Семантика жертвы
DOI: 10.33917/es-2.188.2023.132-135
Статья посвящена осмыслению места феноменов жертвы и жертвоприношений в истории мировой культуры и в социокультурных практиках от зарождения до современного состояния. Изучены основные социокультурные паттерны жертвы и их связки с другими культурными универсалиями — игрой, мифом, обрядами перехода, этнической ментальностью. Проанализированы социокультурные функции феноменов жертвы в процессах смены технологической укладности в Новое и Новейшее время и в современном сетевом обществе. Сделан вывод о том, что связка жертвы, игры, мифа и героического начала есть универсальный регулирующий, синтезирующий и продвигающий переходный фактор. Этот фактор в антропосфере запускает процесс появления в ней особой структуры самоподдержания и саморазвития, иначе — социокультурного матрикса (инварианта, гомеорезиса), важнейшего элемента устойчивости в условиях любого кризиса и любого перехода.
Источники:
1. Попович А.И. Жертва ≪живая≫ и ≪мертвая≫. Топос и разночтения книжности Древней Руси XI–XIV веков // Летняя школа по русской литературе. Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2019. Т. 15. № 2–3. С. 115–135.
2. Жертвоприношение: Ритуал в искусстве и культуре от древности до наших дней / Отв. ред. Л.И. Акимова. М.: Языки русской культуры, 2000. 534 с.
3. Что подразумевается под жертвоприношением в Новом Завете? [Электронный ресурс] // Энциклопедия Genon. URL: https://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=65ee0002-0700-4d2f-bc00-ecd322acf36e.
4. Агамбен Д. Homo sacer. Суверенная власть и голая жизнь. М.: Европа, 2011.
5. Китай. Язык, образование, бизнес. Статья ≪Жертва≫. 2004.