Журнал «Экономические стратегии»

2019




Обрабатывающие производства России: структура инноваций и стратегия экспорта и замещения импорта машин

DOI: 10.33917/es-6.164.2019.78-89

Целью исследования является оценка динамики обрабатывающих производств России. По «структурной формуле» осуществляется оценка вклада инноваций в различных видах деятельности в общую динамику инноваций в обрабатывающих производствах, что позволяет выявить доминирующие по инновациям экономические секторы. Данный подход полезен для того, чтобы дифференцировать методы промышленной (отраслевой) политики, включая и национальные проекты как институциональный инструмент управления развитием российской экономики, поскольку выделяет те направления, которые требуют особого стимулирования инновационного процесса. Структура инноваций неоднородная, вклад по разным видам деятельности существенно изменяется, что говорит о неустойчивости процесса инновационного развития. Рассматриваются две стратегии функционирования обрабатывающих производства: экспорт машин и замещение импорта машин. Показано, что эти стратегии не могут сводиться одна к другой (за исключением отдельных частных случаев) и предполагают различные возможности. Параметр структурной независимости для российского машиностроения неуклонно снижался, его динамика стабилизирована в области низких значений, что продемонстрировано с помощью метода фазовых портретов изменения этого показателя. Это говорит о том, что сохраняется высокая зависимость отечественной экономики и машиностроения от импорта машин, оборудования и технологий. Можно сделать вывод о том, что, во-первых, политика замещения импорта не является достаточной, во-вторых, требуются структурные изменения, чтобы замещение импорта и развитие экспортных обрабатывающих производств дали положительный результат. На основе количественных оценок получен принципиальный вывод: политика замещения импорта заведомо не будет иметь высокой результативности, каковую она могла бы иметь, если бы внутренний поток ресурсов был направлен в обрабатывающие сектора

Стагнация: надолго ли?

DOI: 10.33917/es-6.164.2019.90-95

Рассматривается изменение конъюнктурного индекса «Экономических стратегий» (КИЭС) за первое полугодие 2019 г. Оценивается вклад показателей спроса и предложения в КИЭС. Проводится анализ промышленного производства

Источники:

1. Социально-экономическое положение России в январе — июле 2019 года: Доклад [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. 2019. URL: https://www.gks.ru/storage/mediabank/osn-06-2019.pdf.

2. Информация о совещании у Президента РФ по экономическим вопросам 26 августа 2019 г. [Электронный ресурс]. URL: kremlin.ru/events/president/news/61373.

3. Аганбегян А.Г. Семь шагов по возобновлению значимого социально-экономического роста // Экономические стратегии. 2019. № 4. С. 42–49.

4. Френкель А.А., Тихомиров Б.И., Сергиенко Я.В., Сурков А.А. Итоги I квартала 2019 г.: макроэкономическая стабильность с кризисным трендом // Экономические стратегии. 2019. № 4. С. 60–65.

5. Деловой климат в промышленности в июне-июле 2019 года [Электронный ресурс] // Центр конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ. 2019. URL: ttps://issek.hse.ru/data/2019/08/26/1536057161/DK_promyshlennost_june_july_2019.pdf.

6. Осакская декларация лидеров стран «Группы двадцати», 29 июня 2019 года [Электронный ресурс]. URL: kremlin.ru/supplement/5425.

7. Осакская декларация по вопросам цифровой экономики, 29 июня 2019 года [Электронный ресурс]. URL: kremlin.ru/supplement/5427.

Цифровизация экономики и энергетики: перспективы и проблемы

DOI: 10.33917/es-6.164.2019.96-105

В статье рассматриваются основные перспективы и проблемы развития концепции цифровизации не только Индустрии 4.0 (четвертого поколения), но и всех звеньев новой цивилизации, основанной на энергоинформационном представлении экоса — нашего планетарного дома, включая экономику (систему хозяйственной деятельности), экологию (систему гармонизации отношений человека с окружающей средой) и энергетику как систему жизнеобеспечения и самой жизнедеятельности в этом доме

Источники:

1. Шваб К. Четвертая промышленная революция. М.: Эксмо, 2017.

2. Кеелава А.В., Буданов В.Г., Румянцев В.Ю. и др. Введение в «Цифровую» экономику / Под общ. ред. А.В. Кешелава. Кн. 1 «На пороге „цифрового“ будущего». М.: ВНИИГеосистем, 2017. С. 28.

3. Бушуев В.В. Энергетический потенциал и устойчивое развитие. М.: Энергия, 2006. 320 с.

4. Васильев В.В., Бушуев В.В., Кобец Б.Б., Лизалек Н.Н. Интеллектуальное развитие электроэнергетики с участием«активного потребителя» // Энергетическая политика. 2013. 84 с. Приложение.

5. Бердников Р.Н., Бушуев В.В., Васильев С.Н. и др. Концепция интеллектуальной электроэнергетической системы с активно-адаптивной сетью / Р.Н. Бердников, В.В. Бушуев, С.Н. Васильев, Ф.В. Веселов, Н.И. Воропай, И.О. Волкова, А.М. Гельфанд, Ю.А. Дементьев, В.В. Дорофеев, П.Ю. Корсунов, И.А. Косолапов, Т.В. Купчиков, Ю.Н. Кучеров, Ю.И. Моржин, Н.Л. Новиков, Ю.А. Тихонов, Ю.Г. Шакарян, И.Б. Ядыкин / Под ред. В.Е. Фортова, А.А. Макарова. М., 2012. 236 с.

6. Инновационная электроэнергетика – 21 / Под ред. В.М. Батенина, В.В. Бушуева, Н.И. Воропая. М., 2017. 584 с.

 

Тернистый путь, или Почему государство не должно «ждать» появления цифровых платформ

DOI: 10.33917/es-6.164.2019.106-113

Эпоха цифровых перемен касается всех. Под лозунгом цифровизации государственные органы начали реализацию национальных проектов, понимая под этим в основном создание ГИСов, инфраструктуры и электронных сервисов. Крупный бизнес, чувствуя новые прибыльные возможности, пробует себя в строительстве платформ и разработке новых технологий, постепенно заполняя цифровое пространство и оставляя все меньше и меньше места для осуществления обязанностей, закрепленных за государственными органами Конституцией, в новых экономических условиях. При этом налицо усиление экспансии «наших западных партнеров», особенно в отраслевых направлениях. И только малый и средний бизнес остался в стороне от «цифры» — ни желания, ни капитала у этого сегмента экономики просто нет. Работа госорганов по старым шаблонам, ожидание, что бизнес придумает и разработает все сам, а министерствам и ведомствам останется лишь выбрать и поощрить «лучшие кейсы», генерация презентаций на форумах вместо реальных шагов диагностирует растерянность наших «цифровых лидеров», отсутствие четкого видения трансформации существующих процессов и дальнейшего развития государственного управления в условиях цифровой экономики. Предлагаем вашему вниманию статью, которая раскроет подход к созданию новой экономической модели управления — государственных цифровых платформ. Описанные решения показаны авторами на примере транспортно-логистического комплекса Российской Федерации.

Источники:

1. Аверьянов М.А., Евтушенко С.Н., Кочетова Е.Ю. Когда спадает цифровой ажиотаж: две стратагемы для государственного управления // Экономические стратегии. 2019.

№ 2. С. 30–37.

2. Аверьянов М.А., Евтушенко С.Н., Кочетова Е.Ю. Государство и экономика: новые цифровые возможности // Экономические стратегии. 2017. № 5. С. 106–112.

3. Цифровой эффект [Электронный ресурс] // РБК. URL: https://plus.rbc.ru/news/5d1466b47a8aa93b0e2b365f.

 

О соотношении базового и проектного обучения в бизнес-образовании школьников. Из опыта проведения проектных летних школ факультетом довузовской подготовки НИУ «Высшая школа экономики»

DOI: 10.33917/es-6.164.2019.114-121

В статье обобщается опыт проведения летней проектной школы на факультете довузовской подготовки Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ). Рассмотрены особенности проектного формата обучения в дни школьных каникул. Предпринята попытка анализа таких особенностей выполнения проектов, как выбор темы проекта, формирование команд для разработки проекта до состояния готовности к реализации, концентрация предметных усилий школьников. При сравнении предметного школьного проектирования с предпринимательским проектированием в летней школе отмечаются следующие преимущества. Проведение школы в летний период позволяет организовать командную работу учащихся из разных школ и разных классов (5–6, 7–9, 9–10 классы); объединение разработчиков в команды осуществляется в ходе выбора ими актуальной темы проекта, в основу которой положена волнующая школьников проблема; обучение предпринимательским навыкам происходит в ходе общения молодых людей с ведущим преподавателем (бизнес-коучем), а также внутри команды (самообучение). Cосредоточение усилий на разработке проектов в короткое время (40 учебных часов) позволяет школьникам увидеть реальный результат приложения собственных знаний и творческих усилий. В то же время проведение летней школы в проектном формате само по себе является образовательным проектом, требующим от организаторов клиентоориентированности (маркетинговых усилий), обеспечения комфортных условий для учебы и образовательного досуга школьников, использования (применения) и развития современных обучающих и здоровьесберегающих технологий

Источники:

Взломать двери держав. «Красный план» и «ужасный» пакт

В последнее время произошло несколько событий, которые могут быть названы «историческими маркерами»: нарастающий экономический конфликт США и Китая, кадровые перемены на Украине, иранская проблема, ряд международных переговоров В.В. Путина, включая телефонный разговор с Дональдом Трампом и прямые переговоры с госскретарем Майком Помпео, «горячие» выборы в Европарламент. Одни политики в частных беседах говорят о приближении «третьей мировой», другие же — что она уже началась. Думаю, небесполезно посмотреть в зеркало истории и попытаться увидеть там подсказки Клио

Великий мыслитель современности. Памяти Линдона Ларуша

Памяти Линдона Ларуша — титан мысли, человек невероятных энциклопедических знаний, большой души и любви к человечеству

Предложения по развитию взаимодействия государства и бизнеса в целях формирования территории опережающего развития Индустрии 4.0 в регионах России

DOI: 10.33917/es-6.164.2019.128-134

В статье предлагаются решения актуальной задачи: превращения регионов России в территории опережающего развития на основе использования технологий четвертой индустриальной (промышленной) революции — Индустрии 4.0. Рассмотрены преимущества и проблемы внедрения технологий Индустрии 4.0, предложения по взаимодействию государства и бизнеса для внедрения технологий Индустрии 4.0 на промышленном уровне и для их популяризации среди населения.

Источники:

1. Формирование цифровой экономики и промышленности: новые вызовы / Под ред. д-ра экон. наук, проф. А.В. Бабкина. СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2018. 660 с.

2. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [Электронный ресурс] // МВД.рф. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/upload/site54/folder_page/009/037/972/documents_fz210.shtml.pdf.

3. Постановление Правительства РФ от 31 октября 2018 г. № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» (вместе с Положением об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации) [Электронный ресурс] // Консультант-Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_310151/

4. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Банк данных «Нормативно-правовые акты Федерального собрания Российской Федерации». URL: https://duma.consultant.ru/documents/3703536.

5. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54572/

6. Постановление Правительства РФ от 19 декабря 2015 г. № 1386 «Об утверждении формы предложения о реализации проекта ГЧП или проекта МЧП, а также требований к сведениям, содержащимся в предложении о реализации проекта ГЧП или проекта МЧП» [Электронный ресурс] // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. URL: https://legalacts.ru/doc/postanovlenie-pravitelstva-rfot-19122015-n-1386/

Экономика знаний в региональном аспекте: проблемы и перспективы развития научно-инновационного кластера

DOI: 10.33917/es-6.164.2019.136-141

Возрастающая роль знаний в линейке основных факторов производства предопределила возникновение такой отрасли экономики, как экономика знаний. Экономика знаний становится источником роста и развития как отдельной организации или предприятия, так и региона в целом. Вопросы регионального развития экономики знаний сегодня активно обсуждаются и на различных бизнес-площадках, и на уровне органов государственной власти. В частности, 8–9 июня 2018 г. в г. Курске состоялся VII Среднерусский экономический форум, посвященный проблематике экономики знаний в аспекте регионального развития. В статье представлен обобщенный анализ вопросов, обсуждавшихся в рамках форума в аспекте научно-инновационного развития региона. Особое внимание уделяется роли вузов в становлении экономики знаний, поскольку последние являются своеобразными драйверами развития инноваций и научно-технического развития в регионе. Результатом исследования явилось предположение, что формирование экономики знаний в региональном разрезе станет возможным при условии активного участия в этом процессе базовых университетов региона

Источники:

1. Гаврилова И.В., Захарова К.В., Малащенкова Т.А. Понятие и характеристика экономики знаний, необходимые условия ее формирования // Молодой ученый. 2016. № 10. С. 655–659.

2. Послание Президента РФ от 4 декабря 2014 г. «О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171774/

3. Рейтинг инновационных регионов России: версия 2017 [Электронный ресурс]. Ассоциация инновационных регионов России, 2018. С. 14. URL: www.i-regions.org/reiting/rejting-innovatsionnogo-razvitiya.

4. Абдрахманова Г.И., Бахтин П.Д., Гохберг Л.М. и др. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Выпуск 5 / Под ред. Л.М. Гохберга. М.: НИУ ВШЭ, 2017. 260 с.

5. Трапицын С.Ю. Роль и место университетов в экономике знаний // Universum: Вестник Герценовского университета. 2014. № 3–4.

6. Закон Курской области от 29 октября 2013 г. № 97-ЗКО «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Курской области» (с изм. на 27 сентября 2017 г.) [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/463602403.

7. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2017 г. № 1701 «О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Гарант.ру. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71748860/#ixzz5JVwYqytE.

8. Бизнес-платформа [Электронный ресурс] // Единый сайт по поиску и подбору инвестиций. URL: https://businessplatform.ru/

Методологические аспекты разработки и оценки эффективности программных продуктов в АСУ промышленным производством

DOI: 10.33917/es-5.163.2019.134-141

В статье рассматриваются ключевые методологические аспекты оценки эффективности программных продуктов, реализуемых в автоматизированных системах управления (АСУ) промышленным производством. Авторами рассматриваются основные факторы, наиболее существенно влияющие на эффективность создаваемых программных продуктов. Приводятся и методологически обосновываются три выбранных на основании проведенного анализа критерия оценки их эффективности в зависимости от поставленных целей.

Источники:

1. Ковшов А.Н., Назаров Ю.Ф., Ибрагимов И.М., Никифоров А.Д. Информационная поддержка жизненного цикла изделий машиностроения. Принципы, системы и технологии CALS/ИПИ. М.: Академия, 2007.

2. Мыльник В.В., Титаренко Б.П. Исследование систем управления. М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2014. 238 с.

3. Мыльник В.В., Каспаров Л.Б. Методологические аспекты создания и реализации АСУ ТП в промышленном производстве и оценки их эффективности // Вестник УрФУ. Серия «Экономика и управление». 2013. № 2.

4. Мыльник В.В. Инвестиционный менеджмент. М.: Академический проект, 2003.