Журнал «Экономические стратегии»





К вопросу о развитии исторических особенностей охранных услуг в государстве

DOI: 10.33917/mic-1.102.2022.113-121

В статье рассматривается история развития охранных услуг, определяются первые формы осуществления охранных функций и их эволюционные изменения. Авторами предложено определение понятия рынок охранных услуг, выявлены доминирующие элементы рынка охранных услуг, к которым относятся физическая, экономическая, техническая защита и информационная безопасность. Современные проблемы организации охраны объектов взаимосвязаны с уровнем правосознания, правовой культуры и законопослушания, образующих менталитет нации. В структуру рынка охранных услуг входят ведомственная и вневедомственная охрана, а также частные охранные организации и гражданско-правовые институты страхования и хранения. Функционирование рынка охранных услуг зарубежных стран обусловлено стремлением государства сократить расходы на содержание полиции за счет большого количества сотрудников частных охранных структур, оставляя за собой монополию на безопасность.

Источники:

1. Агафонов Д.В. История создания частных охранных организаций в России //Наука-2020. 2020. № 1 (37). С. 45-49.

2.  Александрова Т.В. Анализ особенностей деятельности частных охранных организаций на рынке охранных услуг Пермского края / Т.В. Александрова, Е.С. Лейберова //Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 4-1. С. 27-31.

3. Блясова И.Ю. Проблема семейного воспитания как фактора предупреждения подростковой преступности //Человек: преступление и наказание. 2012. № 2. C. 60-64.

4. Законы Великого князя Ивана Васильевича и внука его царя Ивана Васильевича / ред. К. Калайдович, П. Строев: Москва, 1819. URL: https://www.prlib.ru/item/411779

5. История Древнего Востока. Тексты и документы: Учебное пособие. / ред. В.И. Кузищина. Москва: Высшая школа, 2002. С. 167-190.

Аналитический инструментарий оценки влияния природно-ресурсного потенциала на развитие регионов России

DOI: 10.33917/mic-1.102.2022.105-112

В статье на основе современных представлений об использовании природных ресурсов сформированы понятия природно-ресурсного потенциала и экономически востребуемого ресурса, предложен методический подход к оценке налогового потенциала для прогнозирования формирования доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ от использования минерально-сырьевых ресурсов. На основе выполненного анализа выделены субъекты РФ, экономику которых определяет развитие минерально-сырьевого комплекса.  Обосновано развитие в регионах стимулирующих экономических подходов в сфере рационального природопользования и сбережения ресурсов. Даны предложения по расширению хозяйственной самостоятельности регионов России.

Источники:

1. ПОТЕНЦИАЛ — Современная энциклопедия. URL: dic.academic.ru

2. Государственный доклад «О состоянии и использовании минерально-сырьевой базы Российской Федерации в 2019 году». М. МПР России, 2020. 494 с.

3. Мелехин Е.С. Экономические аспекты формирования системы рационального недропользования в современных условиях: монография [Электронный ресурс]. М.: РГУ нефти и газа (национальный исследовательский университет) им. И.М. Губкина, 2018. 149 с.    

4. Клейнхоф И.А. Стратегическое управление устойчивым развитием лесного сектора экономики Российской Федерации и Европейского Союза: монография. М: ГОУ ВПО МГУЛ, 2010. 156 с.

5. Крюков В.А. Интегральная оценка эффективности систем недропользования (опыт сравнительной оценки) / В.А. Крюков, О.Е. Павлов //Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2014. № 1. С. 34-41.

6. Петров О.В. Стратегические направления инновационного использования минерально-сырьевого потенциала недр России //Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2010.  №3. С. 37-47.

Повышение конкурентоспособности российских нефтегазодобывающих компаний в современных условиях

DOI: 10.33917/mic-1.102.2022.98-104

В статье на примере   ПАО «Газпромнефть» рассмотрена экономическая выгода от внедрения информационных технологий в нефтегазовую промышленность. Определяются преимущества развития нефтегазового сектора путем внедрения IT-решений, дается оценка экономическому эффекту от внедрения информационных технологий. Выполнен прогноз по внедрению информационных технологий до 2030 г. и до 2050 г.

Источники:

1. Тихопой Ю. М., Степаненко Д.А. Цифровая трансформация в нефтегазовой отрасли //Стратегии бизнеса. 2021. Том 9. № 2, 2021. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-transformatsiya-v-neftegazovoy-otrasli

2. Зинченко И.А., Люгай Д.В., Васильев Ю.Н., Чудин Я.С., Федоров И.А. Концепция интеллектуальной системы управления разработкой месторождения // Научно-технический сборник «Вести газовой науки». 2016. № 2. С. 4-9.

3. Нюхлов А.С., Татаринцева Ю.В., Харитонов К.А., Надеева К.К. Преимущества использования технологии smart-field для повышения эффективности регионального управления предприятий нефтегазовой отрасли Красноярского края // Современные тенденции развития науки и производства: сборник материалов VI Международной научно-практической конференции (5 июля 2017 года), Том II – Кемерово: ЗапСибНЦ, 2017. С. 77-79.

4. Жаров А.Д., Алексеев А.А. и др. IT в нефтегазовой промышленности //Проблемы науки. 2018. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/it-v-neftegazovoy-promyshlennosti

5. Воробьев А.Е. Программа развития науки и инноваций в Атырауском университете нефти и газа. Lambert Academic Publishing. Mauritius, 2017. 130 c.

6. Пресс-центр «Газпром Нефти». URL: https://www.gazprom-neft.ru/press-center/sibneft-online/archive/2019-july-august/3406688/

7. Отчет ПАО «Газпромнефть» за 3 квартал 2021 г. С. 6. URL: https://ir.gazprom-neft.ru/upload/iblock/b7d/GazpromNeft_3Q2021_rus.pdf

8. БКС – Экспресс. Сколько стоит добыча нефти в России. URL:  https://bcs-express.ru/novosti-i-analitika/2020627080-skol-ko-stoit-dobycha-nefti-v-rossii

Климатический саммит в Риме и конференция по климату в Глазго в 2021 году

DOI: 10.33917/mic-1.102.2022.91-97

Мировые лидеры разъехались из Рима и Глазго, так и не взяв на себя повышенных обязательств сократить вредные выбросы. Без этого ученые прочат планете и человечеству климатическую катастрофу уже в этом веке. На саммите в Риме было решено только снизить добычу угля в мире после 2030 г. Успехи саммита в Глазго: обещания прекратить вырубку лесов после 2030 г. и уменьшить выбросы метана на 30% к 2030 г.

В начале января 2022 г. по инициативе Франции – председателя ЕС в 2022 г. будет рассмотрен вопрос о признании АЭС экологически чистой (нейтральной) генерацией. В России в 2021 г. доля АЭС и ГЭС в производстве экологически чистой электроэнергии превышает 40%, а с учетом низкоуглеродных ТЭС на газе – более 80%. Главной проблемой ветряных и солнечных электростанций является необходимость дорогого аккумулирования электроэнергии из-за ненадежности погоды, которая ухудшается последние годы, например, безветрие в Северной Европе и морозы в 2021 г. в мире. Эти вопрос обсуждались и в Глазго.

Источники:

1. Юнь В.О. Зеленые тенденции в экономике: мотивы, риски и возможности. Доклад на семинаре ИНП РАН, 7.06.2021.

2. Дорофеев М.Л. Особенности стоимости капитала на рынке зеленых облигаций //ЭКО. 2020. №5 (551). С.62-76.

3. Тихонов С. Во что выльются металлы //Российская газета, 12.11.2021.

4. Добров Д. Германия делает ставку на ветрогенерацию: каковы риски? //Вопросы экологии, 08.11.2021.

5. Тарасов А. Многоголовое гидро //Новая газета, 1.11.2021. С. 18-19.

О возможности применения сценарного подхода при прогнозировании и бюджетировании в практике корпоративного управления ПАО «Аэрофлот»

DOI: 10.33917/mic-1.102.2022.83-90

В статье рассмотрены возможности применения сценарного подхода при прогнозировании и бюджетировании в практике корпоративного управления ПАО «Аэрофлот». По методике Национального рейтинга корпоративного управления в 2018 г. в компании ПАО «Аэрофлот» рейтинг равен 7++, что говорит о соблюдении российского законодательства, учете интересов всех заинтересованных сторон (акционеров, государства, сотрудников, потребителей услуг). В настоящее время установлено, что в 2020-2021гг. этот аспект корпоративного управления в компании ПАО «Аэрофлот» реализуется не в полном объеме и требует доработки. Можно предположить, что именно из-за этого система управления рисками компании ПАО «Аэрофлот» не смогла своевременно справиться с разработкой антикризисных мероприятий. Авторы рекомендуют при составлении бюджетов подробно рассматривать пессимистический и оптимистический сценарии, для каждого из них планировать систему бюджетов, разрабатывать мероприятия по снижению рисков, быстрому реагированию на возникающие угрозы. Установлено, что применение сценарного подхода при бюджетировании и в практиках корпоративного управления позволит ПАО «Аэрофлот» рассмотреть все возможные ситуации, в том числе и маловероятные, своевременно поставить в известность о всех возможных рисках представителей Совета директоров, разработать мероприятия по минимизации риска.

Источники:

1. Аленина Е.Э., Зюлина В.В., Редин Д.В. Приоритетные направления формирования организационных структур инновационного развития высокотехнологичных производств. В сборнике: Инновации в создании и управлении бизнесом. Материалы VIII Международной научной конференции преподавателей, сотрудников и аспирантов. 2016. С. 3-8.

Систематизация научных подходов к исследованию конкуренции и конкурентоспособности услуг: от теории к практике

DOI: 10.33917/mic-1.102.2022.75-82

В научной статье в рамках исследования терминологических определений «конкурентоспособность» и «конкуренция» уточнено понятие конкурентоспособности услуг. Представлена классификация научных школ в области теории управления, основанная на директивном, дескриптивном и комплексном подходах. Обоснована видовая типология конкурентоспособности услуг в разрезе теоретической формулы «персонал – процессы – партнеры – продукты».

Источники:

1. Галиуллин И.Р. Инновационные конкурентные преимущества предприятий сферы услуг: макро, мезоуровень исследования.  / И.Р. Галиуллин И.Р., И.В. Жуковская // Микроэкономика. 2017. № 6. С. 68-73.

2. Жуковская И.В. Рыночные аспекты реализации инвестиционной стратегии корпораций // Экономический вестник Республики Татарстан. 2009. № 4. С. 42-45.

3. Жуковская И.В. Специфика исследования сервисного рынка на примере Республики Татарстан // Микроэкономика. 2020. № 5. С. 93-98.

4. Леонов Е.Ф. Повышение конкурентоспособности малых и средних предприятий сферы услуг на основе формирования институционального пространства.: дис. канд. экон. наук: 08.00.05 / Леонов Егор Федорович. Санкт-Петербург, 2017. С. 189-194.

5. Миндели Д. Основы научного менеджмента. Высшая школа, 1999.

6. Робинсон Дж. Экономические истоки диктатуры и демократии. Высшая экономика, 2006. 512 с.

7. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. М.: ЭКСМО, 2005. 546 с.

8. Khusaenov Rustem R. Development of Innovative Infrastructure Services in The Conditions of Discreteness of Its Components / Rustem R. Khusaenov, Irina V. Zhukovskaya //International Journal of Advanced Research in Engineering and Technology (IJARET). ISSN Print: 0976-6480 and ISSN Online: 0976-6499. 2020. Vol. 11, №3. pр. 276-291.

9. Шаматов И.К. Оценка рынка инновационных стартапов и стейкхолдеров на примере Республики Татарстан / И.В. Жуковская, И.К. Шаматов // Микроэкономика. 2021. №5. С. 30-35.

Прикладные аспекты исследования ресурсного потенциала организаций строительного комплекса

DOI: 10.33917/mic-1.102.2022.66-74

Цель статьи определена необходимостью исследования ресурсного потенциала и его влияния на рост и развитие строительных организаций. В статье определено, что эффективность применяемых ресурсов в деятельности организаций строительного комплекса является резервом развития потенциала строительства как вида экономической деятельности и стимулирует к конкретным действиям по выполнению национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни». Сформулирована гипотеза о том, что идентификация видов потенциала роста и развития организаций строительного комплекса как экономической системы, приобретает реальный смысл только тогда, когда есть возможность адекватного измерения параметров роста и развития экономической системы. Предложены признаки идентификации параметров измерения роста экономики строительных организаций, которые отражают количественные и качественные характеристики   роста их экономики. Расширены виды потенциала, определяющие функционирование и развитие строительных организаций за счет дополнения существующей классификации потенциалом административной трансформации в строительстве. Выделение потенциала административной трансформации в самостоятельный вид ресурсного потенциала обосновано с точки зрения его влияния на весь ресурсный потенциал строительной организации и существующим предпосылками в сфере строительства.

Источники:

1. Грант Р.М. Современный стратегический анализ. 5-е изд.  Питер, 2018.  762 с.

2. Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года. Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: https://www.economy.gov.ru/material/dokumenty/edinyy_plan_po_dostizheniyu_nacionalnyh_celey_razvitiya_rossiyskoy_federacii_na_period_do_2024_goda_i_na_planovyy_period_do_2030_goda.html.html

Как доминировать на локальном рынке мебели, не имея собственного производства

DOI: 10.33917/mic-1.102.2022.55-65

Статья посвящена анализу и прогнозированию институциональной структуры мебельного рынка в России с учетом теории экономического доминирования в многоуровневой экономике. Показано, что несмотря на консервативные изменения рынка, на нем довольно быстро сложилась устойчивая иерархия компаний, определяющая архитектуру и логику его развития в среднесрочной перспективе. В статье подробно рассматривается ситуация на мебельном рынке России в 2020 г., возникшая под влиянием сложившейся эпидемиологической и экономической ситуаций. В разрезе групп, описанных в данной теории, показаны факторы, с которыми пришлось столкнуться мебельным компаниям в зависимости от их размера, положения на рынке и организационного устройства, оценены перспективы их развития и даны общие рекомендации для каждой группы. Выделение ключевых игроков рынка и сопоставление институциональной силы его участников, относящихся к разным уровням иерархии, позволяет формировать сценарии его развития и строить соответствующие прогнозы развития данного сектора экономики. Особое внимание уделяется взаимосвязи структуры и ключевых игроков мебельного рынка и рынка жилищного строительства. Показано, что потенциал взаимного усиления институциональной силы ключевых игроков обоих рынков есть, но пока реализован в слабой степени. Прогнозируется усиление таких взаимосвязей в ближайшие годы.

Источники:

1. Блохин А.А. Институциональная рента в многоуровневой экономике // Проблемы прогнозирования. 2019. № 4. С. 16-26.

2. Блохин А.А., Ломакин-Румянцев И.В., Наумов С.А. Альфа-бизнес на российском продовольственном рынке // Экономические стратегии. 2019. № 6. С. 68-77.

Анализ рациональных предпочтений в имиджеобразующем пространстве

DOI: 10.33917/mic-1.102.2022.40-54

Рассмотрены принципы и алгоритмы анализа рациональных предпочтений целевой группы в имиджеобразующем пространстве с акцентом на корректность применения методов и интерпретации результатов, основанные на выявлении факторов, которые определяют рыночные процессы, и построении образов идеальных товаров/ торговых марок/ фирм в восприятии представителей целевой группы. Обсуждаются вопросы продвижения товара/ торговой марки/ фирмы на основе анализа рациональных предпочтений. Приведены примеры решения с использованием представленного подхода практических задач выявления факторов рационального предпочтения товаров/ торговых марок/ фирм, построения их идеальных образов в пространстве рациональных предпочтений, анализа конфигурации идеальных образов, разработки стратегии и существенных деталей продвижения.

Данная статья является продолжением исследования автора, представленного в №2(97), №3(98), №4(99) и №5(100) журнала за 2021 г.

Источники:

1. Закускин С.В. Анализ рационального выбора в имиджеобразующем пространстве // Микроэкономика. 2021. №5. С.14-29.

2. Закускин С.В. Анализ потребительских идеалов в пространстве имиджеобразующих факторов: постановка задачи и выявление факторов // Микроэкономика. 2021. №2. С. 19-31.

3. Закускин С.В. Особенности анализа сформированности и дифференциации рыночных образов в пространстве рационального отношения // Креативная экономика. 2020. Том 14. № 12. С. 3635-3656.

4. Закускин С.В. Интеграция маркетинговых коммуникаций на основе анализа потребительских предпочтений // Российское предпринимательство. 2018. Том 19. № 6. С.1913-1937.

5. Закускин С.В. Планирование маркетинговых экспериментов // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2018. № 2. С. 100-106.

Методологические подходы к целям развития экономики России в условиях внедрения цифровизации

DOI: 10.33917/mic-1.102.2022.30-39

В статье приводится исследование совокупности национальных программ и федеральных проектов, оказывающих как непосредственное, так и косвенное влияние на формирование кадрового обеспечения национальной программы по созданию цифровой экономики Российской Федерации. Изучаются критерии реализации программ и проектов и динамика изменения их количественных значений. Особое внимание уделено степени применения основных методологических подходов – программно-целевого, комплексного, процессного, системного и ситуационного, как основы построения иерархии совокупности программ и проектов.

Источники:

1. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 (ред. от 19.07.2018). Собрание законодательства РФ, 14.05.2018. № 20. ст. 2817.

2. О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации: Указ Президента РФ от 01.12.2016 № 642. Собрание законодательства РФ, 05.12.2016. № 49. ст. 6887.

3. О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов: Федеральный закон от 02.12.2019 № 380-ФЗ. Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. 03.12.2019. Начало действия документа – 01.01.2020.

4. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»: Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 30.11.2019). Собрание законодательства РФ, 01.01.2018. № 1 (часть II). ст. 375.

5. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»: Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 316 (ред. от 30.11.2019). Собрание законодательства РФ, 05.05.2014. № 18 (часть II). ст. 2162.