Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «стратегия развития»


Проблемы регулирования региональной экономики в системе межбюджетных отношений

DOI: 10.33917/es-2.188.2023.64-71

Целью исследования является обоснование направлений территориального экономического развития в системе межбюджетных отношений. Наблюдается в целом хотя и незначительное, но усиление степени централизации бюджетных ресурсов страны на уровне федерального бюджета. Действующие механизмы межбюджетных отношений в стране требуют новых принципиальных подходов к обеспечению бюджетного выравнивания. Стратегическое социально-экономическое развитие страны следует ставить во главу угла в процессе реформирования отношений центра и территорий. В результате обосновывается необходимость построения межбюджетных отношений регионального развития в контексте динамики ≪от будущего к настоящему≫. Кроме того, необходимо использовать цифровые платформы в механизмах межбюджетных отношений регионального развития.

Источники:

1. Данилин К.П., Данилина В.Г. Этапы развития региональной экономики как самостоятельной научной дисциплины [Электронный ресурс] // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2022. № 1(69). Номер статьи: 6907. URL: https://eee-region.ru/article/6907/ DOI: 10.24412/1999-2645-2022-169-7.

2. Поподько Г.И. Выравнивание диспропорций территориального развития ресурсного региона на основе реализации инфраструктурных и инвестиционных проектов [Электронный ресурс] // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2022. № 1(69). Номер статьи: 6912. URL: https://eee-region.ru/article/6912/ DOI: 10.24412/1999-2645-2022-169-12.

3. Серебренникова А.В. Пространственная экономика: перспективы развития [Электронный ресурс] // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2020. № 4(64). Номер статьи: 6409. URL: https://eee-region.ru/article/6409/

4. Сергеев Л.И. Состояние и проблемы межбюджетных федеративных отношений страны // Экономика и управление: Проблемы, решения. 2022. № 4(124). С. 87–105.

Экспертиза решений в системе государственного управления

DOI: https://doi.org/10.33917/es-1.181.2022.80-91

Целью исследования выступает анализ экспертной деятельности в Российской Федерации и формулирование основных рекомендаций по развертыванию системы государственной экспертизы. Методологию исследования составляет сопоставительный, ретроспективный анализ, метод таксономии проблем управления и решения слабо структурированных задач. Применение обозначенной методологии позволило прийти к основному результату, сводимому к тому, что в России экспертная деятельность на государственном уровне имеет значительные ограничения по многим причинам, что снижает эффективность аналитического управления. Это составляет условие провала многих программ и доктрин, а именно стратегических документов по развитию до 2024 г., а также блокирует формирование новой модели экономического роста на уровне проводимой государственной политики вот уже с десяток лет. Кроме того, непродуманные реформы образования, науки, административной сферы также подтверждают наличие значительных пробелов в области аналитического государственного управления. Преодоление перечисленных проблем видится в развертывании системы государственной экспертизы на базе соответствующего федерального закона при лидирующей роли Российской академии наук, поскольку экспертиза предполагает поисковую, научную деятельность, проведение многофакторного анализа и осуществление прогнозных оценок. По результатам анализа, в том числе проектов разработанного в Академии наук Положения о сопровождении экспертной деятельности в органах исполнительной власти России, предлагается отказаться от общественного статуса экспертных советов, а также изменить подходы в области рекомендаций и рассмотрения самих экспертиз. Также предлагается скорректировать некоторые правила голосования по экспертизе и уровень ответственности экспертов за их заключения, включая и ответственность органов власти относительно рассмотрения экспертных заключений. Тем самым предлагается развернуть масштабную работу по формированию системы государственной экспертизы, функционирующей во всех звеньях управления, и выделить на это бюджетные ресурсы.

Перспективы развития горнодобывающей промышленности в Арктической зоне Российской Федерации

Статья посвящена развитию горнодобывающей промышленности на территории Мурманской области, являющейся частью Арктической зоны РФ. Проанализирована значимость предприятий горнодобывающей промышленности в объеме промышленного производства Мурманской области, определены крупнейшие предприятия отрасти и их роль в социально-экономическом развитии региона. На примере самого крупного предприятия горнодобывающей отрасли Мурманской области (Ковдорского горно-обогатительного комбината) проведен анализ использования оборотных средств предприятия, определена степень эффективности работы предприятия и отрасли в целом, оценены перспективы привлечения инвесторов из других регионов.

Источники:

1. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года [Электронный ресурс]: утверждена Президентом РФ 20 февраля 2013 г. – Режим доступа: Официальный интернет-портал Правительства России http://www.government.ru/ (дата обращения: 15.08.2019).

2. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации»: Постановление Правительства РФ от 21.04.2014 г. № 366 (ред. от 31.08.2017) // Собрание законодательства РФ, 05.05.2014, № 18 (часть IV), ст. 2207.

3. О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации: Указ президента Российской Федерации от 2 мая 2014 г.  № 296 (ред. 27.06.2017) // Собрание законодательства РФ, 05.05.2014, № 18 (часть I), ст. 2136.

4. Агарков С.А., Козьменко С.Ю., Щеголькова А.А. Эпоха глобального потепления: перспективы экономического взаимодействия в «Новой Арктике» //Север и рынок: формирование экономического порядка. 2019. № 1 (63). С. 26-36. 

5. Агарков С.А., Матвиишин Д.А.  Влияние освоения региональных ресурсов углеводородов на экологическое состояние Печорского моря //Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2019. № 2 (116). С. 58-67.

6. Агарков С.А., Черных А.А. Конкурентоспособность арктических транспортных перевозок в условиях больших вызовов: российский и зарубежный опыт интермодальных и мультимодальных технологий перевозок //Сборник: Наука и образование в Арктическом регионе Материалы международной научно-практической конференции. 2018. С. 237-242.

7. Васильцова В.М., Цветков П.С. Эффективность реализации стратегии горнодобывающего предприятия //Записки Горного института, СПБ, 2014. Том 208. С. 193-197.

8.     Пешкова Г.Ю., Плотников В.А. Методический подход к реализации региональной программы стратегического развития горнопромышленного комплекса //Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2017. № 1-2 (103). С. 63-68.

9. Плотников В.А., Кутепова М.В. Управление экономической безопасностью нефтяных компаний (на примере оценки и снижения рисков реализации проектов освоения нефтяных месторождений Арктического региона России) //Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2017. Т. 7. № 1 (22). С. 39-49.

10.     Цветков П.С. Проблемы оценки экономической устойчивости горнодобывающих предприятий // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. СПб, 2014. № 5 (89). С. 132-136.  

11.     Федосеев С.В., Череповицын А.Е. Оценка совокупного стратегического потенциала базовых отраслей промышленности Арктической зоны хозяйствования России // Вестник Мурманского государственного технического университета, 2014. Т. 17. № 3. С. 598-605.

Больше союзов — хороших и разных!

О стратегических перспективах ЕврАзЭС, его институциональном капитале в контексте современной финансово-политической ситуации в интервью журналу «ЭС» рассказал заместитель председателя Совета по изучению производительных сил Минэкономразвития России и РАН, генеральный директор ООО «Венчурная компания Центр инновационных проектов ЕврАзЭС» Дмитрий Аркадьевич Митяев.