Пять сценариев на век
Слово главного редактора.
Слово главного редактора.
Обвальное падение цен на мировых рынках нефти во второй половине 2014 г. нанесло экономике России значительный ущерб. Стало ясно, что необходимо что-то делать. В статье сформулированы основные направления и организационная модель формирования системы рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС. Фактически с учетом важности поступлений в бюджет и корпоративных доходов от продаж нефти и нефтепродуктов (включая взаимосвязь с курсами национальных валют) речь идет об обеспечении через совместное регулирование союзных нефтяных рынков государствами — членами ЕАЭС национальной безопасности дружественных стран. Система рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС (а в перспективе общий рынок нефти и нефтепродуктов ЕАЭС) — это не только механизм управления оборотом какой-то товарной массы, но одновременно инструмент поддержания курса национальной валюты, объемов золотовалютных резервов, реализации социальных программ, а значит, залог социально-политической устойчивости.
В статье анализируется возможность повышения доли хозяйствующих субъектов стран ЕАЭС в процессе формирования глобальных цепочек стоимости (ГЦС); указывается, что в том виде, в каком ГЦС рекомендуются экспертами ОЭСР и ВТО, они отвечают задачам исключительно монополярной конфигурации мирового хозяйства, где лидером выступают США. Рассматривается возможность привнесения ГЦС на территорию стран ЕАЭС, исходя из возможности полного ресурсного обеспечения и задачи реализации национальных интересов оптимизации структуры экономики в условиях падения цен на нефть как национального интереса. Внимание акцентируется на том, что участие национальных хозяйств в ГЦС должно сопровождаться повышением их управляемости, решением задач развития даже в жестких условиях мировой конъюнктуры. Допустимая зависимость от внешних факторов за счет участия в ГЦС должна быть просчитана, должна нивелироваться возможностями государственного регулирования (иногда и непосредственно управления) и компенсироваться (в чрезвычайной ситуации) внутренним ресурсным потенциалом в случае отказа зарубежных контрагентов от выполнения своих обязательств. При этом не исключается целесообразность регулирования инвестиционно-предпринимательского климата в целях повышения его привлекательности как для национальных, так и для иностранных контрагентов. Оптимизация процесса использования прямых иностранных инвестиций и международного экономического сотрудничества должна иметь целью развитие реального сектора стран ЕАЭС.
В статье анализируются российско-сербские торговые отношения и экономические связи на современном этапе с целью оценить перспективы сотрудничества как в двустороннем, так и в многостороннем партнерстве — в формате Евразийского экономического союза. Проведен сравнительный анализ промежуточных и итоговых показателей участия Сербии в международных и региональных экономических организациях, на основе которого определены приоритетные для страны направления.
Международная организация стратегических исследований (USAK) в Анкаре — ведущий независимый аналитический центр в регионе, специализирующийся в таких областях, как международные отношения, международная энергетическая безопасность, Ближний Восток, евразийский рынок, Азиатско-Тихоокеанский регион, США, Европейский союз, Балканский полуостров, терроризм и международное право. Керим Хас, эксперт по евразийской политике USAK, в интервью специальному обозревателю журнала «Экономические стратегии» Сергею Кочубею поделился своим видением перспектив евразийских интеграционных процессов, отметив, в частности, что «если основные проекты стратегического развития ЕАЭС будут осуществлены, то данное объединение станет беспрецедентно выгодным для его участников».
Нельзя допустить, чтобы ЕАЭС превратился в гипергосударственную структуру типа Евросоюза. Такой вывод французский эксперт-международник, генеральный директор консалтинговой компании «ЛинкИт Восток», автор книги «Новая великая Россия», основатель аналитического интернет-портала Stratpol.com Ксавье Моро делает в интервью со специальным обозревателем журнала «Экономические стратегии» Ильей Бестужевым. В ходе беседы обсуждались вопросы финансовой интеграции в рамках ЕАЭС, сохранения национальной идентичности и многие другие.
Современное кредитование есть социальная технология безотказного втягивания индивида в систему навязанного потребления. В основе технологии — манипуляция на основе разделения покупки и платежа, что притупляет чувство ответственности и ощущение риска. Кредитование интенсифицирует потребление, способствует максимизации прибылей компаний, но также имитирует желательную социальную структуру общества. Расплата за такие экономические и социальные приписки рано или поздно наступает в виде кризиса потребительского кредитования и массовых социальных дефолтов, что и произошло в России в 2015 г. Связывать эти процессы только с санкциями и той геополитической ситуацией, в которой оказалась сегодня Россия, — иллюзия. Настойчивые сигналы о том, что население набрало слишком много кредитов и это в ближайшей перспективе обернется большими проблемами не только для банков, но и для государства, появились в 2013 г. В 2013 г. о санкциях, Украине и Крыме, грядущих попытках геополитической изоляции России даже речи не шло. Зато эксперты упорно говорили, что, если кредитовать в том же темпе, в 2015 г. могут произойти массовые дефолты по розничным необеспеченным кредитам.
В статье в историческом разрезе рассмотрена динамика ожидаемой продолжительности жизни в России. Анализируется ее разница у мужчин и женщин. Основное внимание уделяется исследованию причин крайне низкой продолжительности жизни в России по сравнению с другими странами. Обосновываются пути приоритетного повышения не только общей, но и здоровой продолжительности жизни, которая во многом определяет пенсионный возраст.
В статье рассматриваются изменения института семьи и рождаемости в России в условиях глобальных тенденций. С усилением установок на однодетность обесценивается семья с несколькими детьми, что приводит к потере привлекательности семейно-детного образа жизни в сравнении с одиночно-холостяцким существованием.
На ближайшей сессии Генеральной ассамблеи ООН Япония собирается внести новый проект резолюции о полной ликвидации ядерного оружия. Об этом заявил премьер-министр Японии Синдзо Абэ на церемонии памяти по случаю 70-летия атомной бомбардировки Нагасаки. При этом страна возвращается к использованию АЭС. Фундаментальные принципы безопасности атомных электростанций формировались десятилетиями, в том числе на основе опыта предыдущих аварий. Авария на АЭС «Фукусима-1» оказала влияние на глобальные энергетические рынки. О ядерной безопасности и других актуальных вопросах развития атомной энергетики и рисках в интервью Александру Агееву рассказал вице-президент подразделения оборудования для атомной энергетики Корпорации Mitsubishi Electric Сюндзи Курита.