Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «саморегулируемые организации аудиторов»


Современные тенденции регулирования деятельности субъектов рынка аудиторских услуг

DOI: 10.33917/es-8.166.2019.30-37

Ста­тья по­свя­ще­на ак­ту­аль­ным тен­ден­ци­ям ре­гу­ли­ро­ва­ния де­я­тель­но­сти субъ­ек­тов рынка ауди­тор­ских услуг, обу­слов­лен­ным осо­бен­но­стя­ми со­вре­мен­но­го этапа раз­ви­тия рынка ауди­тор­ских услуг в Рос­сии. В ка­че­стве субъ­ек­тов ауди­тор­ской де­я­тель­но­сти рас­смат­ри­ва­ют­ся ауди­то­ры и ауди­тор­ские ор­га­ни­за­ции, в част­но­сти ком­па­нии, ока­зы­ва­ю­щие ауди­тор­ские услу­ги об­ще­ствен­но зна­чи­мым хо­зяй­ству­ю­щим субъ­ек­там: кре­дит­ным и стра­хо­вым ор­га­ни­за­ци­ям, него­су­дар­ствен­ным пен­си­он­ным фон­дам, го­су­дар­ствен­ным ком­па­ни­ям, го­су­дар­ствен­ным кор­по­ра­ци­ям, ор­га­ни­за­ци­ям с долей го­су­дар­ствен­ной соб­ствен­но­сти выше 25%, а также ком­па­ни­ям, рас­кры­ва­ю­щим кон­со­ли­ди­ро­ван­ную фи­нан­со­вую от­чет­ность. В числе ос­нов­ных дис­функ­ций рынка ауди­тор­ских услуг, ока­зы­ва­ю­щих вли­я­ние на ре­гу­ли­ро­ва­ние субъ­ек­тов ауди­тор­ской де­я­тель­но­сти, автор вы­де­ля­ет сни­же­ние при­вле­ка­тель­но­сти ауди­тор­ской про­фес­сии для мо­ло­дых спе­ци­а­ли­стов, еже­год­ное со­кра­ще­ние ко­ли­че­ства ауди­то­ров и ауди­тор­ских ор­га­ни­за­ций, нерав­но­мер­ное рас­пре­де­ле­ние ко­ли­че­ства кли­ен­тов и до­хо­дов на рынке ауди­та, дем­пинг цен на ауди­тор­ские услу­ги. По ре­зуль­та­там ана­ли­за автор пред­ла­га­ет пути со­вер­шен­ство­ва­ния ре­гу­ли­ро­ва­ния ауди­та в Рос­сии, уде­ляя от­дель­ное вни­ма­ние необ­хо­ди­мо­сти уси­ле­ния вза­и­мо­дей­ствия субъ­ек­тов ре­гу­ли­ро­ва­ния ауди­тор­ской де­я­тель­но­сти — го­су­дар­ства и са­мо­ре­гу­ли­ру­е­мых ор­га­ни­за­ций ауди­то­ров

Ис­точ­ни­ки:

1. Фе­де­раль­ный закон от 30 де­каб­ря 2008 г. № 307-ФЗ «Об ауди­тор­ской де­я­тель­но­сти» [Элек­трон­ный ре­сурс] // Кон­суль­тант­Плюс. URL: http://​www.​consultant.​ru/​document/​cons_

doc_LAW_83311.

2. Су­да­ков С.В. Ре­гу­ли­ро­ва­ние ауди­тор­ской де­я­тель­но­сти в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции [Элек­трон­ный ре­сурс] // Эко­но­ми­че­ский ана­лиз: тео­рия и прак­ти­ка. 2007. № 16. URL: https://​cyb​erle​nink​a.​ru/​article/​n/​reg​ulir​ovan​ie-​auditorskoy-​dey​atel​nost​iv-​rossiyskoy-​federatsii-​1.

3. Ер­шо­ва И.В., Ершов А.А. Пра­во­вое ре­гу­ли­ро­ва­ние ауди­тор­ской де­я­тель­но­сти в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. М.: ИД «Юрис­пру­ден­ция», 2011. С. 278–278.

4. Бул­га­ко­ва Л.И. Аудит в Рос­сии: ме­ха­низм пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния. М.: Wolters Kluwer Russia, 2005. 256 с.

5. Митин А.И. Внеш­ний кон­троль ка­че­ства ауди­тор­ских про­ве­рок: про­бле­мы, цели и пер­спек­ти­вы раз­ви­тия // Ауди­тор­ские ве­до­мо­сти. 2001. № 8. С. 192–204.

6. Ано­хо­ва Е.В. Пер­спек­ти­вы раз­ви­тия си­сте­мы внеш­не­го кон­тро­ля ка­че­ства ауди­та в Рос­сии // Ауди­тор. 2013. № 1. С. 72–76.

7. Без­доль­ная Т.Ю., Вовчен­ко Е.В. Роль кон­тро­ля ка­че­ства ауди­тор­ских услуг в Рос­сии: В сб. на­уч­ных тру­дов по ма­те­ри­а­лам XII меж­ду­на­род­ной на­уч­но-прак­ти­че­ской кон­фе­рен­ции сту­ден­тов, ас­пи­ран­тов и мо­ло­дых уче­ных «Про­гно­зи­ро­ва­ние ин­но­ва­ци­он­но­го раз­ви­тия на­ци­о­наль­ной эко­но­ми­ки». Став­ро­поль, 19 де­каб­ря 2016 г. Став­ро­поль: Ин­сти­тут друж­бы на­ро­дов Кав­ка­за, 2016. С. 19.

8. Без­доль­ная Т.Ю., Кузь­ми­ных С.Ю. Внеш­ний кон­троль ка­че­ства ра­бо­ты ауди­то­ров и ауди­тор­ских ор­га­ни­за­ций: В сб. науч. ста­тей по ма­те­ри­а­лам Все­рос­сий­ской на­уч­но-прак­ти­че­ской кон­фе­рен­ции «Эко­но­ми­че­ский ана­лиз и аудит: тео­рия и прак­ти­ка». Став­ро­поль, 21–22 но­яб­ря 2013 г. Ли­тРес, 2017. С. 52.

9. Ва­си­лье­ва Е.А. Кон­троль ка­че­ства ауди­та в Рос­сии и за ру­бе­жом // Ре­ги­о­но­ло­гия. 2013. № 2. C. 32–38.

10. Ще­по­тьев А.В., Бел­кин А.Н. Са­мо­ре­гу­ли­ру­е­мые ор­га­ни­за­ции — часть го­су­дар­ствен­ных кон­троль­ных функ­ций // Право и эко­но­ми­ка. 2008. № 7. С. 14–21.

11. Бай­му­ра­то­ва З.М. Са­мо­ре­гу­ли­ру­е­мые ор­га­ни­за­ции в сфере пред­при­ни­ма­тель­ской де­я­тель­но­сти: ад­ми­ни­стра­тив­но-пра­во­вой ас­пект: Ав­то­реф. дис. … канд. юр. наук. М., 2010.

12. Сан­ни­ко­ва И.Н. Про­фес­си­о­наль­ные са­мо­ре­гу­ли­ру­е­мые ор­га­ни­за­ции в Рос­сии: ожи­да­ния и ре­аль­ность // Меж­ду­на­род­ный бух­гал­тер­ский учет. 2011. № 17. С. 8–14.

13. Гра­чев Д.О. Пра­ви­ла са­мо­ре­гу­ли­ру­е­мых ор­га­ни­за­ций // За­ко­ны Рос­сии: опыт, ана­лиз, прак­ти­ка. 2009. № 2. С. 16–21.

14. Пет­ров Д.А. Пра­во­вой ста­тус са­мо­ре­гу­ли­ру­е­мой ор­га­ни­за­ции в сфере пред­при­ни­ма­тель­ства. СПб.: Нестор-Ис­то­рия, 2015. С. 320.

15. Позд­ны­ше­ва Е.В., Си­ни­цын С.А. Со­от­но­ше­ние ме­то­дов го­су­дар­ствен­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния и са­мо­ре­гу­ли­ро­ва­ния // Жур­нал рос­сий­ско­го права. 2016. № 11. С. 71–79.

16. Указ Пре­зи­ден­та РФ от 22 де­каб­ря 1993 г. № 2263 (ред. от 26 но­яб­ря 2001 г.) «Об ауди­тор­ской де­я­тель­но­сти в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции» (вме­сте с «Вре­мен­ны­ми пра­ви­ла­ми ауди­тор­ской де­я­тель­но­сти в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции») [Элек­трон­ный ре­сурс] // Кон­суль­тант­Плюс. URL: http://​www.​consultant.​ru/​document/​cons_​doc_​LAW_​2868/

17. Рас­по­ря­же­ние Пре­зи­ден­та РФ от 4 фев­ра­ля 1994 г. № 54-рп (ред. от 4 мая 1994 г.) «Об ор­га­ни­за­ции ра­бо­ты Ко­мис­сии по ауди­тор­ской де­я­тель­но­сти при Пре­зи­ден­те Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции» [Элек­трон­ный ре­сурс] // Кон­суль­тант-Плюс. URL: http://​www.​consultant.​ru/​document/​cons_​doc_​LAW_​3080/

18. По­ста­нов­ле­ние Пра­ви­тель­ства РФ от 6 марта 1998 г. № 273 (ред. от 27 ав­гу­ста 2003 г.) «Об утвер­жде­нии По­ло­же­ния о Ми­ни­стер­стве фи­нан­сов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции» [Элек­трон­ный ре­сурс] // Кон­суль­тант­Плюс. URL: http://​www.​consultant.​ru/​document/​cons_​doc_​LAW_​18110/

 

 

Загрузка...