Доминирование национальных систем высшего образования на международном рынке
DOI: https://doi.org/10.33917/es-3.183.2022.148-163
Теория экономического доминирования в многоуровневой экономике, разработанная А.А. Блохиным, И.В. Ломакиным-Румянцевым, активно проверяется исследователями на различных рынках с 2019 г. — распределение игроков на рынках по уровням доминирования позволяет формулировать возможные стратегии их дальнейшего развития. Данная статья является развитием работ, посвященных исследованию конкуренции на рынке образования, и представляет результаты анализа экономического доминирования национальных образовательных систем на международном рынке высшего образования в 2018–2021 гг. Целью статьи является анализ предметных направлений в рейтинге QS с целью выявления доминирования стран в сфере образования на основе представленности стран в этом рейтинге. Выборка исследования состоит из 58 предметных рейтингов QS subject ranking за 2018–2021 гг. Основной инструмент анализа — матрица SV (strength/variety — рыночная сила/разнообразие), в статье предложена адаптация матрицы SV, когда индекс Линда показывает граничные значения при определении размера доминирующей группы. Матрица SV дает валидные результаты и позволяет как качественно, так количественно оценить позиции стран в образовательных рейтингах. Анализ с помощью матрицы SV позволил выделить 8 из 15 предметных направлений, в которых наблюдается явное доминирование, и определить позиции российских университетов относительно доминирующей группы. Была подтверждена гипотеза о вхождении США в доминирующие группы по большинству направлений социальных наук и менеджмента и выделены те предметные направления, где лидируют высшие образовательные системы других стран. Научная новизна работы заключается в предложении и апробировании метода оценки уровня доминирования национальных образовательных систем на международном рынке образования. Предложенный инструмент позволяет проанализировать позиции разных стран в международном образовательном пространстве, как в динамике, так и в статике (оценивать уровень конкурентоспособности национальных образовательных систем), теоретически осмыслить уровень дифференциации национальных образовательных систем в тех или иных предметных рейтингах, дать оценку концентрации (барьеры входа игроков в рейтинг) и силы конкуренции (насколько сильно отличаются игроки) предметных направлений.