Журнал «Экономические стратегии»

Номер 4. Памятник до неба
2017 Номер 4. Памятник до неба

Купить




Новая экономическая реальность: онтос и гнозис (философические реминисценции)

Номер 4. Памятник до неба
Новая экономическая реальность: онтос и гнозис (философические реминисценции)

Приводится оригинальная трактовка экономики вообще и новой, характерной для современности, экономической реальности, чреватой большими переменами вплоть до трансгрессии экономики в постэкономику, или техномику. Экономика рассматривается как стоимостный (оденеженный) феномен деятельного сознания, в сфере которого она и реализуется, принимая особую цифровую (денежную) выраженность. В основе экономической организации лежит творящий хаос, из которого постоянно рождается благодаря действию синергетического аттрактора — сознания — некий экономический порядок — хаосмос, преодолевающий изначальный хаос и не доходящий до устойчивого — космического образа — порядка. Экономика хронически переменчива как в сторону роста и развития, так и в сторону упадка и стагнации. Негэнтропия здесь сочетается с энтропией, в чем как раз и выражается апокалиптика экономики. Кризис — нормальная для экономики аномалия. Всеобщая экономическая самоорганизация, или самоуправление, непременно дополняется волевой селективной организацией, или управлением (разнообразным дирижизмом). В целом организация экономики не только многообразна, но и заметно масштабнее собственно экономики — она обязательно дополняется внешней относительно собственно экономики организацией, по сути и по преимуществу как раз неэкономической (институциональной, правовой, государственной, политической). Управленческая экология экономики предполагает учет дирижизмом важности экономического самоуправления: управлять экономикой можно, но на базе и в ходе ее самоуправления, непременно сочетающегося с экономической свободой. Тотальное внедрение технических счетно-аналитико-решающих устройств в экономические процессы создает возможность не только роста управленческой эффективности в экономике, но и замены собственно экономической организации (хомосоциально-стоимостной) неэкономической организацией — технотронной, а самой экономики — техномикой. Отсюда и вероятность трансгрессивной революции в экономике, а затем и в обществе. В настоящее же время экономика, переживающая всеобщий качественно-организационный кризис, готовится трансформироваться из моноцентроглобальной в полицентроинтеграционную с завершением доминирования в мировой экономике доллара, Уолл-стрит, США, Запада.

Общество 5.0: взгляд Mitsubishi Electric

Номер 4. Памятник до неба
Общество 5.0: взгляд Mitsubishi Electric

Возрастающая роль искусственного интеллекта, сращение робототехники с промышленностью и бизнесом, внедрение «Интернета вещей» в автоматизированное производство привели к четвертой промышленной революции. Страны прогрессивного лагеря стали свидетелями качественных изменений жизни. Но Индустрия 4.0 — лишь часть более глобального процесса. Сегодня японское правительство говорит о рождении суперинтеллектуального социума — Общества 5.0. О том, как воспринимается новый уровень цифровых возможностей в Японии и в мире, в интервью Александру Агееву рассказывает Уэмура Норицугу, руководитель департамента внешних и правительственных связей корпорации Mitsubishi Electric.

Новая архитектура цифровой экономики

Номер 4. Памятник до неба
Новая архитектура цифровой экономики

Цифровая экономика стала ключевым трендом строительства современного информационного общества, включая электронные правительства, управление знаниями, финтех, индустриализацию 4.0, кластеры, экосистемы и т.п. Она предлагает новые фундаментальные преобразования во всех дисциплинах и отраслях. Сегодня неуправляемо и лавинообразно растет хаотическое создание отдельных фрагментарных программных продуктов «Интернета вещей», которые в зависимости от вкусов исполнителя или требований заказчика написаны различными методами, на различных средствах разработки, с различными СУБД, ГИС, CAD/CAM и другим общим программным обеспечением (ОПО). Традиционная кибернетика отжила свое и умирает. На концептуальном уровне IT-лидеры выдохлись. В статье предлагается новая парадигма и сетевая GGG-архитектура реализации инструментальной инфраструктуры коллективной сбалансированной цифровой экономики.

«Архитектура предприятия» — понятийный аппарат: практика использования и перспективы развития в современных условиях

Номер 4. Памятник до неба
«Архитектура предприятия» — понятийный аппарат: практика использования и перспективы развития в современных условиях

Экономика информационного типа вынуждает менеджмент предприятий существенно переосмыслить бизнес-модели управленческих решений, усилив в них акцент на процессы взаимного влияния бизнеса и информационных технологий. Такое взаимодействие, получившее в зарубежной практике название «архитектура предприятия» (АП), открывает новые возможности для эффективной стратегии компании. В статье анализируется понятийный аппарат АП и рассматривается инструментарий и технология его использования. Практические наработки по АП реализуются на приборостроительном предприятии АО «Ижевский мотозавод „Аксион-холдинг“».

Механизмы самоорганизации социальных процессов

Номер 4. Памятник до неба
Механизмы самоорганизации социальных процессов

Одной из целей данной работы является попытка раскрытия механизмов самоорганизации сложных социальных процессов. Объяснены главные причины возникновения когерентности (согласованности) процессов и событий в социальном пространстве общества. На примерах показана общность закономерностей возникновения порядка в результате самоорганизации хаоса в физической и социальной реальности. С другой стороны, также описаны существенные отличия сложных динамических процессов и событий в физической и социальной реальности. Все основные понятия формализованы, механизмы самоорганизации представлены на уровне технологических процессов. Предлагаемый системный подход предполагает возможность использования полученных результатов в социоинжиниринге и иных комплексных мероприятиях с целью обеспечения социальной, правовой и информационной безопасности общества. Полученные результаты также могут войти в один из разделов научно-практической и теоретической основы социологии.

Выбор сингулярности

Номер 4. Памятник до неба
Выбор сингулярности

Статья продолжает цикл работ, посвященных переходу социальной системы в новое качественное состояние — от зоопопуляции к психосоциальной формации, где фактором, определяющим ее дальнейшее развитие и функционирование, будут являться нравственно-этические свойства людей. Авторы постулируют, что «сингулярность» как «вертикаль» на известном графике распределения фазовых переходов А.Д. Панова обусловлена не только биологическим и техническим развитием цивилизации — «технической сингулярностью», как это представляется идеологами трансгуманизма, а именно «нравственной сингулярностью». Нравственно-этические свойства, «наработанные» человечеством в ходе исторического процесса, имеют еще более высокий уровень сложности, чем технические, поэтому являются ведущим фактором дальнейшего системогенетического развития нашего пространственно-временного континуума. Стремление идеологов трансгуманизма представить сингулярность как результат исключительно технического прогресса — это попытка скрыть за различными информационными кампаниями деструктивный «концепт», который так или иначе проявляет себя в континууме неспецифических результатов деятельности — в разрушении социальных структур и стагнации социальных процессов, в блокировании начавшегося фазового перехода (нравственной сингулярности).

Почему стал возможен религиозный ренессанс: три ошибки в основании западного проекта

Номер 4. Памятник до неба
Почему стал возможен религиозный ренессанс: три ошибки в основании западного проекта

В статье предпринята попытка поиска причин кризисного состояния западного цивилизационного проекта. В частности, обосновывается значимость 1) некритической абсолютизации религиозных по своей природе императивов в светском обществе, 2) переоценки уникальности европейской культуры в качестве цивилизационного эталона и 3) недооценки последствий секуляризации трансцендентного в западном смысловом универсуме. На основе проведенного анализа делается вывод об уровне существующих рисков.

Этика в конфликтах интересов

Номер 4. Памятник до неба
Этика в конфликтах интересов

Конфликты интересов отдельных людей, общественных институтов или государств влияют на диалоги, компромиссы, разрешение конфликтов и установление мира. Каков этический путь улаживания конфликтов интересов? Приведенный текст — результат работы четырех экспертов по этике из четырех стран, а также конференций, посвященных улучшенным обучающим упражнениям; он является обобщением мнений специалистов из разных стран и совместных обсуждений вопроса пятью экспертами. Цель настоящей статьи — способствовать с позиций этики дальнейшему развитию движения SUN (Движение за улучшение качества питания) и инструментария GSO-SUN (Глобальной социальной обсерватории).

Тренд и бренд В.В. Кандинского в экономике

Номер 4. Памятник до неба
Тренд и бренд В.В. Кандинского в экономике

Сегодня информационное экономическое пространство можно смело поделить на традиционное, старое и новое, связавшее экономику с компьютерной индустрией. Употребление в обиходе продукции, связанной с тенденциями абстракционизма, обусловлено желанием показать значимость имени и творчества великого русского художника Кандинского. Завоевание Кандинским Интернета приходится на время компьютерной индустрии. Когда творческие идеи художника достигли Интернета, использование его произведений стало достоянием производителей и потребителей товаров. При жизни сам Кандинский вряд ли мог предполагать созвучие абстрактного искусства с компьютерными технологиями. Жизнь показала, что через тренд и бренд совершается восприятие творчества Кандинского производителями и потребителями. Начинается активная экономическая жизнь, идеи творчества и изображения картин Кандинского работают в рыночной экономике, зарабатывают деньги. В Интернете достаточно набрать «Кандинский», и можно увидеть, что не только имя, но и его абстрактное искусство вдохновило промышленников, торговлю, маркетинг, дизайнеров, рекламу. Это использование картин Кандинского при организации выставок, в украшении товаров, в упаковке, дизайне, рекламе. Он интересен научным кругам, промышленным кругам, рекламным кругам — везде, куда распространяется современное экономическое информационное пространство.