Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «социогуманизм»


Технологии VI технологического уклада и риски социогуманитарного развития в постиндустриальную эпоху

DOI: 10.33917/es-1.193.2024.42-53

Особое внимание уделено оценке последствий, возникающих в результате распространения трансгуманизма как идеологии, направленной на использование высокого преобразующего (трансформирующего) потенциала конвергентных технологий не в русле гуманистических ценностей, а для деформирующего воздействия на человека, общество и природу, что создает условия для усиления социального неравенства и реализации модели нового социального порядка на принципах «кибернетического тоталитаризма». Поставлен вопрос о необходимости создания альтернативной трансгуманизму теории на основе социогуманизма и ноосферизма, которая позволит использовать созидательные возможности конвергентных технологий (в первую очередь природоподобных), для формирования природоподобной (биоподобной) техносферы, с одной стороны, а с другой — для повышения качества жизни и преодоления тяжелых физических и ментальных недугов человека. Дается оценка роли биоэтики и биополитики в сокращении экологических, биосоциальных и социогуманитарных рисков применения новейших технологий.

Источники:

1. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. Избранные труды. М.: Экономика, 2002. 767 с.

2. Дементьев В.Е. Циклы Кондратьева и постиндустриальная экономика // Экономическая наука современной России. 2018. № 4. С. 7–19.

3. Соколова С.Н. О некоторых задачах философии в контексте перспектив технологизации человека // Известия ТГУ. Гуманитарные науки. 2015. № 1. С. 19–30.

4. Касьянов В.В. Социум и человек в условиях научно-технического прогресса // Общество: социология, психология, педагогика. 2012. № 1. С. 11–15.

5. Христолюбова Н.Е., Худоренко Е.А. Зарубежный опыт социальных последствий научно-технического развития: место образования // Открытое образование. 2016. Т. 20. № 3. С. 61–68.

Наука ХХI века: новые приоритеты

DOI: 10.33917/es-3.189.2023.58-61

Обсуждается вопрос о приоритетах в науке в сопоставлении с постановкой этой проблемы Л.Н. Толстым. Проблемы, поставленные Л.Н. Толстым, решаются науками естественно-гуманитарного синтеза, изучающими систему «природа — человек — общество». Главная функция новых наук — исследовать проблему человека, условия самосохранения и развития человечества в целом. Неизбежна смена приоритетов в науке ХХI в.: от естественных наук к наукам естественно-гуманитарного синтеза.

Источники:

1. Голубев В.С. Природа — человек — общество: развитие и гармония. М.: Ленанд, 2016.

2. Голубев В.С. Гармония спасет мир. М.: Ленанд, 2017.

3. Голубев В.С. В поисках гармонии. М.: Ленанд, 2022.

4. Бушуев В.В., Голубев В.С. Основы эргодинамики. М.: Энергия, 2003; 2-е изд. М.: Ленанд, 2012.

5. Бушуев В.В., Голубев В.С., Орлов И.Б. Введение в системную теорию капитала. М.: Ленанд, 2013.

6. Бушуев В.В., Голубев В.С., Тарко А.М. Структурная энергия как потенциал развития. Мир и Россия. М.: Ленанд, 2014.

7. Голубев В.С. Введение в синтетическую эволюционную экологию. М.: Папирус Про, 2001.

8. Голубев В.С., Кураков А.Л., Тимирясова А.В. Человековедение: Учеб.-методич. пособие. М.: ИАЭП; Казань: Познание, 2014.

9. Бушуев В.В., Голубев В.С. Естественно-научные основы социального гуманизма. М.: Ленанд, 2018.

10. Голубев В.С. Очерки социального гуманизма. 3. О главном приоритете науки: Л.Н. Толстой и современность [Электронный ресурс] // Академия Тринитаризма. № 77-6567; публ. 25828. 2019. 26 октября. URL: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001g/00164168.htm.

11. Голубев В.С. Основы экосоциогуманизма. М.: ИНФРА-М, 2022.

К системной эволюционной парадигме развития: либерализм — интегрализм — социогуманизм — ноосферизм

Номер 5. Цифровая ажиотация
К системной эволюционной парадигме развития: либерализм — интегрализм — социогуманизм — ноосферизм

Триалектика трактует развитие как разрешение противоположностей путем рождения «нового», являющегося гармоничным синтезом (все в меру) разрешающихся противоположностей (триадная парадигма). Согласно триалектике, разрешаются противоположности экономического, социального, гуманитарного и геополитического характера. Разрешением противоположности капитализм — социализм выступает социогуманизм. Эволюционная траектория развития отвечает последовательности либерализм — интегрализм — социогуманизм — ноосферизм. Переход ряда стран на интегральное развитие означает окончание предыстории человечества с его диадной парадигмой развития как «борьбы» противоположностей и начало истинной истории на основе триадной парадигмы.