Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «рынок»


Развитие и перспективы рынков Европейско-Азиатского экономического союза

DOI: 10.33917/mic-6.113.2023.5-13

Основными исследуемыми рынками, которые продолжают активно развиваться на взаимовыгодных условиях, являются рынки стран Европейско-Азиатского экономического союза (ЕАЭС). Поэтому, в условиях отказа стран Европейского союза (ЕС) от работы европейских хозяйствующих субъектов на территории Российской Федерации, закупок природных ресурсов, необходимых для нужд энергетических компаний, актуальность формирования стратегических целей, критериев их достижения, реализация намеченных планов и конкретных текущих мероприятий в полном объеме, является важной задачей правительств в государственных системах управления всех пяти стран союза.

Для достижения главной стратегической цели деятельности ЕАЭС – повысить уровень жизни населения стран. Необходимо обеспечить совместное развитие трех единых рынков: рабочей силы, товаров и финансов. Дальнейшему успешному решению этой проблемы способствует деятельность Единого таможенного союза, направленная на практически беспрепятственное перемещение рабочей силы и товаров в границах стран союза. Такая интеграция торгово-экономической деятельности стран позволяет значительно увеличить товарооборот между странами, привлечь трудовые ресурсы, прежде всего, в Российскую Федерацию.

Однако есть еще и нерешенные проблемы. Например, с целью – усилить производственную и продовольственную интеграцию стран, необходимо внести дополнительные положения в механизмы регулирования экспортного передвижения товаров.  Для того, чтобы осуществлять взаимное привлечение финансов в виде инвестиций на территорию этих стран, создается единое нормативное пространство, в состав которого должна быть включена нормативная база для оценочной деятельности стоимости активов хозяйствующих субъектов экспертами из разных стран.

Направления развития российского туристического рынка на примере Республики Татарстан

DOI: 10.33917/mic-1.108.2023.85-92

В научной статье представлены направления развития конкурентного рынка сферы услуг на примере туристских услуг Республики Татарстан. Отражена специфика рынка, обозначены ключевые задачи, представлен рейтинг наиболее востребованных бизнес-идей (стартапов) в регионе.

 
Источники:

1. Заруцкая В.С. Развитие туристического рынка России: проблемы и потенциал // Теоретическая и прикладная экономика. 2021. №1. С.21-38.

2. Жуковская И.В. Специфика исследования сервисного рынка на примере Республики Татарстан // Микроэкономика. 2020. № 5. С. 93-98.

3. Рагимханов А.В. Эффект синергии в исследовании конкурентоспособности предприятий на примере субъектов туристской дестинации Республики Татарстан / А.В. Рагимханов, И.В. Жуковская // Микроэкономика. 2022. № 4. С. 80-85.

Особенности исследования конкурентоспособности сферы услуг на примере Республики Татарстан

DOI: 10.33917/mic-5.106.2022.105-109

В научной статье предложены направления поддержки конкурентоспособности сферы услуг на примере туристической отрасли Республики Татарстан. Обосновано формирование Приволжского туристско-волонтерского центра, позволяющего расширить дополнительные виды регионального внутреннего туризма и аккумулировать центр управления в точке, наиболее востребованной и посещаемой географически, которая объединяет информационное и цифровое сопровождение с помощью волонтеров.

Источники:

1. Сафина Г.М., Гаджиев З.Г., Доминова Л.Р. Рискоустойчивость организаций сферы услуг России в условиях пандемии COVID-19 // в сборнике: Комплексное развитие территориальных систем и повышение эффективности регионального управления в условиях цифровизации экономики. Материалы III Национальной (всероссийской) научно-практической конференции. Орел, 2021. С. 194-200.

2. Рзаитдинов Р.Р. Пути повышения конкурентоспособности в сфере услуг (на примере сети сервисных центров по ремонту техники) // Исследования молодых ученых: материалы XX Междунар. науч. конф. Казань: Молодой ученый, 2021. С. 33-36. URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/394/16533/

3. Жуковская И.В. Сегментация рынка сервисных услуг: проблемы, пути решения // Микроэкономика. 2021. № 2. С. 32-37.

4. Жуковская И.В. Дифференциация методов управления конкурентоспособностью на примере сервисного рынка услуг // Микроэкономика. 2021. № 3. С. 32-38.

5. Рагимханов А.В. Систематизация научных подходов к исследованию конкурентоспособности услуг: от теории к практике / А.В. Рагимханов, И.В. Жуковская // Микроэкономика. 2022. № 1. С. 75-78.

Конкурентоспособность российского рынка туристических услуг: от теории к практике

DOI: 10.33917/mic-4.105.2022.39-44

В научной статье представлен анализ российского конкурентного рынка туристических услуг, классифицированы перспективные направления внутренних видов туризма, а также определена стратегия развития российского выездного (въездного) туризма.

Источники:

1. Официальные данные Федерального агентства по туризму. URL: https://tourism.gov.ru

2. Жуковская И.В. Современные методы исследования понятий «туризм» и «туристическая услуга»: от теории к практике // Микроэкономика. 2022. № 3. С. 38-45.

3. Шаматов И.К. Исследование рынка платных слуг мезо экономического уровня в контексте экономической нестабильности / И.К. Шаматов, И.В. Жуковская // Микроэкономика. 2021. № 6. С. 78-82.

4. Рагимханов А.В. Систематизация научных подходов к исследованию конкурентоспособности услуг: от теории к практике / А.В. Рагимханов, И.В. Жуковская // Микроэкономика. 2022. № 1. С. 75-78.

Систематизация научных подходов к исследованию конкуренции и конкурентоспособности услуг: от теории к практике

DOI: 10.33917/mic-1.102.2022.75-82

В научной статье в рамках исследования терминологических определений «конкурентоспособность» и «конкуренция» уточнено понятие конкурентоспособности услуг. Представлена классификация научных школ в области теории управления, основанная на директивном, дескриптивном и комплексном подходах. Обоснована видовая типология конкурентоспособности услуг в разрезе теоретической формулы «персонал – процессы – партнеры – продукты».

Источники:

1. Галиуллин И.Р. Инновационные конкурентные преимущества предприятий сферы услуг: макро, мезоуровень исследования.  / И.Р. Галиуллин И.Р., И.В. Жуковская // Микроэкономика. 2017. № 6. С. 68-73.

2. Жуковская И.В. Рыночные аспекты реализации инвестиционной стратегии корпораций // Экономический вестник Республики Татарстан. 2009. № 4. С. 42-45.

3. Жуковская И.В. Специфика исследования сервисного рынка на примере Республики Татарстан // Микроэкономика. 2020. № 5. С. 93-98.

4. Леонов Е.Ф. Повышение конкурентоспособности малых и средних предприятий сферы услуг на основе формирования институционального пространства.: дис. канд. экон. наук: 08.00.05 / Леонов Егор Федорович. Санкт-Петербург, 2017. С. 189-194.

5. Миндели Д. Основы научного менеджмента. Высшая школа, 1999.

6. Робинсон Дж. Экономические истоки диктатуры и демократии. Высшая экономика, 2006. 512 с.

7. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. М.: ЭКСМО, 2005. 546 с.

8. Khusaenov Rustem R. Development of Innovative Infrastructure Services in The Conditions of Discreteness of Its Components / Rustem R. Khusaenov, Irina V. Zhukovskaya //International Journal of Advanced Research in Engineering and Technology (IJARET). ISSN Print: 0976-6480 and ISSN Online: 0976-6499. 2020. Vol. 11, №3. pр. 276-291.

9. Шаматов И.К. Оценка рынка инновационных стартапов и стейкхолдеров на примере Республики Татарстан / И.В. Жуковская, И.К. Шаматов // Микроэкономика. 2021. №5. С. 30-35.

Исследование рынка платных услуг мезо экономического уровня в контексте экономической нестабильности

DOI: 10.33917/mic-6.101.2021.78-82

В научной статье выявлены характерные особенности и черты конкурентного рынка платных услуг на мезо экономическом уровне на примере Республики Татарстан.  Проведен анализ рынка платных услуг в разрезе финансово-экономических показателей в период активной фазы пандемии и нестабильности экономики. Исследование представленных данных было проведено на основе анкетирования респондентов субъектов малого и среднего бизнеса рынка платных услуг.

Источники:

1. Мач В.Я. Товар или деньги? // The Newman in Foreing Policy. 2016. № 33 (77). С. 23-25.

2. Галиуллин И.Р. Инновационные конкурентные преимущества предприятий сферы услуг: макро, мезоуровень исследования / И.Р. Галиуллин, И.В. Жуковская // Микроэкономика. 2017. №6. С.68-72.

3. Мокроносов А.Г. Конкуренция и конкурентоспособность /А.Г. Мокроносов, И.Н. Маврина. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. 194 с.

4.  Жуковская И.В  Эффективность управления инвестиционными ресурсами предприятия // Экономика и управление. 2010. № 4. С. 76-78.

5. Клюшкин А.И. Корреляционно-регрессионный анализ как метод исследования организационного управления предприятий сферы услуг в период кризиса // Микроэкономика. 2018. №6. С. 87-91.

6. Государственные услуги в Республике Татарстан. URL: https://uslugi.tatar.ru.

7. Rustem R. Khusaenov. Development of Innovative Infrastructure Services in The Conditions of Discreteness of Its Components / Rustem R. Khusaenov, Irina V. Zhukovskaya // International Journal of Advanced Research in Engineering and Technology (IJARET). ISSN Print: 0976-6480 and ISSN Online: 0976-6499. 2020. Vol. 11. №3. P. 276-291.

8. Якобсон А.Я. Конкурентоспособность предприятия. Новосибирск, 2000.

9. Яременко Ю.В. Экономика предприятий. М.: ЦЭМИ, 2000. 522 с.

Систематизация теоретико-методических подходов к исследованию конкурентоспособности предприятий на примере туризма и рекреации мезоуровня

DOI: 10.33917/mic-6.101.2021.51-57

В научной статье выдвинуты теоретические и практические положения, в совокупности, составляющие новый метод управления конкурентоспособностью в условиях рынка. Предложенная методика служит основой для выработки практических мер, и может применяться для последующих научно-теоретических исследований, а также в практической работе предприятий сферы туристических услуг и в ходе выработки эффективных управленческих решений. Исследован конкурентный рынок туристических услуг и рекреации на примере Республики Татарстан.

Источники:

1. Галиуллин И.Р. Оценка эффекта синергии в исследовании конкурентного рынка сферы услуг на примере DIY –сектора. / И.Р. Галиуллин, И.В. Жуковская // Микроэкономика. 2019. № 2. С. 44-49.

2. Жуковская И.В. Рыночные аспекты реализации инвестиционной стратегии корпораций // Экономический вестник Республики Татарстан. 2009. № 4. С. 42-45.

3. Жуковская И.В. Систематизация научных подходов к управлению конкурентоспособностью в сфере услуг: экономическая сущность, критерии // Микроэкономика. 2020. № 2. С. 29-37.

4. Заяц Е.Ю. Совершенствование управления на предприятиях бытового обслуживания // Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. 2012. № 3. С. 12-13.

5. Лифиц И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг. М.: Юрайт, 2013. 448 с.

6. Лозовский Л.Ш. Маркетинг и конкурентоспособность. М.: Издательство стандартов, 2000.

7. Леонов Е.Ф. Повышение конкурентоспособности малых и средних предприятий сферы услуг на основе формирования институционального пространства: дис. канд. экон. наук: 08.00.05 / Леонов Егор Федорович. – Санкт-Петербург, 2017. С. 189 -194.

8. Мильнер Б. 3. Современное развитие экономики. М.: Экономика и финансы, 1990. 642 с.

9. Макконел К. и Брю С. Экономикс. М.: Мысль, 1998.

Оценка рынка инновационных стартапов и стейкхолдеров на примере Республики Татарстан

DOI: 10.33917/mic-5.100.2021.30-35

В научной статье представлены направления инновационных идей на рынке услуг. На основе финансового анализа изучен рынок инновационных стартапов и стейкхолдеров по крупнейшим представителям торгово-розничного оборота сферы услуг Республики Татарстан на примере игроков формата DIY сектора («Леруа Мерлен», «Касторама», «Мегастрой (Агава)», «ОБИ», «Максидом»).

Источники:

1. Галиуллин И.Р. Оценка эффекта синергии в исследовании конкурентного рынка сферы услуг на примере DIY –сектора / И.Р. Галиуллин, И.В. Жуковская // Микроэкономика. 2019. № 2. С. 44-49.

2. Галиуллин И.Р. Инновационные конкурентные преимущества предприятий сферы услуг: макро, мезоуровень исследования / И.Р. Галиуллин, И.В. Жуковская // Микроэкономика. 2017. №6. С.68-72.

3. Жуковская И.В. Специфика исследования сервисного рынка на примере Республики Татарстан // Микроэкономика. 2020. № 5. С. 93-98.

4. Жуковская И.В  Эффективность управления инвестиционными ресурсами предприятия // Экономика и управление. 2010. № 4. С. 76-78.

5. Rustem R. Khusaenov Development of Innovative Infrastructure Services in The Conditions of Discreteness of Its Components / Rustem R. Khusaenov, Irina V. Zhukovskaya // International Journal of Advanced Research in Engineering and Technology (IJARET). ISSN Print: 0976-6480 and ISSN Online: 0976-6499. 2020. Vol. 11, №3. P. 276-291.

6. Якобсон А.Я. Конкурентоспособность предприятия. Новосибирск, 2000.

7. Яременко Ю.В. Экономика предприятий. М.: ЦЭМИ, 2000. 522 с.

Оценка конъюнктуры рынка и развития сервисизации мезо-экономического уровня

DOI: 10.33917/mic-4.99.2021.57-62

В научной статье исследованы терминологические понятия сервисизации, услуги и рынка услуг в рамках классической и современной научных школ. Классифицированы различные виды услуг и выявлены ключевые факторы, способствующие развитию сервисизации и конъюнктуры рынка. Структурирован конкурентный рынок услуг на примере Республики Татарстан.

Источники:

1. Вайсман Е.Д. Повышение конкурентоспособности промышленного предприятия на основе инновационной модели развития.: дис. доктора экон. наук: 08.00.05 / Вайсман Елена Давидовна. Челябинск, 2011. C.168-172.

2. Галиуллин И.Р. Оценка эффекта синергии в исследовании конкурентного рынка сферы услуг на примере DIY –сектора /И.Р. Галиуллин, И.В. Жуковская // Микроэкономика. 2019. № 2. С. 44-49.

3. Галиуллин И.Р. Инновационные конкурентные преимущества предприятий сферы услуг: макро, мезоуровень исследования /И.Р. Галиуллин, И.В. Жуковская //Микроэкономика. 2017. №6. С.68-72.

4. Жуковская И.В. Специфика исследования сервисного рынка на примере Республики Татарстан //Микроэкономика. 2020. № 5. С. 93-98.

5. Жуковская И.В  Эффективность управления инвестиционными ресурсами предприятия //Экономика и управление. 2010. № 4. С. 76-78.

6. Кершенбаум В.Я. Управление конкурентоспособностью организации. Управленческие, внешнеэкономические и конструкторско-технологические аспекты. М.: Информтехника, 2006. С. 372 -378.

7. Клюшкин А.И. Методика «стоимостного разрыва» как инновационный метод управления предприятиями сферы услуг в условиях кризиса /А.И. Клюшкин, И.В. Жуковская //Микроэкономика. 2018. № 1. С. 35-40.

8. Макэлрой Дж. Роль инноваций в экономике //Финансы. 1999. № 18. С. 113-116.

9. Фатхутдинов Р.А. Качество и ресурсосбережение – ключевые факторы конкурентоспособности. Учебник. – 2-е изд. М: Изд-во Эксмо, 2005. С. 456-459.

Дифференциация методов управления конкурентоспособностью на примере сервисного рынка услуг

DOI: 10.33917/mic-3.98.2021.32-38

В научной статье выдвинуты теоретические и практические положения, в совокупности составляющие новый метод управления конкурентоспособностью в сфере услуг. Предложенная автором методика позволяет обеспечить эффективность процесса управления конкурентоспособностью в условиях рынка и нестабильности экономического развития, а также может применяться для последующих научно-теоретических исследований, и в практической деятельности предприятий сферы услуг в ходе выработки эффективных управленческих решений.

Источники:

 

1. Галиуллин И.Р. Оценка эффекта синергии в исследовании конкурентного рынка сферы услуг на примере DIY–сектора / И.Р. Галиуллин, И.В. Жуковская // Микроэкономика. 2019. № 2. С. 44-49.

2. Galimulina F.F. Technology Platforms as an Efficient Tool to Modernize Russia’s Economy / F.F. Galimulina, I.V. Zhukovskaya, I.P. Komissarova, A.I. Shinkevich, A.N. Mayorova, I.A. Astafyeva, N.V. Klimova, K.R. Nabiullina // International Journal of Economics and Financial Issues. 2016. Т. 6. № 1. С. 163-168.

3. Жуковская И.В. Рыночные аспекты реализации инвестиционной стратегии корпораций //Экономический вестник Республики Татарстан. 2009. № 4. С. 42-45.

4. Жуковская И.В. Специфика управления рисками инвестиционных проектов в промышленности //Экономика и управление. 2010. № 2. С. 53-56.

5. Жуковская И.В  Эффективность управления инвестиционными ресурсами предприятия //Экономика и управление. 2010. № 4. С. 76-81.

6. Заяц Е.Ю. Совершенствование управления на предприятиях бытового обслуживания // Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. 2012. № 3. С. 12-13.

7. Лифиц И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг. М.: Юрайт, 2013. 448 с.

8. Лозовский Л.Ш. Маркетинг и конкурентоспособность. М.: Издательство стандартов, 2000. С. 150-155.

9. Леонов Е.Ф. Повышение конкурентоспособности малых и средних предприятий сферы услуг на основе формирования институционального пространства: дис. канд. экон. наук: 08.00.05 / Леонов Егор Федорович. Санкт-Петербург, 2017. С. 189 -194.