Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «Россия»


Сотрудничество Российской Федерации и Королевства Саудовская Аравия в топливно-энергетической отрасли

DOI: 10.33917/es-6.198.2024.42-47

Рассматривается сотрудничество Российской Федерации и Королевства Саудовская Аравия в топливно-энергетической отрасли. Автор исследует основные направления сотрудничества двух стран, которое имеет место несмотря на их потенциальную конкуренцию на энергетическом рынке, анализирует текущее состояние взаимодействия и выявляет перспективы сотрудничества в будущем. Особое внимание уделяется вопросам нормативной правовой базы в нефтяной сфере, развитию энергетических проектов, включая инвестиционную заинтересованность, а также мерам по укреплению партнерских отношений между Россией и Саудовской Аравией несмотря на относительно слабый взаимный торговый оборот. Анализ результатов позволяет сделать выводы о значимости и перспективах дальнейшего развития сотрудничества в сфере топливно-энергетической отрасли между двумя странами.

Источники:

1. В Государственной думе прошел «правительственный час» с участием министра иностранных дел Сергея Лаврова [Электронный ресурс]. Официальный сайт Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации. 2023. 15 февраля. URL: http://duma.gov.ru/news/56388/

2. Указ Президента РФ от 31 марта 2023 г. № 229 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» [Электронный ресурс]. КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_443540/b59042910d7c1d8c1b8879c93b1a5fd7ab985233/

3. Управление энергетической информации США [Сайт]. EIA. URL: eia.gov

4. Фазельянов Э. Энергетические отношения России с Саудовской Аравией [Электронный ресурс]. Международная

жизнь. Архив 2 номера 2021 г. URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/2472

5. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Саудовская Аравия

США, Китай, Россия: конфликтные уязвимости в условиях транзита к новой геостратегической парадигме

DOI: 10.33917/es-6.198.2024.16-25

Трамп стал президентом США. Какую роль сыграли симпатии избирателей, политтехнологии или известная силовая

акция — уже неважно. Незыблемость атлантических заклинаний о доминанте демократии опровергнута жесткими реалиями мировой политики и экономики. Вектор глобальной атаки определен — Китай. Есть ли шанс на успех, если с Россией достичь поставленных целей не удалось? Как поступит в новой ситуации Россия? Кто и как сможет сформировать новые, более гармоничные основы мироустройства? По силам ли эта задача группе БРИКС+++».

Источники:

1. Сибилева Е.А. Зачем люди плачут: о природе слез [Электронный ресурс]. MedAboutMe. URL: https://medaboutme.ru/articles/zachem_lyudi_plachut_o_prirode_slez/

2. Агеев А.И., Логинов Е.Л. КОМБИНАТОРИКА ВТОРОГО ТРАМПА: Покушение. Часть I. Геостратегия // Экономические стратегии. 2024. Т. 26. № 4(196). С. 18–25. DOI: https://doi.org/10.33917/es-4.196.2024.18-25

3. Агеев А.И. Роль санкций, конфликтов и спецопераций: размышления о будущем. Часть 2 // Научный вестник оборонно-промышленного комплекса России. 2024. № 1. С. 33–42.

4. Теория и стратегия становления устойчивого многополярного мироустройства на базе партнерства цивилизаций (Ялтинского мира — 2): Монография: В 2 т. / Сост. и науч. ред. Ю.В. Яковец, А.А. Акаев, С.Ю. Малков. Т. 1. Научные основы становления устойчивого многополярного мироустройства и Большого евразийского партнерства. М.: МИСК — ИНЭС, 2020. 816 с.

5. Агеев А.И., Бахтизин А.Р., Макаров В.Л., Логинов Е.Л., Хабриев Б.Р. Экономический фундамент победы: стратегический прогноз устойчивости экономики России в условиях санкционных атак // Экономические стратегии. 2023. Т. 25. № 3(189). С. 6–15. DOI: https://doi.org/10.33917/es-3.189.2023.6-15

6. Агеев А.И., Логинов Е.Л. Стратегическая предопределенность специальных военных операций в мировой суперсистеме// Экономические стратегии. 2023. Т. 25. № 4(190). С. 6–19. DOI:https://doi.org/10.33917/es-4.190.2023.6-19

КОМБИНАТОРИКА ВТОРОГО ТРАМПА: покушение. Часть II. Геостратегия

DOI: 10.33917/es-5.197.2024.6-13

Рассматривается разработанная и опробованная в США технология конструирования политического будущего с помощью точечных силовых акций в рамках нечеткой логики политических многоходовок. Неудавшееся квазипокушение 13 июля 2024 г. на кандидата в президенты США Дональда Трампа — это упреждающая гражданскую войну политическая комбинация. Ее цель — снижение разрушительности политического столкновения по результатам ожидавшейся и еще более сомнительной, чем в 2020 г., победы Джо Байдена на выборах-2024, которая предполагала некорректные способы выведения Трампа из президентской гонки. В итоге точка бифуркации политического развития США пройдена: теперь есть кому реализовать пакет непопулярных стратегических мер реорганизации США. По существу, мутный эпизод покушения обернулся выходом из политического тупика.

Источники:

[1] — [8] см. в № 4/2024, с. 25.

9. Логинов Е.Л. Величина добавленной стоимости в экспортеимпорте как важнейший геоэкономический фактор победы России в торгово-экономической войне // Внешнеполитические интересы России: история и современность: Сб. материалов XII Всероссийской научной конференции. Самара, 26 апреля 2024 г. Самара: САМАРАМА, 2024. С. 122–126.

10. Агеев А.И., Бахтизин А.Р., Макаров В.Л., Логинов Е.Л., Хабриев Б.Р. Экономический фундамент победы: стратегический прогноз устойчивости экономики России в условиях санкционных атак // Экономические стратегии. 2023. Т. 25. № 3(189). С. 6–15. DOI: https://doi.org/10.33917/es-3.189.2023.6-15

11. Агеев А.И., Логинов Е.Л. Стратегическая предопределенность специальных военных операций в мировой суперсистеме //Экономические стратегии. 2023. Т. 25. №4(190). С. 6–19. DOI: https:// doi.org/10.33917/es-4.190.2023.6-19

12. Логинов Е.Л., Кароян К.Е., Косакян Д.Л. Подходы к формированию универсальной модели зарубежного кластера российских финансовых структур в перспективных зонах мировой экономики // Самоуправление. 2019. Т. 2. № 1(114). С. 88–91.

Комбинаторика второго Трампа: покушение. Часть I. Геостратегия

DOI: 10.33917/es-4.196.2024.18-25

Рассматривается разработанная и опробованная в США технология конструирования политического будущего с помощью точечных силовых акций в рамках нечеткой логики политических многоходовок. Неудавшееся квазипокушение 13 июля 2024 г. на кандидата в президенты США Дональда Трампа — это упреждающая гражданскую войну политическая комбинация. Ее цель — снижение разрушительности политического столкновения по результатам ожидавшейся и еще более сомнительной, чем в 2020 г., победы Джо Байдена на выборах-2024, которая предполагала некорректные способы выведения Трампа из президентской гонки. В итоге точка бифуркации политического развития США пройдена: теперь есть кому реализовать пакет непопулярных стратегических мер реорганизации США. По существу, мутный эпизод покушения обернулся выходом из политического тупика.

Источники:

1. Братья Стругацкие. Обитаемый остров / Отв. ред. Н.М. Беркова. М.: Детская литература, 1971. 320 с., илл. (Библиотека приключений и научной фантастики.)

2. Агеев А.И. Роль санкций, конфликтов и спецопераций: размышления о будущем. Часть 2 // Научный вестник оборонно-промышленного комплекса России. 2024. № 1. С. 33–42.

3. Агеев А.И., Логинов Е.Л. Крах доллара: проектирование действий России в условиях глобального экономического коллапса // Экономические стратегии. 2022. Т. 24. № 4(184). С. 56–69. DOI: https://doi.org/10.33917/es-4.184.2022.56-69

4. Агеев А.И., Логинов Е.Л. Мировое сообщество в условиях сверхкритической бифуркации // Управление сложными организационными и техническими системами в условиях сверхкритических ситуаций: Материалы международной научно-практической конференции, Москва, 21–22 апреля 2022 г. М.: Институт экономических стратегий, 2022. С. 9–12.

Опыт военно-гражданского слияния в США и Китае: нужен новый организационно-стратегический инжиниринг в российских оборонных и гражданских отраслях

DOI: 10.33917/mic-4.117.2024.5-17

В США и Китае в условиях подготовки к большой войне идет интенсивная перестройка не только вооруженных сил, но и промышленности, обеспечивающей военные нужды. Ключевой тенденцией является выработка и реализация стратегий военно-гражданского слияния. Российский опыт проведения СВО, в том числе анализ проблем НАТО с обеспечением техникой и вооружением реальных и потенциальных военных противников России и противостояния этим процессам со стороны ОПК России, актуализировали проблему разработки нового подхода к организационно-стратегическому инжинирингу в российских оборонных и гражданских отраслях промышленности и научно-технического сектора.

Источники:

1. Агеев А.И., Логинов Е.Л. Россия в новой экономической реальности. М.: ИНЭС, 2016. 460 с.

2. Агеев А.И. Динамика и структура глобальных рисковСтратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. 2013. Т. 3. № 2(5). С. 7–8.

3. Агеев А.И., Бахтизин А.Р., Макаров В.Л., Логинов Е.Л., Хабриев Б.Р. Экономический фундамент победы: стратегический прогноз устойчивости экономики России в условиях санкционных атакЭкономические стратегии. 2023. Т. 25. № 3(189). С. 6–15. DOI: https://doi.org/10.33917/es-3.189.2023.6-15

4. Иванов С. Военные инновации США. Инфраструктура и проекты. Миртесен. 2021. 15 сентября. URL: https://s30116489994.mirtesen.ru/blog/43322544035/Voennyie-innovatsii-SSHA-Infrastruktura-i-proektyi

5. Кокошин А.А. Военная реформа в КНР в 2015–2020 гг.: оборонные, внешнеполитические аспекты. М.: ИСПИ РАН, 2016. С. 39.

6. Агеев А.И., Капустян С.Г., Коробкин В.В. Состояние и прогнозные ожидания развития мирового рынка робототехники. Искусственный интеллект. Теория и практика. 2023. № 3(3). С. 50–58.

7. Грабчак Е.П., Логинов Е.Л., Чиналиев В.У., Епишкин И.И. Управление развитием сложных научно-технических комплексов на основе интеллектуальных цифровых платформ (реализация компетенций Госкомитета СССР по науке и технике в условиях цифровой экономики). М.: Институт экономических стратегий, 2023. 504 с.

Страновой риск как характеристика инвестиционной привлекательности

DOI: 10.33917/es-3.195.2024.80-85

Среди премий за разного рода риски, определяющих величину ставки капитализации/приведения в формулах доходного подхода к оценке и эффективности инвестиционных проектов, существенное место занимает премия за страновой риск.

В то же время, взятую независимо, ее можно рассматривать как показатель, характеризующий инвестиционную привлекательность страны. В статье описан многолетний опыт расчета премии за страновой риск для Республики Беларусь, Российской Федерации, Украины и других стран. Продемонстрировано влияние российской Специальной военной операции на Украине на величину этого показателя. Статья предназначена для финансовых консультантов, оценщиков, преподавателей, студентов и ученых в сфере финансов и оценки стоимости, а также для специалистов в смежных областях экономики.

Источники:

1. Трифонов Н.Ю. Комплексная оценка недвижимости: Учеб. пособие. Минск: Вышэйшая школа, 2022. 238 с.

2. Трифонов Н.Ю. Эволюция понятия «стоимость» в современной оценочной деятельности // Экономические стратегии. 2020. № 4. С. 96–103. DOI: https://doi.org/10.33917/es-4.170.2020.96-103

3. Трифонов Н.Ю. Доходный подход к оценке стоимости: последние достижения // Экономические стратегии.

2021. № 3(177). С. 100–109. DOI: https://doi.org/10.33917/es-3.177.2021.100–109

4. Трифонов Н.Ю. Развитие метода накопления рисков для расчета ставки капитализации // Экономическая наука современной России. 2021. № 1. С. 7–14. DOI: https://doi.org/10.33293/1609-1442-2021-1(92)-7-14

5. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция). Официальное издание / М-во экон. РФ, М-во фин. РФ и др.; рук. авт. кол.: Коссов В.В. и др. М.: Экономика, 2000. 421 с.

6. Шарп У.Ф., Александер Г.Дж., Бэйли Дж.В. Инвестиции / Пер. с англ. М.: Инфра-М, 2001. 1028 с.

Потенциал эффективности экономических санкций

DOI: 10.33917/es-3.195.2024.34-43

Анализируются механизмы действия санкций и проблемы, с которыми сталкиваются страны, применяющие этот инструмент политики. Особое внимание уделено случаям использования санкций против Российской Федерации и Ирана без выражения субъективного мнения о правомерности действий этих стран. Доказано, что экономические санкции в большинстве случаев чреваты экономическими затратами для всех участников санкционных эпизодов, включая страны, инициирующие санкции. Страна, против которой введены санкции скорее всего будет развивать торговые отношения с третьими сторонами, не участвующими в санкционной коалиции.

Источники:

1. Алексеева Т.А. Современная политическая мысль (XX–XXI вв.): политическая теория и международные отношения. М.: Аспект Пресс, 2015.

2. Тимофеев И.Н. Экономические санкции как политическое понятие // Вестник МГИМО-Университета. 2018. № 2(59). С. 26–42. DOI: 10.24833/2071-8160-2018-2-59-26-42

3. ЕС и США оценивают влияние собственных санкций в отношении России [Электронный ресурс]. Открытый журнал. 2022. 5 марта. URL: https://journal.open-broker.ru/results/itogi-nedeli-ot-5-marta-2022/

4. Хаффбауэр Г., Шотт Д., Эллиот К., Эгг Б. Пересмотр экономических санкций // Elsevier. Журнал международной экономики. 2007. Т. 76(1). С. 135–137.

5. Резолюция 1929, принятая Советом Безопасности на его 6335-м заседании 9 июня 2010 г. [Электронный ресурс]. Совет Безопасности ООН. URL: https://www.un.org/securitycouncil/ru/s/res/1929-%282010%29

Почему экономика России не рухнула под влиянием санкций?

DOI: 10.33917/es-3.195.2024.16-27

Хроники торгово-экономической войны (санкции, ограничения и прочее, фактически попытки организовать экономическую и научно-техническую блокаду) условно объединенного Запада против России после 2014 г. вообще и после начала СВО в частности ясно демонстрируют, что атлантические оппоненты экономически не смогли нас победить. Почему так получилось, они не понимают… Россия на удивление всему миру успешно реализует свой экономический потенциал, монетизируя его в устойчивость политического режима и в наращивание оборонных возможностей. В чем же причина макроэкономической устойчивости (национальной силы) России?

Источники:

1. Isard W. Interregional and Regional Input-Output Analysis: A Model of a Space Economy // Review of Economics and Statistics. 1951. Vol. 33. P. 318–328.

2. Leontief W., Strout A. Multiregional Input-Output Analysis. Structural Interdependence and Economic Development (ed. T. Barna). London: Macmillan (St. Martin’s Press), 1963. P. 119–149.

3. Koopman R., Wang Z., Wei Shang-Jin. Tracing Value-Added and Double Counting in Gross Exports. NBER Working Paper no 18579, Cambridge: National Bureau of Economic Research, 2012.

4. Макаров В.Л., Бахтизин А.Р., Сушко Е.Д. Национальная стратегическая сила стран, международная торговля и экономическая успешность стран в нестабильном мире // Стратегирование: теория и практика. 2023. Т. 3. № 3(9). С. 277–297.

5. Агеев А.И., Бахтизин А.Р., Макаров В.Л., Логинов Е.Л., Хабриев Б.Р. Экономический фундамент победы: стратегический прогноз устойчивости экономики России в условиях санкционных атак // Экономические стратегии. 2023. Т. 25. № 3(189). С. 6–15. DOI: https://doi.org/10.33917/es-3.189.2023.6-15

6. Макаров В.Л., Ильин Н.И., Бахтизин А.Р., Хабриев Б.Р. Национальная сила стран мира: оценка и прогноз // Экономические стратегии. 2022. Т. 24. № 6(186). С. 38–51. DOI: https://doi.org/10.33917/es-6.186.2022.38-51

7. Макаров В.Л., Бахтизин А.Р., Логинов Е.Л. Применение экономико-математических методов и моделей оптимального планирования в цифровой экономике будущего (ЦЭМИ АН СССР и ЦЭМИ РАН: прогностическая интерпретация и развитие научного наследия нобелевских лауреатов Л.В. Канторовича и В.В. Леонтьева). М.: Центральный экономико-математический институт РАН, 2022. 248 с.

Нормативно-динамический подход к оценке и анализу государственного стратегического планирования развития образования России. Часть 2

DOI: 10.33917/mic-2.115.2024.92-105

Предложен новый для России нормативно-динамический подход к оценке и анализу государственного стратегического планирования развития образования РФ, направленный на совершенствование управления реализацией государственной программы «Развитие образования» на период 2018-2025 гг. и национального проекта «Образование» на период 2024-2030 гг. На основе использования методов ранговой корреляции и с учетом действующих сегодня законодательных актов и документов стратегического планирования рассматриваются различные варианты текущей, краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной нормативно-динамической оценки развития образования РФ. Делается вывод о слабой научной обоснованности и низкой результативности государственного стратегического планирования развития образования РФ.

Источники:

[1–8] см. в № 1(114)/2024. С. 99100.

9. Анализ госпрограмм – 2021. ГП–02 «Развитие образования» [Электронный ресурс]. URL:  https://ach.gov.ru/upload/

10. Федеральный закон от 08.12.2020 г. № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» [Электронный ресурс].  URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/

11. Heckman J.J. Policies to foster human capital. Research in Economics. 2000. Vol. 54. pp. 3–56.

12. Солдатов Р.В., Афонина И.А. Нормативно-динамический подход к оценке и анализу государственного стратегического планирования развития образования России. Часть 1. Микроэкономика. 2024. № 1. С. 94–100. https://doi.org/10.33917/mic-1.114.2024.94–100.

13. Отчет о промежуточных результатах экспертно–аналитического мероприятия по мониторингу хода реализации НПО, 2024. С. 31. [Электронный ресурс].  URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/

14. Российский статистический ежегодник, 2022. С. 189–215. [Электронный ресурс].  URL: https://rosstat.gov.ru/storage/

15. Доклада Федеральному Собранию РФ о реализации государственной политики в сфере образования (2023 год) [Электронный ресурс].  URL: http://static.government.ru/media/files/   

Нормативно-динамический подход к оценке и анализу государственного стратегического планирования развития образования России Часть 1

DOI: 10.33917/mic-1.114.2024.94-100

Предложен новый для России нормативно-динамический подход к оценке и анализу государственного стратегического планирования развития образования РФ, направленный на совершенствование управления реализацией государственной программы «Развитие образования» на период 2018-2025 гг. и национального проекта «Образование» на период 2024-2030 гг. На основе использования методов ранговой корреляции и с учетом действующих сегодня законодательных актов и документов стратегического планирования рассматриваются различные варианты текущей, краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной нормативно-динамической оценки развития образования РФ. Делается вывод о слабой научной обоснованности и низкой результативности государственного стратегического планирования развития образования РФ.

Источники:

1. Афонина И.А., Солдатов Р.В. Стратегический анализ развития образовательной сферы города Москвы в ХХI веке // Микроэкономика. 2021. № 1 (96). С. 88–102.

2. Гуськов Ю.В., Солдатов Р.В. Государственная образовательная политика России в ХХI веке и стратегические перспективы ее дальнейшей реализации // ВЕСТНИК Московского городского педагогического университета. СЕРИЯ «Экономика». 2020. № 4 (26). С. 83–99.

3. Кендалл Морис Дж. Ранговые корреляции

/ пер. с англ., науч. ред. и предисл. Е. М. Четыркина и Р. М. Энтова. М.: Статистика, 1975. 214 с.

4. Ломовцева О.А., Солдатов Р. В. О нормативно-динамическом анализе стратегических целей и задач национального проекта «Образование» // Экономико-управленческий конгресс: сборник статей по материалам Международного научно-практического комплексного мероприятия НИУ «БелГУ», 10–11 ноября 2022 г. / Отв. ред. В. М. Захаров. Белгород. ИД «БелГУ». НИУ «БелГУ», 2022. С. 63–69.