Пессимизм ума и оптимизм воли
Вступительное слово главного редактора.
Вступительное слово главного редактора.
Главный редактор “Экономических стратегий” беседует с президентом Института экономических стратегий, доктором экономических наук, профессором, действительным членом Академии военных наук генерал-майором Борисом Николаевичем Кузыком. В ходе беседы А.И. Агеев и Б.Н. Кузык обсуждают современную геополитическую обстановку и перспективы развития России в новом геополитическом мире, будущее мировой оборонной промышленности и возможности для усиления позиций российских оборонных предприятий на мировой арене. По мнению Б.Н. Кузыка, чтобы помочь российскому ВПК занять достойное место на мировых высокотехнологичных рынках XXI века, России следует увеличить объем оборонного заказа, стимулировать процессы консолидации оборонной промышленности и активизировать создание технологий двойного назначения, развивать финансово-промышленные группы и создавать условия для сотрудничества топливно-энергетического и военно-промышленного комплексов, расширять сотрудничество с зарубежными высокотехнологичными корпорациями и, наконец, усиливать государственную поддержку экспорта вооружений. Б.Н.Кузык также рассказывает о деятельности Института экономических стратегий – одного из первых независимых исследовательских центров новой России, в проектах которого участвуют авторитетные исследователи и ведущие эксперты России.
Реально утверждающийся на планете порядок все отчетливее проявляет себя как порядок экономический – Pax Economicana. Если раньше мировая экономика была ареной, на которой действовали суверенные государства, то теперь она – достаточно автономный персонаж, оперирующий на поле национальных государств. При этом экономика начинает проявлять себя не только как способ хозяйствования, но и как доминирующая система управления обществом: как политика и даже идеология наступающей эпохи. В результате привычные геополитические императивы почтительно уступают место реалиям геоэкономическим. Глобальная архитектура пока не является ни достаточно четкой, ни окончательно сформировавшейся, ни даже в каких-то своих частях непротиворечивой. Территории геоэкономических регионов взаимосвязаны и взаимозависимы. Далеко не всегда явственны различия между теми или иными членами Атлантического или Тихоокеанского миров, традиционного Юга и Глубокого Юга. Не проявился окончательно и вектор развития большинства субъектов посткоммунистического мира. Мобилизационная, административная модель экономики, в целом покинув пределы этого “большого пространства”, продолжает существовать на некоторых его частях и осколках, а также в латентных и неявных формах.
Конфликтология, одно из направлений политологии, находится на стыке общественно-политической и военной науки. Помимо констатации и описания фактов конфликтология способна предсказывать развитие событий. Это – неотъемлемая часть настоящей большой политики. Российская миротворческая политика ориентирована на создание свободных от каких-либо разграничительных линий региональных, а в идеале и международной систем безопасности. К сожалению, сегодня Россия не обладает достаточным экономическим и политическим потенциалом миротворчества. Поэтому, во-первых, в России и СНГ растет взаимосвязь политических событий и любых конфликтных ситуаций с интересами криминальных структур, которые ради передела собственности способствовали развязыванию практически всех локальных войн на пространстве бывшего СССР. Во-вторых, что представляет сейчас гораздо большую опасность для страны, растет сепаратизм регионов. Таким образом, для России сегодня жизненно важно налаживать отношения как между народами внутри страны, так и с соседями. Чтобы не допустить развязывания гражданских и этнических войн (конфликтов), нужна жесткая политическая воля, дееспособная власть, военные и экономические ресурсы, благоприятная внешнеполитическая ситуация. Даже если начало конфликта упущено, успешная миротворческая деятельность возможна.
Новая экономическая политика России с приоритетностью жизнеобеспечения страны и экономического роста должна обеспечивать выявление возможностей экономического роста и оптимизацию системы мер экономической политики на множестве существующих и перспективных технологий. Методология макроэкономического прогнозирования должна определяться содержательными представлениями о траектории экономического развития страны, а также использовать адекватную технику моделирования ожидаемых последствий применения тех или иных инструментов экономической политики. Реформы должны быть направлены на достижение целостности институтов государственного регулирования и процессов рыночной самоорганизации, иначе экономическая среда формируется стихийно, отвергая несовместимые элементы и достраивая недостающие. Так, в России монетаристская технология количественного регулирования денежной массы была отвергнута экономической средой, которая заместила недостающие деньги неплатежами и бартерным обменом. Сверхбыстрая приватизация госимущества в отсутствие развитой правовой среды защиты прав собственности привела к криминализации экономических отношений. Либерализация и политика дерегулирования цен в отсутствие развитого института рыночной конкуренции повлекла за собой быстрое формирование и доминирование на рынке криминализированных организационных монополий.
В царствование Екатерины II произошли два события, имевшие большое экономическое и политическое значение для России: были введены государственные бумажные деньги и была сформирована банковская система. Ассигнационные банки стали выпускать кредитные знаки (ассигнации), а также получили право вести кредитные операции. В России началось становление денежного хозяйства. Успех выпуска ассигнаций в ходе денежной реформы 1769 года превзошел все ожидания правительства. Более быстрыми темпами стали развиваться товарно-денежные отношения, что позволило удовлетворять растущие потребности людей. Стимулировалось развитие новых видов ремесел, мануфактур. Происходило разрушение натурального хозяйства. В товарообмен вовлекалось все больше и больше людей. Увеличилось поступление денег в казну и через налоги, и от государственных мануфактур. Спрос на ассигнации все время возрастал, они разошлись по всей России. Однако целью Екатерины II все-таки было не само по себе стимулирование развития товарно-денежного обращения, а пополнение казны, которой не хватало денег. Благодаря денежной реформе правительство получило несколько миллионов рублей, что позволило ему продолжить войну с Турцией и провести административную реформу.
В конце ХХ века мир оказался перед необходимостью ускорить процессы передачи уже наработанных знаний в практическую сферу, превращения их в технологии. В России в 90-х годах поток знаний из фундаментальной науки в промышленность если не прервался, то питается только за счет “периферийных капилляров”, тогда как главные магистральные сосуды оказались забиты организационными и финансовыми “тромбами”. Если государство в ближайшие пять лет не создаст инвестиционный климат, привлекательный для притока капитала в реальный сектор экономики, мы безвозвратно потеряем сферу и фундаментальной, и прикладной науки. Поэтому надо срочно сформировать потребительский спрос на научную деятельность, для чего необходимо стимулировать использование малыми предприятиями конкретных результатов исследований научных лабораторий, нужны принципиально новые подходы и модели организации инновационного процесса. Инициирование разработки инновационных программ и проектов, направленных на пополнение бюджета, содействие в организации независимой экспертизы, финансирование начальных стадий инновационных проектов, в которых государство выступает в качестве заказчика, – вот важные направления работы государства в сфере исследований и разработок.
События 1998 года были не досадным сбоем, вызванным внешними обстоятельствами, а естественным завершением периода псевдолиберальных экономических реформ 1992-98 годов, закономерным крушением долговой экономики. Анализ тенденций развития экономической и социально-политической ситуации в России выявил принципиальную ограниченность нынешних стратегий государственных и корпоративных структур, их недопустимо сильную зависимость от мировой и внутренней конъюнктуры. Урок для выработки экономической стратегии ближайших лет состоит в том, что без преодоления новых мифов, без деидеологизации не построить разумной социально-экономической политики. Правительство Российской Федерации, палаты Федерального Собрания, Центробанк, руководители регионов должны активно и в полной мере отражать интересы отечественных производителей и потребителей, не склоняясь перед сиюминутными и корыстными интересами финансовых игроков. Единственный шанс России выжить в жестком конкурентном мире – возродиться в качестве единой корпорации, сцементированной государством. Выделение семи главных оперативных задач административного аппарата в период кризиса позволит сформировать пакет рекомендаций. Однако реформа госаппарата – не самоцель, а средство мобилизации (но не растранжиривания) весьма ограниченных ресурсов переходного периода.
В ближайшие 10-15 лет будет существовать так называемое “окно возможностей”, когда международная ситуация останется относительно благоприятной для развития России. Однако впоследствии вероятность осложнения обстановки возрастет. Кроме того, в любой момент возможны резкие скачкообразные изменения – революционные события. В связи с этим актуальна ревизия сил безопасности страны. Сегодня Россия занимает лидирующие позиции в мире в области ядерных и лазерных технологий и имеет приоритетные достижения в области двигательных установок, технологии новых материалов, спецхимии и энергонасыщенных материалов. Значительное отставание от общемирового уровня наблюдается в области информационных и экологических технологий. Но слабость современной российской армии связана не столько с технологическим отставанием, сколько с ее плохой подготовкой и неудовлетворительным морально-психологическим климатом внутри вооруженных сил и вокруг них. Суверенитет и территориальная целостность страны сегодня обеспечиваются не силами общего назначения, а силами ядерного сдерживания. Однако через 15-20 лет СЯС не смогут эффективно выполнять эту функцию. Динамика ситуации по всем видам безопасности отрицательная.