Журнал «Экономические стратегии»

2019




Анализ современных подходов к стимулированию развития национальной экономики с помощью финансовых инструментов

DOI: 10.33917/es-8.166.2019.24-29

Российская Федерация нуждается в выработке адекватной финансовой политики в условиях активного использования зарубежными странами мер финансового стимулирования, направленных на активизацию их экономического развития, а также мер финансового протекционизма для защиты их внутренних рынков. Современные меры финансового протекционизма часто не подпадают под международные конвенции и компетенцию институтов, которые повышают прозрачность межгосударственных границ для торговли и движения капиталов. Конкуренция заставляет государства использовать антирыночные механизмы для поддержки «своего» бизнеса против «чужого». Использование таких механизмов влечет за собой определенные риски и выгоды как для государств, так и для представителей бизнеса, в первую очередь крупного. Российским регуляторам целесообразно более тщательно учитывать меры, предпринимаемые в ведущих странах, и расширять применяемый инструментарий

Источники:

1. The Global Plan for Recovery and Reform [Электронный ресурс] // Сайт Президента России. 2009. 2 April. URL: http://en.kremlin.ru/supplement/177.

2. Ершов М.В. Промышленная политика в условиях кризисов и санкций // Труды Вольного экономического общества России. 2018. Т. 211. С. 93–107.

3. Ершов М.В. Механизмы роста российской экономики в условиях обострения финансовых проблем в мире // Вопросы экономики. 2016. № 12. С. 5–25.

 

Современные тенденции регулирования деятельности субъектов рынка аудиторских услуг

DOI: 10.33917/es-8.166.2019.30-37

Статья посвящена актуальным тенденциям регулирования деятельности субъектов рынка аудиторских услуг, обусловленным особенностями современного этапа развития рынка аудиторских услуг в России. В качестве субъектов аудиторской деятельности рассматриваются аудиторы и аудиторские организации, в частности компании, оказывающие аудиторские услуги общественно значимым хозяйствующим субъектам: кредитным и страховым организациям, негосударственным пенсионным фондам, государственным компаниям, государственным корпорациям, организациям с долей государственной собственности выше 25%, а также компаниям, раскрывающим консолидированную финансовую отчетность. В числе основных дисфункций рынка аудиторских услуг, оказывающих влияние на регулирование субъектов аудиторской деятельности, автор выделяет снижение привлекательности аудиторской профессии для молодых специалистов, ежегодное сокращение количества аудиторов и аудиторских организаций, неравномерное распределение количества клиентов и доходов на рынке аудита, демпинг цен на аудиторские услуги. По результатам анализа автор предлагает пути совершенствования регулирования аудита в России, уделяя отдельное внимание необходимости усиления взаимодействия субъектов регулирования аудиторской деятельности — государства и саморегулируемых организаций аудиторов

Источники:

1. Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_

doc_LAW_83311.

2. Судаков С.В. Регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Экономический анализ: теория и практика. 2007. № 16. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regulirovanie-auditorskoy-deyatelnostiv-rossiyskoy-federatsii-1.

3. Ершова И.В., Ершов А.А. Правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации. М.: ИД «Юриспруденция», 2011. С. 278–278.

4. Булгакова Л.И. Аудит в России: механизм правового регулирования. М.: Wolters Kluwer Russia, 2005. 256 с.

5. Митин А.И. Внешний контроль качества аудиторских проверок: проблемы, цели и перспективы развития // Аудиторские ведомости. 2001. № 8. С. 192–204.

6. Анохова Е.В. Перспективы развития системы внешнего контроля качества аудита в России // Аудитор. 2013. № 1. С. 72–76.

7. Бездольная Т.Ю., Вовченко Е.В. Роль контроля качества аудиторских услуг в России: В сб. научных трудов по материалам XII международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Прогнозирование инновационного развития национальной экономики». Ставрополь, 19 декабря 2016 г. Ставрополь: Институт дружбы народов Кавказа, 2016. С. 19.

8. Бездольная Т.Ю., Кузьминых С.Ю. Внешний контроль качества работы аудиторов и аудиторских организаций: В сб. науч. статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции «Экономический анализ и аудит: теория и практика». Ставрополь, 21–22 ноября 2013 г. ЛитРес, 2017. С. 52.

9. Васильева Е.А. Контроль качества аудита в России и за рубежом // Регионология. 2013. № 2. C. 32–38.

10. Щепотьев А.В., Белкин А.Н. Саморегулируемые организации — часть государственных контрольных функций // Право и экономика. 2008. № 7. С. 14–21.

11. Баймуратова З.М. Саморегулируемые организации в сфере предпринимательской деятельности: административно-правовой аспект: Автореф. дис. … канд. юр. наук. М., 2010.

12. Санникова И.Н. Профессиональные саморегулируемые организации в России: ожидания и реальность // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 17. С. 8–14.

13. Грачев Д.О. Правила саморегулируемых организаций // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. № 2. С. 16–21.

14. Петров Д.А. Правовой статус саморегулируемой организации в сфере предпринимательства. СПб.: Нестор-История, 2015. С. 320.

15. Позднышева Е.В., Синицын С.А. Соотношение методов государственного регулирования и саморегулирования // Журнал российского права. 2016. № 11. С. 71–79.

16. Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263 (ред. от 26 ноября 2001 г.) «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» (вместе с «Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации») [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2868/

17. Распоряжение Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 54-рп (ред. от 4 мая 1994 г.) «Об организации работы Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Консультант-Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3080/

18. Постановление Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 273 (ред. от 27 августа 2003 г.) «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18110/

 

 

Социально-экономическое развитие России в 2019 г.: угроза рецессии сохраняется

DOI: 10.33917/es-8.166.2019.38-43

Рассматривается изменение конъюнктурного индекса «Экономических стратегий» (КИЭС) за 9 месяцев 2019 г. Оценивается вклад показателей спроса и предложения в КИЭС. Приводятся результаты анализа и прогнозирования динамики макроэкономических показателей

Источники:

1. Социально-экономическое положение России в январе — октябре 2019 года: Доклад [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. 2019. URL: https://gks.ru/storage/mediabank/oper-10-2019.pdf.

2. Социально-экономическое положение России в январе — сентябре 2019 года: Доклад [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. 2019. URL: https://gks.ru/storage/mediabank/osn-09-2019.pdf.

3. Френкель А.А., Сергиенко Я.В., Сурков А.А., Тихомиров Б.И. Стагнация: надолго ли? // Экономические стратегии. 2019. № 6. С. 90–96.

4. Мониторинг экономической ситуации в России: тенденции и вызовы социально-экономического развития [Электронный ресурс]. 2019. № 15. Октябрь // Институт экономической политики имени Е.Т. Гайдара, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. URL: http://www.iep.ru/fi les/text/crisis_monitoring/2019_15-98_October.pdf.

5. План действий по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению до 25 процентов их доли в валовом внутреннем продукте [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства РФ. URL: http://government.ru/news/33243; http://government.ru/meetings/33229.

6. Информация о XI инвестиционном форуме «Россия зовет!» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента РФ. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/62073.

 

Потенциал общих рынков энергетических ресурсов ЕАЭС. Ожидания и вызовы

15 октября 2019 года в «Президент-отеле» в Москве прошел Евразийский промышленный конгресс «Интеграция» — новая международная дискуссионная площадка для обсуждения актуальных проблем и перспектив промышленного сотрудничества в ЕАЭС и вопросов движения промышленных товаров на общем рынке ЕАЭС, а также выработки действенных инструментов с целью эффективной интеграции и развития взаимодействия предпринимателей на пространстве ЕАЭС и дружественных стран. С ключевым докладом выступил заместитель министра энергетики Республики Беларусь Вадим Александрович Закревский, рассказав участникам Конгресса о том, какие вызовы сформировались сегодня в области создания электроэнергетического и газового рынков

Пятилетие евразийской интеграции: статистический анализ основных экономических результатов

DOI: 10.33917/es-8.166.2019.48-57

За пять лет после подписания Договора о Евразийском экономическом союзе накоплен опыт интеграции, выявлены ее плюсы и минусы, потенциал и препятствия на пути развития ЕАЭС. Точность оценок пятилетней динамики интеграции влияет на эффективность решений о ее дальнейшем развитии. Полная, достоверная, качественная статистическая оценка экономического состояния Союза является необходимой базой его успешной динамики на новом этапе

Источники:

1. Статистика ЕАЭС [Электронный ресурс] // Евразийская экономическая комиссия. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/union_stat/Pages/default.aspx.

2. UNCTAD [Сайт]. URL: https://unctadstat.unctad.org/wds/ReportFolders/reportFolders.aspx?sCS_ChosenLang=en.

3. Международные сравнения [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://www.gks.ru/incomparisons.

4. Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза [Электронный ресурс] // Правовой портал ЕАЭС. URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01413569/itia_12042017.

5. Декларации о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках ЕАЭС [Электронный ресурс] // Правовой портал ЕАЭС. URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ruru/01420213/ms_10122018.

6. Эффективность аналитики как показатель зрелости государства [Электронный ресурс] // Общественная палата Российской Федерации. URL: https://www.oprf.ru/press/news/2019/newsitem/51522.

7. Окно в Европу: как Китай запустил новый «Шелковый путь» в обход России [Электронный ресурс] // РБК. 2015. 15 декабря. URL: https://www.rbc.ru/politics/15/12/2015/56703a6d9a7947f88a89ae7d.

8. «Шелковый путь»: мимо Москвы в Лондон [Электронный ресурс] // Газета.ru. 2017. 30 октября. URL: https://www.gazeta.ru/business/2017/10/30/10962968.shtml.

 

Актуальные вопросы экономической политики в Европейском союзе

DOI: 10.33917/es-8.166.2019.58-65

Сегодня Европейский союз сталкивается с многочисленными проблемами в экономической и финансовой сфере. Европейцы все менее доверяют институтам ЕС и менее терпимо относятся к наднациональному вмешательству во внутреннюю политику. В результате процесс европейской интеграции постепенно модифицируется. Предполагалось, что процесс экономической интеграции, делая европейцев более взаимозависимыми, должен был привести также и к культурной ассимиляции и более глубокой политической интеграции. Не был ли этот проект слишком амбициозным, учитывая то, что европейцы достаточно разнородны по своим экономическим интересам, убеждениям и социокультурным ценностям для формирования успешного политического союза? Или нынешние трудности являются следствием неэффективности наднациональных институтов? И как процесс европейской экономической интеграции повлиял на культурную ассимиляцию? Эти вопросы становятся все более актуальными по мере развития евроинтеграции

Источники:

1. Буторина О.В., Цибулина А.Н. Инфляция в еврозоне: проблемы новой нормальности // Современная Европа. 2018. № 4. С. 90–100.

2. Сухарев О.С., Курьянов А.М. Монетарное правило инновационной экономики // Банковское дело. 2008. № 5. С. 53–57.

3. Чаплыгин В.Г., Курьянов А.М. О валютно-финансовой интеграции // Финансы. 2006. № 12. С. 65–67.

4. Курьянов А.М., Чаплыгин В.Г. Теория и методы регулирования денежно-валютной сферы транзитивной экономики. М.: Высшая школа, 2006. 95 с.

5. Чаплыгин В.Г., Курьянов А.М. Теоретические аспекты формирования денежно-валютной политики // Деньги и кредит. 2004. № 8. С. 42–45.

6. Buchanan J.M., Musgrave R.A. Public Finance and Public Choice: Two Contrasting Visions of the State. Cambridge, MA: MIT Press, 1999.

7. Fiscal Federalism in the European Union. London: Taylor & Francis e-Library, 2005.

 

Внешняя торговля и инвестиции как факторы политического развития (на примере Западных Балкан)

DOI: 10.33917/es-8.166.2019.66-75

В статье представлен анализ динамики и структуры внешнеэкономических связей стран Западных Балкан, рассмотрена специфика зарубежных инфраструктурных инвестиционных проектов, дана оценка степени значимости внешнеэкономических отношений для социально-политических институтов. Научная новизна исследования определена применением методов наименьших квадратов и гравитационного моделирования. Для выявления факторов, определяющих вектор экономического сотрудничества, были проанализированы макроэкономические данные, а также динамика торговых потоков: за основу была взята гравитационная модель внешней торговли. Авторы исходят из того, что многие проблемы современного социально-экономического и политического развития региона обусловлены его прошлым, а именно воспроизводством как отдельных элементов, так и системных характеристик исторических моделей. В частности, проведенный анализ подтвердил историческую фабулу зависимости политического и экономического развития Западных Балкан от внешних игроков. Исторический детерминизм внешнеполитического курса (определенный через институциональный анализ) сосуществует с экономическими факторами, обусловленными стимулами неоклассической экономической теории

Источники:

1. Павловский Г. Система РФ. Источники российского стратегического поведения. М.: Европа, 2015. С. 130.

2. Вишняков Я.В., Пономарева Е.Г. Сербия на Балканах: изобретение «порохового погреба Европы» // Современная Европа. 2018. № 7. С. 115.

3. The World Factbook. Central Intelligence Agency [Сайт]. URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/

4. Demirtaş B. Turkey and the Balkans: Overcoming Prejudices, Building Bridges and Constructing a Common Future // Perceptions. 2013. Vol. XVIII. Т 2. Р. 173.

5. Bulent A. Turkey and the Balkans: New Policy in a Changing Regional Environment [Электронный ресурс] // SCRIBD. URL: https://ru.scribd.com/document/111688725/Turkey-and-the-

Balkans-New-Policy-in-a-Changing-Regional-Environment.

6. Priest B. Turkish and Saudi Involvement in Bosnia-Herzegovina and Kosova. 1990’s to present [Электронный ресурс] // ACADEMIA. URL: https://www.academia.edu/12253308/Turkish_and_Saudi _Involvement_in_Bosnia-Herzegovina_and_Kosova_-_1990_s_to_the_present/

7. Blagovčanin P. ARAPI U BiH: Poželjni turisti ili nepoželjna prijetnja? [Электронный ресурс] // URL: https://www.tacno.net/novosti/arapi-u-bih-pozeljni-turisti-ili-nepozeljna-prijetnja/

8. Zeneli V. What Has China Accomplished in Central and Eastern Europe? [Электронный ресурс] // The Diplomat. 2017. November, 25. URL: https:// thediplomat.com/2017/11/whathas-china-accomplished-incentral-and-eastern-europe/

9. Китайский фактор в развитии стран российского пояса соседства: уроки для России: Науч. доклад. М.: Институт экономики РАН, 2018. С. 42.

10. China goes to Serbia: infrastructure and politics [Электронный ресурс] // Osservatorio balcaniecaucaso transeuropa. URL: https://www.balcanicaucaso.org/eng/Areas/Serbia/Chinagoes-to-Serbia-infrastructure-and-politics-185401.

11. World Bank Open Data [Сайт]. URL: https://data.worldbank.org.

12. Chaney Т. The Gravity Equation in International Trade: an Explanation [Электронный ресурс] // Toulouse School of Economics. URL: https://www.tse-fr.eu/sites/default/files/medias/doc/by/chaney/distance.pdf.

13. ESCAP Trade Analytics Portal [Сайт]. URL: https://trade.unescap.org/analytics/index.html.

14. Hofstede G. Culture’s Consequences: International Differences in Work-Related Values (2nd ed.). Beverly Hills CA: SAGE, 1984. 327 р.

 

Глобальные цепочки добавления стоимости: стратегия эксплуатации

DOI: 10.33917/es-8.166.2019.76-82

На основе анализа развития глобальной индустрии по обслуживанию сельскохозяйственного производства и формирования вокруг нее международных цепочек добавления стоимости в статье обосновывается тезис о формировании отношений эксплуатации в рамках цепочек. В этих целях на временном отрезке порядка последних сорока лет во взаимосвязи друг с другом рассматриваются важнейшие инновации в области биотехнологии, развитие системы их патентно-лицензионной защиты и структурная перегруппировка важнейших компаний — игроков мирового агрохимического рынка. На этой основе показано формирование олигополистической структуры международных компаний, контролирующих ключевые звенья цепочки, носящие по отношению к остальным инфраструктурный характер. В сочетании с синергетическим эффектом от пакетного сбыта технологически разнородных товаров и услуг это создает предпосылки для монополистической эксплуатации сельскохозяйственных производителей. Последние не имеют доступа к альтернативным источникам аналогичных товаров и услуг, конкурентоспособных в сравнении с «пакетами», предлагаемыми олигополистами. В результате на каждую единицу вложенного капитала доход последних больше, чем у сельскохозяйственных производителей, то есть в рамках цепочки осуществляется перераспределение дохода в их пользу, включая средства конечных потребителей. Данная монополия носит двусторонний характер, поскольку компании — разработчики технологий также передают часть своего дохода лидерам рынка, которые эти технологии покупают, за право доступа к их сбытовым возможностям

Источники:

1. Gereffi G., Humphrey J., Sturgeon T. The governance of global value chains // Review of International Political Economy. 2005. N 12. P. 87.

2. Reardon T., Lu L., Zilberman D. Links among innovation, food system transformation, and technology adoption, with implications for food policy: Overview of a special issue [Электронный ресурс] // Food Policy. 2017. URL: https://doi.org/10.1016/j.foodpol.2017.10.003.

3. Klumper W., Qaim M. A Meta-Analysis of the Impacts of Genetically Modified Crops, 2014, PLoS ONE 9(11): e111629.

4. Transgenic Crops: An introduction and resource guide [Электронный ресурс] // Colorado State University. URL: http://cls.casa.colostate.edu/transgeniccrops/patent.html.

5. Mergers: Commission clears merger between Dow and DuPont, subject to conditions [Электронный ресурс] // European Commission. Brussels. 2017. March, 27. URL: http://europa.eu/rapid/press-release_IP-17-772_en.htm.

6. Corporate Concentration and Technological Change in the Global Seed Industry [Электронный ресурс] // Researchgate. 2017. URL: https://www.researchgate.net/publication/319854810_Corporate_Concentration_and_Technological_Change_in_the_Global_Seed_Industry

Жилищная политика и национальное проектирование: эскиз дорожной карты

DOI: 10.33917/es-8.166.2019.83-93

Одной из острых социальных проблем в России продолжает оставаться обеспечение нуждающихся россиян достойным жильем. Отсутствие возможностей у населения удовлетворить свои жилищные потребности препятствует полноценному развитию личности, снижает демографическую активность, что в итоге приводит к замедлению экономического роста страны. Противодействовать нарастающей негативной тенденции можно и нужно совершенствованием жилищной политики, положив в ее основу объединение усилий государства, науки и бизнеса путем активного внедрения современных организационных форм и инструментов управления. Системным решением накопившихся проблем может стать национальный проект «Жилье и городская среда». Его реализация требует развития современной концепции жилищного строительства, дополненной преимуществами, средствами и профессионализмом государственной и корпоративной систем управления на базе партнерских отношений, законодательно закрепленных как государственно-частное партнерство.

Источники:

1. «Регуляторная гильотина» оказалась не для всех [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. 2019. 27 июня. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4013526.

2. Нацпроектам не хватает песка и щебня [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. 2019. 7 мая. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3962486.

3. Водолазский С.В., Щукин Е.Ю. Государственно-частное партнерство как основа формирования кластеров [Электронный ресурс] // Молодой ученый. URL: https://moluch.ru/archive/39/4665/

 

Постнеклассическое стратегирование проблемных ситуаций в концепции соционавигации: переход от целевого управления к атрибутивному конструированию

DOI: 10.33917/es-8.166.2019.94-101

В статье рассматриваются вопросы, связанные с понятием «стратегирование» — эволюция представлений о стратегировании (классический, неклассический, постнеклассический и постпостнеклассический подходы). Дается новое представление о понятии стратегирования проблемных ситуаций с точки зрения концепции соционавигации как процесса маневрирования с использованием атрибутивного проектирования: управление/регулирование интенсивностью, направленностью (балансом) и сложностью дискурса единого креативного поля (ЕКП) команд с учетом уровня неравновесности (К-уровня) системы/среды, позволяющее повысить эффективность командной работы. Предлагается новая конструкция понятия «проблемная ситуация» как ненулевой конъюнкции представлений акторов о проблеме/ проблемах, лежащих в основе проблемной ситуации, их (акторов) проблемных состояниях и системах ключевых целей и ценностей, формирующих проблемно-целевую область (ПЦО)

Источники:

1. Мясникова Т.А. Теоретико-методологические положения и методическое обеспечение стратегирования социально-экономического развития муниципальных образований в регионах России: дис. … д-ра экон. наук: 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика). Воронеж, 2016.

2. Зельднер А.Г. Место стратегирования в понятийно-категориальной системе прогнозирования // Экономические науки. 2012. № 8. С. 7–15.

3. Патрикеев Н.Г. Стратегирование как фактор эффективного управления развитием территории: Автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством. Ижевск: Пермский филиал Института экономики Уральского отделения Российской академии наук, 2005. С. 6.

4. Князева А.В. Понятие городского стратегирования // Вектор науки ТГУ. 2009. № 7. С. 100.

5. Алимурадов М.К., Волосюк Л.И. Стратегирование — новая область профессиональных знаний // Управленческое консультирование. 2017. № 11. С. 154–159.

6. Степин В.С. Теоретическое знание. М.: Прогресс-Традиция, 2003. С. 634–635.

7. Шевырев А.В., Михеев В.А., Шаламова Н.Г., Федотова М.А. Системная аналитика в управлении. Введение в научно-исследовательскую программу / Под общ. ред. А.В. Шевырева. Белгород: ЛитКараВан, 2016. С. 27.

8. Шевырев А.В. Креативный менеджмент: синергетический подход. Белгород: ЛитКараВан, 2007. С. 10–18.

9. Михеев В.А., Шевырев А.В. Единое креативное поле как метаусловие командной креативности: Материалы международной научно-практической конференции «Проблемы

управления в реальном секторе экономики: вызовы модернизации». Вып. 3. М.: ГУУ, 2014. С. 191–195.

10. Талеб Н. Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса. М.: Азбука-Аттикус, 2014.

11. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М.: Айрис-Пресс, 2002.

12. Буданов В.Г. Управление человекомерными системами и методология синергетики. Философия управления: проблемы и стратегии. М.: ИФ РАН, 2010. С. 101–103.

13. Сценарный стратегический прогноз: Пермский край, Россия и мир – 2030 / Под общ. ред. д-ра экон. наук А.И. Агеева. М.: ИНЭС РАН, 2016. С. 43–50.

14. Дацюк С.В. Общая теория работы с будущим [Электронный ресурс] // Хвиля. 2016. 5 января. URL: https://hvylya.net/analytics/society/sergey-datsyuk-obshhaya-teoriya-rabotyis-budushhim.html.

15. Федотова М.А. Системное управление командной работой: эволюция представлений и перспективы развития // Научный результат. Социология и управление. Т. 4. № 4. 2018. C. 137–150.

16. Национальная психологическая энциклопедия [Сайт]. URL: https://vocabulary.ru/termin/problemnaja-situacija.html.

17. Психологический словарь [Сайт]. URL: https://poisk-ru.ru/s8969t11.html.

18. Педагогический терминологический словарь [Сайт]. URL: https://pedagogical_dictionary.academic.ru/2592/Проблемная_ситуация.

19. Данакин Н.С., Гайворонская Н.И. Проблемный анализ в системе социального управления. Белгород: ИП «Остащенко А.А.», 2011. С. 46–47.

20. Ло Дж. После метода: беспорядок и социальная наука. М.: Изд-во Института Гайдара, 2015.

21. Михеев В.А., Федотова М.А., Шевырев А.В. Рабочая команда как сетевая структура, индуцирующая единое креативное поле // Экономические стратегии. 2013. № 5. C. 64–67.