Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «высшее образование»


Доминирование национальных систем высшего образования на международном рынке

DOI: https://doi.org/10.33917/es-3.183.2022.148-163

Теория экономического доминирования в многоуровневой экономике, разработанная А.А. Блохиным, И.В. Ломакиным-Румянцевым, активно проверяется исследователями на различных рынках с 2019 г. — распределение игроков на рынках по уровням доминирования позволяет формулировать возможные стратегии их дальнейшего развития. Данная статья является развитием работ, посвященных исследованию конкуренции на рынке образования, и представляет результаты анализа экономического доминирования национальных образовательных систем на международном рынке высшего образования в 2018–2021 гг. Целью статьи является анализ предметных направлений в рейтинге QS с целью выявления доминирования стран в сфере образования на основе представленности стран в этом рейтинге. Выборка исследования состоит из 58 предметных рейтингов QS subject ranking за 2018–2021 гг. Основной инструмент анализа — матрица SV (strength/variety — рыночная сила/разнообразие), в статье предложена адаптация матрицы SV, когда индекс Линда показывает граничные значения при определении размера доминирующей группы. Матрица SV дает валидные результаты и позволяет как качественно, так количественно оценить позиции стран в образовательных рейтингах. Анализ с помощью матрицы SV позволил выделить 8 из 15 предметных направлений, в которых наблюдается явное доминирование, и определить позиции российских университетов относительно доминирующей группы. Была подтверждена гипотеза о вхождении США в доминирующие группы по большинству направлений социальных наук и менеджмента и выделены те предметные направления, где лидируют высшие образовательные системы других стран. Научная новизна работы заключается в предложении и апробировании метода оценки уровня доминирования национальных образовательных систем на международном рынке образования. Предложенный инструмент позволяет проанализировать позиции разных стран в международном образовательном пространстве, как в динамике, так и в статике (оценивать уровень конкурентоспособности национальных образовательных систем), теоретически осмыслить уровень дифференциации национальных образовательных систем в тех или иных предметных рейтингах, дать оценку концентрации (барьеры входа игроков в рейтинг) и силы конкуренции (насколько сильно отличаются игроки) предметных направлений.

К вопросу о совершенствовании системы высшего образования на современном этапе развития

DOI: 10.33917/mic-2.97.2021.14-18

В статье рассмотрен ряд проблем, связанных с развитием системы высшего образования на современном этапе, и текущие меры Правительства Российской Федерации по ее упорядочению.  Обоснована необходимость принятия неотложных мер по совершенствованию процесса обучения в магистратуре. Даны предложения по первоочередным мерам решения вопросов подготовки магистров, как наиболее квалифицированных специалистов своего профиля, и их востребованности хозяйствующими субъектами.

Источники:

 

1. Университеты на перепутье: Высшее образование в России /Д.П. Платонова, Е.С. Абалмасова, С.К. Бекова и др.; под ред. Д.П. Платоновой, Я.И. Кузьминова, И.Д. Фрумина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 318 с.

2.    Исследование показало, сколько выпускников вузов… [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ria.ru›20190902/1558146808.html (дата обращения: 09.01.2021).

3.    Росстат [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gks.ru/compendium/document/13265 (Итоги выборочного обследования рабочей силы Обследование рабочей силы 2019 / ors-2019g.rar / таб. 2.75) (дата обращения: 11.01.2021).

4.    Все об образовании в России и за рубежом [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ucheba.ru›article/6323 (дата обращения: 11.01.2021).

5.    Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 № 3697-Р «О реализации программы стратегического академического лидерства «ПРИОРИТЕТ-2030». – Доступ из справочной правовой системы КонсультантПлюс.

6.    Студенты вузов будут сдавать профэкзамены рубежом [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.pro-personal.ru/news/1089481-20-m12-studenty-vuzov-budut-sdavat-profekzameny (дата обращения: 11.01.2021).

7.    Федеральный закон «О независимой оценке квалификации» от 03.07.2016 № 238-ФЗ. – Доступ из справочной правовой системы КонсультантПлюс.

Профессиональное образование молодых поколений как средство расширения влияния российской культуры и русского языка

Номер 8. Мысли меняют мир
Профессиональное образование молодых поколений как средство расширения влияния российской культуры и русского языка

В статье анализируется российская система высшего образования как важнейшая часть «мягкой силы» внешней политики России. Проводится сравнение потенциальных контингентов молодежи в странах СНГ на фоне демографического старения. Рассматривается роль Россотрудничества в политике распространения русского языка на постсоветском пространстве. Делается вывод о заинтересованности России в привлечении иностранной молодежи в российские вузы и об отсутствии адекватной государственной политики, предлагаются меры по кардинальному изменению ситуации в обучении иностранных студентов в российских университетах.

ВТО и модернизация образования в России: что нас ожидает?

Номер 3. Концептуальные вирусы

Вступление России в ВТО усилит международный обмен в сфере образования, не только позволит выйти на глобальный рынок образовательных услуг, но и откроет «свои двери» для иностранных образовательных учреждений, что создаст множество проблем. Авторы статьи задаются вопросом: как дать шанс системе высшего образования в России не проиграть конкурентную борьбу…

Методологические аспекты инновационного развития России

Номер 7-8. И земля горит…

Надо лечить главную болезнь России — бессубъектность; эта болезнь поразила в той или иной степени всех основных участников модернизационного процесса (государство, общественные и политические сообщества, социальные  институты).