Журнал «Экономические стратегии»

2019




Анализ влияния особенностей агентов на оптимальное ценообразование на двустороннем рынке

В статье представлен анализ зарубежных исследований двусторонних рынков и обзор работ, посвященных изучению принципов оптимального ценообразования и оценке влияния особенностей агентов на поведение фирмы-посредника. Основополагающая статья «Конкуренция платформ на двустороннем рынке», принадлежащая Жан-Шарлю Роше и Жану Тиролю, вышла в 2003 г. Базовые модели были посвящены анализу влияния эластичности спроса и величины сетевого внешнего эффекта на оптимальное ценообразование фирмы-посредника. По мере обогащения научных представлений об основах функционирования двусторонних рынков стало уделяться внимание анализу влияния, оказываемого различными типами ожиданий агентов или наличием в группе лояльных агентов. Кроме того, в ходе работы сделаны выводы о том, что основным решением, с точки зрения структуры ценообразования, которое необходимо принять фирме-посреднику, является разделение агентов на субсидируемую группу и эксплуатируемую группу

«Предсказания — это дело цыган, а не экономистов»

Номер 2. Ставка на прорыв
«Предсказания — это дело цыган, а не экономистов»

«Наша главная проблема — это никакая не нефтяная игла. То, что мы добываем много нефти и газа, это здорово, это обеспечивает нам полную энергетическую независимость. Но мы сидим на игле импорта, и это проблема», — считает академик РАН, научный руководитель Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Виктор Викторович Ивантер. В беседе со специальным корреспондентом журнала «ЭС» Наталией Лесковой он поделился своими соображениями относительно сегодняшней экономической ситуации в России.

ГИСП — революционный инструмент цифрового производства

Номер 2. Ставка на прорыв
ГИСП — революционный инструмент цифрового производства

С целью осуществления контроля состояния промышленного производства и выстраивания системы отраслевых балансов по заказу Министерства промышленности и торговли Российской Федерации была создана Государственная информационная система промышленности (ГИСП), ставшая новым инструментом предоставления сервисов для всех субъектов промышленной деятельности — от предприятий и отраслевых экспертов до федеральных органов исполнительной власти. В ней содержится информация о текущем состоянии и прогнозах развития российской промышленности, действующих государственных программах и приоритетных проектах, номенклатуре и объемах выпуска основных видов промышленной продукции. Об особенностях внедрения ГИС промышленности, ее основных задачах и функциях в интервью журналу «ЭС» рассказал заместитель директора Фонда развития промышленности Владимир Владимирович Распопов.

Информационные системы управления в чрезвычайных ситуациях

Номер 2. Ставка на прорыв
Информационные системы управления в чрезвычайных ситуациях

Проанализированы возможности формирования интеллектуальной цифровой инфраструктуры управления экономикой страны в особых условиях: глобальных бедствий, катастроф и чрезвычайных ситуаций. Оценен опыт создания больших информационных систем управления экономикой страны в особый период. Предложен конвергентный подход к созданию требуемой системы для поддержки управления. Показано, что в указанных условиях высокую эффективность управления можно обеспечить на основе специальной поддержки процессов самоорганизации и антиколлапсной самонастраивающейся интеграции сегментов информационных систем и интеллектуальных сервисов, адаптируемых к условиям известного, предсказуемого и неизвестного характера. При этом интеграция сетевых инфраструктур предполагает распределенную обработку и хранение данных на основе взаимодействия и объединения различных сетевых сред, что позволяет обеспечить недостижимую ранее надежность, устойчивость и восстанавливаемость управления экономикой.

Когда спадает цифровой ажиотаж: две стратагемы для государственного управления

Номер 2. Ставка на прорыв
Когда спадает цифровой ажиотаж: две стратагемы для государственного управления

2018 г. не принес существенного прорыва в развитии цифровой экономики России, ажиотаж замещается разочарованием. Цифровая трансформация как процесс кардинальных перемен постепенно вытесняется оцифровкой или цифровизацией, то есть просто переводом «всего» в цифровую форму. При этом вне зоны внимания остаются практические вопросы, касающиеся подходов государственных органов к реализации планов цифровой экономики как в ближайшее время, так и в перспективе 5–10 лет. На передний план выходит обсуждение представителями власти не процессов эффективных изменений в экономике, а ускоренного внедрения чужих цифровых технологий или предоставления сервисов на цифровых платформах. В данной статье предлагается обсудить две стратагемы, которые позволят государственным органам Российской Федерации закрепить лидерскую позицию в процессе цифровой трансформации, не только реализовав контрольно-надзорные функции, но и предоставив широкие экономические возможности крупному, среднему и малому бизнесу на основе цифры.

Изменение элементов системы управления персоналом в условиях цифровой трансформации организаций

Номер 2. Ставка на прорыв
Изменение элементов системы управления персоналом в условиях цифровой трансформации организаций

В данной статье опубликованы результаты исследования стратегического поведения современных организаций в области управления персоналом в условиях цифровизации. Выборка исследования — 250 компаний из списка Forbes в 2008 г. В качестве основного материала исследования использовались данные годовых отчетов организаций в выбранные годы. В рамках исследования выдвигается гипотеза, что в условиях цифровизации наблюдаются содержательные сдвиги в системах стратегического управления персоналом организаций.

Когнитивные пределы научного мышления

Номер 2. Ставка на прорыв
Когнитивные пределы научного мышления

В процессе развития научная (натурфилософская, бэконовская) парадигма познания сталкивается по крайней мере с двумя когнитивными пределами, первый из которых обусловлен недостаточной размерностью человеческого мышления, его неспособностью вместить в себя все научное знание (предел Лейбница), а второй связан с внутренней парадоксальностью и скрытой безосновательностью самой парадигмы.

Кризис?! Какой кризис?

Номер 2. Ставка на прорыв
Кризис?! Какой кризис?

Принимая во внимание те меры, которые были предприняты центральными банками ведущих стран для выхода из глобального финансового кризиса 2007–2009 гг., можно было бы ожидать, что экономики будут расти более высокими темпами. Однако их рост остается довольно неустойчивым. Это ставит во главу угла вопрос о том, насколько современная экономика сохраняет способность адекватно реагировать на применяемые к ней меры воздействия.

Макроэкономическая политика и структурные изменения: альтернативы передаточного механизма

Номер 2. Ставка на прорыв
Макроэкономическая политика и структурные изменения: альтернативы передаточного механизма

Исследуется вопрос связи текущих мер макроэкономической политики и структурных изменений. Подходы, ориентирующиеся на поведение макроагрегатов, как правило, не учитывают структурных и институциональных характеристик экономической системы. Именно эти характеристики сегодня становятся релевантными в области экономического развития. В основе макроэкономической политики лежит передаточный механизм, представляющий собой совокупность мер и инструментов, влияющих на экономическую динамику. Однако до настоящего времени происходила смена передаточного механизма макроэкономической политики без учета структурных и институциональных характеристик — кейнсианские рецепты сменились монетаристскими, «экономикой предложений», «теорией реального цикла», причем в основе передаточного механизма лежали теоретические обобщения и т.д. Современная экономика так быстро изменяется, что фундаментальные обобщения отстают от темпа этих изменений, что приводит экспертов, отвечающих за макроэкономическую политику, к разработке мер согласно практической целесообразности и видению решения тех или иных проблем. Иногда это делается исходя из априорно установленной связи отдельных параметров, например денежной массы и ВВП, инфляции и уровня занятости или инфляции и денежной массы и т.д. Обычно наличие обратных связей учитывают слабо, как и не подчиняют меры текущей политики стратегии развития страны, так как стратегической программой считают просто иной набор инструментов, которые должны привести к иным результатам.