Журнал «Экономические стратегии»





Российский путь разумного хозяйствования

DOI: 10.33917/es-8.174.2020.92-99

Исторически в России сложился способ производства, существенно отличающийся от рассматриваемого в политэкономии как образец. Вначале он ярко проявился в хозяйственной деятельности старообрядцев. В масштабах страны он сыграл ведущую роль в период 1930–1955 гг., после чего его основы были размыты. В статье рассмотрены его свойства и потенциал, возможности реализации в современных условиях

Источники:

1. Jensen M., Meckling W. Theory of the Firm: Managerial Behavior, Agency Costs and Ownership Structure // Journal of Financial Economics. 1976. Vol. 3. P. 305–360.

2. Denis D. The Case for Maximizing Long-Run Shareholder Value // Journal of Applied Corporate Finance. 2019. Vol. 31. P. 81–89.

3. Friedman M. The social responsibility of business is to increase its profits [Электронный ресурс] // The New York Times Magazine. 1970. September 13. URL: http://umich.edu/~thecore/doc/Friedman.pdf.

1. Материалы круглого стола «Трудовая этика старообрядчества и модернизация России в XIX и XX веках» [Электронный ресурс] // Русский мир. URL: http://www.russ.ru/pole/Trudovaya-etika-staroobryadchestva-i-modernizaciya-Rossiiv-XIX-i-HH-vv.

2. Катасонов В.Ю. Экономика Сталина. М.: Институт русской цивилизации, 2016.

Тысячелетия скрепляющие своды: история собора Святой Софии Константинопольской сквозь призму интегральной методологии Питирима Сорокина

DOI: 10.33917/es-8.174.2020.100-105

Историческое решение о возвращении Айя-Софии статуса мечети еще раз доказало, что цикл ее истории подошел к новому этапу: от византийского храма — к османской мечети — сквозь памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО — к большой мечети Айя-София. В случае изучения исторической динамики статуса, культурного значения и социальных функций Айя-Софии интегральная макросоциологическая теория П.А. Сорокина является наиболее релевантной и обладает достаточным эвристическим потенциалом. История Айя-Софии испытала и испытывает на себе влияние ритмической последовательности трех сверхсистем: идеациональной, идеалистической и чувственной. Это с одной стороны. С другой стороны, Айя-София — это не только архитектурное сооружение, в своей исторической динамике прошедшее сложный путь от христианского храма к мечети, но прежде всего одно из основных средств выражения комплекса ценностей идеациональной культурной суперсистемы

Источники:

1. Заявление Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в связи с ситуацией относительно Святой Софии [Электронный ресурс] // Официальный сайт Московского патриархата. 2020. 6 июля. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5659210.html.

2. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. СПб.: РХГИ, 2000. 1055 с.

3. Храм Св. Софии в Царьграде. Айя-София в Константинополе. [Альбом]. Пг.: Издание Акц. О-ва «Биохром», 1915. 11 с., 16 л. ил.

4. Смирнов В.Д. Турецкие легенды о Святой Софии и о других византийских древностях. СПб.: Тип. Акад. наук, 1898. 368–402 с.

5. Сорокин П.А. Кризис нашего времени. Россия и Соединенные Штаты. Сыктывкар: Анбур. 640 с.

Казус Столыпина от Святослава Рыбаса

Состоявшийся 30 октября 2020 г. в МХАТ имени Горького уже пятый в сезоне премьерный показ на этот раз спектакля «У премьер-министра мало друзей» по сценарию замечательного писателя Святослава Юрьевича Рыбаса, известного во всем мире своими историко-биографическими произведениями о И.В. Сталине, П.А. Столыпине, Синь Цзиньпине, стал событием в культурной жизни страны.

Реформа контрольно-надзорной деятельности: как построить систему управления рисками в сфере высшего образования?

DOI: 10.33917/es-8.174.2020.108-117

Реформа контрольно-надзорной деятельности, начавшаяся в 2019 г., предполагает существенный пересмотр системы обязательных требований, а также сокращение административной нагрузки посредством внедрения риск-ориентированного подхода. В настоящей статье анализируются результаты проверок, проведенных Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, а также данных  мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования в 2015–2019 гг. На основе этого анализа выделяется перечень показателей, которые могут быть использованы в качестве индикаторов риска при переходе к риск-ориентированному регулированию образовательной деятельности вузов

Источники:

 

1. Официальный сайт ФГИС «Единый реестр проверок» Генеральной прокуратуры РФ [Сайт]. URL: https://proverki.gov.ru/

2. The Organisation for Economic Co-operation and Development (OECD). OECD Regulatory Enforcement and Inspections Toolkit. OECD Publishing: Paris, 2018. URL: https://doi.org/10.1787/9789264303959-en.

3. The Organisation for Economic Co-operation and Development (OECD). OECD Risk and Regulatory Policy. Improving the Governance of Risk. OECD Rewies of Regulatory Refor. OECD Publishing: Paris, 2010. https://dx.doi.org/10.1787/9789264082939-en.

4. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования ГИВЦ [Электронный ресурс]. URL: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/?m=vpo.

5. Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки [Сайт]. URL: http://obrnadzor.gov.ru/

6. Baldwin R., Black J. Really responsive regulation // The modern law review. 2008. Vol. 71. No. 1. Р. 59–94.

Учетно-аналитическое обеспечение инновационной деятельности на предприятиях АПК

DOI: 10.33917/es-8.174.2020.118-124

В процессе проведенного анализа было выявлено, что в нормативно-правовых актах, регулирующих ведение бухгалтерского учета в РФ, отсутствуют определения, классификация и признаки инноваций, что затрудняет на практике реализацию положений государственных программ. Авторы предлагают выделить самостоятельный объект бухгалтерского учета «расходы на инновации», дав ему следующее определение — это расходы, осуществляемые с целью достижения нового качественного уровня как  производимой продукции, работ и услуг, так и функционирования систем организации и управлении.

Новый качественный уровень должен быть измерен с помощью системы показателей: физические свойства, химический состав, технические и экономические показатели. Поскольку расходы на инновационно-инвестиционную деятельность могут быть осуществлены как в основной (в нематериальные активы, основные средства), так и в оборотный капитал (элитные семена, молодняк, инновационные биодобавки и прочее), предлагается к счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» открыть дополнительные субсчета 9 «Создание или приобретение инноваций в основной капитал» и 10 «Создание или приобретение инноваций в оборотный капитал». Поскольку важную аналитическую информацию об инвестировании раскрывает отчет о движении денежных средств, в раздел «Денежные потоки от инвестиционных операций» целесообразно добавить строки 4215 «Поступления от продажи инноваций» и 4225 «Платежи в связи с приобретением, созданием инноваций».

Источники:

Зеленкина Е.В., Павлеко И.В., Лукошевичус Г.А. Метод обеспечения инновационного развития инфраструктуры агропроизводственного рынка // Научное обозрение. Серия 1. Экономика и право. 2018. № 3–4. С. 84–95.

Миссия территории: как ее разработать и нужна ли она вообще?

DOI: 10.33917/es-8.174.2020.126-135

Общепринятого определения миссии территории не существует ни в России, ни за рубежом. Так стоит ли включать миссию в стратегию социально-экономического развития территории? Если да, то какое определение миссии лучше выбрать? Для ответа на эти вопросы проведен контент-анализ российских и зарубежных определений миссии территории, из которых

выделены общие смысловые единицы. Установлено, что ряд смысловых единиц в определениях миссии территории и миссии организации совпадают. Однако между территорией и организацией с точки зрения формулировки миссии есть ряд существенных отличий, что делает некоторые определения миссии территории малоприменимыми на практике. Сделан вывод: миссию территории лучше определять через ее роль во внешней среде, функции и уникальные особенности территории. Рассмотрены преимущества и недостатки альтернативных вариантов: не разрабатывать миссию вообще или подойти к ее разработке чисто формально. Приведены практические рекомендации по разработке миссии территории, примеры из российской и зарубежной практики

Источники:

 

1. Ravensway J.V., Hamlin R.E. Strategic planning in U.S. municipalities // Transylvanian Review of Administrative Sciences. Special Issue, 2015. P. 55–70.

2. Nallathiga R. From Master Plan to Vision Plan: The Changing Role of Plans and Plan making in City development (with reference to Mumbai) // Theoretical and Empirical Researches in Urban Management. January 2009. No. 4(4(13)). P. 141–157.

3. Байдаков С.Л. Стейкхолдеры территории и ее миссия: компромисс или синергия? // Инновации в менеджменте. 2015. № 2 (4). С. 24–31.

4. Плешкова Т.Ю. Особенности формирования миссии муниципального образования // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5. С. 408.

5. Назарова О.В. Миссия города как основа муниципального брэндинга // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2015. № 21. С. 136–139.

Инновационная дорога — зона повышенной опасности

DOI: 10.33917/es-8.174.2020.136-141

В настоящее время система образования в Российской Федерации не включает никакой программы обучения азам патентного права на изобретения, в связи с чем защита правообладателей в судах весьма проблематична. В статье анализируется зарубежный опыт патентного права на изобретения, приводятся примеры внедрения результатов исследований и разработок