Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «образование»


Отбор и подготовка кадров для структур с критическими когнитивными и психологическими нагрузками в условиях сложных специальных ситуаций (операций)

DOI: 10.33917/es-2.194.2024.78-87

Целый ряд разного рода критических ситуаций (от природных и техногенных катаклизмов до попыток переворота и военных действий), которые имели место прежде всего в самый последний период жизни нашей страны, продемонстрировал значительно более серьезные, близкие к предельно возможным нагрузки на сотрудников силовых и других ведомств, чем это предусматривалось в течение многих постсоветских лет. Стало ясно, что нужны новые, более жесткие и эффективные, технологии формирования и развития компетенций специалистов. Цель статьи — разработка инструментария и методических рекомендаций осуществления отбора и подготовки кадров для работы или службы в структурах, функционирование которых предусматривает критические когнитивные и психологические нагрузки, в том числе в условиях сложных специальных ситуаций (операций).

Источники:

1. Агеев А.И., Логинов Е.Л., Голублев А.А. Специальная подготовка кадров в интересах государственных ведомств для выполнения особо важных задач в сложных условиях с критической интеллектуальной и психологической нагрузкой на сотрудников// Новые технологические вызовы: проблемы цифровой трансформации систем управления: Материалы международной конференции. М.: МНИИПУ, 2019. С. 9–11.

2. Гайнуллин Д.Е., Кодзов Т.Н. Применение цифровых технологий обучения в образовательных организациях МВД России // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 79-1. С. 111–113.

3. Агеев А.И., Логинов Е.Л., Шкута А.А. Нейрооперирование поведением когнитивных агентов на основе электронной семантической интерпретации состояний сознания и психики с эффектами погружения, присутствия и единения с виртуальной реальностью // Микроэкономика. 2020. № 1. С. 5–12.

Нормативно-динамический подход к оценке и анализу государственного стратегического планирования развития образования России. Часть 2

DOI: 10.33917/mic-2.115.2024.92-105

Предложен новый для России нормативно-динамический подход к оценке и анализу государственного стратегического планирования развития образования РФ, направленный на совершенствование управления реализацией государственной программы «Развитие образования» на период 2018-2025 гг. и национального проекта «Образование» на период 2024-2030 гг. На основе использования методов ранговой корреляции и с учетом действующих сегодня законодательных актов и документов стратегического планирования рассматриваются различные варианты текущей, краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной нормативно-динамической оценки развития образования РФ. Делается вывод о слабой научной обоснованности и низкой результативности государственного стратегического планирования развития образования РФ.

Источники:

[1–8] см. в № 1(114)/2024. С. 99100.

9. Анализ госпрограмм – 2021. ГП–02 «Развитие образования» [Электронный ресурс]. URL:  https://ach.gov.ru/upload/

10. Федеральный закон от 08.12.2020 г. № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» [Электронный ресурс].  URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/

11. Heckman J.J. Policies to foster human capital. Research in Economics. 2000. Vol. 54. pp. 3–56.

12. Солдатов Р.В., Афонина И.А. Нормативно-динамический подход к оценке и анализу государственного стратегического планирования развития образования России. Часть 1. Микроэкономика. 2024. № 1. С. 94–100. https://doi.org/10.33917/mic-1.114.2024.94–100.

13. Отчет о промежуточных результатах экспертно–аналитического мероприятия по мониторингу хода реализации НПО, 2024. С. 31. [Электронный ресурс].  URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/

14. Российский статистический ежегодник, 2022. С. 189–215. [Электронный ресурс].  URL: https://rosstat.gov.ru/storage/

15. Доклада Федеральному Собранию РФ о реализации государственной политики в сфере образования (2023 год) [Электронный ресурс].  URL: http://static.government.ru/media/files/   

Нормативно-динамический подход к оценке и анализу государственного стратегического планирования развития образования России Часть 1

DOI: 10.33917/mic-1.114.2024.94-100

Предложен новый для России нормативно-динамический подход к оценке и анализу государственного стратегического планирования развития образования РФ, направленный на совершенствование управления реализацией государственной программы «Развитие образования» на период 2018-2025 гг. и национального проекта «Образование» на период 2024-2030 гг. На основе использования методов ранговой корреляции и с учетом действующих сегодня законодательных актов и документов стратегического планирования рассматриваются различные варианты текущей, краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной нормативно-динамической оценки развития образования РФ. Делается вывод о слабой научной обоснованности и низкой результативности государственного стратегического планирования развития образования РФ.

Источники:

1. Афонина И.А., Солдатов Р.В. Стратегический анализ развития образовательной сферы города Москвы в ХХI веке // Микроэкономика. 2021. № 1 (96). С. 88–102.

2. Гуськов Ю.В., Солдатов Р.В. Государственная образовательная политика России в ХХI веке и стратегические перспективы ее дальнейшей реализации // ВЕСТНИК Московского городского педагогического университета. СЕРИЯ «Экономика». 2020. № 4 (26). С. 83–99.

3. Кендалл Морис Дж. Ранговые корреляции

/ пер. с англ., науч. ред. и предисл. Е. М. Четыркина и Р. М. Энтова. М.: Статистика, 1975. 214 с.

4. Ломовцева О.А., Солдатов Р. В. О нормативно-динамическом анализе стратегических целей и задач национального проекта «Образование» // Экономико-управленческий конгресс: сборник статей по материалам Международного научно-практического комплексного мероприятия НИУ «БелГУ», 10–11 ноября 2022 г. / Отв. ред. В. М. Захаров. Белгород. ИД «БелГУ». НИУ «БелГУ», 2022. С. 63–69.

Япония-2040: диалектика трансгуманизма и общество будущего

DOI: 10.33917/es-5.191.2023.78-93

Проведенный анализ сути, содержания и форм сценарного состояния Японии в 2040 г., отраженных в 11-м Научно-техническом прогнозе NISTEP 2019 г., выявил ряд концептуальных диалектических противоречий. Они сводятся к вопросу о допустимости и целесообразности изменения природы человека ради обеспечения его благополучного, безопасного, наполненного смыслом и счастливого существования. Предлагается к дискуссии вывод о неизбежности трансгуманизации человечества в масштабах отдельной страны (Японии) и всего мира, учитывая характер стоящих перед ним больших вызовов. Отмечается возможность удержания их исторического развития в условно-гуманистическом русле, учитывая акцент социальных реформ в Японии, отраженных в 6-м Базовом плане научно-технического и инновационного развития страны, на построении общества наиболее полной реализации и использования интеллектуального потенциала человека.

 
Источники:
 
1. The 10th Science and Technology Foresight Scenario Planning from the Viewpoint of Globalization. Summary Report [Электронный ресурс]. Science and Technology Foresight Center, National Institute of Science and Technology Policy (NISTEP), Ministry of Education, Culture, Sports, Science and Technology (MEXT). September, 2015. URL: https://nistep.repo.nii.ac.jp/records/4491

2. Report on the 5th Science and Technology Basic Plan [Электронный ресурс]. Council on Science, Technology and Innovation. Cabinet office, Government of Japan. December 18, 2015. URL:

https://www8.cao.go.jp/cstp/kihonkeikaku/5basicplan_en.pdf

3. Toward Realization of the New Economy and Society — Reform of the Economy and Society by Deepening of the “Society 5.0” — Outline [Электронный ресурс]. Keidanren (Japan Business Federation). April 19, 2016. URL: https://www.keidanren.or.jp/en/policy/2016/029_outline.pdf

4. Мамедьяров З.А. Дорога к «Обществу 5.0» [Электронный ресурс]. Эксперт. 2018. № 44. URL: https://expert.ru/expert/2018/44/doroga-k-obschestvu-5_0/?ysclid=llm6l4drah852037971

5. Уэмура Н.М. «Общество 5.0» — взгляд Mitsubishi Electric [Электронный ресурс]. Экономические стратегии. 2017. № 4. С. 122–131. URL: https://www.inesnet.ru/wp-content/mag_archive/2017_04/es2017-04-122-131_Uemura_Noritsugu.pdf

6. Mitsubishi Electric представила платформу e-F@ctory российским компаниям [Электронный ресурс]. ООО «Мицубиси Электрик (РУС)». 2017. 20 июля. URL:https://ru.mitsubishielectric.com/ru/news/releases/local/2017/0720-a/pdf/170720-a_local_ru_ru.pdf

Образование, наука, культура и будущее России

DOI: 10.33917/es-2.188.2023.72-79

Во все времена вопросы воспитания и образования представляли собой ядро, фундамент, краеугольный камень существования и развития общества и государства. И по сей день нас восхищает наука и культура древности — Греция, Египет, Израиль, Индия, Китай, Рим, и т.д. Развитие общества и государства непосредственно связано с тем вниманием, которое уделяется образованию и воспитанию молодежи. Автор делает вывод — когда классическую науку стараются заменить различными модными предметами, это есть посягательство на святая святых, это попытка принизить, унизить, сковать свободу развития человеческого разума.

Источники:

1. Последствия капитализма: Интервью американского ученого и общественного деятеля Ноама Хомского [Электронный ресурс] // YouTube. 2021. Октябрь. URL: https://www.youtube.com/watch?v=JLTdQ4qg1pc.

2. Майкл Р. Блумберг: Колледжи должны вернуть требования к тестированию [Электронный ресурс] // Bloomberg. 2022. 26 октября. URL: https://www.bloomberg.com/opinion/articles/2022-10-26/us-colleges-should-bring-back-sat-and-act-test-requirements.

3. Академик В.И. Арнольд: Путешествие в хаосе [Электронный ресурс] // Наука и жизнь. 2000. № 12. URL: https://www.nkj.ru/archive/articles/5174/

4. Владимир Арнольд: Опасаться компетентных соперников очень естественно для начальников [Электронный ресурс] // РУТ МИИТ. 2010. 3 июня. URL: https://miit.ru/news/100755.

Стратегический анализ развития образовательной сферы города Москвы в XXI веке

DOI: 10.33917/mic-1.96.2021.88-102

В контексте важнейших законодательных актов и документов стратегического планирования в России, национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации до 2030 года, анализируются состояние и перспективы развития образовательной сферы Москвы в ХХI в. Выявлены внешние и внутренние противоречия и вызовы развитию сферы образования в столице РФ, связанные с доминированием технократических и либерально – рыночных подходов к стратегическому планированию и управлению образованием в городе Москве. Обозначены в этой связи стратегические ориентиры и перспективы развития образования в московском мегаполисе в среднесрочной перспективе до 2024 г.

Источники:

1. Бюджетный прогноз Российской Федерации на период до 2036 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.minfin.ru/ common/upload/library/2019/04/main/Budzhetnyy_prognoz_2036.pdf (дата обращения: 14.03.2020).

2. Вершинин С.И. Управление проектами в образовании. М.: Центр новых технологий, 2017. 39 с.

3. Государственная программа города Москвы «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)» – в редакции постановления Правительства Москвы от 27 марта 2018 г. № 233-ПП [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mos.ru/donm/documents/stateprogrammetropolitaneducation/view/214011220/ (дата обращения: 19.11.2020).

4. Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012 – 2016 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mos.ru/upload/photobank/ common/upload/programma_obrazovanie.pdf (дата обращения: 19.11.2020).

5. Гуськов Ю.В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие/Ю.В. Гуськов.  М.: Альфа-М, 2019. 448 с.

6. Зуева А.Н., Рябков О.А. Анализ системы общего, среднего и высшего професси­онального образования города Москвы // Вестник Московского государствен­ного областного университета. Серия: Экономика. 2018. № 3. С. 76-86.

Концептуальные основы совершенствования механизмов управления развитием социальной инфраструктуры территории

DOI: 10.33917/mic-6.89.2019.73-79

Алгоритм выбора стратегических приоритетов развития социальной инфраструктуры рассматривается авторами как механизм управления территориальными социально-экономическими системами (ТСЭС).  Применяемый подход дополнен проведением мониторинга состояния здравоохранения и образования на основе опроса непосредственных потребителей социальных услуг на всех этапах разработки стратегии. Для определения приоритетных направлений совершенствования социальной инфраструктуры предложена методика оценки динамики основных показателей социальной сферы ТСЭС. Она основывается на определении приращения количественных параметров объектов систем здравоохранения и образования. Преимуществом методики является возможность использования общедоступных статистических данных.

Источники:

1. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2018: Стат. сб. / Росстат. М., 2018. 1162 с.

2. Андреева Н.Ю., Гарипова З.Ф. Роль образования в формировании трудового потенциала // Креативная экономика. 2012. № 7. С. 106-112.

3. Гарипов Ф.Н., Гарипова З.Ф. К проблеме институционального развития экономики. // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2016. №4 (18). С. 21-31.

4. Гарипов Ф.Н., Гарипова З.Ф. Территориальные аспекты развития социально-экономических систем // Современные проблемы науки и образования. 2013.  №2. С. 375.

5. Гарипова З.Ф., Андреева Н.Ю. Образование как стратегический приоритет развития трудового потенциала территориальных социально-экономических систем в условиях глобальных вызовов// Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 4-6 (42). С. 26-29.

6. Халитова Л.Р. Анализ состояния здоровья населения Республики Башкортостан // Наука и практика регионов. 2019. №3 (16). С.66-71.

К вопросу о сословности в современном российском обществе

DOI: 10.33917/es-4.170.2020.114-119

Автор анализирует идущий в России подспудный процесс воссоздания сословного общества, имеющий целью ликвидацию существовавшего в Советском Союзе общества равных возможностей

Источники:

1. Ключевский В.О. История сословий в России. М.: Книга по требованию, 2012.

2. Кордонский С.Г. Сословная структура постсоветской России. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2008.

3. Шкаратан О.И. Социология неравенства. Теория и реальность // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». М.: ИД Высшей школы экономики, 2012.

4. Кордонский С.Г., Дехант Д.К., Маляренко О.А. Сословные компоненты социальной структуры России: гипотетикодедуктивный анализ и попытка моделирования // Мир России. 2012. № 2.

5. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Гарант. URL: https://base.garant.ru/12136354/

6. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 18 июля 2019 г.) «О полиции» [Электронный ресурс] // Гарант. URL: https://base.garant.ru/12182530/

7. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (ред. от 29 мая 2019 г.) «О воинской обязанности и военной службе» [Электронный ресурс] // Гарант. URL: https://base.garant.ru/178405/

8. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 (ред. от 26 июля 2019 г.) «О прокуратуре Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Гарант. URL: https://base.garant.ru/10164358/

9. Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» [Электронный ресурс] // Кодекс. URL: http://docs.cntd.ru/document/9040821

Что значит управлять экономикой в интересах человека

DOI: 10.33917/es-1.167.2020.118-125

В статье рассматриваются сегодняшние проблемы экономической науки, которая должна участвовать в государственном целеполагании и стратегическом планировании и стать учением о законах производства, направленным на всестороннее развитие человека. Нравственное начало должно пронизывать всю экономику. В ХХI в. особое внимание следует уделять системе образования и воспитания. Для воспитания нового человека необходимо реконструировать общество в соответствии с его традиционными устоями

Источники:

1. Антонов М.Ф. НТР: роль человеческого фактора. М.: Молодая гвардия, 1987. 223 с.

2. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление / Отв. ред. А.Л. Яншин. М.: Наука, 1991.

3. Моисеев Н.Н. Экология человеческими глазами и математика: Человек, природа и будущее цивилизации. М.: Молодая гвардия, 1988. 251 с.

4. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. М.: Эксмо, 2017. 800 с.

5. Салтыков-Щедрин М.Е. Господа ташкентцы. Картины нравов. М.: Книга по требованию, 2011. 284 с.

6. Олейников А.А. Политическая экономия национального хозяйства. М.: Институт русской цивилизации, 2010. 1184 с.

7. Посошков И.Т. Книга о скудости и богатстве. М.: ИД «Экономическая газета», 2011. 424 с.

8. Федоткин В.Н. Выразитель русской души // Советская Россия. 2019. 30 мая. Приложение «Отечественные записки». 2019. № 8. С. 13–14.

9. Емельянов Ю.В. VOSPITANIE [Электронный ресурс] // Советская Россия. 2019. 30 мая. URL: http://www.sovross.ru/articles/1846/44172.

 

Особенности организации подготовки кадров для приоритетных направлений развития науки и техники

DOI: 10.33917/es-8.166.2019.146-150

Целью работы является формирование подходов к обеспечению эффективности развития кадрового потенциала в сфере исследований и разработок. Поставлена проблема изучения новых возможностей организации подготовки кадров для реализации приоритетных направлений, определенных нацпроектом «Наука». Рассмотрены методологические аспекты обеспечения соответствия профессиональных компетенций работников уровню технологий нового уклада, а также соответствия характеристик их межличностного взаимодействия системным требованиям к адаптивности управления производством при ускорении технологического развития

Источники:

1. Миндели Л.Э., Остапюк С.Ф., Кошкарева О.А. Механизм формирования приоритетов развития фундаментальных научных исследований // Экономические стратегии». 2017. № 4. С. 96–109.

2. К обеспечению образовательного процесса в области моделирования систем // Качество. Инновации. Образование. 2007. № 9. С. 39–50.

3. Цветкова Л.А., Кураков Ф.А., Черченко О.В. Оценки рисков при выборе направлений исследований в качестве научно-технологических приоритетов на примере технологий полногеномного секвенирования // Экономика науки. 2015. № 1. С. 164–174.

4. Юркевич Е.В. Механизмы обеспечения функциональной надежности в образовании. М.: ФГУП «ПИК ВИНИТИ», 2008. 68 с.

5. Маслова Н.В., Юркевич Е.В. Голографические мыслеобразы: рождение, управление, трансформация. М.: Традиция, 2017. 224 с.

6. Юркевич Е.В., Секерин В.Д. Логистика образования — наука об управлении передачей знаний // Информатизация науки и образования. 2011. № 4. С. 192–203.