Журнал «Экономические стратегии»

2019 Номер 8. Постправда




О целевой направленности региональной стратегии социально-экономического развития

DOI: 10.33917/es-8.166.2019.6-15

Когда зна­ко­мишь­ся со стра­те­ги­я­ми ре­ги­о­нов, ви­дишь, что их ав­то­ры обыч­но ста­ра­ют­ся сфор­му­ли­ро­вать несколь­ко задач, охва­ты­ва­ю­щих все сто­ро­ны жизни об­ще­ства. На­при­мер, по­вы­ше­ние кон­ку­рен­то­спо­соб­но­сти ре­ги­о­на или подъ­ем уров­ня куль­ту­ры и т.д. Между тем в каж­дой стра­те­гии все­гда в цен­тре вни­ма­ния по­вы­ше­ние уров­ня жизни на­се­ле­ния ре­ги­о­на. Но почти ни­ко­гда мы не видим в стра­те­гии кон­крет­ных задач по по­вы­ше­нию вкла­да этого ре­ги­о­на в со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ское раз­ви­тие стра­ны. Он не сво­дит­ся к уве­ли­че­нию удель­но­го веса ре­ги­о­на, на­при­мер, в со­зда­нии внут­рен­не­го ва­ло­во­го про­дук­та стра­ны, а обыч­но на­мно­го его пре­вы­ша­ет бла­го­да­ря тем от­рас­лям и сфе­рам спе­ци­а­ли­за­ции, в ко­то­рых ре­ги­он иг­ра­ет су­ще­ствен­ную роль. Мно­гие счи­та­ют крайне важ­ным каж­дую из этих задач, ко­то­рые они пе­ре­чис­ля­ют в обыч­ной ре­ги­о­наль­ной стра­те­гии, раз­бить на под­за­да­чи, а те, в свою оче­редь, на более мел­кие за­да­чи. В ре­зуль­та­те фор­му­ли­ру­ет­ся несколь­ко де­сят­ков задач ре­ги­о­на, из­ла­га­е­мых обыч­но не кон­крет­но при­ме­ни­тель­но к ка­ко­му-то круп­но­му пред­при­я­тию или ор­га­ни­за­ции этого ре­ги­о­на, а при­ме­ни­тель­но к на­прав­лен­но­сти де­я­тель­но­сти. На­при­мер, вы­де­ля­ет­ся за­да­ча по раз­ви­тию физ­куль­ту­ры или улуч­ше­нию пи­та­ния на­се­ле­ния и т.д. Такой под­ход с точки зре­ния си­стем­но­го ана­ли­за пред­став­ля­ет­ся вроде бы очень важ­ным, но на самом деле он до­воль­но фор­маль­ный. И эта фор­маль­ность ото­дви­га­ет на вто­рой план ана­ли­ти­ку — глав­ный метод, необ­хо­ди­мый для се­рьез­ной раз­ра­бот­ки стра­те­гии.
Опи­ра­ясь на зна­чи­тель­ный опыт по раз­ра­бот­ке стра­те­гии ре­ги­о­нов Рос­сии — Вла­ди­мир­ской, Ко­стром­ской, Ир­кут­ской
об­ла­стей и За­бай­каль­ско­го края, Санкт-Пе­тер­бур­га, а также ре­ги­о­наль­ных стра­те­гий для Ка­зах­ста­на — для Кы­зы­лор­дин­ской
об­ла­сти и сто­лич­ной Ак­мо­лин­ской об­ла­сти, автор ста­тьи пред­ла­га­ет ме­то­ди­ку раз­ра­бот­ки стра­те­гии ре­ги­о­на с уче­том его
вкла­да в со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ское раз­ви­тие стра­ны

В ожидании роста инвестиций

DOI: 10.33917/es-8.166.2019.16-23

В на­сто­я­щее время перед Рос­си­ей стоит за­да­ча уве­ли­че­ния тем­пов эко­но­ми­че­ско­го роста до сред­не­ми­ро­вых. По­сколь­ку эко­но­ми­ка стра­ны в те­че­ние несколь­ких лет на­хо­ди­лась в кри­зис­ном и по­сле­кри­зис­ном со­сто­я­нии, дей­ствен­ные меры сле­ду­ет при­ни­мать во всех ее от­рас­лях. Ко­неч­но, на пер­вый план вы­хо­дит во­прос сти­му­ли­ро­ва­ния ин­ве­сти­ци­он­ной ак­тив­но­сти. Несмот­ря на уско­ре­ние роста эко­но­ми­ки по ито­гам 2018 г., со­глас­но офи­ци­аль­ным дан­ным, ин­ве­сти­ции в Рос­сии в усло­ви­ях вы­со­кой внеш­ней и внут­рен­ней неопре­де­лен­но­сти еще не вос­ста­но­ви­лись до до­кри­зис­но­го уров­ня. В ста­тье под­ни­ма­ет­ся во­прос о необ­хо­ди­мо­сти со­зда­ния бла­го­при­ят­но­го ин­ве­сти­ци­он­но­го кли­ма­та и при­ня­тия спе­ци­аль­ных мер и про­грамм с целью при­вле­че­ния оте­че­ствен­ных и ино­стран­ных ин­ве­сто­ров и уве­ли­че­ния объ­е­ма и ка­че­ства ин­ве­сти­ций, ко­то­рые будут спо­соб­ство­вать эко­но­ми­че­ско­му росту Рос­сии

Ис­точ­ни­ки:

1. По­ста­нов­ле­ние Пра­ви­тель­ства РФ от 15 ап­ре­ля 2014 г. № 328 «Об утвер­жде­нии го­су­дар­ствен­ной про­грам­мы Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции „Раз­ви­тие про­мыш­лен­но­сти и по­вы­ше­ние ее кон­ку­рен­то­спо­соб­но­сти“» [Элек­трон­ный ре­сурс] // Офи­ци­аль­ный сайт Пра­ви­тель­ства РФ. URL: http://​static.​government.​ru/​media/​files/​1gqVAlrW8Nw.​pdf.

2. Мо­ни­то­ринг «Об ито­гах со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия РФ в 2016 году» [Элек­трон­ный ре­сурс] // Ми­ни­стер­ство эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия РФ. URL: http://​www.​economy.​gov.​ru/​minec/​activity/​sections/​macro/​2017070204.

3. Аган­бе­гян А.Г. Глав­ная при­чи­на стаг­на­ции Рос­сии // Воль­ная эко­но­ми­ка. 2017. № 1. С. 19.

4. Фи­нан­со­вая ста­биль­ность [Элек­трон­ный ре­сурс] // Цен­траль­ный банк РФ. URL: https://​cbr.​ru/​analytics/​fin_​stab/

5. Об ин­дек­се по­тре­би­тель­ских цен в де­каб­ре 2018 года [Элек­трон­ный ре­сурс] // Фе­де­раль­ная служ­ба го­су­дар­ствен­ной ста­ти­сти­ки. URL: https://​www.​gks.​ru/​bgd/​free/​b04_​03/​IssWWW.​exe/​Stg/​d04/​1.​htm.

6. Aghion P., Howitt P. A model of growing through creative destruction // Econometrica. 1992. N 2. Vol. 60. P. 323–351.

7. Bahmani-Oskooee M., Hajilee M. On the relation between currency depreciation and domestic investment // Journal of Post Keynesian Economics. 2010. N 4. Vol. 32. P. 645.

8. Фе­де­раль­ный закон от 29 но­яб­ря 2018 г. № 459-ФЗ «О фе­де­раль­ном бюд­же­те на 2019 год и на пла­но­вый пе­ри­од 2020 и 2021 годов» [Элек­трон­ный ре­сурс] // Ми­ни­стер­ство фи­нан­сов РФ. URL: https://​www.​minfin.​ru/​ru/​document/?​id_​4=126363.

9. Эко­но­ми­сты ВШЭ и МГУ по­спо­ри­ли о вкла­де рос­си­ян в уско­ре­ние эко­но­ми­ки [Элек­трон­ный ре­сурс] // Ве­до­мо­сти. 2019. 9 ап­ре­ля. URL: https://​www.​vedomosti.​ru/​economics/​articles/​2019/​04/​09/​798697-​vshe-​posporili-​vklade-​ekonomiki.

10. Гим­пель­сон В.Е. Нужен ли рос­сий­ской эко­но­ми­ке че­ло­ве­че­ский ка­пи­тал? Де­сять со­мне­ний // Во­про­сы эко­но­ми­ки. 2016. № 10. С. 129–143.

11. Лю­би­мов И. От че­ло­ве­че­ско­го ка­пи­та­ла к эко­но­ми­че­ско­му росту: пря­мая до­ро­га или дол­гое блуж­да­ние по ла­би­рин­ту? // Во­про­сы эко­но­ми­ки. 2017. № 8. С. 5–23.

12. Про­гно­зы со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции и от­дель­ных сек­то­ров эко­но­ми­ки [Элек­трон­ный ре­сурс] // Ми­ни­стер­ство эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия РФ. URL: http://​economy.​gov.​ru/​minec/​activity/​sections/​macro/​prognoz.

13. Нор­деа Банк [Элек­трон­ный ре­сурс] // Facebook. URL: https://​www.​facebook.​com/​nordea.​bank.​russia/?​hc_​ref=ARS​eEDe​hQd1​DZX0​TYU4​nosU​h6o3​vzjZ​mihY​pfSO​c-​FLd​iEMn​ZmAE​Sup1​ErRf​NFNP​W2A&​fr.

14. Обзор и про­гноз для рынка роз­нич­ной тор­гов­ли Рос­сии в 2018–2019 [Элек­трон­ный ре­сурс] // Promdevelop. URL: https://​promdevelop.​ru/​obzor-​rynka-​roznichnoj-​torgovli-​v-​2018-​2019-​v-​rossii/

15. Бюд­жет­ная по­ли­ти­ка [Элек­трон­ный ре­сурс] // Ми­ни­стер­ство фи­нан­сов РФ. URL: https://​www.​minfin.​ru/​ru/​perfomance/​budget/​policy/

16. Кусек П., Силва А. Чего хотят ин­ве­сто­ры. Вос­при­я­тие и опыт транс­на­ци­о­наль­ных кор­по­ра­ций в раз­ви­ва­ю­щих­ся стра­нах [Элек­трон­ный ре­сурс] // Вест­ник меж­ду­на­род­ных ор­га­ни­за­ций. 2018. № 4. С. 160–194.

17. 88% рос­сий­ских ру­ко­во­ди­те­лей от­ме­ча­ют, что вести биз­нес в Рос­сии слож­но [Элек­трон­ный ре­сурс] // PwC в Рос­сии. URL: https://​www.​pwc.​ru/​ru/​press-​releases/​2018/​businessin-​russia.​html.

 

Анализ современных подходов к стимулированию развития национальной экономики с помощью финансовых инструментов

DOI: 10.33917/es-8.166.2019.24-29

Рос­сий­ская Фе­де­ра­ция нуж­да­ет­ся в вы­ра­бот­ке адек­ват­ной фи­нан­со­вой по­ли­ти­ки в усло­ви­ях ак­тив­но­го ис­поль­зо­ва­ния за­ру­беж­ны­ми стра­на­ми мер фи­нан­со­во­го сти­му­ли­ро­ва­ния, на­прав­лен­ных на ак­ти­ви­за­цию их эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия, а также мер фи­нан­со­во­го про­тек­ци­о­низ­ма для за­щи­ты их внут­рен­них рын­ков. Со­вре­мен­ные меры фи­нан­со­во­го про­тек­ци­о­низ­ма часто не под­па­да­ют под меж­ду­на­род­ные кон­вен­ции и ком­пе­тен­цию ин­сти­ту­тов, ко­то­рые по­вы­ша­ют про­зрач­ность меж­го­су­дар­ствен­ных гра­ниц для тор­гов­ли и дви­же­ния ка­пи­та­лов. Кон­ку­рен­ция за­став­ля­ет го­су­дар­ства ис­поль­зо­вать ан­ти­ры­ноч­ные ме­ха­низ­мы для под­держ­ки «сво­е­го» биз­не­са про­тив «чу­жо­го». Ис­поль­зо­ва­ние таких ме­ха­низ­мов вле­чет за собой опре­де­лен­ные риски и вы­го­ды как для го­су­дарств, так и для пред­ста­ви­те­лей биз­не­са, в первую оче­редь круп­но­го. Рос­сий­ским ре­гу­ля­то­рам це­ле­со­об­раз­но более тща­тель­но учи­ты­вать меры, пред­при­ни­ма­е­мые в ве­ду­щих стра­нах, и рас­ши­рять при­ме­ня­е­мый ин­стру­мен­та­рий

Ис­точ­ни­ки:

1. The Global Plan for Recovery and Reform [Элек­трон­ный ре­сурс] // Сайт Пре­зи­ден­та Рос­сии. 2009. 2 April. URL: http://​en.​kremlin.​ru/​supplement/​177.

2. Ершов М.В. Про­мыш­лен­ная по­ли­ти­ка в усло­ви­ях кри­зи­сов и санк­ций // Труды Воль­но­го эко­но­ми­че­ско­го об­ще­ства Рос­сии. 2018. Т. 211. С. 93–107.

3. Ершов М.В. Ме­ха­низ­мы роста рос­сий­ской эко­но­ми­ки в усло­ви­ях обостре­ния фи­нан­со­вых про­блем в мире // Во­про­сы эко­но­ми­ки. 2016. № 12. С. 5–25.

 

Современные тенденции регулирования деятельности субъектов рынка аудиторских услуг

DOI: 10.33917/es-8.166.2019.30-37

Ста­тья по­свя­ще­на ак­ту­аль­ным тен­ден­ци­ям ре­гу­ли­ро­ва­ния де­я­тель­но­сти субъ­ек­тов рынка ауди­тор­ских услуг, обу­слов­лен­ным осо­бен­но­стя­ми со­вре­мен­но­го этапа раз­ви­тия рынка ауди­тор­ских услуг в Рос­сии. В ка­че­стве субъ­ек­тов ауди­тор­ской де­я­тель­но­сти рас­смат­ри­ва­ют­ся ауди­то­ры и ауди­тор­ские ор­га­ни­за­ции, в част­но­сти ком­па­нии, ока­зы­ва­ю­щие ауди­тор­ские услу­ги об­ще­ствен­но зна­чи­мым хо­зяй­ству­ю­щим субъ­ек­там: кре­дит­ным и стра­хо­вым ор­га­ни­за­ци­ям, него­су­дар­ствен­ным пен­си­он­ным фон­дам, го­су­дар­ствен­ным ком­па­ни­ям, го­су­дар­ствен­ным кор­по­ра­ци­ям, ор­га­ни­за­ци­ям с долей го­су­дар­ствен­ной соб­ствен­но­сти выше 25%, а также ком­па­ни­ям, рас­кры­ва­ю­щим кон­со­ли­ди­ро­ван­ную фи­нан­со­вую от­чет­ность. В числе ос­нов­ных дис­функ­ций рынка ауди­тор­ских услуг, ока­зы­ва­ю­щих вли­я­ние на ре­гу­ли­ро­ва­ние субъ­ек­тов ауди­тор­ской де­я­тель­но­сти, автор вы­де­ля­ет сни­же­ние при­вле­ка­тель­но­сти ауди­тор­ской про­фес­сии для мо­ло­дых спе­ци­а­ли­стов, еже­год­ное со­кра­ще­ние ко­ли­че­ства ауди­то­ров и ауди­тор­ских ор­га­ни­за­ций, нерав­но­мер­ное рас­пре­де­ле­ние ко­ли­че­ства кли­ен­тов и до­хо­дов на рынке ауди­та, дем­пинг цен на ауди­тор­ские услу­ги. По ре­зуль­та­там ана­ли­за автор пред­ла­га­ет пути со­вер­шен­ство­ва­ния ре­гу­ли­ро­ва­ния ауди­та в Рос­сии, уде­ляя от­дель­ное вни­ма­ние необ­хо­ди­мо­сти уси­ле­ния вза­и­мо­дей­ствия субъ­ек­тов ре­гу­ли­ро­ва­ния ауди­тор­ской де­я­тель­но­сти — го­су­дар­ства и са­мо­ре­гу­ли­ру­е­мых ор­га­ни­за­ций ауди­то­ров

Ис­точ­ни­ки:

1. Фе­де­раль­ный закон от 30 де­каб­ря 2008 г. № 307-ФЗ «Об ауди­тор­ской де­я­тель­но­сти» [Элек­трон­ный ре­сурс] // Кон­суль­тант­Плюс. URL: http://​www.​consultant.​ru/​document/​cons_

doc_LAW_83311.

2. Су­да­ков С.В. Ре­гу­ли­ро­ва­ние ауди­тор­ской де­я­тель­но­сти в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции [Элек­трон­ный ре­сурс] // Эко­но­ми­че­ский ана­лиз: тео­рия и прак­ти­ка. 2007. № 16. URL: https://​cyb​erle​nink​a.​ru/​article/​n/​reg​ulir​ovan​ie-​auditorskoy-​dey​atel​nost​iv-​rossiyskoy-​federatsii-​1.

3. Ер­шо­ва И.В., Ершов А.А. Пра­во­вое ре­гу­ли­ро­ва­ние ауди­тор­ской де­я­тель­но­сти в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. М.: ИД «Юрис­пру­ден­ция», 2011. С. 278–278.

4. Бул­га­ко­ва Л.И. Аудит в Рос­сии: ме­ха­низм пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния. М.: Wolters Kluwer Russia, 2005. 256 с.

5. Митин А.И. Внеш­ний кон­троль ка­че­ства ауди­тор­ских про­ве­рок: про­бле­мы, цели и пер­спек­ти­вы раз­ви­тия // Ауди­тор­ские ве­до­мо­сти. 2001. № 8. С. 192–204.

6. Ано­хо­ва Е.В. Пер­спек­ти­вы раз­ви­тия си­сте­мы внеш­не­го кон­тро­ля ка­че­ства ауди­та в Рос­сии // Ауди­тор. 2013. № 1. С. 72–76.

7. Без­доль­ная Т.Ю., Вовчен­ко Е.В. Роль кон­тро­ля ка­че­ства ауди­тор­ских услуг в Рос­сии: В сб. на­уч­ных тру­дов по ма­те­ри­а­лам XII меж­ду­на­род­ной на­уч­но-прак­ти­че­ской кон­фе­рен­ции сту­ден­тов, ас­пи­ран­тов и мо­ло­дых уче­ных «Про­гно­зи­ро­ва­ние ин­но­ва­ци­он­но­го раз­ви­тия на­ци­о­наль­ной эко­но­ми­ки». Став­ро­поль, 19 де­каб­ря 2016 г. Став­ро­поль: Ин­сти­тут друж­бы на­ро­дов Кав­ка­за, 2016. С. 19.

8. Без­доль­ная Т.Ю., Кузь­ми­ных С.Ю. Внеш­ний кон­троль ка­че­ства ра­бо­ты ауди­то­ров и ауди­тор­ских ор­га­ни­за­ций: В сб. науч. ста­тей по ма­те­ри­а­лам Все­рос­сий­ской на­уч­но-прак­ти­че­ской кон­фе­рен­ции «Эко­но­ми­че­ский ана­лиз и аудит: тео­рия и прак­ти­ка». Став­ро­поль, 21–22 но­яб­ря 2013 г. Ли­тРес, 2017. С. 52.

9. Ва­си­лье­ва Е.А. Кон­троль ка­че­ства ауди­та в Рос­сии и за ру­бе­жом // Ре­ги­о­но­ло­гия. 2013. № 2. C. 32–38.

10. Ще­по­тьев А.В., Бел­кин А.Н. Са­мо­ре­гу­ли­ру­е­мые ор­га­ни­за­ции — часть го­су­дар­ствен­ных кон­троль­ных функ­ций // Право и эко­но­ми­ка. 2008. № 7. С. 14–21.

11. Бай­му­ра­то­ва З.М. Са­мо­ре­гу­ли­ру­е­мые ор­га­ни­за­ции в сфере пред­при­ни­ма­тель­ской де­я­тель­но­сти: ад­ми­ни­стра­тив­но-пра­во­вой ас­пект: Ав­то­реф. дис. … канд. юр. наук. М., 2010.

12. Сан­ни­ко­ва И.Н. Про­фес­си­о­наль­ные са­мо­ре­гу­ли­ру­е­мые ор­га­ни­за­ции в Рос­сии: ожи­да­ния и ре­аль­ность // Меж­ду­на­род­ный бух­гал­тер­ский учет. 2011. № 17. С. 8–14.

13. Гра­чев Д.О. Пра­ви­ла са­мо­ре­гу­ли­ру­е­мых ор­га­ни­за­ций // За­ко­ны Рос­сии: опыт, ана­лиз, прак­ти­ка. 2009. № 2. С. 16–21.

14. Пет­ров Д.А. Пра­во­вой ста­тус са­мо­ре­гу­ли­ру­е­мой ор­га­ни­за­ции в сфере пред­при­ни­ма­тель­ства. СПб.: Нестор-Ис­то­рия, 2015. С. 320.

15. Позд­ны­ше­ва Е.В., Си­ни­цын С.А. Со­от­но­ше­ние ме­то­дов го­су­дар­ствен­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния и са­мо­ре­гу­ли­ро­ва­ния // Жур­нал рос­сий­ско­го права. 2016. № 11. С. 71–79.

16. Указ Пре­зи­ден­та РФ от 22 де­каб­ря 1993 г. № 2263 (ред. от 26 но­яб­ря 2001 г.) «Об ауди­тор­ской де­я­тель­но­сти в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции» (вме­сте с «Вре­мен­ны­ми пра­ви­ла­ми ауди­тор­ской де­я­тель­но­сти в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции») [Элек­трон­ный ре­сурс] // Кон­суль­тант­Плюс. URL: http://​www.​consultant.​ru/​document/​cons_​doc_​LAW_​2868/

17. Рас­по­ря­же­ние Пре­зи­ден­та РФ от 4 фев­ра­ля 1994 г. № 54-рп (ред. от 4 мая 1994 г.) «Об ор­га­ни­за­ции ра­бо­ты Ко­мис­сии по ауди­тор­ской де­я­тель­но­сти при Пре­зи­ден­те Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции» [Элек­трон­ный ре­сурс] // Кон­суль­тант-Плюс. URL: http://​www.​consultant.​ru/​document/​cons_​doc_​LAW_​3080/

18. По­ста­нов­ле­ние Пра­ви­тель­ства РФ от 6 марта 1998 г. № 273 (ред. от 27 ав­гу­ста 2003 г.) «Об утвер­жде­нии По­ло­же­ния о Ми­ни­стер­стве фи­нан­сов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции» [Элек­трон­ный ре­сурс] // Кон­суль­тант­Плюс. URL: http://​www.​consultant.​ru/​document/​cons_​doc_​LAW_​18110/

 

 

Социально-экономическое развитие России в 2019 г.: угроза рецессии сохраняется

DOI: 10.33917/es-8.166.2019.38-43

Рас­смат­ри­ва­ет­ся из­ме­не­ние конъ­юнк­тур­но­го ин­дек­са «Эко­но­ми­че­ских стра­те­гий» (КИЭС) за 9 ме­ся­цев 2019 г. Оце­ни­ва­ет­ся вклад по­ка­за­те­лей спро­са и пред­ло­же­ния в КИЭС. При­во­дят­ся ре­зуль­та­ты ана­ли­за и про­гно­зи­ро­ва­ния ди­на­ми­ки мак­ро­эко­но­ми­че­ских по­ка­за­те­лей

Ис­точ­ни­ки:

1. Со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ское по­ло­же­ние Рос­сии в ян­ва­ре — ок­тяб­ре 2019 года: До­клад [Элек­трон­ный ре­сурс] // Фе­де­раль­ная служ­ба го­су­дар­ствен­ной ста­ти­сти­ки. 2019. URL: https://​gks.​ru/​storage/​mediabank/​oper-​10-​2019.​pdf.

2. Со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ское по­ло­же­ние Рос­сии в ян­ва­ре — сен­тяб­ре 2019 года: До­клад [Элек­трон­ный ре­сурс] // Фе­де­раль­ная служ­ба го­су­дар­ствен­ной ста­ти­сти­ки. 2019. URL: https://​gks.​ru/​storage/​mediabank/​osn-​09-​2019.​pdf.

3. Френ­кель А.А., Сер­ги­ен­ко Я.В., Сур­ков А.А., Ти­хо­ми­ров Б.И. Стаг­на­ция: на­дол­го ли? // Эко­но­ми­че­ские стра­те­гии. 2019. № 6. С. 90–96.

4. Мо­ни­то­ринг эко­но­ми­че­ской си­ту­а­ции в Рос­сии: тен­ден­ции и вы­зо­вы со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия [Элек­трон­ный ре­сурс]. 2019. № 15. Ок­тябрь // Ин­сти­тут эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ки имени Е.Т. Гай­да­ра, Рос­сий­ская ака­де­мия на­род­но­го хо­зяй­ства и го­су­дар­ствен­ной служ­бы при Пре­зи­ден­те Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. URL: http://​www.​iep.​ru/​fi les/text/crisis_monitoring/2019_15-98_October.pdf.

5. План дей­ствий по уско­ре­нию тем­пов роста ин­ве­сти­ций в ос­нов­ной ка­пи­тал и по­вы­ше­нию до 25 про­цен­тов их доли в ва­ло­вом внут­рен­нем про­дук­те [Элек­трон­ный ре­сурс] // Офи­ци­аль­ный сайт Пра­ви­тель­ства РФ. URL: http://​government.​ru/​news/​33243; http://​government.​ru/​meetings/​33229.

6. Ин­фор­ма­ция о XI ин­ве­сти­ци­он­ном фо­ру­ме «Рос­сия зовет!» [Элек­трон­ный ре­сурс] // Офи­ци­аль­ный сайт Пре­зи­ден­та РФ. URL: http://​kremlin.​ru/​events/​president/​news/​62073.

 

Потенциал общих рынков энергетических ресурсов ЕАЭС. Ожидания и вызовы

15 ок­тяб­ря 2019 года в «Пре­зи­дент-оте­ле» в Москве про­шел Евразий­ский про­мыш­лен­ный кон­гресс «Ин­те­гра­ция» — новая меж­ду­на­род­ная дис­кус­си­он­ная пло­щад­ка для об­суж­де­ния ак­ту­аль­ных про­блем и пер­спек­тив про­мыш­лен­но­го со­труд­ни­че­ства в ЕАЭС и во­про­сов дви­же­ния про­мыш­лен­ных то­ва­ров на общем рынке ЕАЭС, а также вы­ра­бот­ки дей­ствен­ных ин­стру­мен­тов с целью эф­фек­тив­ной ин­те­гра­ции и раз­ви­тия вза­и­мо­дей­ствия пред­при­ни­ма­те­лей на про­стран­стве ЕАЭС и дру­же­ствен­ных стран. С клю­че­вым до­кла­дом вы­сту­пил за­ме­сти­тель ми­ни­стра энер­ге­ти­ки Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь Вадим Алек­сан­дро­вич За­крев­ский, рас­ска­зав участ­ни­кам Кон­грес­са о том, какие вы­зо­вы сфор­ми­ро­ва­лись се­год­ня в об­ла­сти со­зда­ния элек­тро­энер­ге­ти­че­ско­го и га­зо­во­го рын­ков

Пятилетие евразийской интеграции: статистический анализ основных экономических результатов

DOI: 10.33917/es-8.166.2019.48-57

За пять лет после под­пи­са­ния До­го­во­ра о Евразий­ском эко­но­ми­че­ском союзе на­коп­лен опыт ин­те­гра­ции, вы­яв­ле­ны ее плюсы и ми­ну­сы, по­тен­ци­ал и пре­пят­ствия на пути раз­ви­тия ЕАЭС. Точ­ность оце­нок пя­ти­лет­ней ди­на­ми­ки ин­те­гра­ции вли­я­ет на эф­фек­тив­ность ре­ше­ний о ее даль­ней­шем раз­ви­тии. Пол­ная, до­сто­вер­ная, ка­че­ствен­ная ста­ти­сти­че­ская оцен­ка эко­но­ми­че­ско­го со­сто­я­ния Союза яв­ля­ет­ся необ­хо­ди­мой базой его успеш­ной ди­на­ми­ки на новом этапе

Ис­точ­ни­ки:

1. Ста­ти­сти­ка ЕАЭС [Элек­трон­ный ре­сурс] // Евразий­ская эко­но­ми­че­ская ко­мис­сия. URL: http://​www.​eur​asia​ncom​miss​ion.​org/​ru/​act/​integr_​i_​makroec/​dep_​stat/​union_​stat/​Pages/​default.​aspx.

2. UNCTAD [Сайт]. URL: https://​unctadstat.​unctad.​org/​wds/​Rep​ortF​olde​rs/​rep​ortF​olde​rs.​aspx?​sCS_​Cho​senL​ang=en.

3. Меж­ду­на­род­ные срав­не­ния [Элек­трон­ный ре­сурс] // Фе­де­раль­ная служ­ба го­су­дар­ствен­ной ста­ти­сти­ки. URL: https://​www.​gks.​ru/​inc​ompa​riso​ns.

4. До­го­вор о Та­мо­жен­ном ко­дек­се Евразий­ско­го эко­но­ми­че­ско­го союза [Элек­трон­ный ре­сурс] // Пра­во­вой пор­тал ЕАЭС. URL: https://​docs.​eaeunion.​org/​docs/​ru-​ru/​01413569/​itia_​12042017.

5. Де­кла­ра­ции о даль­ней­шем раз­ви­тии ин­те­гра­ци­он­ных про­цес­сов в рам­ках ЕАЭС [Элек­трон­ный ре­сурс] // Пра­во­вой пор­тал ЕАЭС. URL: https://​docs.​eaeunion.​org/​docs/​ruru/​01420213/​ms_​10122018.

6. Эф­фек­тив­ность ана­ли­ти­ки как по­ка­за­тель зре­ло­сти го­су­дар­ства [Элек­трон­ный ре­сурс] // Об­ще­ствен­ная па­ла­та Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. URL: https://​www.​oprf.​ru/​press/​news/​2019/​newsitem/​51522.

7. Окно в Ев­ро­пу: как Китай за­пу­стил новый «Шел­ко­вый путь» в обход Рос­сии [Элек­трон­ный ре­сурс] // РБК. 2015. 15 де­каб­ря. URL: https://​www.​rbc.​ru/​politics/​15/​12/​2015/​567​03a6​d9a7​947f​88a8​9ae7​d.

8. «Шел­ко­вый путь»: мимо Моск­вы в Лон­дон [Элек­трон­ный ре­сурс] // Га­зе­та.ru. 2017. 30 ок­тяб­ря. URL: https://​www.​gazeta.​ru/​business/​2017/​10/​30/​10962968.​shtml.

 

Актуальные вопросы экономической политики в Европейском союзе

DOI: 10.33917/es-8.166.2019.58-65

Се­год­ня Ев­ро­пей­ский союз стал­ки­ва­ет­ся с мно­го­чис­лен­ны­ми про­бле­ма­ми в эко­но­ми­че­ской и фи­нан­со­вой сфере. Ев­ро­пей­цы все менее до­ве­ря­ют ин­сти­ту­там ЕС и менее тер­пи­мо от­но­сят­ся к над­на­ци­о­наль­но­му вме­ша­тель­ству во внут­рен­нюю по­ли­ти­ку. В ре­зуль­та­те про­цесс ев­ро­пей­ской ин­те­гра­ции по­сте­пен­но мо­ди­фи­ци­ру­ет­ся. Пред­по­ла­га­лось, что про­цесс эко­но­ми­че­ской ин­те­гра­ции, делая ев­ро­пей­цев более вза­и­мо­за­ви­си­мы­ми, дол­жен был при­ве­сти также и к куль­тур­ной ас­си­ми­ля­ции и более глу­бо­кой по­ли­ти­че­ской ин­те­гра­ции. Не был ли этот про­ект слиш­ком ам­би­ци­оз­ным, учи­ты­вая то, что ев­ро­пей­цы до­ста­точ­но раз­но­род­ны по своим эко­но­ми­че­ским ин­те­ре­сам, убеж­де­ни­ям и со­ци­о­куль­тур­ным цен­но­стям для фор­ми­ро­ва­ния успеш­но­го по­ли­ти­че­ско­го союза? Или ны­неш­ние труд­но­сти яв­ля­ют­ся след­стви­ем неэф­фек­тив­но­сти над­на­ци­о­наль­ных ин­сти­ту­тов? И как про­цесс ев­ро­пей­ской эко­но­ми­че­ской ин­те­гра­ции по­вли­ял на куль­тур­ную ас­си­ми­ля­цию? Эти во­про­сы ста­но­вят­ся все более ак­ту­аль­ны­ми по мере раз­ви­тия ев­ро­ин­те­гра­ции

Ис­точ­ни­ки:

1. Бу­то­ри­на О.В., Ци­бу­ли­на А.Н. Ин­фля­ция в ев­ро­зоне: про­бле­мы новой нор­маль­но­сти // Со­вре­мен­ная Ев­ро­па. 2018. № 4. С. 90–100.

2. Су­ха­рев О.С., Ку­рья­нов А.М. Мо­не­тар­ное пра­ви­ло ин­но­ва­ци­он­ной эко­но­ми­ки // Бан­ков­ское дело. 2008. № 5. С. 53–57.

3. Ча­плы­гин В.Г., Ку­рья­нов А.М. О ва­лют­но-фи­нан­со­вой ин­те­гра­ции // Фи­нан­сы. 2006. № 12. С. 65–67.

4. Ку­рья­нов А.М., Ча­плы­гин В.Г. Тео­рия и ме­то­ды ре­гу­ли­ро­ва­ния де­неж­но-ва­лют­ной сферы тран­зи­тив­ной эко­но­ми­ки. М.: Выс­шая школа, 2006. 95 с.

5. Ча­плы­гин В.Г., Ку­рья­нов А.М. Тео­ре­ти­че­ские ас­пек­ты фор­ми­ро­ва­ния де­неж­но-ва­лют­ной по­ли­ти­ки // День­ги и кре­дит. 2004. № 8. С. 42–45.

6. Buchanan J.M., Musgrave R.A. Public Finance and Public Choice: Two Contrasting Visions of the State. Cambridge, MA: MIT Press, 1999.

7. Fiscal Federalism in the European Union. London: Taylor & Francis e-Library, 2005.

 

Внешняя торговля и инвестиции как факторы политического развития (на примере Западных Балкан)

DOI: 10.33917/es-8.166.2019.66-75

В ста­тье пред­став­лен ана­лиз ди­на­ми­ки и струк­ту­ры внеш­не­эко­но­ми­че­ских свя­зей стран За­пад­ных Бал­кан, рас­смот­ре­на спе­ци­фи­ка за­ру­беж­ных ин­фра­струк­тур­ных ин­ве­сти­ци­он­ных про­ек­тов, дана оцен­ка сте­пе­ни зна­чи­мо­сти внеш­не­эко­но­ми­че­ских от­но­ше­ний для со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ских ин­сти­ту­тов. На­уч­ная но­виз­на ис­сле­до­ва­ния опре­де­ле­на при­ме­не­ни­ем ме­то­дов наи­мень­ших квад­ра­тов и гра­ви­та­ци­он­но­го мо­де­ли­ро­ва­ния. Для вы­яв­ле­ния фак­то­ров, опре­де­ля­ю­щих век­тор эко­но­ми­че­ско­го со­труд­ни­че­ства, были про­ана­ли­зи­ро­ва­ны мак­ро­эко­но­ми­че­ские дан­ные, а также ди­на­ми­ка тор­го­вых по­то­ков: за ос­но­ву была взята гра­ви­та­ци­он­ная мо­дель внеш­ней тор­гов­ли. Ав­то­ры ис­хо­дят из того, что мно­гие про­бле­мы со­вре­мен­но­го со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го и по­ли­ти­че­ско­го раз­ви­тия ре­ги­о­на обу­слов­ле­ны его про­шлым, а имен­но вос­про­из­вод­ством как от­дель­ных эле­мен­тов, так и си­стем­ных ха­рак­те­ри­стик ис­то­ри­че­ских мо­де­лей. В част­но­сти, про­ве­ден­ный ана­лиз под­твер­дил ис­то­ри­че­скую фа­бу­лу за­ви­си­мо­сти по­ли­ти­че­ско­го и эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия За­пад­ных Бал­кан от внеш­них иг­ро­ков. Ис­то­ри­че­ский де­тер­ми­низм внеш­не­по­ли­ти­че­ско­го курса (опре­де­лен­ный через ин­сти­ту­ци­о­наль­ный ана­лиз) со­су­ще­ству­ет с эко­но­ми­че­ски­ми фак­то­ра­ми, обу­слов­лен­ны­ми сти­му­ла­ми нео­клас­си­че­ской эко­но­ми­че­ской тео­рии

Ис­точ­ни­ки:

1. Пав­лов­ский Г. Си­сте­ма РФ. Ис­точ­ни­ки рос­сий­ско­го стра­те­ги­че­ско­го по­ве­де­ния. М.: Ев­ро­па, 2015. С. 130.

2. Виш­ня­ков Я.В., По­но­ма­ре­ва Е.Г. Сер­бия на Бал­ка­нах: изоб­ре­те­ние «по­ро­хо­во­го по­гре­ба Ев­ро­пы» // Со­вре­мен­ная Ев­ро­па. 2018. № 7. С. 115.

3. The World Factbook. Central Intelligence Agency [Сайт]. URL: https://​www.​cia.​gov/​library/​pub​lica​tion​s/​the-​world-​factbook/

4. Demirtaş B. Turkey and the Balkans: Overcoming Prejudices, Building Bridges and Constructing a Common Future // Perceptions. 2013. Vol. XVIII. Т 2. Р. 173.

5. Bulent A. Turkey and the Balkans: New Policy in a Changing Regional Environment [Элек­трон­ный ре­сурс] // SCRIBD. URL: https://​ru.​scribd.​com/​document/​111688725/​Turkey-​and-​the-

Balkans-New-Policy-in-a-Changing-Regional-Environment.

6. Priest B. Turkish and Saudi Involvement in Bosnia-Herzegovina and Kosova. 1990’s to present [Элек­трон­ный ре­сурс] // ACADEMIA. URL: https://​www.​academia.​edu/​12253308/​Turkish_​and_​Saudi _Involvement_in_Bosnia-Herzegovina_and_Kosova_-_1990_s_to_the_present/

7. Blagovčanin P. ARAPI U BiH: Poželjni turisti ili nepoželjna prijetnja? [Элек­трон­ный ре­сурс] // URL: https://​www.​tacno.​net/​novosti/​arapi-​u-​bih-​pozeljni-​turisti-​ili-​nepozeljna-​prijetnja/

8. Zeneli V. What Has China Accomplished in Central and Eastern Europe? [Элек­трон­ный ре­сурс] // The Diplomat. 2017. November, 25. URL: https:// thediplomat.com/2017/11/whathas-china-accomplished-incentral-and-eastern-europe/

9. Ки­тай­ский фак­тор в раз­ви­тии стран рос­сий­ско­го пояса со­сед­ства: уроки для Рос­сии: Науч. до­клад. М.: Ин­сти­тут эко­но­ми­ки РАН, 2018. С. 42.

10. China goes to Serbia: infrastructure and politics [Элек­трон­ный ре­сурс] // Osservatorio balcaniecaucaso transeuropa. URL: https://​www.​bal​cani​cauc​aso.​org/​eng/​Areas/​Serbia/​Chinagoes-​to-​Serbia-​inf​rast​ruct​ure-​and-​politics-​185401.

11. World Bank Open Data [Сайт]. URL: https://data.​worldbank.​org.

12. Chaney Т. The Gravity Equation in International Trade: an Explanation [Элек­трон­ный ре­сурс] // Toulouse School of Economics. URL: https://​www.​tse-​fr.​eu/​sites/​default/​files/​medias/​doc/​by/​chaney/​distance.​pdf.

13. ESCAP Trade Analytics Portal [Сайт]. URL: https://​trade.​unescap.​org/​analytics/​index.​html.

14. Hofstede G. Culture’s Consequences: International Differences in Work-Related Values (2nd ed.). Beverly Hills CA: SAGE, 1984. 327 р.

 

Загрузка...