Журнал «Экономические стратегии»

1999




Совет Федерации и задачи социально-экономической политики на современном этапе

Номер 2. Эталон элитности, 1999
Совет Федерации и задачи социально-экономической политики на современном этапе.

Сегодня основной вопрос социально-экономической политики – это выход из режима депрессии, переход к стратегическому мышлению, к энергичным действиям, направленным в сторону экономического развития страны. Совет Федерации уже вынес на обсуждение некоторые задачи социально-экономической политики: в 1996 г. Совет Федерации поставил вопрос о необходимости государственного регулирования рыночных взаимоотношений, в 1997 г. – о промышленной политике и защите отечественного производителя, в 1998 г. Совет Федерации предложил систему шагов по развитию федерализма и межбюджетных отношений. Наряду с выполнением этих мер необходимо сосредоточить усилия на решении таких задач, как восстановление государственных функций по целеполаганию и программированию развития, восстановление управляемости экономических и социальных процессов. Государство должно усилить свою роль в создании конкурентной среды, переломить неблагоприятное положение в инвестиционной сфере, обеспечить поддержание необходимого уровня развития отраслей, связанных с воспроизводством человеческого материала: науки, образования, здравоохранения.

Будущее трудовых ресурсов в глобальной экономике

Номер 2. Эталон элитности, 1999
Будущее трудовых ресурсов в глобальной экономике

Научно-технический прогресс предъявляет новые требования к человеческим ресурсам. Чтобы соответствовать стандартам, современному работнику необходимо не только владеть профессией, но и иметь высокий уровень общеобразовательной подготовки, быть способным к непрерывному обучению, уметь взаимодействовать с коллективом и владеть навыками лидерства. Конкуренция между работниками за приоритетные рабочие места будет усиливаться, однако и борьба между предпринимателями за ценные кадры будет более жесткой. НТП не приведет к взрыву массовой безработицы, так как новые технологии, приводя к увольнению работников в одних сферах, создают рабочие места в других. ” странах с более высоким уровнем распространения информационных технологий прирост числа новых рабочих мест окажется значительно выше. Поэтому успех государственной политики стран в сфере трудовых ресурсов будет определяться отношением к иммиграции высококвалифицированных работников и способностью поддержать систему образования.

Менеджмент в “Международной системе координат”

Номер 2. Эталон элитности, 1999
Менеджмент в

Национальная конкурентоспособность – это способность нации соединить экономические, социальные, политические преимущества, потенциал культуры, обеспечивая “прорывы” к новым видам ресурсов и возможностям их освоения. Решение этой задачи зависит от эффективной организации хозяйствования. Но как можно правильно описать и оценить отечественный и зарубежный опыт? В настоящее время складываются определенные области повышенного внимания со стороны теоретиков, экспертов и консультантов: сравниваются различные модели менеджмента по их относительной эффективности. Конечная практическая задача большинства научных исследований в области корпоративного управления – способствовать выработке эффективной корпоративной политики в меняющихся условиях глобализации экономики и взаимодействия разных культур. С этой целью осуществляется международный проект “Исследовательская программа по изучению глобального лидерства и эффективности организационного поведения” (проект GLOBE). Это одна из первых крупномасштабных инициатив с изучением российского менеджмента на основе международно-признанных методов количественного и качественного анализа.

Международные рынки капиталов и перспективы экономической политики

Номер 2. Эталон элитности, 1999
Международные рынки капиталов и перспективы экономической политики.

Глобальная экономика не может эффективно работать без международных рынков капитала. Но вопрос современной экономической политики заключается в определении связи между международной финансовой либерализацией и ухудшением производительности реальной экономики. Либерализация международных рынков капитала принесла доходы в некоторых странах, но и вызвала нестабильность на финансовых рынках. Создание международного органа, в рамках которого можно координировать национальную политику по открытию рынков, представляет, возможно, лучший путь для сохранения преимуществ либеральных финансовых рынков и для минимизации издержек их функционирования. Азиатский кризис показал, что международная финансовая система не работает – не стимулирует активности реального сектора экономики. Нестабильность финансовых рынков и распространение финансовых кризисов вызвали потрясения реальной экономики и привели к общему снижению темпов экономического роста. Исторический опыт подтверждает необходимость регулирования международных рынков капитала. Такие меры сейчас нужны для сохранения общего либерального мирового финансового порядка.

Топливно-энергетические ресурсы и выход России из кризиса

Номер 2. Эталон элитности, 1999
Топливно-энергетические ресурсы и выход России из кризиса

В последние десятилетия потребление энергии на душу населения во всех странах существенно выросло, и произошла дифференциация стран по эффективности использования энергии. Развитые страны увеличивают эффективность использования энергии, тогда как сырьевая ориентация развивающихся стран сдерживает развитие энергосберегающих технологий. ”” 1985 году по эффективности энергопотребления Россия немного уступала США, Австралии и Норвегии, но превосходила Канаду. Но в результате перестройки и реформ эффективность энергопотребления в России существенно снизилась. С использованием системы макроэкономического моделирования экономики и топливно-энергетического комплекса просматриваются несколько сценариев изменения ВВП, энергопотребления и добычи энергоносителей в России. Реализация сценариев будет зависеть от роста эффективности энергопотребления, связанного с коренной реконструкцией и модернизацией экономики, применением новейших технологий, внедрением энергосберегающих систем. Однако рост энергопотребления на душу населения есть условие необходимое, но недостаточное для подъема экономики России. Для роста необходима программа социально-экономического развития страны.

Судьба президента в России (власть как риск)

Номер 2. Эталон элитности, 1999
Судьба президента в России (власть как риск)

Политика в России – это, прежде всего, психология. С этой точки зрения Ельцин – самое Яркое воплощение российской политики. Обладая интуицией, он построил карьеру на создании ситуации нестабильности, зарабатывая при этом ореол мученика, не будучи мучеником в реальности. Его удача, что его антисоциальность совпала с потребностью масс. Успешный в разрушении, Ельцин потерпел крах в созидании и стал дважды очевидно виновен – за грех разрушения и за неуспех в созидании. Удерживаясь у власти силой разнообразных обстоятельств и при помощи техники номенклатурной живучести, Ельцин является ошибкой неискушенных масс России. Он отдаляет момент прихода того, кто по всем правилам логики позитивного общественного развития должен появиться следом за харизматиком и девиантом – профессионала. Нестабильность – основание его карьеры, и он воспроизводил ситуацию нестабильности, пока общество не зашло в политический тупик: теперь не избавиться от Ельцина нелогично, избавиться – самоубийственно.

Управление качеством в атомной промышленности

Номер 2. Эталон элитности, 1999
Управление качеством в атомной промышленности

Разработанная на ОАО “Машиностроительный завод” система управления качеством является одной из самых передовых не только в России, но и во всем мире. Система качества на предприятии строилась в несколько этапов от создания так называемых “групп бездефектного производства” до современной системы управления качеством. Анализ опыта показывает, что для эффективного управления качеством необходима разработка долгосрочных целей и политики в области качества и на этой основе – формулирование среднесрочных и краткосрочных целей. Для этого на заводе была разработана процедура формирования политики, включавшая определение стратегических целей и вовлекавшая в этот процесс руководителей функциональных подразделений. Стратегия управления качеством на “Машиностроительном заводе” позволила укрепить конкурентоспособность фирмы и крепче связать ее различные технологические и организационные составляющие.

Стратегии успешного создания и развития нового предприятия

Номер 2. Эталон элитности, 1999
Стратегии успешного создания и развития нового предприятия

В современной экономике малый бизнес занимает одно из самых значительных мест. Поэтому каждое государство должно контролировать те процессы, которые происходят в этой сфере экономики, и разрабатывать стратегии, способствующие успеху малых предприятий. Проблемы, возникающие на пути создания новых предприятий, сводятся к нескольким основным препятствиям: недостаточности опыта предпринимательства, недостатку приспособления к техническим требованиям рынка, недостатку капитала, неумению руководить финансами, недостатку руководящих навыков. Тем не менее, задача любой страны в целом и каждой области внутри страны заключается в переносе технологий на рынок, создании новых предприятий, дающих возможность бизнесу и стране бороться за свое существование в условиях высококонкурентной международной экономики. Лидеры государственного и частного сектора должны быть образованны настолько, чтобы понимать важность и ценность создания новых предприятий. Всеохватывающий подход к предпринимателю должен заключаться в его выявлении, обучении, обеспечении необходимой финансовой, информационной, технической и общей деловой поддержкой.

Преодоление Кризиса: восемь шагов, которые необходимо сделать

Номер 2. Эталон элитности, 1999
Преодоление Кризиса: восемь шагов, которые необходимо сделать

Через год после начала кризиса многие компании столкнулись с необходимостью пересмотра своей финансовой стратегии – простое сокращение издержек не всегда позволяет нормализовать финансовую ситуацию при резко сократившемся объеме реализации. Специалисты консультационной фирмы “ПрайсвотерхаусКуперс” в области финансового оздоровления предприятий разработали системный подход к реструктуризации финансовой политики российских предприятий. Высшее руководство российских компаний может снизить риск возникновения серьезных финансовых проблем путем реализации программы из восьми шагов: оценки чувствительности бизнеса, оценки степени подверженности кризису, повышения эффективности управления денежными и прочими видами платежей, снижения затрат, отсрочки во вложениям и затратам, перехода с фиксированного на переменный уровень издержек, пересмотра ассортимента реализуемой продукции и услуг и перегруппировки активов