Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «стратегическое планирование»


Нормативно-динамический подход к оценке и анализу государственного стратегического планирования развития образования России. Часть 2

DOI: 10.33917/mic-2.115.2024.92-105

Предложен новый для России нормативно-динамический подход к оценке и анализу государственного стратегического планирования развития образования РФ, направленный на совершенствование управления реализацией государственной программы «Развитие образования» на период 2018-2025 гг. и национального проекта «Образование» на период 2024-2030 гг. На основе использования методов ранговой корреляции и с учетом действующих сегодня законодательных актов и документов стратегического планирования рассматриваются различные варианты текущей, краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной нормативно-динамической оценки развития образования РФ. Делается вывод о слабой научной обоснованности и низкой результативности государственного стратегического планирования развития образования РФ.

Источники:

[1–8] см. в № 1(114)/2024. С. 99100.

9. Анализ госпрограмм – 2021. ГП–02 «Развитие образования» [Электронный ресурс]. URL:  https://ach.gov.ru/upload/

10. Федеральный закон от 08.12.2020 г. № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» [Электронный ресурс].  URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/

11. Heckman J.J. Policies to foster human capital. Research in Economics. 2000. Vol. 54. pp. 3–56.

12. Солдатов Р.В., Афонина И.А. Нормативно-динамический подход к оценке и анализу государственного стратегического планирования развития образования России. Часть 1. Микроэкономика. 2024. № 1. С. 94–100. https://doi.org/10.33917/mic-1.114.2024.94–100.

13. Отчет о промежуточных результатах экспертно–аналитического мероприятия по мониторингу хода реализации НПО, 2024. С. 31. [Электронный ресурс].  URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/

14. Российский статистический ежегодник, 2022. С. 189–215. [Электронный ресурс].  URL: https://rosstat.gov.ru/storage/

15. Доклада Федеральному Собранию РФ о реализации государственной политики в сфере образования (2023 год) [Электронный ресурс].  URL: http://static.government.ru/media/files/   

Стратегическое планирование в условиях вызовов цифровой трансформации

DOI: 10.33917/es-1.193.2024.54-61

Высокая динамика геополитических изменений, усиленная расширением спектра вызовов, стоящих перед страной, выставила новые требования к управлению государством и экономикой. Скорость, с которой надо эти требования реализовать, ставит вопрос о необходимости технологического прорыва в сфере управления. А масштабы сдвигов в мировой экономике требуют с особым вниманием отнестись к стратегическому планированию, подняв его роль в системе госуправления на уровень, который обеспечит ориентирование всех органов управления на достижение формируемых прямо сейчас целей развития общества.

Рассматриваются вопросы технологизации стратегического планирования, вызовы, на которые новая система стратпланирования должна отвечать, некоторые риски цифровой трансформации сферы госуправления и возможные направления их преодоления.

Источники:

1. Аверьянов М.А., Евтушенко С.Н., Кочетова Е.Ю. Цифровое общество: новые вызовы // Экономические стратегии. 2017. № 6. С. 166–175.

2. Указ Президента Российской Федерации от 8 ноября 2021 г. № 633 «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Гарант. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402915816/

3. Путин призвал расширить национальные цели развития [Электронный ресурс]. РИА Новости. 2023. 21 декабря. URL: https://ria.ru/20231221/putin-1917226925.html?in=l

Нормативно-динамический подход к оценке и анализу государственного стратегического планирования развития образования России Часть 1

DOI: 10.33917/mic-1.114.2024.94-100

Предложен новый для России нормативно-динамический подход к оценке и анализу государственного стратегического планирования развития образования РФ, направленный на совершенствование управления реализацией государственной программы «Развитие образования» на период 2018-2025 гг. и национального проекта «Образование» на период 2024-2030 гг. На основе использования методов ранговой корреляции и с учетом действующих сегодня законодательных актов и документов стратегического планирования рассматриваются различные варианты текущей, краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной нормативно-динамической оценки развития образования РФ. Делается вывод о слабой научной обоснованности и низкой результативности государственного стратегического планирования развития образования РФ.

Источники:

1. Афонина И.А., Солдатов Р.В. Стратегический анализ развития образовательной сферы города Москвы в ХХI веке // Микроэкономика. 2021. № 1 (96). С. 88–102.

2. Гуськов Ю.В., Солдатов Р.В. Государственная образовательная политика России в ХХI веке и стратегические перспективы ее дальнейшей реализации // ВЕСТНИК Московского городского педагогического университета. СЕРИЯ «Экономика». 2020. № 4 (26). С. 83–99.

3. Кендалл Морис Дж. Ранговые корреляции

/ пер. с англ., науч. ред. и предисл. Е. М. Четыркина и Р. М. Энтова. М.: Статистика, 1975. 214 с.

4. Ломовцева О.А., Солдатов Р. В. О нормативно-динамическом анализе стратегических целей и задач национального проекта «Образование» // Экономико-управленческий конгресс: сборник статей по материалам Международного научно-практического комплексного мероприятия НИУ «БелГУ», 10–11 ноября 2022 г. / Отв. ред. В. М. Захаров. Белгород. ИД «БелГУ». НИУ «БелГУ», 2022. С. 63–69.

Национальное финансово-экономическое развитие. Анализ стратегических документов Российской Федерации

DOI: 10.33917/es-6.192.2023.78-83

Обосновывается необходимость реформирования системы стратегического планирования на современном этапе развития России, что позволит вывести нашу страну на ведущие позиции в мире. Анализируются документы в сфере стратегического планирования Российской Федерации, даются рекомендации по внесению изменений в российское законодательство по вопросам национального социально-экономического развития.

Источники:

1. Заседание Совета безопасности, в ходе которого обсуждались меры по совершенствованию системы стратегического планирования в Российской Федерации [Электронный ресурс]. Официальный сайт Президента Российской Федерации. 2021. 27 сентября. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/copy/66777

2. База рекомендаций Счетной палаты Российской Федерации [Электронный ресурс]. Официальный сайт Счетной палаты РФ. URL: https://rec.ach.gov.ru

3. Официальный сайт Счетной палаты РФ [Сайт]. URL: https://rec.ach.gov.ru/analitika?j&paramCard=1

4. Документы стратегического планирования [Электронный ресурс]. Официальный сайт государственной автоматизированной информационной системы «Управление». URL: https://gasu.gov.ru/stratdocuments

5. Гайнулин Д.Г., Воронин В.В., Панчихина О.В., Пальчиков Е.А., Тюпышев Д.А. Система стратегического планирования Российской Федерации: риски и перспективы // Инновации. 2018. № 4(234). С. 29–35.

Российская экономика — от защитной стратегии к амбициозной

DOI: 10.33917/es-5.191.2023.54-63

Российская экономика оказалась на острие изменений, происходящих в глобальной экономике. Для описания данной ситуации уже не подходят привычные парадигмы экономического анализа и прогнозирования. Макроэкономические показатели в условиях массированного передела активов дают все более искаженную картину текущих и стратегических преимуществ стран и корпораций, их экономических возможностей и рисков. Более адекватным настоящему моменту становится институциональный подход, в частности теория слияний и поглощений. Описание на ее языке конфликта западных стран и России позволяет увидеть, как механизмы перехода от ее «дружественного» поглощения в 1990-е годы к «недружественному» поглощению (по сути, к рейдерскому захвату в последние годы), так и новые возможности, открывающиеся перед российской экономикой благодаря неудавшейся попытке ее захвата. Именно сейчас важно не только выстроить политику противодействия санкциям, но и сформировать новые амбициозные стратегические приоритеты. Это позволит правильно воспользоваться новыми возможностями.

 
Источники:
 
1. Балацкий Е.В. Россия в эпицентре геополитической турбулентности: накопление глобальных противоречий [Электронный ресурс]. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2022. Т. 15. № 4. С. 42–59. DOI: 10.15838/esc.2022.4.82.3.

2. Доклад Стиглица о реформе международной валютно-финансовой системы: уроки глобального кризиса [Текст]: Доклад Комиссии финансовых экспертов ООН / Пер. с англ. Ю.М. Юмашева. М.: Международные отношения, 2012. 324 с.

3. Глазьев С.Ю. Последняя мировая война. США начинают и проигрывают. М.: Книжный мир, 2016. (Коллекция Изборского клуба).

4. Яковец Ю.В. Глобальный цивилизационный кризис — 2020 — старт новой исторической эпохи: Науч. доклад. Приложение. Новая периодизация истории и будущего цивилизаций, капитализма и социализма. М: МИСК, 2020.

5. Котликофф Л., Бернс С. Пенсионная система перед бурей: То, что нужно знать каждому о финансовом будущем своей страны / Пер. с англ. М.: Альпина бизнес букс, 2005. 348 с.

О совершенствовании нормативно-правового обеспечения стратегического планирования и управления в сфере науки и технологий: проблемы и решения

DOI: 10.33917/mic-2.109.2023.5-18

В статье рассмотрены особенности различных национальных систем стратегического планирования и управления и подход к совершенствованию такой системы в условиях становления в России новой модели управления сферой науки и технологий; сформулированы проблемы реализации Закона № 172-ФЗ и предложения по совершенствованию нормативно-правового обеспечения стратегического планирования и управления в сфере науки и технологий.

Источники:

1. Глазьев С. Ю.  Теоретические основы стратегического планирования и управления // Инновации. 2020. №2 (256). С.14-23.

2. Комков Н.И. Развитие программно-целевого управления в СССР и России. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-programmno-tselevogo-upravleniya-v-sssr-i-rossii

3. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». – Доступ из информационно-правовой системы «Гарант».

4. Федеральный закон от 20.07.1995 № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально – экономического развития Российской Федерации (с изм. от 09.07.1999). – Доступ из информационно-правовой системы «Гарант».

5. Указ Президента РФ №144 от 15 февраля 2021 г. «О некоторых вопросах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию». – Доступ из информационно-правовой системы «Гарант».

6. Указ Президента РФ от 15 марта 2021 г. № 143 «О мерах по повышению эффективности государственной научно-технической политики». – Доступ из информационно-правовой системы «Гарант».

7. Указ Президента РФ от 1 декабря 2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации». – Доступ из информационно-правовой системы «Гарант».

8. Ленчук Е. Б., Филатов В. И. Стратегическое планирование – путь к устойчивому развитию экономики России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2018. № 11 (4). С. 35–47.

О совершенствовании модели стратегического управления в сфере науки и технологий

DOI: 10.33917/mic-6.107.2022.5-18

В статье предложен комплекс организационных, методологических, правовых и управленческих мер по развитию таких структурных элементов модели стратегического управления в сфере науки и технологий как прогнозирование научных исследований и разработок, выбор тематических приоритетов развития научных исследований и разработок, мониторинг деятельности субъектов управления в сфере науки и технологий, экспертиза результатов научной и научно-технической деятельности. 

Источники:

1. Указ Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 884 (ред. от 23. 02. 2006 г.) «О доктрине развития российской науки». – Доступ из информационно-правовой системы «Гарант».

2. Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 «Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации».  – Доступ из информационно-правовой системы «Гарант».

3. Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации». – Доступ из информационно-правовой системы «Гарант».

4. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». – Доступ из информационно-правовой системы «Гарант».

5. Указ Президента РФ от 15 марта 2021 г. № 143 «О мерах по повышению эффективности государственной научно-технической политики». – Доступ из информационно-правовой системы «Гарант».

6. Указ Президента РФ от 15 марта 2021 г. № 144 «О некоторых вопросах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию». – Доступ из информационно-правовой системы «Гарант».

7.  Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». – Доступ из информационно-правовой системы «Гарант».

Модель разработки долгосрочного прогноза развития фундаментальных и поисковых научных исследований в контексте реализации документов стратегического планирования России

DOI: 10.33917/mic-1.102.2022.5-21

В статье рассмотрены нормативно-правовые основания и предмет разработки прогноза развития фундаментальных и поисковых научных исследований. Разработаны положения, факторы и условия, регламентирующие формирование данного прогноза. Сформулированы предложения по развитию информационного и экспертного сопровождения прогноза.

Источники:

1. Сценарные условия долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года / Минэкономразвития России. М., 2013. URL: https://institutiones.com/general/2373-klyuchevye-problemy-razrabotki-scenarnyx-uslovij.html

2. Миндели Л., Остапюк С., Черных С. Долгосрочное прогнозирование развития фундаментальной науки в России: методологические аспекты // Общество и экономика. 2017. № 10. С. 5–22.

3. Сидельников Ю.В., Минаев Э.С. Технология экспертного сценарного прогнозирования. М.: Изд-во МАИ, 2017.

4. Зубова Л.Г., Миндели Л.Э., Мотова М.А. и др. Методические аспекты разработки прогноза научно-технологического развития на долгосрочную перспективу / ЦИСН // Информационный бюллетень. 2004. № 6. C. 31–74.

5. Миндели Л.Э., Остапюк С.Ф., Фетисов В.П. Об организации долгосрочного прогнозирования фундаментальных и поисковых научных исследований // Экономика и математические методы. 2019. Т. 55. № 1. С. 56-67.

6. Остапюк С.Ф. Условия, этапы, особенности и информационное обеспечение процедуры прогнозирования развития фундаментальных и поисковых научных исследований. Сборник статей по итогам международной научно-практической конференции «Состояние и тенденции развития науки, технологий и инновационной деятельности» М.: ИПРАН РАН, 2021.

7. Макоско А.А., Абросимов В.К. О прогнозировании развития науки как задаче слабого искусственного интеллекта (концептуальный подход) // Инновации. 2018. № 9 (239). С. 13–19.

Развитие системы стратегического управления в условиях цифровизации

DOI: https://doi.org/10.33917/es-1.181.2022.20-33

Внедрение цифровых технологий оказывает существенное влияние на развитие всей системы государственного управления и ее важнейшего элемента — системы стратегического планирования. Современные цифровые интеллектуальные технологии и работа органов государственного управления на основе передовых достижений управленческой науки и единства методологических подходов позволяют поднять систему стратегического планирования на качественно новый уровень. Ключом к успеху является согласованное развитие как собственно системы государственного управления, так и общегосударственных информационно-управляющих систем. Авторами на основании анализа содержания деятельности по стратегическому управлению и используемой для этой деятельности информации сформулированы общие подходы к выбору информационных технологий для обеспечения выполнения этапов стратегического управления.

Источники:

1. Путин В.В. Заседание Совета Безопасности 27 сентября 2021 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента РФ. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/66777.

2. Указ Президента РФ от 8 ноября 2021 г. № 633 «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Гарант. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402915816/

3. Кудряшова Е.В. Информационные технологии для стратегического планирования в России: этапы развития и перспективы // Государственная власть и местное самоуправление. 2021. № 2. С. 36–40.

4. Андреева З.К., Барышников П.Ю., Журенков Д.А. и др. Стратегическое целеполагание в ситуационных центрах развития / Под ред. В.Е. Лепского, А.Н. Райкова. М.: КогитоЦентр, 2018. 320 с.

5. Купряшин Г.Л., Шрамм А.Е. О принципах датацентризма, сетецентризма и командноцентризма в контексте информатизации государственного управления // Государственное управление. Электронный вестник. Вып. 76. 2019. Октябрь.

Предложения по созданию эффективного механизма реализации долгосрочной социально-экономической стратегии России

DOI: https://doi.org/10.33917/es-3.177.2021.50-57

Сегодня в сложной макроэкономической и геополитической обстановке России требуются принципиально новые подходы к созданию эффективной долгосрочной социально-экономической стратегии развития. Правительством Российской Федерации создана федеральная информационная система стратегического планирования посредством государственной информационной системы «Управление», продолжается сбор данных о реализации документов стратегического планирования. В настоящее время существуют тысячи документов стратегического планирования, однако до сих пор нет единого управления экономической системой страны на основе этих документов, федеральное правительство не имеет обратной связи от регионов и предприятий, что позволило бы скоординировать цели и задачи развития страны в целом и отдельных отраслей и регионов.

В связи с этим особенно остро стоит вопрос разработки эффективных методов перевода стратегического планирования и управления экономикой России в практическую плоскость — от совокупности тысяч документов, отдельных стратегий и планов к живой системе управления с обратными связями. Использование инструментария межотраслевых и межрегиональных экономических балансов, транспортно-экономических и топливно-энергетических балансов в связи с этим представляется одним из приоритетов.

Необходимо рассчитывать и финансовые, торговые, платежные балансы, балансы трудовых ресурсов, которые всегда были и остаются необходимыми элементами прогнозирования и планирования экономики. Наряду с этим представляется целесообразным в целях анализа состояния и перспектив развития отдельных отраслей использовать балансовые методы в рамках одной отрасли, показывающие соотношение «затраты — выпуск»; балансы основных фондов с учетом степени износа, уровня обновления, инвестиций.