Журнал «Экономические стратегии»





США, Китай, Россия: конфликтные уязвимости в условиях транзита к новой геостратегической парадигме

DOI: 10.33917/es-6.198.2024.16-25

Трамп стал президентом США. Какую роль сыграли симпатии избирателей, политтехнологии или известная силовая

акция — уже неважно. Незыблемость атлантических заклинаний о доминанте демократии опровергнута жесткими реалиями мировой политики и экономики. Вектор глобальной атаки определен — Китай. Есть ли шанс на успех, если с Россией достичь поставленных целей не удалось? Как поступит в новой ситуации Россия? Кто и как сможет сформировать новые, более гармоничные основы мироустройства? По силам ли эта задача группе БРИКС+++».

Источники:

1. Сибилева Е.А. Зачем люди плачут: о природе слез [Электронный ресурс]. MedAboutMe. URL: https://medaboutme.ru/articles/zachem_lyudi_plachut_o_prirode_slez/

2. Агеев А.И., Логинов Е.Л. КОМБИНАТОРИКА ВТОРОГО ТРАМПА: Покушение. Часть I. Геостратегия // Экономические стратегии. 2024. Т. 26. № 4(196). С. 18–25. DOI: https://doi.org/10.33917/es-4.196.2024.18-25

3. Агеев А.И. Роль санкций, конфликтов и спецопераций: размышления о будущем. Часть 2 // Научный вестник оборонно-промышленного комплекса России. 2024. № 1. С. 33–42.

4. Теория и стратегия становления устойчивого многополярного мироустройства на базе партнерства цивилизаций (Ялтинского мира — 2): Монография: В 2 т. / Сост. и науч. ред. Ю.В. Яковец, А.А. Акаев, С.Ю. Малков. Т. 1. Научные основы становления устойчивого многополярного мироустройства и Большого евразийского партнерства. М.: МИСК — ИНЭС, 2020. 816 с.

5. Агеев А.И., Бахтизин А.Р., Макаров В.Л., Логинов Е.Л., Хабриев Б.Р. Экономический фундамент победы: стратегический прогноз устойчивости экономики России в условиях санкционных атак // Экономические стратегии. 2023. Т. 25. № 3(189). С. 6–15. DOI: https://doi.org/10.33917/es-3.189.2023.6-15

6. Агеев А.И., Логинов Е.Л. Стратегическая предопределенность специальных военных операций в мировой суперсистеме// Экономические стратегии. 2023. Т. 25. № 4(190). С. 6–19. DOI:https://doi.org/10.33917/es-4.190.2023.6-19

В поисках новой парадигмы социально-экономического развития. Часть II

DOI: 10.33917/es-6.198.2024.26-35

В первой части данной статьи авторы предложили рассматривать продуктивизм как новую парадигму социально-

экономического развития. Она, ратуя за меры экономики предложения, не испытывая пиетета к международным рынкам и призывая к протекционизму, призвана заменить интеллектуально обанкротившуюся парадигму неолиберализма, господствовавшую в мире на рубеже XX–XXI вв. Такой «парадигмальный сдвиг» необходим для теоретического обеспечения «технологического скачка» — залога глобального экономического лидерства в XXI в. Ранее авторами были разработаны факторы перехода национальной экономики на новый технологический уровень. В данной статье они получат количественную оценку, что позволит определить порядковую вероятность технологического перехода ведущих стран мира. Предложенный методологический подход даст возможность позиционировать российскую экономику в этих процессах, а также выявить барьеры, сдерживающие ее хозяйственное развитие, и наметить перспективы преодоления данных барьеров.

Источники:

[1] — [26] см. в № 5/2024, с. 20–21.

27. Белоусов Д.Р., Сальников В.А. и др. Экономика-2040: от новых условий — к новым действиям: краткая версия доклада (концептуальная часть) // Проект Горизонт-2040 [Электронный ресурс]. ЦМАКП. 2023. 28 декабря. URL: http://www.forecast.ru/_ARCHIVE/Presentations/DBelousov/2023_12_ecoshortfin.pdf

28. World Economic Forum. The Global Risks Report’2024 [Электронный ресурс]. World Economic Forum. URL: https://www.weforum.org/publications/global-risks-report-2024/

29. Gross domestic product 2022, PPP / World Development Indicators database [Электронный ресурс]. World Bank. 1 July 2023. URL: https://databankfiles.worldbank.org/public/ddpext_download/GDP_PPP.pdf

30. Кобяков А.Б., Хазин М.Л. Закат империи доллара и конец «Pax Americana». М.: Вече, 2003.

31. Ирхин А.А. Мир готов развалиться на несколько макрорегионов [Электронный ресурс]. Служба новостей ForPost. 2020. 9 апреля. URL: https://sevastopol.su/news/mir-gotov-razvalitsya-naneskolko-makroregionov

Энергетическая безопасность Евразийского экономического союза в условиях новых вызовов и угроз. Часть II

DOI: 10.33917/es-6.198.2024.36-41

В современном мире происходят глубокие структурные изменения, обусловленные сменой технологических укладов. Этот процесс сопровождается резкими изменениями системы экономических оценок и крупномасштабными сдвигами в экономике. Мировая энергетика столкнулась с серьезными вызовами и потрясениями, требующими поиска новых возможностей для развития топливно-электрического комплекса. Здесь подразумеваются две ключевые составляющие. Первая — это энергетические вызовы, стоящие перед Евразийским экономическим союзом. Вторая — готовность преодолеть их общими усилиями.

Источники:

[1] — [15] см. в № 5/2024, с. 31.

16. Мовкебаева Г.А., Оңдаш А.О., Бимагамбетова Ж.Т., Сайлыбаев А.М. Формирование общего энергетического рынка ЕАЭС как фактор обеспечения энергетической безопасности Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]. Вестник КазНУ. Серия философии, культурологии и политологии. 2018. № 65(3).

С. 97–104. URL: https://bulletin-philospolit.kaznu/index.php/1-pol/article/view/701

17. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 8 мая 2015 г. № 12 «О Концепции формирования общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза» [Электронный ресурс]. Официальный сайт Евразийского экономического союза. 2015. 12 мая. URL: http://www.eaeunion.org/

18. Решение Высшего экономического совета от 31 мая 1916 г. № 7 «О Концепции формирования общего рынка газа Евразийского экономического союза» [Электронный ресурс]. Официальный сайт Евразийского экономического союза. 2016. 31 мая. URL: http://www.eaeunion.org/

19. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 6 декабря 2018 г № 18 «О формировании общего рынка газа Евразийского экономического союза» (вместе с «Программой формирования общего рынка газа Евразийского экономического союза», «Планом мероприятий по формированию общего рынка газа Евразийского экономического союза») [Электронный ресурс]. Официальный сайт Евразийского экономического союза. 2018. 7 декабря. URL: http://www.eaeunion.org/

Сотрудничество Российской Федерации и Королевства Саудовская Аравия в топливно-энергетической отрасли

DOI: 10.33917/es-6.198.2024.42-47

Рассматривается сотрудничество Российской Федерации и Королевства Саудовская Аравия в топливно-энергетической отрасли. Автор исследует основные направления сотрудничества двух стран, которое имеет место несмотря на их потенциальную конкуренцию на энергетическом рынке, анализирует текущее состояние взаимодействия и выявляет перспективы сотрудничества в будущем. Особое внимание уделяется вопросам нормативной правовой базы в нефтяной сфере, развитию энергетических проектов, включая инвестиционную заинтересованность, а также мерам по укреплению партнерских отношений между Россией и Саудовской Аравией несмотря на относительно слабый взаимный торговый оборот. Анализ результатов позволяет сделать выводы о значимости и перспективах дальнейшего развития сотрудничества в сфере топливно-энергетической отрасли между двумя странами.

Источники:

1. В Государственной думе прошел «правительственный час» с участием министра иностранных дел Сергея Лаврова [Электронный ресурс]. Официальный сайт Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации. 2023. 15 февраля. URL: http://duma.gov.ru/news/56388/

2. Указ Президента РФ от 31 марта 2023 г. № 229 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» [Электронный ресурс]. КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_443540/b59042910d7c1d8c1b8879c93b1a5fd7ab985233/

3. Управление энергетической информации США [Сайт]. EIA. URL: eia.gov

4. Фазельянов Э. Энергетические отношения России с Саудовской Аравией [Электронный ресурс]. Международная

жизнь. Архив 2 номера 2021 г. URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/2472

5. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Саудовская Аравия

Монетарная политика в России снижает активность экономики в период ее роста — это ли не успех?

DOI: 10.33917/es-6.198.2024.48-55

Статья посвящена рассмотрению политики Центрального банка России по подавлению инфляции и обеспечению стабильного роста экономики. Цель исследования — выявить влияние ключевой процентной ставки на инфляцию и рост экономики России, определить негативные последствия ее повышения. Методологию составляет теория монетарной политики и экономического роста. Общий полученный результат сводится к тому, что проводимая политика повышения ключевой процентной ставки в России негативно сказывается на экономическом развитии и менее успешна в подавлении инфляции, чем ожидают отдельные экономисты-аналитики. Более того, она тормозит экономический рост, воспроизводит рост неравенства в продолжительном интервале, обнаруживая слабопозитивный эффект во влиянии на инфляцию и отрицательный накопительный эффект по темпу экономического роста. Подход с позиций «распределенного управления» и накопительного эффекта, примененный в статье, позволяет раскрыть совместную динамику ряда релевантных параметров, характеризующих и отражающих содержание и результативность монетарной политики в России. Предложение состоит в том, что различные инструменты политики должны быть подчинены задаче роста реальной экономики, снабжения ее финансовым капиталом, против чего работает политика долговой экономики при высокой процентной ставке.

Источники:

1. Аганбегян А.Г. Три главных социально-экономических вызова, стоящих перед Россией, и 15 ответных шагов // Экономические стратегии. 2023. № 1. С. 6–15.

2. Львов Д.С. Экономика развития. М.: Экзамен, 2022. 512 с.

3. Глазьев С.Ю. Как денежно-кредитная политика угнетает экономический рост в России и Евразийском экономическом союзе // Российский экономический журнал. 2022. № 2. С. 4–20.

«Регуляторная гильотина» — вектор обновления нормативных правовых актов

DOI: 10.33917/es-6.198.2024.56-63

Автор рассматривает особенности влияния механизма «регуляторной гильотины», направленного на исключение дублирующих требований и введение обоснованных норм. Анализируются требования к нормативным правовым актам (на примере региональных практик), целью которых является снижение избыточной административной нагрузки на хозяйствующий субъект.

Источники:

1. Механизм «регуляторной гильотины» [Электронный ресурс]. Министерство экономического развития РФ. URL: https://economy.gov.ru/material/directions/gosudarstvennoe_upravlenie/mehanizm_regulyatornoy_gilotiny/

2. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2020. № 31.

3. Федеральный закон от 11 июня 2021 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации“» // Собрание законодательства РФ. 2021. № 24 (Часть I).

4. Постановление Конституционного суда РФ от 19 апреля 2021 г. № 14-П // Собрание законодательства РФ. 2021. № 17.

5. Тихомирова Л.А. Реформа контрольно-надзорной деятельности («регуляторная гильотина») в сфере промышленной безопасности [Электронный ресурс]. СПС «КонсультантПлюс». 2021.

6. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 марта 2023 г. по делу № А33-2059/2022 [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант Плюс».

7. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 марта 2024 г. по делу № А40-139576/2023 [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант Плюс».

8. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 305-ЭС20-4513 [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант Плюс».

К вопросу исполнения обязательств сторонами специальных инвестиционных контрактов

DOI: 10.33917/es-6.198.2024.64-71

Специальные инвестиционные контракты являются двусторонне обязывающими договорами, которые могут быть изменены или расторгнуты по инициативе любой из сторон. Так, около 10% специальных инвестиционных контрактов, заключенных с участием Российской Федерации по моделям СПИК 1.0 и СПИК 2.0 с 2017 г. по сентябрь 2024 г., были расторгнуты или прекращены. Положения более 25% заключенных специнвестконтрактов были изменены по инициативе частной стороны договора, некоторые по нескольку раз. В статье рассмотрены вопросы ответственности сторон специального инвестиционного контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств, проанализирована динамика изменений и расторжений заключенных СПИК и дана оценка подобным явлениям с точки зрения влияния на достижение целей публично-правовых образований.

Источники:

1. Акопян О.А. Трансформация регуляторной модели специального инвестиционного контракта (СПИК) // Финансовое право. 2020. № 6. С. 28–33. DOI: https://doi.org/10.18572/1813-1220-2020-6-28-33

2. Евстафьева Ю.В. Реформирование инструмента специального инвестиционного контракта // Экономические стратегии. 2020. № 1(167). С. 64–71. DOI: https://doi.org/10.33917/es-1.167.2020.64-71

3. Евстафьева Ю.В. Специальные инвестиционные контракты нового поколения — СПИК 2.0: особенности использования и перспективы // Государственное управление. Электронный вестник. 2023. № 99. С. 49–61. DOI: https://doi.org/10.24412/2070-1381-2023-99-49-61

4. Соколов А.Б. Специальный инвестиционный контракт как инструмент поддержки технологической модернизации экономики России // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2022. № 3. С. 182–194. DOI: https://doi.org/10.52180/2073-6487_2022_3_182_194

5. Федеральный закон от 14 марта 2022 г. № 57-ФЗ «О внесении изменений в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» в части регулирования специальных инвестиционных контрактов» [Электронный ресурс]. КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_411430/

Таинственный вирус в системе бухучета

DOI: 10.33917/es-6.198.2024.72-83

В статье представлена авторская концептуальная реструктуризация реальной сущности реформы хозяйственно-инвестиционной деятельности в конце 1991 г. — начале 1992 г., связанной с внедрением международных стандартов бухгалтерского учета и отчетности. Особое и преимущественно разрушительное влияние имело изменение правил реновации основных средств. Фактическое уничтожение балансового счета «амортизационный фонд» в «либерализированном» бухучете стало триггером подрыва факторов воспроизводства промышленного потенциала, снижения прибыли предприятий и доходов консолидированного бюджета государства.

Источники:

1. Агеев А.И., Галушкина М.В., Копкова Е.С., Смирнова В.А., Штукельбергер К. Интегрированная отчетность: вызов менеджменту. М.: Институт экономических стратегий, Национальный центр научно-технической информации, 2017. 212 с.

2. Мервин Кинг: «Мы должны повернуть за угол и выйти на проспект стабильного капитализма» // Экономические стратегии. 2014. № 2. С. 6–13.

3. Агеев А.И., Овчинников В.В. Системные конструкции глобального рынка нефти и нефтепродуктов // Экономические стратегии. 2016. № 4. С. 122–133.

4. Овчинников В.В. Регулирование разных видов экономической деятельности в эпоху шестой технологической революции //Экономические стратегии. 2014. № 10. С. 112–123.

5. Агеев А.И., Мэтьюз Р., Большаков З.А. Гиперконкуренция // Экономические стратегии. 2002. № 4. С. 50–53.

6. Ефремов И.А., Игумнов Ю.С. Бухгалтерский учет в угольной промышленности. М.: Недра, 1974. 296 с.

7. Соколов Я.В., Соколов В.Я. История бухгалтерского учета. М.: Финансы и статистика, 2004. 272 с.

8. Федорович В.А., Муравник В.Б., Бочкарев О.И. США: военная экономика (организация и управление). М.: Международные отношения, 2013. 616 с.