Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «стоимость бизнеса»


Формирование стоимости бизнеса: исследовательская программа институционального каркаса Дугласа Норта

DOI: 10.33917/es-4.190.2023.136-141

Рассматривается исследовательская программа институционального каркаса Дугласа Норта, которая на практике не была реализована ни самим великим исследователем, ни его последователями. Применение методологического подхода Д. Норта к анализу конкретной проблемы — формированию стоимости бизнеса — позволило автору сделать следующие выводы. Определено, что формирование стоимости бизнеса представляет собой процесс вменения стоимости. Выяснено, что в результате процесса вменения стоимости бизнеса, осуществляемого в рамках определенного институционального каркаса, формируемую стоимость бизнеса можно рассматривать как превращенную форму стоимости особого товара. Дано институциональное объяснение, как на базе институционального каркаса определения стоимости бизнеса сочетаются основные логически противоречащие друг другу подходы к оценке стоимости бизнеса, каким образом на этой основе формируется итоговая количественная величина стоимости бизнеса.

Источники:

1. Скиннер К. ValueWeb. Как финтех-компании используют блокчейн и мобильные технологии для создания интернета ценностей / Пер. с англ. Н. Яцюк. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018.

414 с.

2. Норт Д. Понимание процесса экономических изменений / Пер. с англ. К. Мартынова, Н. Эдельмана. М.: ИД Государственного университета — Высшей школы экономики, 2010. 253 с.

3. Норт Д.К. Автобиография. Лекция памяти Альфреда Нобеля, прочитанная Дугласом Нортом 9 декабря 1993 г. Комментарии // Лауреаты Нобелевской премии по экономике: автобиографии, лекции, комментарии; Под ред. В.В. Окрепилова. Т. 2. СПб: Наука, 2009. С. 297–315.

4. Норт Д. Пять тезисов об институциональных изменениях // Квартальный бюллетень клуба экономистов [Электронный ресурс]. Минск: Институт приватизации и менеджмента, 1998. С. 3–15. URL: https://portalus.ru/modules/economics/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1127698362&archive=1254

Процесс формирования стоимости бизнеса как система экономических взаимодействий

DOI: https://doi.org/10.33917/es-6.186.2022.134-141

В статье процесс формирования стоимости современного бизнеса рассматривается как система экономических взаимодействий хозяйствующих субъектов. В исследовании представлена авторская концепция типологии экономических взаимодействий. Автор выделяет атомистический, органический и гармонический типы экономических взаимодействий и приходит к выводу о том, что каждому из них соответствует определенная модель взаимодействия (традиционная индустриальная модель, сетевая модель). В рамках каждой из них формируется свой механизм взаимодействия, ожиданий, разрешения конфликтов. Различные типы экономического взаимодействия сосуществуют одновременно и не всегда согласованно. Имеет место их переплетение. Экономические субъекты используют дифференцированный подход при взаимодействии друг с другом. Фокус стратегии бизнеса смещается с внутренних процессов оптимизации на координацию внешних взаимодействий, с повышения потребительской ценности на максимальное увлечение ценности экосистемы.

Источники:

1. Цзэн М. Alibaba и умный бизнес будущего: Как оцифровка бизнес-процессов изменила взгляд на стратегию. М.: Альпина Паблишер, 2019. 320 с.

2. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии: В 3 т. Т. 1. Кн. 1: Процесс производства капитала // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: В 55 т. 2-е изд. М.: Госполитиздат, 1960. Т. 23. С. 351, 430.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. 2-е изд. М.: Государственное изд-во политической литературы, 1955. Т. 3. С. 480.

4. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Пер. с англ. А.Н. Нестеренко; Предисл. и науч. ред. Б.З. Мильнера. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. 180 с. (Современная институционально-эволюционная теории.)

Сетевые взаимодействия как фактор формирования стоимости современного бизнеса

DOI: 10.33917/mic-6.107.2022.32-42

В статье анализируются сетевые взаимодействия как фактор формирования стоимости бизнеса в цифровой экономике. В ходе исследования автор анализирует преимущества и особенности сетевых взаимодействий в рамках платформенных бизнес-моделей и деловых экосистем. Автор приходит к следующим выводам. Сетевые взаимодействия между участниками платформы продуцируют сетевые эффекты. Использование преимуществ сетевых эффектов обусловливает изменение способов создания стоимости бизнеса. Данные становятся главным активом, обеспечивающим рост капитализации цифровых компаний. Звенья цепочки создания стоимости трансформируются в модули и встраиваются в сети. Под воздействием цифровых технологий стоимость бизнеса создается на всех уровнях экономической системы (включая наноуровень), компании превращаются из статичных иерархических структур в динамичные сети взаимосвязанных игроков, меняется роль руководства компаний в создании стоимости бизнеса.

Источники:

1. Ленин В.И. Империализм, как высшая стадия капитализма. Полн. собр. соч. Москва: Изд-во политической литературы, 1973. Т. 27. С. 299–426.

2. Гэлбрейт Дж.К. Новое индустриальное общество. Избранное. Москва: Эксмо, 2008. 1200 с.

3. Бест М. Новая конкуренция. Институты промышленного развития. Москва: ТЕИС, 2002. 356 с.

4. Портер М. Японская экономическая модель: может ли Япония конкурировать? / М. Портер, Х. Такеути, М. Сакакибара; Пер. с англ. Москва: Альбина Бизнес букс, 2005. 262 с.

5. Беляева И.Ю. Капитал финансово-промышленных корпоративных структур: теория и практика / И. Ю. Беляева, М. А. Эскиндаров. Москва: ИНФРА-М, 2001. 399 с.

6. Эскиндаров М.А. Развитие корпоративных отношений в современной российской экономике. Москва: Республика, 1999. 366 с.