Журнал «Экономические стратегии»

Номер 2. Союз Большой
2017 Номер 2. Союз Большой

Специальный выпуск: Союз России и Беларуси

Купить




Взгляд сквозь время: из истории взаимодействия государства и предпринимательства. Марксизм дооктябрьского периода

Номер 2. Союз Большой
Взгляд сквозь время: из истории взаимодействия государства и предпринимательства. Марксизм дооктябрьского периода

В двух следующих лекциях цикла, посвященного роли государства в экономике (см. предыдущие лекции: «ЭС», 2016, № 2–4), анализируются мысли основоположников марксизма соответственно дооктябрьского и послеоктябрьского периодов относительно направлений, способов и целей хозяйственной политики государства на пути к так называемому коммунистическому обществу. Мы выделяем этот вектор экономической мысли в отдельный раздел в силу значительного влияния, которое марксизм и ленинизм оказали на хозяйственную и политическую практику. Интерес к идеям марксизма возрождается в определенных кругах и странах в условиях замедления темпов роста мировой экономики, обострения социально-экономических проблем. Анализ марксистских взглядов на отношение государства к предпринимательской деятельности необходим, чтобы выявить корни трагических событий, происшедших в ХХ в., которым в 2017 г. исполняется 100 лет.

Парадокс ювенальной юстиции

Номер 2. Союз Большой
Парадокс ювенальной юстиции

В предлагаемой статье авторы констатируют несоответствие системы ювенальной юстиции в современной России потребностям населения. Для объяснения этого феномена авторы совершают краткий исторический экскурс и прослеживают трансформацию традиционной семьи в нуклеарную одновременно с изменениями в структуре потребностей индивида, обусловленными технологическим прогрессом. Проанализирована роль государства в указанном процессе, которая, по мнению авторов, способствует размыванию и разрушению ценностей традиционной семьи, стимулирует снижение уровня рождаемости у коренного населения и одновременно его повышению в среде мигрантов, где в силу исторических обусловленностей продолжают доминировать ценности традиционной семьи. По мнению авторов, процесс размывания и трансформации ценностей традиционной семьи и отмирание ее как таковой столь же неизбежно, как неизбежен научно-технический прогресс. Решение проблемы видится в гуманизации системы ювенальной юстиции и приведении ее практики в соответствие с ментальностью населения.

Дивидендная политика госкорпораций: агентский конфликт

Номер 2. Союз Большой
Дивидендная политика госкорпораций: агентский конфликт

В статье рассматривается, каким образом дивидендная политика провоцирует или сглаживает потенциальные или открытые конфликты интересов частных инвесторов, государства и менеджмента госкорпораций. Лозунг сегодняшнего дня — «даешь в дивиденды 50% прибыли» — был бы не таким страшным для частного инвестора, если бы не было проблем счета этой самой прибыли. Прибыль должна считаться по МСФО или по РСБУ? Какие корректировки должны применяться к бухгалтерской прибыли? Прибыль в группе компаний считать по консолидированной отчетности или по отчетности головной компании? Как учитывать инвестпрограмму: опять лоббирование или алгоритм, обязательный для всех? Кроме этого в статье рассматриваются другие вопросы корпоративного управления: как привлечь частных инвесторов к участию в капитале госкорпораций и как обеспечить их интересы; каким должно быть участие частных инвесторов в корпоративном управлении; какими должны быть КПЭ дивидендной политики и дивидендная политика как фактор мотивации топ-менеджмента.

Новый Госплан

Номер 2. Союз Большой
Новый Госплан

В статье рассматриваются ошибки «обобщенного правительства» на интервале 2008–2016 гг. Утверждается, что они носят системный характер в силу грубых ошибок в конструкции хозяйственного механизма и некомпетентности правительства. Делается вывод, что локальными мерами изменить негативные тенденции невозможно. Необходима смена системы управления экономикой и создание нового Госплана. При этом рыночные отношения и отношения собственности не должны быть нарушены. Конструкции, регулирующие и планирующие развитие народного хозяйства, в экономически развитых странах существуют уже давно, и нам необходимо только воспользоваться их опытом. Реформой должна заниматься специально отобранная группа ученых, а не правительство.