Журнал «Экономические стратегии»





Архитектурный инжиниринг гибридных моделей, включающих цифровые двойники и машинное обучение

DOI: 10.33917/es-5.191.2023.94-99

В современном инжиниринге сложных технических систем [1] начали применяться цифровые двойники и системы искусственного интеллекта, при этом данные подсистемы имеют свои методы и инструменты системного, математического и компьютерного моделирования. Отсутствие нормализованного подхода к объединению данных разрозненных подсистем в единую систему приводит к методологии «штучной» сборки или созданию уникальных цифровых моделей и интеллектуальных систем, что затрудняет дальнейшее их преобразование в более сложные как технические, так и интеллектуальные системы. В связи с этим актуальным становится поиск типовой формы представления таких подсистем в единую систему наравне с задачей развития методологии унифицированного проектирования и производства интеллектуальных систем на основе применения модельно-ориентированного системного инжиниринга [2–4]. В работе называются и систематизируются методы и приемы таких разработок, демонстрируется типовой подход нормализованного представления платформы моделей разных подсистем, имеющих изначально свои методы и инструменты представления; описываются результаты нормализованной политики построения платформы моделей из различных подсистем для антропоморфного робота и космических аппаратов. В рамках представленного примера позиционированы дополняющие друг друга методы цифрового мультифизического моделирования, цифровых двойников и машинного обучения.

 
Источники:
 
1. Романов А.А. Прикладной системный инжиниринг. М.: ФИЗ-МАТЛИТ, 2015.

2. Кондратьев В.В. Модельно-ориентированный системный инжиниринг 2.0. М.: МФТИ, 2021.

3. Гаричев С.Н., Горбачев Р.А., Давыденко Е.В., Джапаров Б.А., Кондратьев В.В. Модельно-ориентированный инжиниринг физико-технических, информационных и интеллектуальных систем // Труды МФТИ. 2022. Т. 14. № 2.

Когнитивный коллективный конвергентный инжиниринг. Часть I

DOI: 10.33917/es-5.191.2023.100-109

Дан анализ принципиальных проблем цивилизационного транзита с цифровой трансформацией Индустрии 4.0, сформированы требования к методологии и технологиям пересборки трансдисциплинарного инженерного знания.

Предложены альтернативные решения и контринтуитивные подходы трансформации реиндустриализации на основе инновационных технологий когнитивного коллективного конвергентного инжиниринга — К3-инжиниринга, графо-центричных платформ цифрогенеза, инструментов, моделей и систем коллективного интеллектуального труда.

Предлагаемый Россией новый глобальный тренд — закрывающие технологии К3-инжиниринга, которые имеютколоссальный общественно-политический ресурс обеспечения национального суверенитета и лидерства с потенциалом глобального технологического присоединения.

 
Источники:
 
1. Кутин В.Н. Поэма «Дары Творца (коммутативный идемпотентный моноид)». 2023.

2. Кутин В.Н., Хохлова М.Н. Эпик фейл цифровой трансформации БигТеха. Где ключ к левел ап? [Электронный ресурс]. Экономические стратегии. 2022. № 4. С. 46–55. DOI: https://doi.org/10.33917/es-4.184.2022.46-55

3. Кутин В.Н., Хохлова М.Н. Как айтишники «обувают» промышленников. А у вас какая коллекция ППО [Электронный ресурс]. ГиперГрафГрупп, 2022. URL: https://www.gipergraf.ru/kakajtishniki-obuvayut-promyshlenniko

4. Ма Хуатэн. Цифровая трансформация Китая. Опыт преобразования инфраструктуры национальной экономики. М.: Интеллектуальная литература, 2019.

Разработка региональной стратегии на основе принципов устойчивого развития на примере Камчатского края

DOI: 10.33917/es-5.192.2023.110-119

Цель исследования — научно обосновать и проиллюстрировать применение методики оценки и планирования устойчивого регионального развития на примере Камчатского края. Автор анализирует опыт стратегического планирования регионального развития за последние 10 лет, оценивает текущее социально-экономическое положение Камчатского края, а также ключевые отрасли, социальную сферу и инфраструктуру региона. В исследовании обращается внимание на экологические риски и предлагаются методические подходы к оценке перспектив устойчивого развития, основанные на анализе динамики общего благосостояния и финансовой устойчивости региона.

Рассмотрены социальные и экономические факторы, влияющие на устойчивое развитие, а также представлены практические рекомендации для разработки стратегий устойчивого развития региона. Исследование может быть полезным для практиков и исследователей в области регионального развития, способствуя улучшению стратегического планирования в Камчатском крае и схожих регионах.

 
Источники:
 
1. Бобылев С.Н. Устойчивое развитие: парадигма для будущего // Мировая экономика и международные отношения. 2017. Т. 61. №. 3. С. 107–113.

2. Маковецкий М.Ю. Развитие подходов к интерпретации концепции устойчивого развития // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2022. № 2(41). С. 81–88.

3. Трацевская Л.Ф., Лебедева Е.Н. Современная парадигма устойчивого развития: формирование и сущность // Право. Экономика. Психология. 2019. № 1. С. 44–48.

4. Алферова Т.В. Становление концепции устойчивого развития: региональный аспект // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2021. № 1. С. 252–263.

5. Дохолян С.В., Петросянц В.З., Садыкова А.М. Устойчивое развитие региональных экономических систем: теоретический аспект // Региональные проблемы преобразования экономики. 2013. № 2(36). С. 60–71.

Рейтинг не умаляет деловую репутацию компании

DOI: 10.33917/es-5.191.2023.120-125

Рассматриваются правовые особенности и последствия составления рейтинга компаний. Может возникнуть ситуация, когда компания, входящая в рейтинг, недовольна своим положением. Хозяйствующий субъект считает, что занимает строку ниже, чем конкурент, и это занижает достигнутые компанией профессиональные результаты. В таком случае компания может инициировать процесс судопроизводства на предмет того, что сведения в рейтинге не соответствуют действительности и порочат ее деловую репутацию. Автор аргументирует, что рейтинговая оценка является выражением субъективного мнения составителей рейтинга и не может умалять деловую репутацию.

Источники:
 
1. Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь: сло­варь современной экономической науки. М.: Дело, 2003. 488 с.

2. Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляцион­ного суда от 8 октября 2009 г. по делу № А76-2371/2009 [Элек­тронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант Плюс».

3. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 сентября 2011 г. по делу № А40-37334/11-27-323 [Элек­тронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант Плюс».

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 24 июля 2023 г.) // Собра­ние законодательства РФ. 1994. № 32.

5. Определение Высшего арбитражного суда РФ от 15 декабря 2008 г. № 16321/08 [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Кон­сультант Плюс».

6. Постановление Европейского суда по правам челове­ка от 8 июля 1986 г. по делу «Лингенс против Австрии» (жалоба № 9815/82) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант Плюс».

7. Постановление Европейского суда по правам человека от 21 июля 2005 г. по делу «Гринберг против Российской Федера­ции» (жалоба № 23472/03) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант Плюс».

8. Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о за­щите чести, достоинства и деловой репутации (утв. Президиумом Верховного суда РФ 16 марта 2016 г.) // Бюллетень Верховного суда РФ. 2016. № 10.

Некоторые аспекты построения рейтингов и оценки их качества

DOI: 10.33917/es-5.191.2023.126-131

В современном мире инструментальной компонентой, обеспечивающей анализ, прогноз и поддержку принятия управленческих решений как на макро-, так и на микро- и мезоуровне стали рейтинги. Возрастающая интенсивность потоков и объемов информации, ее многомерный характер, разнообразие форматов ее представления и коммуникаций для передачи в условиях возрастания сложности экономических и социальных явлений и процессов создали мощный спрос на рейтинги в бизнесе, финансово-инвестиционной сфере и в стратегическом управлении, и на государственном уровне. Это объясняется тем, что рейтинги являются независимыми, беспристрастными, методологически обоснованными и позволяют на базе широкого спектра метрик дать оценку конкурентоспособности стран, регионов, отраслей, компаний. С учетом рейтингов формируются последующие инвестиционные решения ключевых экономических игроков.

Источники:
 
1. Советский энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. 4-е изд. М: Советская энциклопедия, 1989. 1632 с.

2. Технологии рейтингов [Электронный ресурс]. Консалтинговая группа MD. URL: http://md-consulting.ru/articles/html/article19.html

3. Handbook on Constructing Composite Indicators: methodology and user guide [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd.org/sdd/42495745.pdf

4. 2023 Index of Economic Freedom [Электронный ресурс]. URL: https://www.heritage.org/index/

5. Economic Freedom [Электронный ресурс]. Fraser Institute.

URL: https://www.fraserinstitute.org/studies/economic-freedom

6. The Global AI Index [Электронный ресурс]. Tortoise. URL: https://www.tortoisemedia.com/intelligence/global-ai/

7. AI Index [Электронный ресурс]. Stanford University. URL: https://aiindex.stanford.edu/report/

8. Агеев А.И., Золотарева О.А., Золотарев В.А. Россия в глобальном мире искусственного интеллекта: оценка по мировым рейтингам [Электронный ресурс] // Экономические стратегии. 2022. № 2(182). С. 20–31. DOI: https://doi.org/10.33917/es-2.182.2022.20-31

9. Доклады о развитии человеческого потенциала [Электронный ресурс]. UNDP. URL: http://hdr.undp.org/en

Управление брендом как составляющая стратегии развития товара

DOI: 10.33917/es-5.191.2023.138-143

Рассмотрены вопросы формирования и реализации стратегии управления брендом, раскрываются основные этапы ее формирования, а также определены критерии эффективных рекламных коммуникаций.

 
Источники:
 
1. Борисов Б.Л. Технология рекламы и PR. М.: Гранд-Фаир, 2004. 624 с.

2. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и Public Relations. СПб.: Бизнес-пресса, 2001. 380 с.

3. Домнин В.Н. Брендинг. М.: ЮРАЙТ, 2020. 494 с.

4. Дэй Д. Стратегический маркетинг. М.: Эксмо-Пресс, 2003. 640 с.

5. Чернатони Л., Макдональд М. Брендинг. Как создать мощный бренд. М.: Юнити-Дана, 2006. 560 с.