За высокую норму
Слово главного редактора.
Слово главного редактора.
12 августа 2018 г. в казахстанском городе Актау президенты Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркменистана подписали Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря. Этот основополагающий документ создает новый, отвечающий современным требованиям и нацеленный на дальнейшую интенсификацию всестороннего взаимодействия прибрежных стран правовой режим Каспийского моря. Прикаспийские государства шли к подписанию Конвенции более 20 лет…
Настоящая статья, подготовленная на основе опубликованного авторами в Китае аналитического доклада, содержит результаты совместной научной и дипломатической работы двух исследовательских групп — с китайской и российской стороны — под руководством Института финансовых исследований «Чунъян» Китайского народного университета и Советника Президента Российской Федерации. Уникальность данной публикации состоит в том, что читателю предоставляется возможность наблюдать за совместной работой по анализу выгод и узких мест финансово-экономического сотрудничества наших стран ученых разных специальностей, руководителей ведущих институтов и чиновников в режиме реального времени и в процессе согласования позиций сторон, представить всю сложность дипломатической работы и оценить важность достигнутых соглашений и результатов.
В статье анализируется круг теоретико-концептуальных и практических вопросов, связанных с содержанием понятия «многополярность» и его идеологической трактовкой; исследуется вопрос необходимости распространения идеологии многополярности на всех уровнях образовательного процесса, в первую очередь в России и странах — стратегических партнерах России; обосновывается, что распространение идеологии многополярности отвечает национальным интересам России и ее партнеров, обеспечивая поступательность развития и безопасность.
На начало осени 2018 г. российской властью и бизнесом зафиксирован статус-кво — ни о каком изменении модели (включая контракт власти и крупного бизнеса, заключенный 15–20 лет назад как результат «равноудаления олигархов») речи не идет. В бизнес-логике власть (арбитр) не вправе требовать лишнего (соблюдения кодекса строителя если не коммунизма, то социально приемлемого капитализма) или подыгрывать своим (отдавать подряды госкомпаний, перераспределять активы и пр.). Хотя это «кое-где у нас порой» по факту и происходит (в госкомпаниях и бюджетном секторе), но считается исключением из правила «стерильного капитализма»: бизнес сам по себе («плати налоги и спи спокойно»). На основе анализа исторических вариантов сочетания контрактов с народом и элитой: екатерининского и петровского, авторы приводят возможные варианты современного сочетания контрактов власти с бизнесом и с населением: нынешний неолиберальный курс, курс на социальную рыночную экономику и вынужденный жесткий (мобилизационный) курс.
В статье анализируется модель формирования инновационной экономики в системе коллаборации, основанной на устойчивых связях сетевых партнеров, осуществляющих коллективные действия на базе единой стратегии, общей идентичности и совместных обязательств в аспекте формирования инновационного предпринимательства с целью выбора приоритетных направлений развития науки, техники и критических технологий, которые должны быть нацелены на модернизацию экономики с целью повышения ее конкурентоспособности. Доказано, что коллаборация многократно усиливает производительность имеющихся факторов производства и служит главным механизмом балансирования экономик в условиях глобальной конкуренции. Обосновано формирование инновационного территориального кластера как совокупности агентов, которые устанавливают однородные, многосторонние и регулярно повторяющиеся связи для совместного использования информации и знаний, обмена услугами и получения экономической выгоды с позиции взаимодействия между представителями науки/образования, бизнеса и государства в целях роста инновационного предпринимательства. При успешном развертывании совместных инициатив инновационные территориальные кластеры развивают коллаборацию до того уровня, когда возникает уникальный сетевой эффект инновационной синергии (поточные инновации), что обеспечивает непрерывный рост инновационного предпринимательства.
22 ноября Российская ассоциация инновационного развития в седьмой раз проведет Международный инновационно-промышленный форум «Технологический прорыв». Центральной темой форума в 2018 году станет «Пространственное развитие России». Эксперты из сферы госуправления, промышленности, науки, представители предпринимательского сообщества и общественных организаций обсудят, как повысить качество жизни и пробудить потенциал регионов для достижения устойчивого развития. О концепции предстоящего мероприятия и Стратегии пространственного развития журналу «ЭС» — информационному партнеру Форума — рассказали Марина Шичкина, генеральный директор Российской ассоциации инновационного развития, и Ирина Гришина, заместитель Председателя СОПС ВАВТ Минэкономразвития России, ведущий научный сотрудник РАНХиГС.
Рассматривается изменение конъюнктурного индекса «Экономических стратегий» (КИЭС) за первое полугодие 2018 г. Оценивается вклад показателей спроса и предложения в КИЭС. Проводится анализ промышленного производства.
На сегодняшний день одним из самых передовых вариантов добычи электроэнергии является использование ядерных реакторов, в связи с чем в Республике Беларусь строится атомная электростанция близ г. Островца. Белорусская АЭС возводится с использованием самых передовых технологий: толерантное ядерное топ ливо, позволяющее предотвратить аварии, подобные фукусимской, «цифровой двойник» — информационная модель, на этапе эксплуатации подключенная в режиме реального времени к своему физическому объекту. Но при всем при этом у «стройки века» есть не только сторонники, но и противники как в стране, так и за ее пределами. Что лежит в основе такого отношения к развитию атомной энергетики в Беларуси, не повысит ли цифровизация станции ее уязвимость, а также о том, как обеспечивается ядерная безопасность в Беларуси в интервью журналу «ЭС» рассказала Ольга Михайловна Луговская, начальник Департамента по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.
В статье рассматривается возможность формирования (на основе криптовалютных принципов) единой электронной валюты ЕАЭС. На основе криптовалютного подхода — эмиссии электронной валюты — создается возможность решения проблем наращивания инвестиций, в том числе для преодоления ограниченных возможностей национальных финансовых институтов в отношении их конкуренции с финансовыми и банковскими группами — нерезидентами государств — членов ЕАЭС. Криптовалютная управленческая модель позволяет решить задачу реконфигурации объемов, структуры и условий эмиссии и оборота цифровых финансовых активов в рамках ЕАЭС как своего рода связанного пакета различных видов инвестиционных ресурсов с опорой на интегрированный контур регулирования криптовалют, майнинга и ICO (Initial Coin Offering, первичное размещение токенов) во взаимосвязи с экономической активностью и валютными курсами государств — членов ЕАЭС. Союзная финансовая система ЕАЭС по объему используемых финансовых ресурсов сможет противостоять рискам валютно-финансовых коллапсов вследствие манипулятивных игр и валютных атак международных спекулятивных групп.