Журнал «Экономические стратегии»

2019




Экономические и политические стратегии британской Ост-Индской компании: взаимодополнение или взаимоисключение?

DOI: 10.33917/es-4.162.2019.92-99

В статье рассмотрен вопрос соотношения торговой и властной природы Ост-Индской компании (1600–1874 гг.) как ключевого агента Британской империи в Азии. Прослежены основные этапы ее деятельности, объяснена трансформация ее стратегий и целей. Если в первые полтора столетия экономические и политические стратегии компании дополняли друг друга при приоритете первых, то с институциональной мутацией компании в середине XVIII в. между стратегиями возникло напряжение. Приход компании к власти в Бенгалии, установление государственного контроля над компанией и британская промышленная революция не только вывели на первый план политические стратегии компании, но и заменили ее экономические цели политическими, сделав компанию инструментом управления Индией

Источники:

1. Олтаржевский В.П., Бейдина Т.Е., Воронкова Г.В. Английская Ост-Индская Компания в XVII веке. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1988. С. 14.

2. Marshall P.J. East Indian Fortunes: The British in Bengal in the Eighteenth Century. Oxford: Clarendon Press, 1976. P. 57.

3. Ghulam Husain, Salim. The Riyazu-s-Salatin. Calcutta:

Asiatic Society of Bengal, 1898 (фарси). P. 33.

4. Braudel F. Civilisation matйrielle, economie et capitalisme, XVe — XVIIIe siиcle. 3 t. P.: Armand Colin, 1979. T. III. Le temps du monde. P. 621.

5. Auber P. Rise and Progress of the British Power in India. 2 vols. L.: W.H. Allen, 1837. Vol. I. P. 621. P. 44.

6. Bayly C.A. Indian Society and the Making of the British Empire / The New Cambridge History of India. Vol. II.1. Cambridge: Cambridge University Press, 1988. P. 46.

7. A Collection of Treaties and Engagements with the Native Princes and States of Asia Concluded, on Behalf of the East India Company, by the British Governments in India; also Copies of Sunnuds, or Grants, of Certain Privileges and Immunities to the East India Company by the Mogul, and Other Native Princes of Hindustan. L.: Cox and Son, 1812. P. 39–42.

8. Indian Constitutional Documents 1757–1939 / Ed. By A.C. Banerjee. 3 vols. Calcutta: A. Mukherjee, 1948. Vol. I. 1757–1858. P. 10–12.

9. Bowen H.V. The Business of Empire: The East India Company and Imperial Britain, 1756–1833. Cambridge etc.: Cambridge University Press, 2006. P. 224.

10. Robins N. The Corporation That Changed the World: How the East India Company Shaped the Modern Multinational. Hyderabad: Orient Longman, 2006. P. 147.

11. Bayly C.A. Imperial Meridian: The British Empire and the World, 1780–1830. L.; N.Y.: Longman, 1989. P. 106.

12. Wilbur M.E. The East India Company and the British Empire in the Far East. N.Y.: Richard R. Smith, 1945. P. 366.

13. Nightingale P. Trade and Empire in Western India, 1784–1806. Cambridge: Cambridge University Press, 1970. P. 184.

14. Erikson E. Between Monopoly and Free Trade: The English

East India Company, 1600–1757. Princeton (N.J.); Oxford: Princeton University Press, 2014. P. 178.

15. Arrighi G. The Long Twentieth Century: Money, Power, and the Origins of Our Times. L.; N.Y.: Verso, 1994. P. 127–158.

Перспективы развития медицины труда в России

DOI: 10.33917/es-4.162.2019.84-91

В статье рассматриваются проблемные вопросы, связанные с процессом реформирования системы здравоохранения в России. Анализируется состояние здоровья работающего населения страны и даются предложения по развитию медицины труда, целью которой является управление сохранением здоровья человека труда

Источники:

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения» [Электронный ресурс] // Министерство здравоохранения РФ. URL: https://www.rosminzdrav.ru/ministry/programms/health/info.

2. Измеров Н.Ф. Российская энциклопедия по медицине труда. М.: Медицина, 2005. 656 с.

3. Никольский А. Путин рассказал о темпах роста производительности труда на предприятиях [Электронный ресурс] // Интернет-издание «РИА Новости». 2018. URL: https://ria.ru/20180301/1515526483.html.

4. Всемирная организация здравоохранения [Электронный ресурс]. URL: https://www.who.int/ru.

5. Чубарова Т.В. Социальная ответственность в рыночной экономике: работник, бизнес, государство. СПб.: НесторИстория, 2011. 320 с.

6. Аганбегян А.Г. О приоритетах социальной политики. М.: ИД «Дело», 2018. 512 с.

7. Измеров Н.Ф. Труд и здоровье / Н.Ф. Измеров, И.В. Бухтияров, Л.В. Прокопенко, Н.И. Измерова, Л.П. Кузьмина. М.: Литтерра, 2014. 416 с.

8. Аганбегян А.Г. Демография и здравоохранение России на рубеже веков. М.: ИД «Дело», 2016. 192 с.

9. Полтерович В.М. Институциональные ловушки — результат неверной стратегии реформ // Экономическая наука современной России. Приложение, 1998.

10. Панова Т.В. Здоровье трудящихся — фундамент социально-экономического развития страны: Cб. «Модели государственного и корпоративного управления: традиции и перспективы» по результатам VII Международной научно-практической конференции факультета государственного управления. МГУ имени М.В. Ломоносова. М., 2018. C. 595–602.

11. Панова Т.В. Производственная медицина как фактор экономической безопасности страны: Сб. «Современный вектор развития России: экономика, право, национальная безопасность». М. — Рязань: Концепция, 2017. С. 125–132.

12. Мишина В. Рост заболеваемости раком — это демографическая проблема [Электронный ресурс] // Интернет-газета «Коммерсантъ». 2018. № 20. С. 1. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3540087.

13. Каприн А.Д., Старинский В.В., Петров Г.В. Состояние онкологической помощи населению России в 2017 году // Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А. Герцена. М., 2018. С. 4.

14. Bray F, Ferlay J, Soerjomataram I, Siegel R., Torre L., Jemal A. Global cancer statistics, 2018; Globocan estimates of incidence and mortality worldwide for 36 cancers in 185 countries. CA Cancer J Clin. 2018; 0: 1–31.

15. Алексеева Н. «Абсолютный прирост для Минздрава»: какие меры необходимо принять для борьбы с раком в России [Электронный ресурс] // Интернет-издание «RT на русском». 2018. 5 февраля. URL: https://russian.rt.com/russia/article/477386-onkologia-diagnostika-minzdrav-medicina.

16. Измеров Н.Ф., Каспаров А.А. Медицина труда. М.: Медицина, 2002. 392 с.

17. Фонд социального страхования РФ [Сайт]. URL: http://fss.ru.

18. Pigou A. C. Socialism versus Capitalism. London: Macmillan, 1947.

 

Галерея признанных лидеров

В новой серии поучительных рассказов В.П. Чичканова — истории поиска своего предназначения, выработки стиля жизни, пути преодоления новых рубежей Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки, генерального директора Центра международной торговли В.П. Страшко, генерального директора «Газпромэнергохолдинга» Д.В. Федорова

Итоги I квартала 2019 года: макроэкономическая стабильность с кризисным трендом

DOI: 10.33917/es-4.162.2019.60-65

 

Источники:

1. Социально-экономическое положение России в I квартале 2019 года [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. 2019. URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2019/social/osn-03-2019.pdf.

2. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. URL: kremlin.ru/acts/bank/43027.

3. Путин подчеркнул важность процесса цифровизации сферы ракетного двигателестроения [Электронный ресурс] // ТАСС. 2019. 12 апреля. URL: https://tass.ru/ekonomika/6328974.

4. Френкель А.А., Сергиенко Я.В., Сурков А.А. Существенный рост: можно ли верить? // Экономические стратегии. 2019. № 2. C. 68–73.

5. Информация о заседании Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам 8 мая 2019 г. [Электронный ресурс] // URL: www.kremlin.ru/events/president/news/60485.

 

Статистика как недооцененный инструмент стратегического управления

DOI: 10.33917/es-4.162.2019.50-59

Сегодня серьезные просчеты в управлении связаны с игнорированием статистики как мощного инструмента, позволяющего в условиях беспрецедентного роста информационных потоков и, в частности, неадекватной информации достаточно достоверно и полно анализировать тенденции и зависимости, а также прогнозировать социально-экономические явления и процессы. Более того, необходимо признать, что в настоящее время статистическая грамотность специалистов-аналитиков, а также чиновников, управленцев различного уровня, политиков и простых обывателей находится на уровне, не позволяющем качественно решать актуальные практические задачи статистического обеспечения процессов управления, правильно читать (интерпретировать) статистическую информацию. В этом контексте особое внимание необходимо уделять сохранению и постепенному восстановлению статистического образования и имиджа статистики в целом

Источники:

1. Семечкин А.Е., Пазюк Ю.В. Стратегическое управление: теория и практика. М.: СвР-Аргус, 2007. 305 с.

2. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М.: Омега-Л, 2011. 400 с.

3. Карманов М.В., Карманов А.М. Статистика и управление в современной России // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2013. № 17. С. 89–94.

4. По данным Владимирстата [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://vladimirstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/vladimirstat/ru/

statistics/population/

5. Оборонно-промышленный комплекс Владимирской области: текущая деятельность, проблемы развития [Электронный ресурс]. URL: http://federalbook.ru/files/OPK/Soderjanie/OPK-7/II/Vinogradov.pdf.

6. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учеб. для вузов. М., 1998. С. 11.

7. Государственные программы Российской Федерации [Электронный ресурс] // Портал госпрограмм РФ. URL: http://programs.gov.ru/Portal.

8. Основы социального управления: Учеб. пособие / Под ред. В.Н. Иванова. М., 2001. С. 81.

9. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Гарант. URL: http://base.garant.ru/70684666.

10. Ажаханова Д.С. Современные подходы к стратегическому управлению // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2013. № 19. С. 16–18.

11. Башина О.Э., Ярных Э.А. Роль и место статистики в экономическом развитии общества // Вопросы статистики. 2010. № 8. С. 83–84.

12. Свекатовски Р. Форсайт — инструмент стратегического управления, поддерживающий трансфер знания между наукой и бизнесом // Сила систем. 2017. № 3(4). С. 24–26.

13. Водчиц Д.Г. Форсайт как современная методология стратегического планирования: Сб. работ 74-й научной конеренции студентов и аспирантов Белорусского государственного университета / Отв. за выпуск С.Г. Берлинская. Минск: БГУ, 2017. С. 341–343.

14. Ханин Г.И. «Лукавая цифра» 30 лет спустя // Идеи и идеалы. 2018. № 2 (36). С. 139–163.

15. Салин В.Н. Состояние и перспективы развития статистической подготовки кадров финансово-экономического профиля // Вестник кафедры статистики Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. Статистические исследования социально-экономического развития России и перспективы устойчивого роста: Материалы и доклады / РЭУ им. Г.В. Плеханова. М., 2017. С. 403–405.

16. Бессмысленная реформа статистики [Электронный ресурс]. URL: https://dailystorm.ru/vlast/bessmyslennayareforma-statistiki.

17. ВВП России в 2018 году: прогнозы и реальность [Электронный ресурс]. БанкиClub. 2018. 20 сентября. URL: https://bankiclub.ru/novosti/vvp-rossii-v-2018-godu-prognozyi-realnost/

18. О производстве валового внутреннего продукта (ВВП) в III квартале 2018 года [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/bgd/free/B09_03/IssWWW.exe/Stg/d01/241.htm.

19. Росстат объявил о росте ВВП России в 2018 году на 2,3% [Электронный ресурс] // Росбалт. 2019. 4 февраля. URL: https://www.rosbalt.ru/business/2019/02/04/1761978.html.

20. Уровень жизни [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/level/

21. Какую пенсию получают депутаты Государственной думы [Электронный ресурс] // Государственная дума Федерального собрания РФ. URL: http://duma.gov.ru/news/27517/

22. Карманов М.В., Махова О.А. Развитие статистического образования в современной России: миф или реальность? // Вопросы статистики. 2017. № 7. С. 75–80.

23. За что уволен глава Росстата. Эксперт о нестыковках в статистике [Электронный ресурс] // Новости открытой России. URL: http://ru24ru.net/za-chto-uvolen-glava-rosstataekspert-o-nestikovkah-v-statistike/

24. Приказ Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. № 337 (в ред. от 5 июля 2011 г.) «Об утверждении перечней направлений подготовки высшего профессионального образования» [Электронный ресурс] // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты РФ. URL: http://legalacts.ru/doc/prikazminobrnauki-rf-ot-17092009-n-337/

 

 

Новые форматы постглобального мира

DOI: 10.33917/es-4.162.2019.34-41

Анализ выложенных Правительством РФ национальных проектов позволяет утверждать, что данный проектный набор не будет той самой стратегией прорыва, необходимость разработки и реализации которой обозначил Президент РФ, хотя бы уже потому, что прорыв может быть только «куда». И «зачем». Ответить на данные вопросы должна была Стратегия социально-экономического развития России. Она в свою очередь должна была опираться на базовый национальный концепт, такой как План ГОЭЛРО, Космический проект и иные, и стратегический прогноз по уровням «Мир» — «Страна» — «Регион», который бы обозначил критические изменения. Последние должны были служить сценарной рамкой для стратегии, выделять те ключевые потенциалы, чье развитие даст наибольший положительный эффект. Кроме того, в стратегическом прогнозе должны были быть обозначены сценарные развилки, как те точки, где необходимо принятие управленческих решений. Но подготовленный по заказу Министерства экономического развития РФ стратегический прогноз указанным требованиям не отвечает и базой для новой Стратегии СЭР служить не может. В статье речь пойдет о базовом смысловом концепте

Источники:

1. Стратегический сценарный прогноз. Пермский край, Россия и мир – 2030 / Под общ. ред. А.И. Агеева. М.: Институт экономических стратегий РАН, РУБИН, 2016. 432 с.

2. Стратегическое экспертное сообщество Усть-Качка – 2018 // Экономические стратегии. 2018. № 7. С. 46–73.

Проектирование технологических сред и постиндустриальная революция

DOI: 10.33917/es-4.162.2019.25-33

В статье рассмотрен постиндустриальный переход с позиции проектирования технологических сред. Представлена верифицированная модель принципиально устойчивого постиндустриального общества как единства двух разделенных социальных слоев: одного — созданного цифровыми технологиями на основе измерений социального рейтинга гражданина, другого — на базе аналогового управления эволюцией

Источники:

1. Денисов А.А., Денисова Е.В. Управляемая конфронтация: Война в зоне сингулярности // Экономические стратегии. 2014. № 8. С. 110–123.

2. Разработка основ метрологического обеспечения конструирования абстрактных сознаний для моделирования и управления социумами: Отчет по НИР / Рук. канд. техн. наук, ст. науч. сотр. Денисов А.А. Тема № 34.1. Номер гос. регистрации 01201365680ДК 621.9.025.7.001.5. УДК 389.14. М.: ФГБУН «Институт конструкторско-технологической информатики Российской академии наук» (ИКТИ РАН), 2015. 84 с.

3. 70-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН. Владимир Путин принял участие в пленарном заседании юбилейной, 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке [Электронный ресурс]. 2015. 28 сентября. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/50385.

4. Денисов А.А., Денисова Е.В. О новом образе будущего // Экономические стратегии. 2016. № 1. С. 118–133.

5. Выступление Дж. Сороса как декларация новой стратегии западных элит // М.: СИС «Лабиринт». Сообщение № 626. 2019. 31 января. 4 с.

6. Китайская угроза: готовится «великое ограбление» на 251 миллиард долларов [Электронный ресурс] // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20190128/1549998151.html.

7. Сообщение № 570. Признаки радикальных преобразований глобальной цивилизации // М.: СИС «Лабиринт». 2018. 19 апреля. 6 с.

8. Китай берет граждан под тотальный контроль. Как работает система социального кредита [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. 2018. 9 марта. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3569200.

9. Денисов А.Г., Лазутин Ю.Д. Исследование точности магнитоуправляемых контактов при проектировании АСУТП: Труды конференции по электронной технике «Магнитоуправляемые контакты». М.: Изд-во ЦНИИ «Электроника», 1971. Вып. 6(32).

10. Денисов А.Г., Лазутин Ю.Д. Анализ погрешностей и пути повышения точности изготовления магнитоуправляемых контактов: Труды конференции по электронной технике «Магнитоуправляемые контакты». М.: Изд-во ЦНИИ «Электроника», 1971. Вып. 6(32).

11. Денисов А.Г., Лазутин Ю.Д. Некоторые вопросы моделирования техпроцесса изготовления магнитоуправляемых контактов для проектирования АСУТП: Сб. «Электронная техника». Серия «Технология и организация производства». М.: Изд-во ЦНИИ «Электроника», 1971.

12. Денисов А.Г., Лазутин Ю.Д., Карпова Н.А. Информационный критерий выбора контролируемых параметров техпроцесса: Труды конференции по электронной технике «Магнитоуправляемые контакты». М.: Изд-во ЦНИИ «Электроника», 1971. Вып. 6(32).

13. Денисов А.Г. Исследование некоторых вопросов проектирования автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУТП) разрабатываемых поточно-механизированных производств: Дисс. / Науч. рук., канд. техн. наук Лазутин Ю.Д. Ростов н/Д: Институт сельхозмашиностроения, 1972. 310 с.

14. Лефевр В.А., Баранов П.В., Лепский В.Е. Внутренняя валютав рефлексивных играх // Известия Академии наук СССР. Техническая кибернетика. 1969. № 4. С. 29–33.

15. Денисов А.А., Денисова Е.В. О проектировании стратегий в постиндустриальном нецифровом мире // Экономические стратегии. 2017. № 8. С. 132–145.

16. Владислав Сурков: Долгое государство Путина. О том, что здесь вообще происходит [Электронный ресурс] // Независимая газета. 2019. 11 февраля. URL: http://www.ng.ru/ideas/2019-02-11/5_7503_surkov.html?pagen=34&fbclid=IwAR1ckT7VK8YwlGfL5nEhakCo2XcHEJIXZR2eeAYejokM1_hpEOMIwNaqry8&id_user=Y.

17. Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ [Электронный ресурс]. 2019. 20 февраля. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/59863.

18. Сообщение № 633. Об истинном содержании Послания Президента РФ Федеральному собранию. // М.: СИС «Лабиринт». 2019. 25 февраля. 4 с.

Цифровая экономика в стратегии интеграции производства в России

DOI: 10.33917/es-4.162.2019.18-24

В статье сформулированы концептуальные положения, раскрывающие стратегию интеграции производства в условиях цифровизации российской экономики; обоснована логика ее формирования как социально-экономического вектора, способствующего созданию цифровой экономики, обеспечивающей рост конкурентных преимуществ российских предприятий и экономики в целом; представлен зарубежный опыт стратегии интеграции производства и образования интегрированных структур, который целесообразно учитывать в отечественной практике; проанализированы функциональные стратегии интеграции производства в российской экономике; обоснована роль кластерной интеграции, способствующей созданию инновационных территориальных кластеров как фактора роста цифровой экономики, которая способствует созданию и использованию цифровых технологий, а также формированию новой цифровой платформы в стратегии интеграции производства с целью улучшения социальной и экономической ситуации в РФ

Источники:

1. Путин: без цифровой экономики у России нет будущего [Электронный ресурс] // Forklog. URL: https://forklog.com/putin-bez-tsifrovoj-ekonomiki-u-rossii-net-budushhego.

2. Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р «Об утверждении программы „Цифровая экономика Российской Федерации“» [Электронный ресурс] // Гарант. URL: http://base.garant.ru/71734878/#ixzz4xa7EKLoG.

3. Национальный проект «Цифровая экономика» [Электронный ресурс] // Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/

4. Nosova S., et al. Turbulence in the Russian Economy Management System // International Journal of Economics and Financial Issues (IJEFI). 2016. N 6(S1). Pp. 233–238.

5. Матрица И. Ансоффа и матрица Д. Абеля [Электронный ресурс] // STPLAN.RU. URL: http://stplan.ru/articles/theory/mansoff.htm.

6. Porter M.E. Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors. N.Y.: The Free Press, 1980.

7. Nosova S., et al. Assessing the Role of Nano-intellectual Capital as a Factor in the Growth of High-Tech Industrial Complex of Russia // International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017. Vol. 15. N 13. Pp. 53–62.

8. SWOT-анализ как инструмент стратегического менеджмента [Электронный ресурс] // HR-Portal. URL: http://hr-portal.ru/article/

9. Nosova S.S., еt al. The Strategy of the Digital Transformation of the Russian Economy in the XXI Century // International Journal of Civil Engineering and Technology (IJCIET). 2019. February. Vol. 10. Issue 02. Рp. 1638–1648.

10. Nosova S., et al. Conceptual Approaches to Overcoming Turbulence in the Innovative Development of Russian Industrial Enterprises // International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017. Vol. 15. N 13. Рр. 223–230.

11. Nosova S. The Entrance of Modern Economy of Russia Onto the New Trajectory of Growth // International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017. Vol. 15. N 13. Pp. 73–80.

12. Носова С.С. Стратегия инновационной экономики в режиме коллаборации // Экономические стратегии. 2018. № 6. С. 48–57.

 

Методология формирования плана на основе инструментария цифровой экономики

DOI: 10.33917/es-4.162.2019.6-17

В статье рассматривается малоизученная фундаментальная методологическая проблема создания единого плана предприятия. В настоящее время планы/бюджеты формируются из множества отдельных форм по различным аспектам производственно-хозяйственной деятельности, соединить которые в единый документ не представляется возможным. Существующий план предприятия играет формальную роль. В сложившейся ситуации необходим переход от формирования отдельных документов к созданию единого плана в субъектах реального сектора экономики для оценки всего спектра задач и целей социально-экономического развития с учетом всех ресурсов, необходимых для их реализации. Создание единого плана является задачей предельно высокого уровня сложности, которая решается путем кодирования (цифрования) различной информации по всем показателям и хозяйственным операциям с ними, отражающим хозяйственную деятельность по бизнес-процессам, а также путем существенного изменения структуры плана, осуществления функций комплаенс

Источники:

  1. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» [Электронный ресурс] // Гарант.ру. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71570570/
  2. Thornhill J. The Big Data revolution can revive the planned economy // Financial Times. 2017. September, 4.
  3. Агеев А.И., Радина В.А. Методика цифровой экономики в части управления и контрольной деятельности в реальном секторе экономики // Экономические стратегии. 2019. № 3. С. 44–56. DOI: https://doi.org/10.33917/es-3.161.2019.44-56.