Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «вооруженные силы»


Опыт военно-гражданского слияния в США и Китае: нужен новый организационно-стратегический инжиниринг в российских оборонных и гражданских отраслях

DOI: 10.33917/mic-4.117.2024.5-17

В США и Китае в условиях подготовки к большой войне идет интенсивная перестройка не только вооруженных сил, но и промышленности, обеспечивающей военные нужды. Ключевой тенденцией является выработка и реализация стратегий военно-гражданского слияния. Российский опыт проведения СВО, в том числе анализ проблем НАТО с обеспечением техникой и вооружением реальных и потенциальных военных противников России и противостояния этим процессам со стороны ОПК России, актуализировали проблему разработки нового подхода к организационно-стратегическому инжинирингу в российских оборонных и гражданских отраслях промышленности и научно-технического сектора.

Источники:

1. Агеев А.И., Логинов Е.Л. Россия в новой экономической реальности. М.: ИНЭС, 2016. 460 с.

2. Агеев А.И. Динамика и структура глобальных рисковСтратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. 2013. Т. 3. № 2(5). С. 7–8.

3. Агеев А.И., Бахтизин А.Р., Макаров В.Л., Логинов Е.Л., Хабриев Б.Р. Экономический фундамент победы: стратегический прогноз устойчивости экономики России в условиях санкционных атакЭкономические стратегии. 2023. Т. 25. № 3(189). С. 6–15. DOI: https://doi.org/10.33917/es-3.189.2023.6-15

4. Иванов С. Военные инновации США. Инфраструктура и проекты. Миртесен. 2021. 15 сентября. URL: https://s30116489994.mirtesen.ru/blog/43322544035/Voennyie-innovatsii-SSHA-Infrastruktura-i-proektyi

5. Кокошин А.А. Военная реформа в КНР в 2015–2020 гг.: оборонные, внешнеполитические аспекты. М.: ИСПИ РАН, 2016. С. 39.

6. Агеев А.И., Капустян С.Г., Коробкин В.В. Состояние и прогнозные ожидания развития мирового рынка робототехники. Искусственный интеллект. Теория и практика. 2023. № 3(3). С. 50–58.

7. Грабчак Е.П., Логинов Е.Л., Чиналиев В.У., Епишкин И.И. Управление развитием сложных научно-технических комплексов на основе интеллектуальных цифровых платформ (реализация компетенций Госкомитета СССР по науке и технике в условиях цифровой экономики). М.: Институт экономических стратегий, 2023. 504 с.

Тотальная цифра: пандемия как портал в будущее

DOI: 10.33917/es-1.175.2021.70-81

В обзоре стратегических тенденций 2020 г. представлен анализ ключевых составляющих интегральной мощи страны — экономики, внешней политики, вооруженных сил, территории, природных ресурсов, культуры и религии, науки и образования, населения, управления — в соответствии с оригинальной методикой, разработанной специалистами Института экономических стратегий

Источники:

 

1. Агеев А.И., Куроедов Б.В., Мэтьюз Р., Сандаров О.В. Методология стратегической матрицы. М.: ИНЭС, 2004.

2. Агеев А.И., Куроедов Б.В. Особенности применения методологии стратегической матрицы при прогнозировании развития государств (на примере России и Китая). М.: Институт экономических стратегий, 2008. 296 с.

3. Выступление Антониу Гутерреша на мероприятии «Давосская повестка дня» [Электронный ресурс] // United Nations Secretary-General. 2021. 25 января. URL: https://www.un.org/sg/en/content/sg/statement/2021-01-25/secretary-generals-specialaddress-davos-agenda-delivered.

4. Счетная палата назвала данные по спаду ВВП статистическим феноменом [Электронный ресурс] // РИА Новости. 2020. 28 октября. URL: https://ria.ru/20201028/ekonomika-1581880990.html.

5. Академик назвал две причины ужасающей убыли населения России [Электронный ресурс] // MK.RU. 2021. 29 января. URL: https://www.mk.ru/economics/2021/01/29/akademik-nazvaldve-

prichiny-uzhasayushhey-ubyli-naseleniya-rossii.html?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com.

6. Александр Аузан: Новый договор: как меняется спрос общества на государство [Электронный ресурс] // Forbes. 2020. 21 декабря. URL: https://www.forbes.ru/obshchestvo/416531-novyydogovor-kak-menyaetsya-spros-obshchestva-na-gosudarstvo.

7. Ежегодная пресс-конференция Владимира Путина 17 декабря 2020 года [Электронная ресурс] // Официальный сайт Президента РФ. 2021. 27 января. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/64671.

Моделирование и оценка национальной силы России

DOI: 10.33917/es-2.168.2020.6-19

В статье анализируется мировой опыт оценки национальной силы, являющейся наиболее информативным и популярным индикатором, характеризующим совокупный потенциал конкретной страны, позволяющий сравнивать уровень ее военной мощи и социально-экономического развития с другими странами. Моделирование и оценка показателя национальной силы чрезвычайно важны для корректировки стратегических документов, связанных с долгосрочным развитием страны, а также ее внешней политикой. Во многих странах показатель национальной безопасности оценивается узким кругом экспертов или усредненными результатами опросов более широкого числа респондентов. Недостаток этого подхода заключается в субъективизме, в конечном счете в недостоверной оценке. Авторы приводят научно обоснованную методику моделирования и оценки национальной силы. При формировании компонент интегрального показателя национальной силы используют ключевые целевые индикаторы, установленные в документах стратегического планирования России. Результаты расчетов интегральных показателей национальной силы, полученные путем свертки с использованием факторного анализа групповых индексов, показывают, что на данный момент Россия является мировым лидером (на уровне 3–4-го места среди 193 стран — членов ООН)

Источники:

1. Merritt R.L., Zinnes D.A. Alternative Indexes of National Power // In Richard J. Stoll and Michael D. Ward (eds.). Power in World Politics. Boulder: Lynne Rienner, 1989. P. 11–28.

2. Merritt R.L., Zinnes D.A. Validity of power indices. International Interactions. N 14. P. 141–151. DOI: 10.1080/03050628808434697.

3. Marshall A.W. A Program to Improve Analytic Methods related to Strategic Forces [Электронный ресурс] // Policy Sciences. 1982. N 15(1). P. 47–50. URL: https://doi.org/10.1007/BF00143367.

4. Spykman N.J. America’s Strategy in World Politics: The United States and the Balance of Power. 1942; reprint, Hamden, CT: Archon Books, 1970.

5. Morgenthau H.J. Politics among Nations: The Struggle for Power and Peace, 1st edition. New York, Alfred A. Knopf, 1948.

6. Morgenthau H.J. Politics among Nations: The Struggle for Power and Peace, 2nd edition. New York, Alfred A. Knopf, 1954.

7. Waltz K.H. Theory of International Politics. Addison-Wesley Publishing Company, 1979.

8. Mearsheimer J.J. The Tragedy of Great Power Politics. New York, London: W.W. Norton & Company, 2001.

9. Singer J.D., Bremer S., Stuckey J. Capability Distribution, Uncertainty, and Major Power War, 1820–1965 // In: Russett, Bruce M. ed. Peace, War, and Numbers. Beverly Hills: Sage Publications, 1972. P. 19–48.

10. Muir R.E. Modern Political Geography. London: Macmillan, 1975.

11. Michalik D. Modelowanie mi dzynarodowego układu si z wykorzystaniem syntetycznych miar pot gi. PhD dissertation. Warszawa: Uniwersytet Warszawski, 2010.

12. Айвазян С.А. Методы эконометрики. М.: Магистр, ИНФРА-М, 2010.

13. Statista [Сайт]. URL: https://www.statista.com.

14. United States Geological Survey [Сайт]. URL: https://www.usgs.gov.

 

Карлос Пратс — главком времен глубоких перемен

Номер 5-6. Пять сценариев на век
Карлос Пратс — главком времен глубоких перемен

11 сентября 1973 г. в Чили произошел военный переворот. Это был не обычный мятеж гарнизонного типа, а отлично спланированная военная операция, в центре которой была комбинированная атака с применением авиации, артиллерии и пехоты. Восставшие сразу же заняли все государственные и правительственные учреждения. Офицеров, отказавшихся поддержать путч, расстреляли. В результате переворота были свергнуты президент Сальвадор Альенде и правящая партия Народного единства. К власти пришла военная хунта. Ее лидером считался главнокомандующий сухопутными войсками Чили Аугусто Пиночет Угарте, сменивший на этом посту выдающегося военного и политического деятеля Чили генерала Карлоса Пратса, о котором и пойдет речь в данной статье. Статья повествует о времени, когда он командовал чилийской армией, и кульминационном моменте в его военной карьере, а также о том, какую роль Пратс сыграл в драматических событиях, имевших место в Чили в 70-х годах XX в. Здесь также приведены записи из личного дневника Карлоса Пратса, в котором он поведал о том, что означали для его страны годы работы правительства Сальвадора Альенде и какова была подлинная роль вооруженных сил Чили в политическом процессе, происходившем в стране.

Homo proponit, sed dues disponit

Номер 1. Выбор идентичности
Homo proponit, sed dues disponit

Институт экономических стратегий в проекте «Стратегическая матрица России» вновь определяет важнейшие стратегические тенденции минувшего 2013 г. по девяти факторам стратегической матрицы: управление, территория, природные ресурсы, население, экономика, культура и религия, наука и образование, вооруженные силы, геополитическая среда.

Концепция «сетецентрической» войны для армии России: «множитель силы» или ментальная ловушка?

Номер 5. Предвестники памяти

В последнее время при обсуждении характера войн будущего и способов их ведения в работах российских авторов довольно часто употребляются такие понятия, как «сетецентричная», «сетецентрическая», «сетевая» война, «сетецентрические боевые действия», «сетецентрические операции», «сетецентрическое противодействие», «сетецентрирование», «универсальные сетецентрические средства» и т.д. и т.п., вплоть до «оборонительного сетецентризма». При этом авторы порой вкладывают в эти понятия довольно разные смыслы и значения. Именно о смысле понятия «сетецентрическая война», возможности и целесообразности применения концепции «сетецентрической» войны к Вооруженным Силам Российской Федерации и идет речь в статье.

Безопасность государства под угрозой!

Номер 3. Чаяние Света

О неучтенных уроках истории, событиях на Ближнем Востоке и проблемах межнациональных отношений в интервью ответственному за реализацию общественных проектов журнала «ЭС» Игорю Смыкову рассказал председатель Центрального комитета Коммунистической партии Российской Федерации Геннадий Андреевич Зюганов, критикуя деятельность Правительства РФ в системе образования, в вопросах вступления в ВТО, в отношениях с НАТО.

Военный потенциал 100 ведущих стран мира

Номер 1. Голливуд как пароль

Рейтинг военной мощи 100 ведущих стран мира в соответствии с общей методологией «Стратегической матрицы».