Журнал «Экономические стратегии»





Модели и сценарии развития социально-экономических систем

DOI: 10.33917/mic-4.99.2021.5-11

В статье определена цель исследования, заключающаяся в необходимости проведения анализа существующих и прогнозируемых моделей и сценариев развития российских социально-экономических систем. Анализ осуществлен исходя из понимания социально-экономической системы как частичного образа реальности в индивидуальном или общественном сознании.  Приведено краткое описание существующих социально-экономических моделей в России и стратегий их развития. Сделан вывод о важности выбора методов описания моделей развития социально-экономических систем. Выявлены цели и недостатки предлагаемых методов описания модели развития социально-экономических систем.

Источники:

1. Самсонова М.А.   Методология моделирования социально-экономических систем // Вестник ЦЭМИ РАН. 2018.  № 4. DOI: 10.33276/S0000000-3-1. 

2. Прангишвили И.В. Системный подход и повышение эффективности управления. М.: Наука, 2005.  422 с.

3. Клейнер Г.Б. Развитие теории экономических систем и ее применение в корпоративном и стратегическом управлении // Центральный экономико-математический институт, Российская академия наук. Препринт #WP/99/2010, Москва 2010. 43 с.

4. Белоусов А.Р.   Сценарии экономического развития России на пятнадцатилетнюю перспективу. Проблемы прогнозирования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://federalbook.ru/files/FS/Soderjanie/FS-19/III/Belousov.pdf (дата обращения: 11.06.2021).

5. Idrisov G., Mau V., Bozhechkova A. Searching for a New Growth Model // Voprosy Ekonomiki. 2017. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://doi.org/10.32609/0042-8736-2017-12-5-23 (дата обращения: 10.06.2021).

6. Микульский К. Россия в поимках модели экономического роста. // Общество и экономика. 2017.  № 3-4.  С.7-11.

7. Chaparov B., Gospodinova A., Fesoseev I., & Yudenko M.  Institutional risks impact on the growth potential of construction entrepreneurship organizations. Proceedings from: 11th International Conference on Civil Engineering Design and Construction – DCB’2020. Varna, Bulgaria: IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2020. doi:10.1088/1757-899X/951/1/012030.

О совершенствовании модели государственного управления в сфере науки, технологий и инноваций

DOI: 10.33917/mic-4.99.2021.12-21

В статье рассмотрены основные изменения систем управления в сфере науки, технологий и инноваций, задачи, функции и полномочия субъектов управления в связи с принятием новой редакции Конституции Российской Федерации, Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», указов Президента Российской Федерации и ряда иных правовых актов. Предложено создать в структуре Правительства РФ вневедомственный федеральный орган исполнительной власти, основной задачей которого будет организация и координация внедрения достижений науки и технологий в реальный сектор производства. Сформулированы задачи, функции и полномочия такого органа управления.

Источники:

1. Конституция Российской Федерации (принята 4 июля 2020 г.) [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Федеральный конституционный закон от 6.11. 2020 г. № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Указ Президента РФ от 27.07. 2020 г. № 474 «О национальных целях развития России до 2030 года» [Электронный ресурс]. –  Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Указ Президента РФ от 15.02. 2021 г. № 144 «О некоторых вопросах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию» [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Указ Президента РФ от 15. 03.2021 г. 2021 № 143 «О мерах по повышению эффективности государственной научно-технической политики» [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Указ Президента РФ от 01.11.2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

Влияние таможенных платежей как института развития на стимулирование экономического роста

DOI: 10.33917/mic-3.98.2021.22-28

В статье кратко проанализировано влияние таможенных платежей на отдельные параметры финансирования расходов федерального бюджета, направленного на реализацию ключевых приоритетов и национальных целей, что будет способствовать ускорению экономического роста. Показано, что таможенные поступления в федеральный бюджет выступают важной характеристикой, позволяют своей частью удовлетворять общественные потребности, оставаясь одним из стабильных источников формирования его доходов.

Сделан вывод о необходимости внесения в контрольные показатели реализации Стратегии развития таможенной службы РФ до 2030 г.     показателей таможенных платежей, способствующих финансированию программ расходной части бюджета, влияющих на стимулирование экономического роста.

Источники:

 

1. Шумпетер Й.  Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.

2. Стратегия развития федеральной таможенной службы Российской Федерации до 2030 г. // Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.05.2020 № 1388-р. – Доступ из информационно-правового портала «Гарант».

3. Клинова М.В., Сидорова Е.А. Россия – Евросоюз: продолжение санкционного противостояния // Вопросы экономики. 2017. № 6. С. 114-127.

4. Сенчагов В.К. (ред.). Модернизация финансовой сферы России: монография. М.; СПб.: Нестор-История, 2011. 304 с.

5. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов. М.: Министерство финансов Российской Федерации, 2019. С.30-40. 

6. Немирова Г.И. Администрирование таможенных платежей как индикатор развития экономики России //Экономическая безопасность. 2019. Том 2. № 3. С. 245-253. 

7. Романов С.В., Беленчук А.А. (сост.). Бюджет для граждан к Федеральному закону о федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов // Министерство финансов Российской Федерации. М., 2019.

Управление изменениями в Федеральном проекте «Региональная местная дорожная сеть» в составе Национального проекта «Безопасные качественные дороги» на основе моделей преобразований 4P «Ориентация на результаты», «трансформационный треугольник» и 4R Гуияра-Кейли

DOI: 10.33917/mic-4.99.2021.29-41

В данной статье рассмотрен вопрос управления изменениями в Федеральном проекте «Региональная и местная дорожная сеть» в составе Национального проекта «Безопасные качественные дороги» на основе моделей преобразований 4Р, «трансформационный треугольник» и 4R Гуияра-Кейли. Установлено, что инвестиционный потенциал Федерального проекта значительный и, используя смешанные инвестиции заинтересованного среднего и крупного бизнеса, а также государственные средства, транспортная отрасль на данном этапе в основном решила основную инвестиционную задачу на федеральном и региональном уровнях – восстановления и модернизации транспортного комплекса в 83 субъектах РФ и 104 городских агломерациях.

Источники:

1. Агеев А.И., Бондарик В.Н., Иванова О.Д., Кудрявцев А.В., Лощинин А.А. Технократическая концепция проектов цифровой экономики: синергия интеграции систем и данных //Микроэкономика. 2018. № 5. С.14-21.

2. Безпалов В.В. Особенности и проблемы диагностики при проведении мероприятий по реструктуризации региональной системы управления //Экономика и менеджмент систем управления. 2014. № 1-2 (11). С. 207-216.

3. Безпалов В.В. Методы исследования региональных промышленных рынков в сфере внешнеторговой деятельности в условиях импортозамещения //Экономика и предпринимательство. 2017. № 8-2 (85). С. 208-212.

4. Володина О.А., Крыгина И.Е., Неретин А.А. Структурные особенности логистических рисков российского транспортного рынка //Евразийское Научное Объединение. 2021. № 2-4 (72). С. 233-236.

5. Горин Д.С. Оценка отраслевой значимости машиностроительных предприятий на основе анализа основных производственных фондов //Экономика и предпринимательство. 2013. № 12-4 (41). С. 319-322.

Анализ эмоциональных предпочтений в имиджеобразующем пространстве

DOI: 10.33917/mic-4.99.2021.42-56

Рассмотрена задача анализа потребительских идеалов в имиджеобразующем пространстве с акцентом на корректность применения методов и интерпретации результатов. Представлены принципы и алгоритмы исследования эмоциональных предпочтений целевой группы на базе выявления имиджеобразующих факторов, которые определяют рыночные процессы, и построения эмоциональных образов идеальных товаров/ торговых марок/ фирм в восприятии представителей целевой группы. Обсуждаются вопросы продвижения товара/ торговой марки/ фирмы на основе анализа потребительских идеалов в эмоциональной сфере. Приведены примеры решения с использованием представленного подхода практических задач выявления факторов эмоционального предпочтения товаров/ торговых марок/ фирм, построения их идеальных образов в пространстве эмоционального предпочтения, анализа конфигурации идеальных образов, разработки стратегии и существенных деталей продвижения.

Данная статья является продолжением исследования автора, представленного в №2(97) и №3(98) журнала за 2021 г.

Источники:

1. Закускин С.В. Анализ потребительских идеалов в имиджеобразующем пространстве: построение идеальных образов //Микроэкономика. 2021. №3 (98). С. 22-31.

2. Закускин С.В. Анализ потребительских идеалов в пространстве имиджеобразующих факторов: постановка задачи и выявление факторов // Микроэкономика. 2021. №2(97). С. 19-31.

3. Закускин С.В. Анализ сформированности рыночных образов // Креативная экономика. 2020. Том 14. № 6. С. 1115-1136.

4. Павлов О.Ю. Бренд-менеджмент: глубинный семантический дифференциал бренда // Креативная экономика. 2012. № 9. С.96-106.

5. Чан Ким В., Моборн Р. Стратегия голубого океана. Как найти или создать рынок, свободный от других игроков. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. 336 с.

Оценка конъюнктуры рынка и развития сервисизации мезо-экономического уровня

DOI: 10.33917/mic-4.99.2021.57-62

В научной статье исследованы терминологические понятия сервисизации, услуги и рынка услуг в рамках классической и современной научных школ. Классифицированы различные виды услуг и выявлены ключевые факторы, способствующие развитию сервисизации и конъюнктуры рынка. Структурирован конкурентный рынок услуг на примере Республики Татарстан.

Источники:

1. Вайсман Е.Д. Повышение конкурентоспособности промышленного предприятия на основе инновационной модели развития.: дис. доктора экон. наук: 08.00.05 / Вайсман Елена Давидовна. Челябинск, 2011. C.168-172.

2. Галиуллин И.Р. Оценка эффекта синергии в исследовании конкурентного рынка сферы услуг на примере DIY –сектора /И.Р. Галиуллин, И.В. Жуковская // Микроэкономика. 2019. № 2. С. 44-49.

3. Галиуллин И.Р. Инновационные конкурентные преимущества предприятий сферы услуг: макро, мезоуровень исследования /И.Р. Галиуллин, И.В. Жуковская //Микроэкономика. 2017. №6. С.68-72.

4. Жуковская И.В. Специфика исследования сервисного рынка на примере Республики Татарстан //Микроэкономика. 2020. № 5. С. 93-98.

5. Жуковская И.В  Эффективность управления инвестиционными ресурсами предприятия //Экономика и управление. 2010. № 4. С. 76-78.

6. Кершенбаум В.Я. Управление конкурентоспособностью организации. Управленческие, внешнеэкономические и конструкторско-технологические аспекты. М.: Информтехника, 2006. С. 372 -378.

7. Клюшкин А.И. Методика «стоимостного разрыва» как инновационный метод управления предприятиями сферы услуг в условиях кризиса /А.И. Клюшкин, И.В. Жуковская //Микроэкономика. 2018. № 1. С. 35-40.

8. Макэлрой Дж. Роль инноваций в экономике //Финансы. 1999. № 18. С. 113-116.

9. Фатхутдинов Р.А. Качество и ресурсосбережение – ключевые факторы конкурентоспособности. Учебник. – 2-е изд. М: Изд-во Эксмо, 2005. С. 456-459.

Социальная ответственность, конкурентоспособность компании и создание ценности

DOI: 10.33917/mic-4.99.2021.63-70

Многие компании продолжают рассматривать создание ценности слишком односторонне, стремясь максимизировать краткосрочные финансовые результаты, и игнорируя влияние более широкого набора факторов, которые определяют долгосрочную конкурентоспособность. Признание потребности в новой парадигме конкурентоспособности, опирающейся на комплексный подход, с учетом финансовых и нефинансовых целей, уже есть среди стратегических мыслителей и успешных бизнес-лидеров, на практике появляются многообещающие элементы новой модели. Пока для многих компаний вопросы социальной ответственности остаются факультативными, не обязательными к включению в стратегическую повестку дня. Усилия в этом направлении остаются на периферии, а не в центре внимания менеджеров. В статье рассматривается взаимосвязь между социальной ответственностью, конкурентоспособностью компании и созданием ценности.

Источники:

1. Пятанова В.И. Стратегия и конкурентное преимущество компании. Монография. Москва: Хлебпродинформ, 2011. 140 с.

2. Porter M. E., Kramer M.R. Creating Shared Value //Harvard Business Review, January-February 2011.  pp. 62-77.

3. Porter M. E., Kramer M.R. Strategy & Society: The Link Between Competitive Advantage and Corporate Social Responsibility //Harvard Business Review, December 2006.  pp. 78-92.

4. Pyatanova V.I., Pyatanov I.A. Responsible finance: application and challenges for society, governments and corporations (2020) //Upravlenie, 8 (1), pp. 57-62.

5. How millennials are driving the rise of conscious capitalism. Bank Australia: Coming clean.  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.theguardian.com/bank-australia-clean-money/2019/feb/20/how-millennials-are-driving-the-rise-of-conscious-capitalism (дата обращения: 15.06.2021).

6. 2018 Deloitte Millennial Survey. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://www2.deloitte.com/tr/en/pages/about-deloitte/articles/millennialsurvey-2018.html (дата обращения: 15.06.2021).

7. The Global Competitiveness Report. How Countries Are Performing on the Road to Recovery. Special Edition 2020. World Economic Forum. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www3.weforum.org/docs/WEF_TheGlobalCompetitivenessReport2020.pdf  (дата обращения: 15.06.2021).

Практическое применение результатов космической деятельности в транспорте

DOI: 10.33917/mic-4.99.2021.71-75

Выход нашей страны в космос в двадцатом веке имел огромное политическое и экономическое значение. В настоящее время космос остается приоритетным и важным направлением в экономике и политике государств. Применение космических технологий представляет собой огромный бизнес многоотраслевого характера, имеющий колоссальный потенциал в росте доходов страны.

В статье анализируется применение космических технологий в транспортной инфраструктуре, рассматривается зарубежный и российский опыт.

 

Источники:

1. Захарова Е.В., Шавина Е.В. Единое цифровое пространство ЕАЭС как определяющая сила развития этих стран
//В сборнике: Экономическое развитие в XXI веке: тенденции, вызовы и перспективы. Сборник научных трудов VI Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. 2018. С. 145-150.

2. Муртузалиев С.С. Устойчивое и эффективное экономическое развитие: новые векторы /В сборнике: Проблемы и перспективы развития промышленности России А.В. Быстров, Н.А. Волобуев, А.В. Брыкин, Г.А. Лавринов, V.V. Golubev, А.И. Кучеренко, В.Н. Юсим, В.Д. Свирчевский, А.Р. Есина, В.Ю. Иванова. Москва, 2019. С. 400-404.      

3. Муртузалиева С.Ю.Бурсевич И.И.Муртузалиев С.С. Четвертая промышленная революция: ноономика в прогрессивном мире /Russian Journal of Management. 2020. Т. 8. № 1. С. 16-20.              

4. Таржманова Р.Ш., Новоселов А.С., Грошева П.Ю. Исследование теории и практики внедрения цифровых технологий в высокотехнологичных организациях в условиях перехода к цифровой экономике //Экономика и управление: проблемы, решения. 2019. Т. 2. № 11. С. 24-33.

5. Чурсин А.А., Юдин А.В., Грошева П.Ю., Мыслякова Ю.Г., Неклюдова Н.П. Оценка предрасположенности территорий к размещению «умных» компаний//Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2021. Т. 14. № 3. С. 99-117.

Управление цепями поставок шельфовых проектов в Арктике на основе цифровой трансформации

DOI: 10.33917/mic-4.99.2021.76-87

В статье дана сравнительная оценка цифровой зрелости ведущих нефтегазовых компаний РФ, допущенных для работы на арктическом шельфе (ПАО «Газпром нефть» и ПАО «Роснефть»), в сегменте разведки и добычи по этапам цикла «вещь-цифра-вещь», а также проведено сопоставление с ведущими практиками в сфере проектной логистики на шельфе. Были выявлены примерные пределы снижения себестоимости за счет цифровой трансформации арктических проектов и факторы, ограничивающие рентабельность шельфовых проектов в Арктической зоне РФ. Исследование базируется на современных подходах к устойчивому управлению цепями поставок в нефтегазовой отрасли, рационализации взаимодействий в цепях поставок шельфовых проектов. В статье выявлена специфическая группа факторов ограничения рентабельности арктических проектов, характерных для Арктической зоны РФ.

Установлено, что ключевым фактором, ограничивающим перспективы цифровой трансформации шельфовых проектов в Арктической зоне РФ, является рост технологического отставания нефтесервисных компаний. Для повышения уровня цифровой зрелости цепи поставок шельфовых проектов необходимо концентрировать внимание на прорывных (дизруптивных) технологиях, использование которых позволит добиться существенного снижения себестоимости добычи нефти на территории Арктической зоны.

 

Источники:

1. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года: Утверждено Президентом РФ от 20 февраля 2015 г.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.government.ru (дата обращения: 26.05.2021).

2. Алексеев А. Цифровая стратегия блока разведки и добычи: скорость и эффективность //Сибирская нефть. 2019. № 2 (159). С.24-27.

Зарубежный опыт управления пространственным развитием: муниципальный аспект

DOI: 10.33917/mic-4.99.2021.88-93

Статья посвящена рассмотрению зарубежной практики управления пространственным развитием на муниципальном уровне. Рассмотрен теоретический вектор управления пространственным развитием регионов, показаны участники этого процесса. Анализируются наиболее важные направления практической деятельности местных органов власти, регулирующие структуру управления пространственным развитием.  

С учетом зарубежной практики управления пространственным развитием на муниципальном уровне, сделан вывод о необходимости более широкого межрегионального взаимодействия российских территорий, повышения уровня их инфраструктурного обеспечения, более инициативного вовлечения муниципалитетов в хозяйственную деятельность.

Источники:

1. Краснопольский Б.Х. Пространственно-экономическое планирование: опыт Великобритании (о докладе «Рамки политики национального планирования») // Пространственная экономика. 2012. № 2. С.168-173.

2. Ефремова К.А. Формирование «нового мирового порядка»: теоретические интерпретации и практическая реализация //Сравнительная политика. 2016. № 2 (23). С. 10.

3. Черкасов А.И. Местное управление в США: современные проблемы и перспективы //Труды Института государства и права Российской академии наук. 2015. № 6. С.147.

4. Митрофанова И.В. и др. Мегапроекты развития территорий: опыт США и Российской Федерации // Стратегия развития экономики. 2014. № 31 (268). С. 31-32.

5. О компании SBA [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sba.gov/aboutsba/indexprofile.html  (дата обращения: 12.06.2021).

6. Курильченко И.Г., Ахмедова А.В. Формы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в США //Инновации и инвестиции. 2018. № 2. С.110.

7. Кирсанов С.А. и др. Местное самоуправление за рубежом. СПб., 2008.             136 с.