Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «Россия»


Россия и ЕС: динамика и структура торговых отношений

DOI: 10.33917/es-1.167.2020.36-41

Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является внешняя торговля. В данной статье анализируется динамика и структура внешней торговли России со странами ЕС в период с 2011 по 2018 г. Следует подчеркнуть, что внешние вызовы не экономического, а политического характера привели к срыву интеграционного взаимодействия между Российской Федерацией и ЕС, в том числе в сфере торговли, что обусловливает актуальность данного исследования

Источники:

1. Артемова Е. И., Петрова А.Ю. Развитие торговых отношений России и стран ЕС в условиях геополитической нестабильности // Научный журнал КубГАУ. 2015. № 112.

2. Trade map [Сайт]. URL: https://www.trademap.org/

3. UN Comtrade Database [Сайт]. URL: https://comtrade.un.org/data/

4. TOP-5 Partners in International Trade in Goods [Электронный ресурс] // Eurostat. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/web/international-trade-in-goods/visualisations.

5. Литвинова М. Вопреки санкциям: в ЕС сообщили о восстановлении торговли с Россией [Электронный ресурс] // Russia Today. 2017. 16 декабря. URL: https://russian.rt.com/world/article/461023-torgovlya-mezhdu-rossiei-i-es-vopreki-sankciyam.

6. Даниэль Г., Федерика М. Влияние санкций и контрсанкций на торговые потоки ЕС — Россия [Электронный ресурс] // CEPS Commentary. 2016. 5 июля. URL: https://www.ceps.eu/ceps-publications/effects-sanctions-and-countersanctions-eu-russian-trade-flows/

 

Инновационное развитие России: проблемный подход

DOI: 10.33917/es-5.163.2019.90-99

Инновационное развитие — стратегия созидания нового технологического и общественного уклада. Реализация данной повестки требует решения комплекса проблем, рождаемых феноменом инноваций. В статье выявлено семь проблемных зон, затрудняющих формирование устойчивой инновационной системы в современной России. Проблема определений связана с отсутствием понимания глубинной сущности инновационной культуры, что рождает поверхностное понимание инновации исключительно как коммерциализированного новшества, а не как образа жизни. Проблема операционализации и оценки инноваций связана с доминированием технократических и статистических подходов, что приводит к линейным выводам и формирует необъективную картину потенциала развития России. Проблема спонтанности инноваций и акцента исключительно на инвестиционных аспектах инновационной политики способна обернуться значительными финансовыми потерями и снижением творческого потенциала людей, задействованных в отдельных отраслях науки и экономики. Проблема субъекта формирует неверное представление об инновациях как об исключительном продукте индивидуального творчества, в то время как они суть результат сложного социального взаимодействия. Проблема институциональной среды связана не столько с инкубаторами, венчурными фондами, технопарками и научно-исследовательскими лабораториями, сколько с непреложной ролью школы и фундаментальной науки. Последними по перечислению, но не по значению являются проблемы социокультурной среды инноваций и их непредсказуемых последствий. Эффективность и устойчивость инновационной системы находится в прямой зависимости от преобладающего в обществе отношения к неудачным попыткам внедрения новшеств. Отрицательное восприятие способно породить в лучшем случае апатию по отношению к нововведениям, в худшем — агрессию. Спокойная оценка неудач может стать залогом успеха. Решение выявленных проблем — сдерживающих факторов инноваций — возможно при равнонаправленной энергии политических, экономических и научно-исследовательских субъектов

Рекомбинация долгов развивающихся стран перед Россией: конвертация финансовой задолженности в долгосрочную аренду имущественных активов

Целью статьи является рассмотрение возможностей оперирования задолженностями развивающихся стран перед Россией. Предлагается модель конвертации финансовой задолженности в долгосрочную аренду имущественных активов (территории, акватории и пр.). Рекомбинация долгов в долгосрочную аренду территории позволит нашей стране достичь геостратегических результатов сейчас или же отложить на будущее, когда это станет для нас особенно выгодно. Данная модель зачета (уплаты) долга страны-должника за право аренды Россией участка территории страны-должника на 100 лет вперед с исключительными правами использования по типу специальной экономической зоны должна защитить интересы России и российских компаний с учетом возможных будущих ситуаций как мирного, так и военного характера. Опыт США, которые взяли у Российской империи в аренду Аляску и до сих пор ее отдают, подтверждает эффективность предложенной модели.

Рабочая встреча аналитических центров в Китае – 2018: возможности и вызовы глобального управления

Номер 1. Смущение умов
Рабочая встреча аналитических центров в Китае – 2018:  возможности и вызовы глобального управления

Настоящая статья содержит авторский отчет о проведенном в 2018 г. Глобальном форуме аналитических центров в городе Чэнду (Китай) при активном участии российской делегации и критический обзор событий и отдельного ряда докладов в рамках этого мероприятия. Целью данной работы является анализ роли и возможностей аналитических центров, созданных странами БРИКС, определение выгод и угроз глобального управления, а также популяризация подобных форматов международных и межстрановых дискуссий и результатов научно-исследовательской деятельности ученых и экспертов стран с развивающимися, формирующимися и трансформирующимися рынками.

Экономические санкции против России: проклятие или перспектива роста?

Номер 8. Мысли меняют мир
Экономические санкции против России: проклятие или перспектива роста?

2000-е и 2010-е годы стали тем временем, которое в литературе обычно называют переходным периодом. С одной стороны, именно тогда началось укрепление многосферного международного сотрудничества, активно стартовавшее с реформ под эгидой «Группы двадцати» как ответная реакция на обострение внутренних проблем в развитии глобальной экономической системы, о чем свидетельствовало возникновение финансово-экономического кризиса столь же глобальных масштабов. С другой стороны, указанные годы характеризуются повышенным уровнем конфликтности в мире, проявившемся в энергичном коллективном применении совершенствующихся санкционных мер и в объявлении торговых войн (наиболее яркий пример: конфронтация США — Китай). Тематика данной статьи особенно актуальна для России, уже пятый год находящейся в статусе подсанкционного государства. Цель настоящего исследования состоит в анализе последствий текущего санкционного режима для отечественной экономики. Прежде всего, в работе приводится краткая характеристика действующих с 2014 г. санкционных мер в отношении РФ. Второй блок исследования посвящен выявлению условий эффективности экономических санкций как института внешнего воздействия на подсанкционное государство. В третьем разделе статьи анализируются причины и доказательства наличия негативного санкционного эффекта. В заключение приводятся аргументы в пользу реальных и потенциальных возможностей для получения Россией экономических выгод от используемых против нее санкций. Автор приходит к выводу, что в санкционные 2014–2016 гг. активно проявился негативный эффект от экономических санкций, выражающийся в потерях и упущенных выгодах и представляющий собой главным образом логичное следствие особенностей развития отечественной экономики с 1991 г. Постепенно возникают предпосылки для создания позитивного санкционного эффекта — импульса, способного вывести экономическую систему РФ на качественно новый этап роста. Эти положительные тенденции нуждаются в разработке и постоянной внутригосударственной грамотной поддержке.

Оценка текущего состояния и перспективы российско-китайского экономического сотрудничества: обмен мнениями и общая позиция сторон

Номер 6. За высокую норму
Оценка текущего состояния и перспективы российско-китайского экономического сотрудничества: обмен мнениями и общая позиция сторон

Настоящая статья, подготовленная на основе опубликованного авторами в Китае аналитического доклада, содержит результаты совместной научной и дипломатической работы двух исследовательских групп — с китайской и российской стороны — под руководством Института финансовых исследований «Чунъян» Китайского народного университета и Советника Президента Российской Федерации. Уникальность данной публикации состоит в том, что читателю предоставляется возможность наблюдать за совместной работой по анализу выгод и узких мест финансово-экономического сотрудничества наших стран ученых разных специальностей, руководителей ведущих институтов и чиновников в режиме реального времени и в процессе согласования позиций сторон, представить всю сложность дипломатической работы и оценить важность достигнутых соглашений и результатов.

Криптовалютная управленческая модель формирования единой электронной валюты ЕАЭС

Номер 6. За высокую норму
Криптовалютная управленческая модель формирования единой электронной валюты ЕАЭС

В статье рассматривается возможность формирования (на основе криптовалютных принципов) единой электронной валюты ЕАЭС. На основе криптовалютного подхода — эмиссии электронной валюты — создается возможность решения проблем наращивания инвестиций, в том числе для преодоления ограниченных возможностей национальных финансовых институтов в отношении их конкуренции с финансовыми и банковскими группами — нерезидентами государств — членов ЕАЭС. Криптовалютная управленческая модель позволяет решить задачу реконфигурации объемов, структуры и условий эмиссии и оборота цифровых финансовых активов в рамках ЕАЭС как своего рода связанного пакета различных видов инвестиционных ресурсов с опорой на интегрированный контур регулирования криптовалют, майнинга и ICO (Initial Coin Offering, первичное размещение токенов) во взаимосвязи с экономической активностью и валютными курсами государств — членов ЕАЭС. Союзная финансовая система ЕАЭС по объему используемых финансовых ресурсов сможет противостоять рискам валютно-финансовых коллапсов вследствие манипулятивных игр и валютных атак международных спекулятивных групп.

Криптовалюты, рынки и институты

Номер 1. Горизонт событий
Криптовалюты, рынки и институты

Криптовалюты становятся одним из ключевых факторов конкурентоспособности крупных игроков на национальных и мировых валютно-финансовых рынках. Биткоин фактически уже стал одной из мировых валют. Представления государственных регуляторов о децентрализованности и автономности криптовалют создают все большие риски валютно-финансовых коллапсов вследствие манипулятивных игр и валютных атак международных спекулятивных групп. Реальные бенефициары волатильности криптовалют, как правило, остаются за пределами зоны наблюдаемости мирового сообщества. Тенденции развития криптовалют как все более важного элемента мировых валютно-финансовых рынков определили для нашей страны необходимость сформировать механизм планирования и координирования денежно-кредитной и валютной политики государств — членов ЕАЭС с согласованным курсом единой электронной валюты, сроком и условиями (зонами и т.п.) обращения с использованием принципов формирования прозрачной и унифицированной организационной структуры финансовых институтов и рынков в рамках ЕАЭС.

Трансазийский геопроект транспортного конкурентного преимущества России на море и на суше

Номер 1. Горизонт событий
Трансазийский геопроект транспортного конкурентного преимущества России на море и на суше

Трансазийский геопроект транспортного превосходства России на море и на суше предлагается рассматривать как глобальное противодействие России угрозам адекватно времени и пространству. Его деловое содержание целеориентировано на преобразование Евразии «мягкой силой»: строительством объектов, которые позволят улучшить качество жизни населения России и сотрудничающих с ней стран. В статье сформулированы подходы к организации «генеральной уборки» территории сотрудничества исторически дружественных стран Срединной Евразии. Суть благоустройства территории между Карским морем и Персидским заливом инновационной транспортной инфраструктурой заключается в обеспечении преимущества России на море и на континенте, расширении экономического пространства. Это открывает стабильный источник обретения масштабных выгод и преимуществ россиян и страны в целом на долгие годы. Без Трансазийского коридора развития процветание ЕАЭС, ШОС и БРИКС будет неполноценным.

Перспективы формирования Большого евразийского партнерства: интересы России и других стран — членов Евразийского экономического союза

Номер 8. Новогодние силы
Перспективы формирования Большого евразийского партнерства: интересы России и других стран — членов Евразийского экономического союза

В статье рассмотрены актуальные экономические интересы России и Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в процессе формирования Большого евразийского партнерства (БЕП) в условиях современных вызовов. Предложен подход к реализации этих интересов на основе анализа выгод и рисков.