Журнал «Экономические стратегии»





Анализ научных методов и практических подходов к оценке экономической эффективности газомоторного топлива

DOI: 10.33917/mic-3.104.2022.5-11

Работа посвящена обобщению научных методов и практических подходов для выбора эффективной политики газомоторизации. Подробно раскрыты отечественные и зарубежные особенности оценки экономической эффективности проектов в области газомоторного топлива. Автором описана оценка экологических и экономических выгод газомоторного топлива на основе проведения расчета общественных затрат,анализа «затраты – выгоды».

Сделан вывод о недостаточной разработке модели функционирования газомоторного рынка, кооперации и конкурентного поведения участников, методах оценки его экономической эффективности и коммерческого потенциала на национальном уровне и уровне хозяйствующих субъектов.

Источники:

1. Иванов А.В., Карпель Е.М., Саркисов А.С. Стратегические проблемы использования природного газа в качестве моторного топлива. М.: «Издательский дом РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина», 2011. 94 с., ил.

2. Иванов А.В., Карпель Е.М., Саркисов А.С. Оценка корпоративной и экономической (общественной) эффективности проектов по реализации природного газа в качестве моторного топлива на автотранспорте. Нефть, газ и бизнес. 2014. № 4. С. 14-21.

3. Johnson C., Nobler E., Eudy L., Jeffers M. Financial analysis of battery electric transit buses. – National Renewable Energy Lab.(NREL), Golden, CO (United States), 2020. №. NREL/TP-5400-74832.

4. Johnson С. Business Case for Compressed Natural Gas in Municipal Fleets. Technical Report NREL/TP-540-38843. 2006.

5. Методы экономической оценки эффективности развития газовой промышленности / Карпель Е.Е., Зубарева В.Д., Иванов А.В; Под ред. В.Д. Зубаревой. М.: Нефть и газ, 2000. 104 с.

6. Андреев, А. Ф., Дунаев, В. Ф., Зубарева. Основы проектного анализа в нефтяной и газовой промышленности. М.: УМЦ Минприроды РФ, 1997.

7. Barnitt, R., K. Chandler, L. Eudy 2006, New York City Transit Hybrid and CNG Transit Buses: Interim Evaluation Results, National Renewable Energy Laboratory Report NREL/TP-540-38843.

Формирование механизма стратегического управления потреблением природного газа промышленными предприятиями

DOI: 10.33917/mic-3.104.2022.12-20

Работа посвящена анализу современных   концептуальных подходов к стратегическому управлению природным газом на промышленных предприятиях. Проведение исследований базировалось на системном подходе, методах анализа и синтеза показателей экономики потребления природного газа. Проведенный анализ показал, что в настоящее время остается нерешенным ряд вопросов, связанных с эффективным управлением энергопотреблением, что сказывается на качестве топливно-энергетического баланса предприятия. Автором предложен концептуальный подход к стратегическому управлению потреблением природного газа, который использует ситуационную матричную модель планирования стратегии энергоэффективности потребления природного газа на основе жизненного цикла энергоэффективных технологий. 

1. Гумерова Г.И.К вопросу о концепции жизненного цикла технологии.  Г. И. Гумерова, Э. Ш. Шаймиева. Инновационная экономика. 2008. № 8 (118). С. 71-75.

2. Завадский В. В. Экономические основы технологического развития. Наб. Челны, 1998. 121 с.

3. Тышкевич К.В. Формирование комплексной оценки эффективности технологических инноваций на предприятиях: дисс. канд. экон. наук: 08.00.05. НижнийНовгород, 2003. 158 с.

4. Schwärtzel H. G. Forschung, Technologie, Innovation — dieökonomische Sicht. Klagenfurt, 1998.

5. Киршина И.А.Концепция ситуационно – стратегического планирования потребления природного газа на промышленном предприятии / И.А. Киршина, В.А. Кокшаров. Микроэкономика, 2021. № 6 (101). С. 58-68.

6. Бобрышов А.М. Инновационные энергосберегающие технологии в электроэнергетике. Оценка эффективности и стимулирование капитальных вложений / А. М. Бобрышов, Э. М. Косматов, В. Ш. Теляшова; под ред. канд. экон. наук, доц. Е. Э. Овчаровой. Белгород: Изд-во БГТУ, 2015. 112 с.

Перспективы энергоснабжения Краснодарского края плавучими солнечными электрическими станциями

DOI: 10.33917/mic-3.104.2022.21-27

В статье рассмотрены варианты размещения плавучей СЭС, проведено сравнение плавучей и наземной СЭС, приведены результаты оптимизации угла наклона солнечных модулей относительно горизонтальной поверхности, выбрано оптимальное решение.

Источники:

1. Ежеквартальный информационный обзор рынка ВИЭ в России (IV квартал 2021 года). URL: https://drive.google.com/file/d/1zZaVFkzt7qAuN72itWAaGoMJvKcILuzx/view

2. IRENA Solar Energy. URL: https://www.irena.org/solar

3. Краснодарский край//Национальный портал Природа России. URL: http://www.priroda.ru/regions/earth/detail

4. Россия в цифрах, 2020: Крат. стат. сб. / Росстат. M., 2020. 550 с.

5. Global Solar Atlas. URL: https://globalsolaratlas.info/

6. Кубанское РДУ/АО «СО ЕЭС». URL: https://www.so-ups.ru/odu-south/odu-south-rdu/rdu-kuban/

7. Определены наиболее перспективные регионы России для развития ветро- и солнечной энергетики. Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3283669

8. Христофоров Е.С., Ильковский К.К. Перспективы создания плавучих солнечных электростанций в России. Экономические стратегии. 2020. №7 (173). C. 126-135.

9. Елистратов В.В. Возобновляемая энергетика. Изд. 3-е доп. СПб.: Изд. Политехн. Ун-та, 2016. 424 с.

10. Perez Sky Diffuse Model. URL: https://pvpmc.sandia.gov/modeling-steps/1-weather-design-inputs/plane-of-array-poa-irradiance/calculating-poa-irradiance/poa-sky-diffuse/perez-sky-diffuse-model/

11. The Performance Assessment of Six Global Horizontal Irradiance Clear Sky Models in Six Climatological Regions in South Africa. URL: https://www.mdpi.com/1996-1073/14/9/2583

12. Leonardo Micheli: Energy and economic assessment of floating photovoltaics in Spanish reservoirs: cost competitiveness and the role of temperature, 2021. С. 10.

13. Floating solar PV to reduce water evaporation in water stressed regions and powering water pumping: Case study Jordan. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0196890422003946

Климат, роль топлива и возобновляемых источников энергии

DOI: 10.33917/mic-3.104.2022.28-37

За 2021 г. стоимость сооружения солнечных батарей подорожала на 50%, а ветровых электростанций (ВЭУ) на 13%. Многие специалисты пишут об их дальнейшем значительном росте. Это отмечается и в докладе «The Global Risks Report 2022» на Всемирном экономическом форуме (ВЭФ) в Давосе в 2022 г. Так, цена поликремния за последний год выросла примерно в 3 раза, цена на горячекатаную сталь выросла вдвое. Производство стали – это процесс с высокой долей выбросов СО2. Эра относительно недорогих ВИЭ закончилась.

В ближайшие годы предстоят провал климатических действий «зеленой трансформации», рост потребления топлива, энергетический и экономический кризисы.

Источники:

1. «The Global Risks Report 2022» // Всемирный экономический форум. Давос. Январь 2022.

2.   Лосев А. Спасение климата: План Б. Коммерсантъ, 24 февраля 2022.

3.   Патрикеева К. Прерывистый курс. Коммерсантъ, 10 марта 2022.

4.   Нигматуллин Р. Долго ли будет актуален «зеленый» газ. Московский комсомолец, 2 марта 2022. С. 6.

5.   Дятел Т., Смертина П. Бизнес просит энергичных мер. Коммерсантъ, 24 февраля 2022.

6.   Renewable power generation costs in 2019. International Renewable Energy Agency, 2020.

7.   Мануков С. Эра дешевых возобновляемых источников энергии подошла к концу. URL: Expert.ru, 26 января 2022.

8.   Указ Президента Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 172 «О специальном порядке исполнения иностранными покупателями обязательств перед российскими поставщиками природного газа». – Доступ из справочной правовой системы КонсультантПлюс.

Современные методы исследования понятий «туризм» и «туристическая услуга»: от теории к практике

DOI: 10.33917/mic-3.104.2022.38-45

В научной статье на основе релятивистской теории представлена терминологическая трактовка понятий «туризм», «туристическая услуга» и их видовая классификация. Дополнены разновидности внутреннего туризма со смещением фокуса на региональное развитие по шести направлениям (деловой туризм; экологический туризм; культурно-познавательный туризм; автотуризм-молодежный-семейный; сельский туризм и санаторно-курортный туризм). Составлен рейтинг конкурентоспособности туристских услуг на примере Республики Татарстан.

Источники:

1. Жуковская И.В. Систематизация научных подходов к управлению конкурентоспособностью в сфере услуг: экономическая сущность, критерии. Микроэкономика. 2020. № 2. С. 29-37.

2.   Жуковская И.В. Специфика исследования сервисного рынка на примере Республики Татарстан. Микроэкономика. 2020. № 5. С. 93-98.

3.   Жуковская И.В. Сегментация рынка сервисных услуг: проблемы, пути решения. Микроэкономика. 2021. № 2. С. 32-37.

4.   Сизикова В.В.Повышение конкурентоспособности предприятий сферы услуг: дис. канд. экон. наук: 08.00.05. Санкт-Петербург, 2019. 189 с.

5.   Официальная информация Федерального агентства по туризму. URL: tourism.gov.ru

6.  Распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2019 г. № 2129-р. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года. – Доступ из справочной правовой системы КонсультантПлюс.

7.   Рагимханов А.В. Систематизация научных подходов к исследованию конкурентоспособности услуг: от теории к практике / А.В. Рагимханов, И.В. Жуковская. Микроэкономика. 2022. № 1. С. 75-78.

Политика управления текущими активами и многофункциональными корпоративными коммуникациями российских бюджетных авиакомпаний

DOI: 10.33917/mic-3.104.2022.46-56

В данной статье рассмотрены современные проблемы управления текущими активами и корпоративными коммуникациями российских бюджетных авиакомпаний в условиях экономических санкций. Установлено, что ООО «Азур Эйр» сочетает агрессивную политику управления текущими активами и агрессивный тип политики управления текущими пассивами. Таким образом, комплексную политику оперативного управления активами и многофункциональными корпоративными коммуникациями можно также охарактеризовать как агрессивную. В период пандемии ООО «Азур Эйр» продемонстрировала высокую гибкость своей бизнес- модели, которую удалось обеспечить за счет разнопланового воздушного флота, состоящего из широко- и узкофюзеляжных самолетов Boeing различных модификаций. Это позволило весной 2022 г. свободно осуществить ряд вывозных трансатлантических рейсов для российских граждан, находившихся за рубежом, впервые приступить к выполнению полетов на внутренних воздушных линиях, а также активизировать грузовые перевозки.

Источники:

1. Безпалов В.В., Лочан С.А., Федюнин Д.В., Иванов А.В., Автономова С.А. Большие данные и возможности их использования при разработке коммуникативной стратегии предприятий регионального промышленного комплекса. Вестник Алтайской академии экономики и права. 2020. № 1-2. С. 28-34.

2. Зайцева Н.А., Макарова Л.М., Ларионова А.А., Филатов В.В., Окунев Д.В., Положенцева И.В., Вихрова Н.О. Оценка конкурентоспособности субъектов рынка телекоммуникационных услуг. Dilemas contemporáneos: Educación, Política y Valores. 2019. Т. 6. № S3. С. 60.

3. Моисеева О.А. О стратегиях развития современного коммуникационного поля. Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2016. № 3. С. 532-535.

Социальная ответственность бизнеса и создание ценности

DOI: 10.33917/mic-3.104.2022.57-62

Внимание академического сообщества, правительств и корпораций привлечено к необходимости уменьшения вредного воздействия бизнеса на окружающую среду, решению социальных вопросов, совершенствованию корпоративного руководства. Концепция и диапазон социальной ответственности бизнеса расширились из-за влияния коронавирусной инфекции (COVID-19).  В статье рассматриваются вопросы социальной ответственности бизнеса и создания ценности в долгосрочной перспективе.

Источники:

1. Porter M. E., Kramer M.R. Creating Shared Value,Harvard Business Review, January-February 2011.  pp. 62-77.

2. Porter M. E., Kramer M.R. Strategy & Society: The Link Between Competitive Advantage and Corporate Social Responsibility, Harvard Business Review, December 2006. pp. 78-92.

3. Pyatanova V.I., Pyatanov I.A. Responsible finance: application and challenges for society, governments and corporations. Upravlenie. 2020. № 8 (1). pp. 57-62.

4. Зачем российские компании вкладывают миллионы в корпоративную социальную ответственность. URL: https://www.forbes.ru/forbeslife/416541-zachem-rossiyskie-kompanii-vkladyvayut-milliony-v-korporativnuyu-socialnuyu

5. Кто стал самой «зеленой» компанией России – июньский рейтинг RAEX. URL: https://trends.rbc.ru/trends/green/5fe4a0e89a79477bdd9c79c1

6. International <IR>framework. January 2021. URL: https://integratedreporting.org/wp-content/uploads/2021/01/InternationalIntegratedReportingFramework.pdf

Состояние и возможности социального развития регионов Арктической зоны Российской Федерации

DOI: 10.33917/mic-3.104.2022.63-74

В статье представлены результаты сравнительного анализа позиций регионов Арктической Зоны по состоянию социальной (демографической) среды. Такой анализ проводится с целью выявить достигнутые ранее количественные характеристики социальных (демографических) процессов и ранжирования позиций регионов в базисном году начала реализации на территории Российской Федерации национального проекта «Демография» и соответствующих пяти федеральных проектов. Изучение утвержденных критериев реализации национального проекта «Демография» как перечня показателей ежегодной государственной статистической отчетности, подлежащих мониторингу, позволило выявить проблему, суть которой заключается в том, что: утвержденный перечень показателей является   недостаточным; количественные результаты реализации федеральных проектов,  планируемые на 2022 г. и прогнозируемые на 2024 г.,  существуют лишь по некоторым  показателям из утвержденного  перечня; в федеральных проектах в качестве критериев предлагаются показатели, которые не содержатся в ежегодной государственной статистической отчетности, что не позволяет провести анализ состояния социальной (демографической) среды; содержащиеся в федеральных проектах критерии, которые являются показателями ежегодной государственной статистической отчетности,  официально не утверждены.

Источники:

1. Babkin N., Bespalova S., Senetskaya L., Skotarenko O. Tools for digitalization of economic processes for supporting management decision-making in the Arctic region. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science Volume 302 Issue 1. 6 August. No 012147 4th International Scientific Conference on Arctic: History and Modernity; Saint Petersburg; Russian Federation 17-18 April 2019. 151045

2. Бабкина Л., Скотаренко О. Особенности квалиметрического подхода в региональных исследованиях. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2013. №5. С. 161-165.

Региональный франчайзинговый центр – новая модель развития франчайзинга в регионах

DOI: 10.33917/mic-3.104.2022.75-86

Франчайзинг стал популярным лишь в последние десятилетия. Эта форма предпринимательства все чаще применяется в различных секторах экономики, особенно в розничной торговле и общепите. Согласно официальным данным, более 70% этого вида предпринимательской деятельности приходится на региональный франчайзинг. В статье анализируются особенности развития регионального франчайзинга, дается оценка инициатив отдельных регионов по внедрению франчайзинга. Предлагается унифицированная концепция создания и функционирования регионального франчайзингового центра, определяются цели и задачи его создания, которые в основном направлены на систематизацию и синхронизацию работы по развитию бизнеса в регионе.

Источники:

1.         Абдурахмонова Т. Д. Перспективы развития договора франчайзинга на территории стран СНГ. Журнал «Юридический Вестник», Издательство Российско-Таджикский (Славянский) Университет. 2020. № 4 (4). С. 44-48.

2.       Михайлова Л. Перспективы развития новых форм франчайзинга. МИР: Модернизация. Инновации. Развитие. 2017. №4. C. 585-591.

3.       Рыжих А. И., Бочарова В. Г. Системное использование маркетинговых инструментов во франчайзинге в условиях цифровизации. Экономика устойчивого развития. 2021. № 4 (48). С. 161-164.

4.       Соловова Л. Свободный франчайзинг как альтернатива классическому франчайзингу. МИР: Модернизация. Инновации. Развитие. 2016. Т.7. №4 (28). С. 71-75.

5.       Шахова М., Михайлова Л. Современные тренды франчайзинга. Научное обозрение. 2017. № 20. С. 119 – 124.

6.       Юрицин А. А. Франчайзинг и договор коммерческой концессии. Итоги и перспективы правового регулирования. ИздательствоЮстицинформ, 2018. 264 с.

7.       Alon I., Lattemann C. Tchibo Goes Global: Implementing a Hybrid Franchising Strategy at Germany’s Leading Coffee Retailer // Global Business and Organizational Excellence. 2016. № 2. pp. 18-30.

Синергетический подход в оценке конкурентоспособности производителей туристических услуг на примере Республики Татарстан

DOI: 10.33917/mic-3.104.2022.87-93

В научной статье обоснована концептуальная модель чистого приведенного эффекта синергии от слияния компаний на примере региональных туроператоров Республики Татарстан. Также предложено осуществить процесс объединения туристических компаний по типу «моноформат» в вариацию «мультиформат», где основными видами туристических услуг являются туры выходного дня, экскурсионные семейные туры и молодежные туры.

Источники:

1. Галиуллин И.Р.Оценка эффекта синергии в исследовании конкурентного рынка сферы услуг на примере DIY –сектора / И.Р. Галиуллин, И.В. Жуковская. Микроэкономика. 2019. № 2. С. 44-49.

2. Жуковская И.В. Специфика исследования сервисного рынка на примере Республики Татарстан. Микроэкономика. 2020. С. 93-98.

3. Официальная информация Федерального агентства по туризму. URL:gov.ru

4. Рагимханов А.В. Систематизация научных подходов к исследованию конкурентоспособности услуг: от теории к практике. / А.В. Рагимханов, И.В. Жуковская. Микроэкономика. 2022. № 1. С. 75-78.