Среднесрочные перспективы развития угледобывающей промышленности в Российской Федерации
DOI: 10.33917/mic-5.112.2023.72-84
Рассмотрены основные положения международных соглашений, ограничивающих объемы использования такого энергетического ресурса как уголь. Авторы проанализировали реальную ситуацию с производством, импортом и потреблением других видов энергетических ресурсов, таких как нефть и газ, которая привела к тому, что объемы добычи и поставок угля в Российской Федерации внутренним и внешним (зарубежным) клиентурным рынкам практически не сокращаются. Согласно разработанной Правительством Российской Федерации программы развитие угледобычи и всей угольной промышленности будет проходить по трем этапам до 2035 г. Сейчас осуществляются задачи первого этапа. Кроме дальнейшей разработки старых месторождений, будут проводиться работы по нахождению и освоению новых месторождений по двум сценариям развития – консервативному и оптимистическому. Оба сценария предполагают увеличение объема экспортируемого угля в те страны, которые являются основными потребителями угля – Китайскую Народную Республику и Республику Индия. В 2023 г. к таким странам присоединилась и Турецкая Республика, импорт угля в которой всего на 10% меньше, чем в Республику Индия и на 45% меньше, чем в Китайскую Народную Республику. С целью увеличить поставки угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона планируется дальнейшее развитие Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, а также строительство железнодорожных и водного пути доставки грузов, в том числе и угля, по транспортному коридору «Север-Юг» до морского порта в Мумбае в Республике Индия. Кроме того, будет развиваться Северный морской путь из Мурманска в порты КНР. Следовательно, доходы федерального бюджета РФ от экспорта угля не будут уменьшаться, несмотря на продвижение зарубежными странами зеленой энергетики.