Журнал «Экономические стратегии»

2019




Кодирование показателей хозяйственной деятельности как ключевой фактор цифровой экономики

DOI: 10.33917/es-8.166.2019.102-109

Реализация национальных интересов Российской Федерации в области цифровой экономики, определенных в Указе Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы», возможна путем кодирования данных хозяйственной деятельности в цифровом виде и использования результатов их анализа, которые по сравнению с традиционными формами хозяйствования должны существенно повысить эффективность различных видов производства. В данной статье говорится о принципах кодирования различных показателей хозяйственной деятельности и о главном механизме их связанности для отражения данных в созданных новых формах: цифровом едином плане и цифровом аналитическом балансе. Представлена технология формирования «цифрового договора» и «цифровых документов-оснований» для создания нового механизма по автоматическому отражению бухгалтерских проводок в регистрах типового бухгалтерского учета и цифровом управленческом балансе

Источники:

1. Агеев А.И., Радина В.А. Методика цифровой экономики в части управления и контрольной деятельности в реальном секторе экономики // Экономические стратегии. 2019. № 3. С. 44–56.

2. Агеев А.И., Радина В.А. Методология формирования плана на основе инструментария цифровой экономики // Экономические cтратегии. 2019. № 4. С. 6–17.

Вся наша жизнь — криминология

Известный криминолог Владимир Семенович Овчинский, возглавлявший в прошлом российское бюро Интерпола, а ныне являющийся советником министра внутренних дел Российской Федерации, в интервью специальному корреспонденту журнала «ЭС» Алине Яким поделился с читателями своим видением развития криминологии в России, подробно остановившись на искусственном интеллекте и цифровой преступности, наносящей
самый большой вред обществу

Критериальный аппарат оценки эффективности решений с использованием показателей теневых цен и стоимости производства

DOI: 10.33917/es-8.166.2019.116-123

Одним из ключевых вопросов, возникающих при формировании критериев оценки эффективности решений относительно соотношения величины теневых цен и стоимости продукции, является вопрос критериев эффективности вооружений и их оптимального качества, которые как бы очевидны и достаточно широко используются на практике. Но всегда ли они допустимы и эффективны? На самом деле далеко не все так просто. Очевидные, вроде бы, критерии часто оказываются не вполне корректными, а иногда совершенно не корректными. Так это или нет, рассмотрим в данной статье

Источники:

1. Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ [Электронный ресурс] // Сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/12754.

2. Письмо Минэкономики России от 02.06.2000 № АС-751/4-605 «О методических рекомендациях по оценке эффективности проведения конкурсов на размещение заказов на поставки товаров для государственных нужд» и «Методических рекомендациях по балльной оценке конкурсных заявок и квалификации поставщиков, участвующих в конкурсах на размещение заказов на поставки товаров для государственных нужд» [Электронный ресурс] // Законодательная база Российской Федерации. URL: https://zakonbase.ru/content/part/113781.

Изъяны рыночного механизма и провалы государственного управления: методологические аспекты

DOI: 10.33917/es-8.166.2019.124-133

В статье раскрываются сущность и формы проявления изъянов рыночного механизма и провалов государственного управления. Показано их взаимодействие в рыночной системе, влияние на развитие рыночной экономики. Делается вывод: государственное управление должно опираться на стихийный рыночный механизм, смягчать его изъяны и не допускать провалов или умело их исправлять

Источники:

1. Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Эксмо, 2007.

2. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Эксмо, 2016.

3. Сажина М.А. Управленческая экономика. М.: ИД «ФОРУМ» — «ИНФРА-М», 2016. С. 13, 18.

4. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. 3-е изд. М., 2018. С. 136–153, 166–167.

5. Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. М.: Новости, 1962.

6. Сажина М.А. Научные основы экономической политики государства. М.: ИД «ФОРУМ» — «ИНФРА-М», 2018. С. 77–78.

7. Пигу А. Экономическая теория благосостояния. М., 1985.

8. Коуз Р. Фирма, рынок и право / Пер. с англ. М.: Новое издательство, 2007.

9. Бьюкенен Дж. Сочинения. Т. 1. М., 1997. С. 475.

10. Ахинов Г.А., Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора. М.: ИНФРА-М, 2014. С. 36.

11. Примаков Е.М. Россия в современном мире. Прошлое, настоящее, будущее. М.: Центрполиграф, 2018. С. 314.

12. Глазьев С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. М.: Экономика, 2010.

13. Сажина М.А. Государство в институциональной экономике // Государственное управление. Электронный вестник. 2006. № 9.

Оценка качества стратегий социально-экономического развития: как выбрать лучший подход?

DOI: 10.33917/es-8.166.2019.134-139

Какой подход для оценки стратегий социально-экономического развития городов и регионов Российской Федерации лучше применять на практике? В чем заключаются особенности существующих подходов? Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрены методы оценки стратегий, предложенные в работах Б.С. Жихаревича, И.Н. Ильиной и Е.Е. Плисецкого, В.В. Климанова и К.В. Будаевой, П.В. Погребнякова, В.Н. Княгинина, И.А. Николаева и О.С. Точилкиной, В.Е. Селиверстова. Данные подходы были разделены на четыре группы в зависимости от целей проведения оценки. Было установлено, что рассмотренные подходы охватывают полный жизненный цикл стратегического документа — от постановки задачи на его разработку до оценки готовой стратегии «со стороны». Многие подходы включают образ эталонной стратегии, с которой сравнивается стратегический документ для оценки его качества; вместе с тем представления о качественной, «идеальной» стратегии в разных работах существенно различаются между собой. В заключение даны практические рекомендации по выбору методики для оценки стратегии

Источники:

1. Погребняков П.В. Экономико-географическая типология в разработке и оценке стратегий развития муниципальных районов и городских округов Калининградской области: Дис. … канд. геогр. наук [Электронный ресурс]. Калининград, 2014. URL: http://bestsm.ru/

2. Княгинин В.Н., Липецкая М.С. Практические аспекты разработки стратегий социально-экономического развития регионов РФ // Научные ведомости Белгородского государственного университета. (Серия: История. Политология).

2008. № 2. С. 163–168.

3. Жихаревич Б.С., Лебедева Н.А., Русецкая О.В., Прибышин Т.К. Стратегии малых городов: территория творчества / Под ред. Б.С. Жихаревича. СПб.: Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр», 2017. 68 с.

4. Policy paper on urban strategic planning: Local leaders preparing for the future of our cities Includes regional reports and case studies / United Cities and Local Governments, 2010.

5. Жихаревич Б.С., Прибышин Т.К. Апробация подходов к изучению содержания муниципальных стратегий // Регион: экономика и социология. 2014. № 2.

6. Ильина И.Н., Плисецкий Е.Е. и др. Будущее регионов России: аналитический обзор документов стратегического планирования субъектов РФ. М.: Высшая школа экономики, Институт региональных исследований и городского планирования, 2015.

7. Николаев И.А., Точилкина О.С. Стратегии и программы развития регионов (сравнительный анализ): Аналитич. доклад [Электронный ресурс]. Аудиторско-консалтинговая компания ФБК, Департамент стратегического анализа, 2006. URL: https://www.fbk.ru/upload/docs/regions_strategy.pdf.

8. Селиверстов В.Е., Мельникова Л.В. Анализ состояния стратегического планирования в регионах Сибирского федерального округа // Регион: Экономика и социология. 2011.

№ 3. С. 3–21.

9. Селиверстов В.Е. Региональное стратегическое планирование: от методологии к практике / Отв. ред. академик РАН В.В. Кулешов. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2013.

10. Климанов В.В., Будаева К.В., Чернышова Н.А. Направления регионального стратегирования и программирования в России // Региональные исследования. 2016. № 4. С. 17–30.

Антикризисное управление на основе технологических инноваций: методика «бережливых преобразований»

DOI: 10.33917/es-8.166.2019.140-145

В статье рассматривается методическое обеспечение процесса преодоления кризиса за счет реализации технологических преобразований, характеризующееся бережливостью в ходе реализации процесса. В частности, последовательно обосновывается необходимость акцентирования внимания на производственно-технологических вопросах и мотивации сотрудников, определяются ограничения методики преобразований Курта Левина для социально-экономических систем и обозначаются концептуальные положения антикризисного управления на основе инноваций С.В. Валдайцева. Данные положения кладутся в основу четырех этапов методики «бережливых преобразований»: стабилизация, локализация, реорганизация, адаптация. В работе проводится сравнительный анализ предлагаемой методики с классической моделью цепочки ценностей (value chain) Майкла Портера и описываются подходы к реализации организационного проекта преобразований на базе технологических инноваций как «практики антикризисного управления», учитывающие не только интересы кредиторов и собственников, но и необходимость укрепления экономической безопасности российского государства

Источники:

1. Федеральный закон от 20 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [Электронный ресурс] // Арбитражный суд г. Москвы. URL: http://www.msk.arbitr.ru/law/docs/g11.

2. Инновационный менеджмент: Справоч. пособие / Под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. М.: Изд-во Центра исследований и статистики науки, 1998.

3. Львов Д.С. Миссия России: Сб. науч. трудов, Государственный университет управления / Под науч. ред. С.Ю. Глазьева и Б.А. Ерзнкяна. М.: ГУУ, 2008. С. 24.

4. Земляков Д.Н. Ценностные аспекты методологии экономической науки. М.: ЦЭМИ РАН, 2010. 23 с.

5. Антикризисное управление: Учеб. / Под ред. проф. Э.М. Короткова. 2-е изд., доп. и перераб. М.: ИНФРА-М, 2012. С. 211, 219–223.

6. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учеб. М.: ИНФРА-М, 2011. С. 51–56.

7. Валдайцев С.В. Антикризисное управление на основе инноваций. М.: Проспект, 2007. 312 с.

8. Антонов С.А., Гончарова С.Ж. Эвристический менеджмент: концепция и учебная дисциплина // Менеджмент в России и за рубежом. 2012. № 2.

Особенности организации подготовки кадров для приоритетных направлений развития науки и техники

DOI: 10.33917/es-8.166.2019.146-150

Целью работы является формирование подходов к обеспечению эффективности развития кадрового потенциала в сфере исследований и разработок. Поставлена проблема изучения новых возможностей организации подготовки кадров для реализации приоритетных направлений, определенных нацпроектом «Наука». Рассмотрены методологические аспекты обеспечения соответствия профессиональных компетенций работников уровню технологий нового уклада, а также соответствия характеристик их межличностного взаимодействия системным требованиям к адаптивности управления производством при ускорении технологического развития

Источники:

1. Миндели Л.Э., Остапюк С.Ф., Кошкарева О.А. Механизм формирования приоритетов развития фундаментальных научных исследований // Экономические стратегии». 2017. № 4. С. 96–109.

2. К обеспечению образовательного процесса в области моделирования систем // Качество. Инновации. Образование. 2007. № 9. С. 39–50.

3. Цветкова Л.А., Кураков Ф.А., Черченко О.В. Оценки рисков при выборе направлений исследований в качестве научно-технологических приоритетов на примере технологий полногеномного секвенирования // Экономика науки. 2015. № 1. С. 164–174.

4. Юркевич Е.В. Механизмы обеспечения функциональной надежности в образовании. М.: ФГУП «ПИК ВИНИТИ», 2008. 68 с.

5. Маслова Н.В., Юркевич Е.В. Голографические мыслеобразы: рождение, управление, трансформация. М.: Традиция, 2017. 224 с.

6. Юркевич Е.В., Секерин В.Д. Логистика образования — наука об управлении передачей знаний // Информатизация науки и образования. 2011. № 4. С. 192–203.

Жизненный цикл деятельности организаций ОПК: от фискальной экономики к мотивационной

DOI: 10.33917/es-7.165.2019.6-25

В статье рассматривается проблематика совершенствования государственного регулирования экономики предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Отмечено усиление экономики фискального типа. На практических примерах показано влияние существующих подходов государственного регулирования финансово-хозяйственной деятельности (ФХД) на эффективность жизненного цикла предприятий. Особое внимание уделено анализу последствий немотивирующего подхода — «запаздывающего» планирования, «заведомых» штрафных санкций, роста налоговой нагрузки, нормативно закрепленного дефицита оборотных средств, увеличения кредитной нагрузки, сокращения прибыли реального сектора экономики и отсутствия условий у организаций ОПК к совершению экономического прорыва. Сделаны выводы, что фискальная экономика — это следствие несогласованности правил и норм и отсутствия обоснованных технико-экономических моделей управления оборонно-промышленным комплексом с учетом баланса интересов всех заинтересованных сторон. В качестве решения проблемы предложено создание сводного государственного документа, содержащего единые для многочисленных органов власти государственного регулирования ФХД организаций ОПК нормы и правила. Такие правила должны быть непротиворечивыми по терминологии и алгоритмам, связанными и обязательными к исполнению. Также предложена организация постоянной площадки для конструктивного диалога между органами власти и представителями оборонной промышленности по вопросам формирования единой политики государственного регулирования ФХД организаций ОПК

Life Cycle of the Military-Industrial Complex Organizations: the Shift from Fiscal to Motivational Economy

Перемены к лучшему

Слоган корпорации Mitsubishi Electric «Перемены к лучшему» предельно точно отражает непрерывное развитие, постоянное движение вперед в оборудовании, экологии и человеческом мышлении. О том, чего удалось добиться на пороге 100-летнего юбилея и какой будет Mitsubishi Electric через 50 лет, о стратегии корпорации в соответствии с меняющимися условиями бизнеса и внезапно возникающими вызовами и о личном жизненном опыте специально для журнала «ЭС» рассказал Сатоси Мацусита, президент и исполнительный директор Группы глобального стратегического планирования и маркетинга Mitsubishi Electric Corporation.