Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «Национальный проект»


Кадровые проблемы оборонно-промышленного комплекса: подходы к решению

DOI: 10.33917/es-3.195.2024.138-143

Значимость рассмотрения указанной проблемы обусловлена тем, что с началом Специальной военной операции возросли объемы государственного оборонного заказа, что в свою очередь повлекло необходимость привлечения новых кадров на предприятия. Однако, перейдя на усиленный режим работы, предприятия оборонно-промышленного комплекса столкнулись с острейшей проблемой нехватки квалифицированных кадров. Проведенный анализ показал, что существенное негативное влияние на численность кадров на рынке труда оказывает неблагоприятная демографическая ситуация в стране: сокращается численность населения моложе трудоспособного возраста, наблюдается снижение численности занятых в возрастных группах от 15–29 лет, а также происходит отток с предприятий молодых работников. Кроме того, серьезной проблемой отечественных предприятий является низкий уровень производительности труда, что также оказывает отрицательное влияние на решение задач по обеспечению требуемых объемов производства. Предлагается возможный подход к решению обозначенной проблемы за счет активного внедрения на предприятиях оборонно-промышленного комплекса методов бережливого производства.

Источники:

1. Мантуров оценил потребности ОПК в 16 000 специалистов [Электронный ресурс]. Ведомости. 2023. 24 июля. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/news/2023/07/24/986662-manturovotsenil-potrebnosti-opk-v-16-000

2. Максимова Е. В бой идут старики: оборонные заводы страны не могут набрать рабочих [Электронный ресурс]. 2023. 19 января. URL: https://newizv.ru/news/2023-01-19/v-boy-idut-starikioboronnye-zavody-strany-ne-mogut-nabrat-rabochih-394312

3. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2020 г. № 2369 «О государственном плане подготовки кадров со средним профессиональным и высшим образованием для организаций оборонно-промышленного комплекса на 2021–2030 годы» [Электронный ресурс]. Кодекс. URL: https://docs.cntd.ru/document/573275758

Развитие и экологическая безопасность территорий Арктической зоны

DOI: 10.33917/mic-3.110.2023.59-71

В статье рассмотрены основные направления создания новой и совершенствования существующей инфраструктуры на территориях Арктической зоны Российской Федерации, обеспечивающих круглогодичное функционирование Северного морского пути как перспективной международной морской магистрали. Проанализированы строящиеся на побережье морей Северного ледовитого океана заводы по производству сжиженного природного газа, порты, железные дороги, позволяющие увеличить объемы морских перевозок, суда ледокольного флота, обеспечивающие повышение скорости доставки грузов в страны Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского бассейна.   Кроме того, приведены факторы, позволяющие улучшить условия и качество жизни населения регионов исследуемой территории, к которым относятся объекты, улучшающие энергоснабжение. Проводится анализ основополагающих документов развития Арктической зоны, утвержденных Президентом и Правительством Российской Федерации. Представлена динамика основных показателей из ежегодной государственной статистической отчетности, которые характеризуют изменение уровня загрязнения атмосферы и поверхностных водных объектов и определяют уровень экологической безопасности исследуемых территорий Арктической зоны РФ.

Источники:

1. Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года: Указ Президента РФ от 5 марта 2020 г. № 164. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73606526/?ysclid=leipxu0360530940135

2. О стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности до 2035 года: Указ Президента РФ от 26 октября 2020 г. № 645. URL:  https://base.garant.ru/74810556/?ysclid=leiptmnf9732603907

Экономическая устойчивость процессов в арктических регионах России

DOI: 10.33917/mic-2.109.2023.82-92

В статье рассмотрены различные подходы к понятию «устойчивость», которые существуют в научной литературе и применяются на практике. Приводятся три методики – две известных и одна авторская, которые были использованы для определения количественной    оценки степени экономической и финансовой устойчивости территорий. К ним отнесены четыре регионы Арктической зоны РФ – субъекты Российской Федерации и три макрорегиона, в состав которых входят исследуемые регионы. Показатели, применяемые для проведения такой оценки, разделены на группы по признакам: принадлежность к национальным проектам, вид шкалы оценок, принадлежность к внешним или внутренним факторам экономической среды, принадлежность к доходам или расходам консолидированного бюджета региона. Исследуется и дифференцируется степень влияния внешних факторов – показателей состояния и развития демографической и природной сред на экономическую устойчивость территории. Проводится сравнительный анализ позиций трех макрорегионов Российской Федерации и четырех регионов ее Арктической зоны по степени экономической и финансовой устойчивости. Определены ранги позиции каждого региона и макрорегиона на основе полученных результатов проведенного сравнительного анализа по исследуемым показателям. Такое ранжирование позиций позволит определить возможные стратегические направления и очередность их реализации, а также критерии повышения степени экономической устойчивости развития арктических территорий РФ.

Источники:

1.       Babkin N., Bespalova S., Senetskaya L., Skotarenko O. Tools for digitalization of economic processes for supporting management decision-making in the Arctic region // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2019. Volume 302 Issue 1. 6 August. No 012147.

Предпосылки и цели развития мелкобуржуазного сектора экономики в России

DOI: 10.33917/mic-1.108.2023.36-45

В статье определяются предпосылки проведения нескольких буржуазных реформ в XIX в. на территории Российской империи, а также разделение буржуазии как класса собственников средств производства, то есть капитала, на три группы – мелкую, среднюю и крупную. Исходя из принятого 07 мая 2018 г. Указа президента РФ № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» делается вывод, что национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», и включающий соответствующие цели и критерии их достижения, ориентированы на возрождение мелкой буржуазии как собственников капитала.

Анализ пяти целей этого национального проекта и критериев их достижения показал ожидаемую (планируемую) ежегодную динамику развития этого сектора экономики до 2024 г. Сопоставление объемов финансирования соответствующих пяти федеральных проектов, входящих в состав исследуемого национального проекта, из трех источников финансирования – государственного федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов (регионов) РФ, внебюджетных фондов, позволило выделить наиболее приоритетные по объемам финансирования федеральные проекты.

Проанализировав структуры производства сельскохозяйственной продукции крестьянскими и индивидуальными хозяйствами населения авторы выявили достаточно четкое разделение секторов производства между этими двумя категориями хозяйств.

 
1. 2024 года: Указ Президента Российской Федерации № 204 от 7 мая 2018 г. (ред. от 21.07.2020). – Доступ из информационно-правовой системы «Гарант».

2.   Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (утв.  Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальны проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. №16). URL: http://static.government.ru/media/files/qH8voRLuhAVWSJhIS8XYbZBsAvcs8A5t.pdf

Состояние и возможности социального развития регионов Арктической зоны Российской Федерации

DOI: 10.33917/mic-3.104.2022.63-74

В статье представлены результаты сравнительного анализа позиций регионов Арктической Зоны по состоянию социальной (демографической) среды. Такой анализ проводится с целью выявить достигнутые ранее количественные характеристики социальных (демографических) процессов и ранжирования позиций регионов в базисном году начала реализации на территории Российской Федерации национального проекта «Демография» и соответствующих пяти федеральных проектов. Изучение утвержденных критериев реализации национального проекта «Демография» как перечня показателей ежегодной государственной статистической отчетности, подлежащих мониторингу, позволило выявить проблему, суть которой заключается в том, что: утвержденный перечень показателей является   недостаточным; количественные результаты реализации федеральных проектов,  планируемые на 2022 г. и прогнозируемые на 2024 г.,  существуют лишь по некоторым  показателям из утвержденного  перечня; в федеральных проектах в качестве критериев предлагаются показатели, которые не содержатся в ежегодной государственной статистической отчетности, что не позволяет провести анализ состояния социальной (демографической) среды; содержащиеся в федеральных проектах критерии, которые являются показателями ежегодной государственной статистической отчетности,  официально не утверждены.

Источники:

1. Babkin N., Bespalova S., Senetskaya L., Skotarenko O. Tools for digitalization of economic processes for supporting management decision-making in the Arctic region. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science Volume 302 Issue 1. 6 August. No 012147 4th International Scientific Conference on Arctic: History and Modernity; Saint Petersburg; Russian Federation 17-18 April 2019. 151045

2. Бабкина Л., Скотаренко О. Особенности квалиметрического подхода в региональных исследованиях. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2013. №5. С. 161-165.

Цифровизация процесса потребления электроэнергии в жилых домах Арктической зоны

DOI: 10.33917/mic-2.103.2022.75-84

В статье выявлены причины, негативно влияющие на экономическое состояние и развитие электроэнергетики в городах Мурманской области, и обоснована необходимость создания интеллектуальных систем управления потреблением электрической энергии населением на основе цифровизации процесса учета.  В частности, большие объемы требуемых энергетических ресурсов на территории Арктической зоны, их ограниченность и нерациональное потребление обусловили необходимость реализации проекта «Умный дом» в рамках национальных проектов «Жилье и городская среда» и «Цифровая экономика».  К основным результатам этого проекта относятся: сокращение уровня дебиторской задолженности населения за поставляемую электроэнергию, снижение затрат на снятие, прием и обработку показаний приборов индивидуального учета, повышение эффективности ввода ограничений для режимов потребления, повышение экономической эффективность деятельности отрасли; обеспечение безопасности проживания населения в жилых домах.

Источники:

1. О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии, Постановление Правительства РФ от 4 мая 2012 г. №442 (ред. от 29.12.2020), Собрание законодательства РФ. 07.01.2013. №1. ст. 45.

2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации, Федеральный закон №522-ФЗ от 27 декабря 2018 г., Собрание законодательства РФ. 31.12.2018. №53 (часть I). ст. 8448

3. Паспорт национального проекта «Жилье и городская среда», утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 №16. Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://base.garant.ru/72190282/

Жилищно-строительная экосистема: технологический прорыв

DOI: https://doi.org/10.33917/es-2.182.2022.72-85

В статье на основе проведенного методологического анализа и привлечения обширных эмпирических данных предложен оригинальный подход к разработке исходных позиций концепции формирования жилищно-строительных экосистем. Рассматриваются основные критерии оценки целесообразности использования новой организационной формы для осуществления планов достижения стратегических социально-экономических целей, стоящих перед страной, и реализации перспективной стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства. В качестве ядра строительной экосистемы предложено избрать технологический инжиниринг. В статье сформулирован ряд практических рекомендаций

Источники:

1. Мы говорим о программе развития Сибирского региона на десятилетия [Электронный ресурс] // РБК. 2021. 6 сентября. URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2021/09/06/6131fab69a79471a71a0b412.

2. Гришкин И.И. Понятие информации. М.: Наука, 1973. С. 12.

3. Ванисова Е. Трансформация науки в элемент маркетинга не безобидна // НГ-наука. 2021. 22 сентября.

4. Что такое экосистема // Профиль. 2021. № 48–49. 20 декабря. С. 48.

5. Цуцуми С. Пути перемен. М.: Прогресс, 1982. С. 97.

6. Прорабы перекройки [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. 2021. 16 декабря. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5130609.

7. Мысли-НеМысли [Электронный ресурс] // Telegram. 2021. 9 декабря. URL: https://telegram.me/mislinemisli/9912.

8. Если ты не умеешь быть девелопером, то становись подрядчиком [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. 2022. 12 января. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5157145?query=Щербина.

9. Путин: строительный комплекс станет локомотивом роста при восстановлении экономики [Электронный ресурс] // ТАСС. 2020. 16 апреля. URL: https://tass.ru/ekonomika/8261871.

10. Борисов Д. Другого качества стройка [Электронный ресурс] // Ведомости. 2022. 26 января. URL: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2022/01/25/906386-drugogo-kachestva.

Методические подходы к оценке состояния и уровня загрязнения компонентов окружающей среды в регионах

DOI: 10.33917/mic-3.98.2021.95-103

В статье рассматриваются международные и российские документы, определяющие стратегические направления, цели и планы природоохранной деятельности. Выяснено, что в основном все международные соглашения регулируют мероприятия по охране воздушного бассейна и сохранению лесных массивов планеты, сокращению выбросов вредных и загрязняющих веществ в атмосферу. В РФ эти мероприятия регламентируются национальными проектами, например, проектом «Экология».  Авторами предложены методики, позволяющие проводить анализ состояния компонентов окружающей среды, уровня их загрязнения и затрат на охрану окружающей среды на основе имеющихся данных ежегодной статистической отчетности Российской Федерации.

Источники:

 

1. Концепция устойчивого развития территорий стран Конференция ООН по окружающей среде и развитию. Нью-Йорк. 1993. Т.1-3.

2. Россия сообщила о своем первом определяемом на национальном уровне вкладе в реализацию Парижского соглашения. 2020. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/news/rossiya_soobshchila_o_svoem_pervom_opredelyaemom_na_nacionalnom_urovne_vklade_v_realizaciyu_parizhskogo_soglasheniya.html (дата обращения: 14.03.2021).

3. Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики. 2020. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://e-cis.info/upload/iblock/520/520a5eee087274f9007f341e5865b0b3.pdf (дата обращения: 14.03.2021).

4. О проведении в Российской Федерации Года экологии: Указ Президента Российской Федерации от 05.01.2016 г. № 7. – Доступ из информационно-правового портала «Гарант».

5. На пути к Глобальному пакту по от 10 мая 2018 г. окружающей среде: Резолюция A / 72 / L.51. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.un.org/ru/ga/72/docs/72res3.shtml (дата обращения: 18.03.2021).

6. Панасенко С. Зеленый Париж. 2015. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://green-city.su/zelyonyj-parizh/ (дата обращения: 18.03.2021).

Проблемы реализации экономической политики на примере Республики Дагестан

DOI: 10.33917/mic-1.96.2021.81-87

В статье исследованы подходы к характеристикам депрессивных регионов и сделан вывод, что данные критерии необходимо рассматривать в совокупности с потенциалом региона по осуществлению воспроизводственных процессов в основных сферах деятельности и ресурсами для экономического роста. Дана оценка механизму реализации экономической политики Республики Дагестан и определены основные проблемы, препятствующие эффективности ее реализации. Дана оценка приоритетам экономического развития Республики Дагестан и предложены задачи по их реализации.

Источники:

1. Указ Президента Российской Федерации № 193 от 25.04.2019 г. «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации». – Доступ из справочной правовой системы КонсультантПлюс.

2. Мусиева П.А., Гаджимусаев М.Г. Значение развития услуг сотовой связи для экономики депрессивного региона //Региональные проблемы преобразования экономики. 2009. №2 (19). С. 336-342.

3. Мансуров П.М., Мансурова Г.И. Критерии оценки депрессивности региона // Угрозы и безопасность. 2012. № 25(166). С. 44.49.

4. Абалкин Л.И. Экономическая энциклопедия. М.: Экономика 1999.  1055 с.

5. Гаджиев Н.Г., Эльдаров Э.М. Регионообразующие отрасли Дагестанской экономики: проблемы и перспективы //Вестник Дагестанского государственного университета. 2019. Т.34. № 4. С.7-12.

6.Федосеев И.В., Чепаченко Н.В., Юденко М.Н. Территориальное планирование воспроизводственных процессов в регионе: монография / Федосеев И.В., Чепаченко Н.В., Юденко М.Н., W. Budner Waldemar, Cалов А.А., Ковалевская О.С. СПб.: СПбГЭУ, 2019.  123 с.

Жилищная политика и национальное проектирование: эскиз дорожной карты

DOI: 10.33917/es-8.166.2019.83-93

Одной из острых социальных проблем в России продолжает оставаться обеспечение нуждающихся россиян достойным жильем. Отсутствие возможностей у населения удовлетворить свои жилищные потребности препятствует полноценному развитию личности, снижает демографическую активность, что в итоге приводит к замедлению экономического роста страны. Противодействовать нарастающей негативной тенденции можно и нужно совершенствованием жилищной политики, положив в ее основу объединение усилий государства, науки и бизнеса путем активного внедрения современных организационных форм и инструментов управления. Системным решением накопившихся проблем может стать национальный проект «Жилье и городская среда». Его реализация требует развития современной концепции жилищного строительства, дополненной преимуществами, средствами и профессионализмом государственной и корпоративной систем управления на базе партнерских отношений, законодательно закрепленных как государственно-частное партнерство.

Источники:

1. «Регуляторная гильотина» оказалась не для всех [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. 2019. 27 июня. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4013526.

2. Нацпроектам не хватает песка и щебня [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. 2019. 7 мая. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3962486.

3. Водолазский С.В., Щукин Е.Ю. Государственно-частное партнерство как основа формирования кластеров [Электронный ресурс] // Молодой ученый. URL: https://moluch.ru/archive/39/4665/