“Золотой век” экономики
Вступительное слово главного редактора.
Вступительное слово главного редактора.
Главный редактор “ЭС” Александр Агеев беседует с Фроловым Константином Васильевичем – директором Института машиноведения им. А.А. Благонравова РАН, действительным членом РАН, Российской академии сельскохозяйственных наук, почетным президентом Российской и Международной инженерных академий, иностранным членом академий наук Грузии, Беларуси, США, Великобритании, Швеции, Норвегии и других стран. Его имя связано с разработкой целого направления в области эргономики и биомеханики, с решением актуальных проблем науки о машинах. В беседе А.И. Агеев и К.В. Фролов обсуждают проблемы, связанные с будущим России, возможные угрозы развитию страны в ближайшие десятилетия. Академик Фролов убежден, что ближайшие 2-3 года станут решающими для России. Необходим переход в новое качественное состояние – к системе, которая обеспечивает формирование политики, обращенной к человеку, обществу и государству. Необходимо понимание, что каждый человек и общество в целом создают себе тот мир, который должен быть материально, морально, культурно обеспечен. Сделать человека и общество главной ценностью – для нашей страны это задача ближайших десятилетий. Это и есть Россия – ее самобытность и собственный путь.
XX век всколыхнул глубинную, историческую память человечества, напомнив о великих временах зарождения универсального мира, крушения культур и переселения народов. Теперь век завершается, демонстрируя возможности мгновенного перемещения событий, информационного мониторинга, транспарентности мира, прямой проекции властных решений практически в любой регион, обеспечивая единство жителей Земли уже не только в пространстве, но и в реальном времени. Неслучаен нынешний интерес к внутреннему содержанию перемен, поиск их основания, корня. На наших глазах происходит столкновение эпох, мы воочию лицезрим переломный момент человеческой истории, о смысле которого в настоящее время можем лишь догадываться, но чье истинное значение будет вполне осознано лишь впоследствии. Современная цивилизация оказалась под угрозой. Вот главный итог десятилетия, завершившего миллениум. Вероятно, именно поэтому столь широк диапазон внимания к крупным смыслам социального бытия: нам сейчас равно интересны и дальняя перспектива, и объемная ретроспектива истории, приоткрывающие ее сокровенный смысл. Неслучаен и почтительный семантический сдвиг, происшедший в наименовании актуального рубежа эпох: от fin de siecle к fin de millennium.
Цивилизованное государство на каждом этапе исторического развития соизмеряет собственную доктрину и стратегию с реалиями изменяющегося мира. Если Россия желает остаться в иерархии основных экономических и политических игроков на мировой арене в качестве полноправного участника, а также занять в ней ведущие позиции, необходимо переосмыслить модели национального развития. Процесс эффективного реформирования в России должен проходить в двух плоскостях. В первой – осуществляется мобилизация реального сектора экономики для обеспечения устойчивого и высокоэффективного функционирования промышленного сектора. Вторая плоскость осуществления реформ – глубокие институциональные преобразования с учетом тенденций в геоэкономическом развитии мира, изменение характера национальной – торгово-посреднической – модели экономического и политического взаимодействия с окружающим миром. Но главным для России представляется формирование мощных транснационализированных структур, прежде всего в базовых отраслях, которые уже сегодня располагают выходом на мировые рынки со стратегическими валютоформирующими ресурсами – металлом, газом, нефтью, лесом, продукцией ВПК. Этот процесс способен стимулировать интеграционные тенденции в рамках СНГ, стран Восточной Европы, Юго-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона, что является центральным приоритетом российской национальной экономической стратегии.
Данная статья представляет собой выдержку из третьего выпуска отчета “Экономический прогноз для Европы”, подготовленного фирмой “PricewaterhouseCoopers” и опубликованного в конце октября 1999 года. Эти отчеты призваны способствовать лучшему пониманию правительствами и руководителями предприятий сложных экономических факторов, которые формируют Новую Европу. Результаты этих исследований должны представлять интерес и для России, учитывая существующие тесные экономические связи нашей страны с Европейским союзом. В последние месяцы краткосрочные экономические перспективы стран Евротерритории несколько улучшились. Наиболее вероятным сценарием является устойчивый экономический подъем, который приведет в следующем году к росту ВВП в размере 2,5% или более. Это было бы совместимо только с умеренным ростом инфляции при имеющемся избытке мощностей в странах Евротерритории, а также с некоторым усилением евро относительно доллара. Среди стран, не входящих в Евротерриторию, экономика Великобритании проявляет признаки начала быстрого подъема. Перспективы Швеции и Греции также выглядят позитивно. Более медленный рост ожидается в Норвегии, Дании и Швейцарии, однако в целом прогноз для Западной Европы на настоящий момент представляется оптимистичным.
В течение XVIII и в первой половине XIX века в России сложилась финансово-кредитная система, которая сохранилась в своих основных чертах до 60-х годов восемнадцатого столетия. В принципах ее организации и инструментах выявились особенности политической, социальной и экономической жизни России. До середины XIX века кредитная система в России носила преимущественно государственный характер. Банки подразделялись на государственные, местные и частные, однако последних было мало из-за отсутствия значительного свободного капитала. Но и казенные банки могли существовать только при постоянных денежных вливаниях со стороны государства. Деятельность банков была нацелена на удовлетворение потребностей дворянско-помещичьего слоя в долгосрочных земельных кредитах. Краткосрочные кредиты посадскому и купеческому населению для финансирования оборотного капитала предоставляли казенные конторы, созданные в разных городах России. Они же обслуживали и мелких вкладчиков. Вскоре стало ясно, что действовавшая финансовая система не способствовала экономическому развитию страны. Чрезмерные государственные расходы, неэффективная система налогов подрывали платежные силы общества. Усиливались социальные противоречия. Крепостное право мешало позитивным начинаниям, которые пытались осуществить самые прогрессивные люди того времени.
Россия стремится построить развитое капиталистическое общество. Для этого России необходима особая “догоняющая модель” общественного развития, подобная моделям, реализованным в ряде азиатских стран, но учитывающая наши национальные особенности. Так, весь ход реформ в Китае свидетельствует, что социально-экономическая и политическая система, созданная по образу и подобию советской, в принципе реформируема, но для этого нужно придерживаться поэтапного подхода. Успех китайской модели объясняется сочетанием политической стабильности, развития и реформы. В начале 60-х годов Южная Корея была отсталой сельскохозяйственной развивающейся страной. А через тридцать лет она вошла в клуб развитых стран. В Южной Корее становление буржуазной формации происходило в форме бюрократического капитализма, но бюрократия стала представителем и исполнителем государственной воли. Наконец, сегодня важной чертой интеграционных процессов в мире является регионализация. Хотя большинство стран, вошедших в АСЕАН (Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии), отличалось общей отсталостью и структурным сходством экономик, их объединение в рамках регионального экономического сообщества принесло значительные плоды, чего нельзя сказать о странах СНГ, располагающих солидным наследием десятилетий сотрудничества.
В советское время строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали было составной частью системы мер по комплексному социально-экономическому освоению природных богатств малообжитых районов Восточной Сибири и Дальнего Востока, укреплению форпостов на восточных рубежах страны. БАМ – это пример организованности и умения государства сконцентрировать экономику, финансы и людей на важнейших направлениях экономической целесообразности. К сожалению, огромный задел, созданный советской страной, был почти полностью утрачен. Однако для России было бы по меньшей мере беспечностью оставить без должного внимания этот регион, поскольку Дальний Восток притягивал и будет притягивать внимание территориально озабоченных государств. Минерально-сырьевые и другие ресурсы зоны БАМа, подготовленность объектов к эксплуатации при достаточном энергетическом обеспечении позволяют организовать ускоренное развитие производительных сил с образованием крупных территориально-производственных комплексов. Вовлечение в народнохозяйственный оборот богатейших природных ресурсов, их промышленное использование способствовало бы созданию прочной платформы для экономического сотрудничества, консолидации людей и предприятий, помогло бы соседним странам найти нишу для вложения капитала, что, в свою очередь, снизило бы политическую напряженность в регионе.
Сегодня на планете доминирует всего одна система организации экономики и бизнеса – рыночная система, иначе говоря, капитализм. В новую эру капитализма информация и знания становятся главными источниками конкурентных преимуществ фирм и конкурентоспособности наций. Сегодняшняя экономика стала глобальной. Финансовый капитал и информация, будучи в значительной степени вне контроля национальных правительств, перетекают через национальные границы. Кризис российской экономики, начавшийся в 70-х годах и длящийся до сих пор, стал следствием того, что российская форма индустриализации оказалась не приспособлена к новым условиям. В статье рассматривается природа стратегии; описываются модели, которые управляющие могут использовать при разработке собственных моделей, учитывающих конкретные обстоятельства деятельности; особый акцент ставится на приложении стратегии к современной ситуации, сложившейся в России. Многие ранние реформы в России начинались как стратегии, нацеленные на перевод страны из текущего состояния системы в будущее. Однако эта траектория была невозможна при существующем состоянии системы. Данная статья представляет собой попытку найти возможность проникнуть в суть происходящего в России.
Негативные последствия неверных решений о распределении ресурсов военно-промышленного комплекса не так очевидны, как, например, зрелище загубленного урожая. Однако ущерб, нанесенный стране из-за этих ошибок, катастрофически огромен. Секретарь ЦК КПСС Я.П. Рябов курировал весь оборонный и военно-промышленный комплекс СССР, ВПК Совмина СССР, министерства химической, нефтеперерабатывающей и микробиологической промышленности, лесной, целлюлозно-бумажный и деревообрабатывающий комплекс, руководил тремя отделами ЦК КПСС. На страницах журнала Рябов рассказывает о роли министра обороны СССР Д.Ф. Устинова в решении вопросов военно-промышленного комплекса. Устинов никогда не считался с затратами государства на военно-промышленные программы, жил и действовал по законам военного времени, не останавливался ни перед чем. Рябов пытался убедить Устинова разумно расходовать государственные средства, указывая на стоившие многие миллиарды рублей провалы, такие как неудачная попытка высадки человека на Луну. После освобождения Рябова от должности секретаря ЦК КПСС Устинов в течение четырех лет всячески препятствовал избранию нового секретаря ЦК по оборонной промышленности и благодаря этому единолично управлял и министерством обороны, и оборонными отраслями промышленности.