Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «технологический суверенитет»


Экономическая безопасность и технологический суверенитет в современной промышленной политике

DOI: 10.33917/mic-6.119.2024.94-103

В статье рассмотрен глобальный тренд «перезагрузки» национальных промышленных стратегий в условиях геополитических и геоэкономических вызовов последних лет. Описан переход стран от приоритетов экономической эффективности к доминирующим приоритетам экономической безопасности и курсу на достижение технологического суверенитета (самодостаточности) как ее центральной составляющей.  Представлены анализ этого курса в ведущих экономиках мира (ЕС, США, Китай) и ключевые риски для его успешной реализации. Отдельное внимание уделено аналогичному российскому курсу – безальтернативному в условиях санкционного давления. Сделан вывод, что во всех типах экономик, включая Россию, достижение технологического суверенитета может оказаться более трудной задачей, чем ожидают правительства, и что накопление факторов неэффективности от фрагментации мировой экономики на блоки со временем вынудит страны вновь вернуться к большей экономической открытости.

Источники: 
 
1. Смородинская Н.В. Глобализированная экономика: от иерархий к сетевому укладу. М.: Институт экономики РАН, 2015. 344 с.

2. Aiginger K.Ketels C. Industrial policy reloaded. Journal of Industry, Competition and Trade. 2024. №24. p. 7.

3. Evenett S.Jakubik A.Martín F.Ruta M. The return of industrial policy in data. The World Economy. 2024. №47 (7). pp. 2762–2788.

4. Смородинская Н.В.Катуков Д.Д. Курс на технологический суверенитет: новый глобальный тренд и российская специфика. Балтийский регион. 2024. Т. 16. № 3. С. 108–135.

5. Morgan T.C.Syropoulos C.Yotov Y.V. Economic sanctions: Evolution, consequences, and challenges. Journal of Economic Perspectives. 2023. №37 (1). pp. 3–29.

6. Cha V.D. Collective resilience: Deterring China’s weaponization of economic interdependence. International Security. 2023. №48 (1). pp. 91–124.

7. Tung R.L.Zander I.Fang T. The Tech Cold War, the multipolarization of the world economy, and IB research. International Business Review. 2023. №32 (6). p.102195.

8. Aiyar S.Ilyina A.Chen J.Kangur A.Trevino J.Ebeke C.Gudmundsson T.Soderberg G.Schulze T.

Kunaratskul T.Ruta M.Garcia-Saltos R.Rodriguez S. Geoeconomic fragmentation and the future of multilateralism. IMF Staff Discussion Notes, 2023. 42 p.

Экономическая безопасность как фактор обеспечения суверенного научнотехнологического развития и повышения национальной конкурентоспособности Российской Федерации

DOI: 10.33917/es-4.196.2024.74-81

В статье рассмотрены вопросы стимулирования экономики РФ через механизм реализации мегапроектов, оценены риски реализации и даны рекомендации по обеспечению экономической безопасности РФ в условиях текущей структуры ВВП.

Источники:

1. Распоряжение Правительства РФ от 20 мая 2023 г. № 1315- р «Об утверждении Концепции технологического развития на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. Кодекс. URL: https:// docs.cntd.ru/document/1301657597#6580IP

2. Пленарное заседание Евразийского экономического форума [Электронный ресурс]. Официальное интернет-представительство президента России. 2023. 24 мая. URL: http://www. kremlin.ru/events/president/news/71198

3. Указ Президента РФ от 28 февраля 2024 г. № 145 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/00012 02402280003?index=2

4. Морунов В.В. Теоретические подходы к определению сущности экономической безопасности [Электронный ресурс]. ВЭПС. 2011. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskiepodhody-k-opredeleniyu-suschnosti-ekonomicheskoy-bezopasnosti

5. Радыгин А.Д., Энтов Р.М., Абрамов А.Е., Чернова М.И., Мальгинов Г.Н. Приватизация 30 лет спустя: масштабы и эффективность государственного сектора [Электронный ресурс]. М.: ИД «Дело» РАНХиГС. 2019. URL: https://ipei.ranepa.ru/ru/kgu

6. Лихолетов В.В. Стратегические аспекты экономической безопасности [Электронный ресурс]. Образовательная платформа «Юрайт». 2023. 201 с. URL: https://urait.ru/bcode/519502

7. Власти обсудили ввод гарантированного дохода для инвесторов в мегапроекты. Государство может обеспечить им хеджирование рисков [Электронный ресурс]. РБК. 2023. 26 октября. URL: https://www.rbc.ru/economics/26/10/2023/653900cc9a7947b 40010637f?from=copy

8. Безбожнова Е.А. Экономическая безопасность государства в контексте технологического развития // Экономика и современный менеджмент: теория, методология, практика. Пенза: Наука и Просвещение, 2022. С. 139–141.

Технологический суверенитет: способ измерения

DOI: 10.33917/es-1.193.2024.62-69

Рассматриваются проблемы измерения технологического суверенитета страны, региона, обеспечение которого является приоритетной стратегической задачей для российской экономики. Цель исследования состоит в выявлении особенностей измерения технологического суверенитета на базе имеющейся статистики о технологическом развитии российской экономики; на этой основе предлагается метод оценки, предполагающий расширение учетных возможностей.

В качестве методологии используется теория измерений и технологического развития. Применяя указанную методологию, авторы показывают, что индексный и рейтинговый метод оценки агрегированного «технологического суверенитета» не позволяет получить необходимое его измерение, тем более что сам показатель в агрегированном виде не представляет большой ценности, поскольку зависимость от технологий существует по конкретным видам деятельности и отраслям, локализующим технологическую специфику развития. Предложен прямой метод измерения технологического суверенитета — сегодня отсутствует статистика его реализации на практике, и это актуализирует изменения в системе статистического учета технологического развития. Однако уже на теоретическом уровне анализа становится ясно: с точки зрения прямого метода измерения, чтобы происходил рост технологического суверенитета, необходим опережающий темп роста внутренних отечественных технологий над темпом роста общего их числа с учетом импорта. Кроме этого если ввести понятие устаревающих и новых технологий, то для увеличения технологического суверенитета, измеряемого при помощи прямого метода как отношение числа импортных технологий к числу отечественных в данном виде деятельности, темп роста новых технологий внутри страны должен опережать разницу взвешенных темпов роста числа импортных и устаревающих отечественных технологий. Это условие выводится аналитически точно, подтверждая важность измерения и учета различных технологий для конкретных видов деятельности.

Технологический суверенитет: решения на макроэкономическом и отраслевом уровне

DOI: 10.33917/mic-2.109.2023.19-33

Рассматривается задача обеспечения технологического суверенитета в российской экономике. Цель исследования сводится к выявлению особенностей технологического развития и оценке технологического суверенитета на отраслевом и макроэкономическом уровне управления.  Методологию составляет теория технологических изменений, сравнительный и эмпирический, структурный анализ. Общим результатом применения данных подходов являются предложения на макроэкономическом уровне и для отраслевой политики, способствующие повышению технологической независимости государства. Обеспечение технологического суверенитета сводится не только к замещению импорта технологий, но и что важнее – к реанимации отечественной технологической базы. Особый акцент необходимо сделать на преодолении сложившихся и ставших хроническими проблем технологического развития российской экономики. К ним следует отнести: псевдоэффект технологического дуализма, низкую чувствительность технологичности к инвестициям в новые технологии, низкую долю экономики знаний и неэффективную структуру технологических укладов. Увеличение нормы накопления основного капитала и доведение ее до нормы сбережений выступает фальшь целью, поскольку значение для долгосрочного роста имеет структура распределения инвестиций, а не их доля, то есть, объем. Меры по финансовой независимости, предлагаемые на макроуровне, будут детерминировать решение задачи по технологическому суверенитету, но предлагаемые рецепты весьма обтекаемы, не конкретны и не решают проблемы суверенного финансового развития, поскольку размещение финансовых ресурсов во внешних инструментах, применение прежней политики  таргетирования и бюджетного правила  сохраняются, как и монетарная политика сдерживания роста. Названные условия будут сдерживать решение задачи по обеспечению технологического суверенитета в России.

2021: стагфляция или технологический суверенитет — иного не дано!

DOI: https://doi.org/10.33917/es-2.182.2022.86-91

Рассматривается изменение конъюнктурного индекса «Экономических стратегий» (КИЭС) за 2021 г. Оценивается вклад показателей спроса и предложения в КИЭС. Проводится анализ промышленного производства

Источники:

1. Информация о социально-экономическом положении России в январе 2022 г.: Доклад [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/osn-01-2022.pdf.

2. Социально-экономическое положение России в январе — декабре 2021 г. [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/osn-12-2021.pdf.

3. Информация о совещании у Президента РФ о мерах социально-экономической поддержки субъектов Российской Федерации 15 марта 2022 г. в режиме видеоконференции [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента РФ. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/67996.

4. Френкель А.А., Тихомиров Б.И., Сурков А.А. 2021: итоги девяти месяцев — упущенные возможности ускорения социально-экономического развития [Электронный ресурс] // Экономические стратегии. 2021. № 6. С. 76–81. DOI: https://doi.org/10.33917/es-6.180.2021.76-

5. Указ Президента РФ от 8 ноября 2021 г. № 633 «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента РФ. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/47244.

6. Распоряжение Правительства РФ от 6 октября 2021 г. № 2816-р «Об утверждении перечня инициатив социально-экономического развития РФ до 2030 года» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства РФ. URL: http://government.ru/news/43451/