 (86). С. 17-20.

5. Кожемяко А.П. Бенчмаркинг как инструмент анализа целевых клиентских групп. Менеджмент качества. 2020. № 4. С. 314-322.

6. Май И. Управление знаниями, эффективность производства и бенчмаркинг. Нормирование и оплата труда в промышленности. 2010. № 7. С. 52-55.

Теоретические представления и методологические подходы к пониманию теории производства и анализа затрат в условиях цифровизации в микроэкономике

DOI: 10.33917/mic-5.106.2022.62-68

В статье рассмотрена эффективность использования цифровых двойников в основных отраслях экономики России. Показано, как применение цифровых двойников влияет на структуру затрат на производство продукции. Авторами статьи сделана попытка аргументации того факта, что использование цифровых двойников и цифровых баз данных сделает возможным экспоненциальный экономический рост. Такая тенденция объясняется следствием роста производительности цифровых двойников, обусловленным действием закона технологического прогресса Гордона Мура (первый закон 1965 г.) и законом Артура Рока (второй закон Мура 1998 г.). В этой связи авторы применяют новый подход к обоснованию специфического проявления закона убывающей отдачи. Сделан вывод, что в краткосрочной перспективе одновременное использование совершенных цифровых технологий и цифрового аналога живого труда раздвигает границы закона убывающей отдачи, обеспечивая рост отдачи от масштабов производства на новом витке микроэкономического развития.

Источники:

1. Цифровые двойники помогут заработать миллиарды долларов. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru /10-08-2018-2.aspx

2. Что такое цифровые двойники и где их используют? URL: https://trends.rbc.ru/trends/industry

3. Царев М.В., Андреев Ю.С. Цифровые двойники промышленности: история развития, классификация, технологии, сценарии использования. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-dvoyniki-v-promyshlennosti-istoriya-razvitiya-klassifikatsiya-tehnologii

4. Кунцман М.В. Деятельность картелей как угроза экономической безопасности. / М.В. Кунцман, А.А. Султыгова. Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2015. N 4 (19). С. 142–144.           

5. Российскому АПК помогут цифровые двойники. URL: https://mcx.gov.ru/ministry/departments/ 

Проблемы снабжения газом, СПГ, углем и ВИЭ в Европе до 2030 года

DOI: 10.33917/mic-5.106.2022.69-78

Ситуация с нестабильным газоснабжением и энергоснабжением в ЕС осложнилась в связи с началом военной спецоперации РФ на Украине, что резко изменило положение с энергоснабжением Европы. ЕС прогнозирует сократить потребление российского газа, испытывая при этом дефицит газа.

Германия могла бы использовать газ «Северного потока-2», к чему призывал бывший канцлер Германии Герхард Шредер в начале августа текущего года после своего визита в Москву. Этот шаг решил бы проблемы газоснабжения Германии на длительный период. Однако ЕС и Германия ранее отказывались от использования «Северного потока-2» по политическим мотивам.

Ситуация в корне изменилась, когда 26 сентября 2022 г. была совершена диверсия на газопроводах «Северный поток – 1» и «Северный поток -2», в результате которой были разорваны участки газовых труб в районе острова Борнхольм (Дания). В результате из труб вытекает газ в объеме одного млрд м3. Ремонт разорванных труб может потребовать нескольких месяцев. Европа останется осенью и зимой без российского газа.

СПГ не сможет заменить российский газ из-за ограниченного количества пунктов его приема, а также удорожания СПГ на 20-30% по сравнению с трубопроводным российским газом. Кроме того, до 2030 г. импорт СПГ в ЕС будет ограничен ввиду недостаточных возможностей производства СПГ в США и мире, а также конкуренции стран Азии в потреблении СПГ.

Источники:

1. Bloomfield H.C., Brayshaw D.J., Troccoli A., Goodess C.M., De Felice M., Dubus L., Bett P.E., Saint-Drenan Y.-M. Quantifying the sensitivity of european power systems to energy scenarios and climate change projections, Renewable Energy, Volume 164, February 2021. pp. 1062-1075.

2. Frank Ch., Fiedler S., Crewell S. Balancing potential of natural variability and extremes in photovoltaic and wind energy production for European countries, Renewable Energy, Volume 163, January 2021. pp. 674-684.

Цифровое импортозамещение в атомной отрасли

DOI: 10.33917/mic-5.106.2022.79-86

Импортозамещение как фактор роста отечественного производства в 2022 г. снова является актуальным процессом, во-первых, из-за последствий геополитической напряженности, повлекшей за собой в том числе отток кадров, а во-вторых, из-за пандемии COVID-19, имевшей следствием разрушение налаженных логистических связей и цепочек поставок.

В статье анализируется процесс импортозамещения на примере крупнейшей российской генерирующей компании в атомной отрасли – Госкорпорации «Росатом».

Источники:

1. Импортозамещение в России в 2022 году – последние новости // Юридическая газета. 2022. 15 мая. URL: https://yur-gazeta.ru/ekonomika/importozameshenie-v-rossii-v-2022-gody-poslednie-novosti.html

2. Росатом объявил о запуске цифрового продукта «Логос Тепло» // Атомная энергия 2.0. URL: https://www.atomic-energy.ru/news/2019/12/19/100185

3. В России появился отечественный программно-аппаратный комплекс для создания инфраструктуры VDI // CNews. URL: https://www.cnews.ru/news/line/2021-06-15_v_rossii_poyavilsya_otechestvennyj

4. Росатом как двигатель отечественного ИТ-импортозамещения // Цифровая энергетика. URL: https://www.digital-energy.ru/2020/12/29/industry/rosatom-kak-dvigatel-otechestvennogo-it-importozamescheniya/

5. «Росатом» полностью переходит на Astra Linux // CNews. 2022. 19 мая. URL: https://www.cnews.ru/news/top/2022-05-19_rosatom_polnostyu_perehodit

6. Как Росатом превратился в двигатель отечественного ИТ-импортозамещения // СNEWS. 2020. 28 декабря. URL: https://www.cnews.ru/reviews/cnews_trendy_2021/cases/kak_rosatom_prevratilsya_v_dvigatel

7. Файков Д.Ю. Оценка возможностей и перспектив диверсификации деятельности государственных корпораций в рамках современных организационно-технологических тенденций (на примере атомной отрасли) // МИР. 2020. Т. 11. № 2. С. 179-195.

8. «Логос»: курс на импортозамещение в сегменте САЕ // САПР. 2021. № 10. URL: https://sapr.ru/article/26321

9. РФЯЦ-ВНИИЭФ: Пакет программ Логос // TADVISER. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Продукт:РФЯЦ-ВНИИЭФ:_Пакет_программ_Логос?cache=no&ptype=integr

Коммуникативные взаимодействия поставщиков энергетических ресурсов на арктических территориях на основе цифровизации

DOI: 10.33917/mic-5.106.2022.87-99

В статье обоснована необходимость цифровизации коммуникативных взаимодействий поставщиков энергетических ресурсов с клиентурными рынками на примере крупной компании, осуществляющей свою деятельность на территории Арктической зоны Российской Федерации. В настоящее время основным видом коммуникативного взаимодействия между исследуемой компанией – поставщиком энергетических ресурсов и клиентурными рынками являются договорные отношения, своевременность и качество которых приобретают важное значение, особенно для предприятий крупного бизнеса. От качества заключенного договора на поставку ресурсов, условий и сроков поставок, зависят полнота объемов поставки ресурсов и своевременность выполнения условий, содержащихся в договоре, которые напрямую влияют на результаты финансово-экономической деятельности компании и, следовательно, ее конкурентную позицию на клиентурных рынках.  Независимо от количества и объема договоров в год, которые могут быть различными – от нескольких крупных заказов для хозяйствующих субъектов (предприятий) на отраслевых клиентурных рынках до десятков тысяч для потребительского рынка – физических лиц и домашних хозяйств, договор как основной вид коммуникативного взаимодействия является важнейшим правовым инструментом.

Источники:

1. Babkin N., Bespalova S., Senetskaya L., Skotarenko O. Tools for digitalization of economic processes for supporting management decision-making in the Arctic region. 4th International Scientific Conference on Arctic: History and Modernity; Saint Petersburg, Russian Federation 17-18 April 2019.

2. Бабкина Л.Н., Скотаренко О.В. Особенности квалиметрического подхода в региональных исследованиях // Научно-технический вестник Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2013. №5 (180). С. 161-165.

Метод андеррайтинга как инструмент анализа спроса на сервисные услуги (на примере Республики Татарстан)

DOI: 10.33917/mic-5.106.2022.100-104

В научной статье представлены тенденции развития сервисных услуг на основе приложений популярных поисковых запросов потенциальных потребителей, позволяющих анализировать спрос на тренды товаров (услуг) на примере Республики Татарстан.

Источники:

1. Новиков А.В., Слабская Д.Н. Андеррайтинг: международная практика // Вопросы российского международного права. 2021. Т. 11. №2А. С. 40-46.

2. Шинкевич М.В. Специфика исследования конкурентных преимуществ рынка сферы услуг на мезо экономическом уровне: теория и практика. / М.В. Шинкевич, И.В. Жуковская // Микроэкономика. 2019. №2. С. 38-43.

3. Клишина Ю.Е., Углицких О.Н., Володина А.В. Использование технологии андеррайтинга в страховании // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2021. № 5(55). С. 74-78.

4. Жуковская И.В. Сегментация рынка сервисных услуг: проблемы, пути решения / И.В. Жуковская // Микроэкономика. 2021. № 2. С. 32-37.

5. Рагимханов А.В. Систематизация научных подходов к исследованию конкурентоспособности услуг: от теории к практике. / А.В. Рагимханов, И.В. Жуковская // Микроэкономика. 2022. № 1. С. 75-78.

6. Сайт Ростуризма // https://tourism.gov.ru/

Особенности исследования конкурентоспособности сферы услуг на примере Республики Татарстан

DOI: 10.33917/mic-5.106.2022.105-109

В научной статье предложены направления поддержки конкурентоспособности сферы услуг на примере туристической отрасли Республики Татарстан. Обосновано формирование Приволжского туристско-волонтерского центра, позволяющего расширить дополнительные виды регионального внутреннего туризма и аккумулировать центр управления в точке, наиболее востребованной и посещаемой географически, которая объединяет информационное и цифровое сопровождение с помощью волонтеров.

Источники:

1. Сафина Г.М., Гаджиев З.Г., Доминова Л.Р. Рискоустойчивость организаций сферы услуг России в условиях пандемии COVID-19 // в сборнике: Комплексное развитие территориальных систем и повышение эффективности регионального управления в условиях цифровизации экономики. Материалы III Национальной (всероссийской) научно-практической конференции. Орел, 2021. С. 194-200.

2. Рзаитдинов Р.Р. Пути повышения конкурентоспособности в сфере услуг (на примере сети сервисных центров по ремонту техники) // Исследования молодых ученых: материалы XX Междунар. науч. конф. Казань: Молодой ученый, 2021. С. 33-36. URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/394/16533/

3. Жуковская И.В. Сегментация рынка сервисных услуг: проблемы, пути решения // Микроэкономика. 2021. № 2. С. 32-37.

4. Жуковская И.В. Дифференциация методов управления конкурентоспособностью на примере сервисного рынка услуг // Микроэкономика. 2021. № 3. С. 32-38.

5. Рагимханов А.В. Систематизация научных подходов к исследованию конкурентоспособности услуг: от теории к практике / А.В. Рагимханов, И.В. Жуковская // Микроэкономика. 2022. № 1. С. 75-78.

К вопросу проявления сговора на продовольственном рынке

DOI: 10.33917/mic-5.106.2022.110-115

В данной статье проведен подробный анализ определений понятия сговор и выявлены его характерные признаки. Авторами определено, что сговор является тайным незаконным соглашением, которое направлено на ограничение конкуренции с целью максимизации собственных доходов. Также рассмотрены такие формы проявления сговора между заказчиком, поставщиками и конкурентами как «таран», пассивное участие или отказ от участия в конкурсе, подача неконкурентоспособного предложения, вертикальный и горизонтальный сговор. Раскрыты современные проявления сговора с использованием аукционных роботов и меры противодействия им. Выявлены и представлены характерные признаки сговора между заказчиком и поставщиком товаров и услуг, которые способствуют его выявлению. А также определена роль Федеральной антимонопольной службы РФ в противодействии сговору на продовольственном рынке.

Источники:

1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М., 1989-1991. Т. 4.

2.  Есипов В.Е. Цены и ценообразование: Учебник для вузов. 3-е изд. СПб.: Издательство «Питер», 1999. 161 с.

3.Иванова Е.С. Эволюция развития ценовых сговоров: юридический и экономический аспекты // Известия ДВФУ. Экономика и управление. 2019. № 2. С. 5-21.

4. Кинев А.Ю. Борьба со сговорами на торгах – путь к снижению расходов государства // Юрист. 2016. № 1. С. 14-19.

5. Кононов С. Тендерные сговоры. Как понять, что торги честные и не потратить время зря. URL: https://vc.ru/u/889970-cornerstone/306564-tendernye-sgovory-kak-ponyat-chto-torgi-chestnye-i-ne-potratit-vremya-zrya

6. Куценко В.Е. Ценовой сговор // Инновационная наука. 2017. №1-1.  С. 128-130.

7. Лозовский Л.Ш. Универсальный бизнес-словарь / Л.Ш. Лозовский, Б.А. Райзберг, А.А. Ратновский. М.: ИНФРА-М, 1999. 640 с.